ул. Пушкинская, 175А

Взыскующий сущел: 135 лет со дня рождения Велимира Хлебникова

1 ноября 2020 - 30 ноября 2020
Выставочная зона (2 этаж)

Смотреть видеообзор к выставке
"Взыскующий сущел: 135 лет со дня рождения Велимира Хлебникова"

Среди замечательных русских поэтов, которые начинали задолго до революции и сразу после Октября со всей страстью отдали свой талант новой жизни, Велимир Хлебников занимает особое место. Во всем, что он делал в поэзии, чувствовалась связь с такими методами познания объективного мира, которые, конечно, составляют опору и для искусства, но которыми только наука распоряжается полновластно. Поэт в Хлебникове спорил с ученым, а если сказать точнее, то поэт вторгался в смежные области знания, прежде всего в историю и лингвистику, вполне свободно чувствуя себя и в такой области «далековатых идей», как математика. Для поэтов и для людей искусства Хлебников со своим энциклопедизмом, почти невероятным в XX веке, казался загадочным, его не всегда и не во всем доступная поэзия притягивала предчувствиями еще не познанного.

Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября 1886 года в деревне Малые Дербеты Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода Владимира Алексеевича Хлебникова, служившего попечителем Малодербетовского улуса. Отец происходил из семьи потомственных почетных граждан г. Астрахани, мать, Екатерина Николаевна – из петербургского дворянского рода. У Хлебниковых было пятеро детей, Виктор – третий из них. Только младшая сестра поэта пережила родителей.
В 1880-1890-е гг. семья несколько раз переезжала, так как отец получал назначения по службе в разные концы страны. В 1897 г. Виктор Хлебников поступил в третий класс гимназии в Симбирске, закончил гимназию в Казани в 1903 г. В том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.
Кроме изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией, философией. Еще ему легко давались языки, он занимался изучением японского языка и санскрита.
Свое первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора.

Начиная с 1904-го года, Виктор отправлялся в орнитологические экспедиции на север Урала и в Дагестан. Спустя два года он стал членом университетского Общества естествоиспытателей. Во время одной из экспедиций он обнаружил неизвестный до этого вид кукушек. Однако это было его первое и последнее открытие, Хлебников по-настоящему увлекся литературой.
В 1908 году Хлебников вернулся в Петербург и снова сошелся с университетским братством. Вначале он остановился на естественном факультете, но после знакомства с поэтами, представителями символизма, продолжил обучение на историко-филологическом.
Он начал бывать на поэтических «средах», организованных Вячеславом Ивановым, где произошло его знакомство с акмеистами. Именно тогда он взял себе псевдоним и стал подписываться - Велимир (в некоторых прижизненных и посмертных изданиях встречается написание Велемир).
Литературное направление, к которому принадлежали Хлебников и его друзья, ныне известно как кубофутуризм. Хлебников придумал для группы название «будетляне», желая показать свою независимость от образцов западноевропейского футуризма.

В 1912 году в Херсоне вышла первая книга Хлебникова «Учитель и ученик» - философский диалог с подзаголовком «О словах, городах и народах», где поэт впервые изложил в печати основы не только своей теории числовых закономерностей в мире, но и нетрадиционной лингвистики (в частности учение о «внутреннем склонении слов»), а также подверг критике современную русскую словесность.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, Хлебникова издают Д. Бурлюк, А. Крученых, и Матюшин.

На выставке представлены прижизненные издания поэта:

  • Требник троих : сб. стихов и рис. М. : Изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. 95 с.;
  • Бальмонт К., Иванов В., Ивнев Р. [и др.]. Мы : [сб. / изд.] Всерос. союз поэтов. М. : Чихи-Пихи, 1920

Работая в научных экспедициях, Хлебников увлекся калмыцкими астрологами зухарчи, которые предсказывали будущее по так называемым «зухарчин моди» Доскам судьбы. Одно из своих произведений Хлебников так и назвал – «Доски Судьбы». Он считал, что наш мир находится в зависимости от числовых закономерностей, и что все происходящие события повторяются через 317 лет. Материал, относящийся к «законам времени», Хлебников собирает в «Доски Судьбы» - характерное для Хлебникова произведение, в котором сочетаются поэтический и прозаический тексты, математические выкладки и философские эссе. Отныне он озабочен публикацией результатов своего открытия гораздо больше, чем публикацией стихов, однако при жизни поэта удалось напечатать только один отрывок («лист») из «Досок Судьбы». Хлебников успел подготовить к публикации еще два «листа», которые были изданы П. Митуричем вскоре после смерти поэта. Еще четыре «листа» были реконструированы и опубликованы только в 2000 году.

На выставке представлен 2 «лист» «Досок судьбы», изданный уже после смерти поэта.

Хлебников В. Отрывок из Досок Судьбы. (Л. 2) : [Судьбы отдельных народов]. М. : Тип. Т-ва «Худож. печатня», 1922.

Большой раздел выставки демонстрирует работы ведущих литературных критиков и современников Хлебникова о его жизни и творчестве. Среди экспонатов:

  • А. К. Записная книжка Лефа : [заметки о В. Хлебникове] // Новый Леф: журн. левого фронта искусств. 1928, № 2 (фев.).:
  • Брик О. М. Мы – футуристы // Новый Леф : журн. левого фронта искусств. 1927, № 8-9;
  • Петровский Д. Дмитрий Петровский : [автобиографические очерки]. М. : Федерация, 1929;
  • Чуковский К. Лица и маски : [сб. ст.]. СПб. : Шиповник, [1914];
  • Неймаер Е. О Велемире Хлебникове // Радуга : ежемес. лит.-худож. орган и обществ.-полит. журн. : Орган Правления Союза писателей Украины. 1965, нояб. и другие.

«Неизданный Хлебников» — под таким названием в конце тридцатых годов ХХ века "группа друзей" и Алексей Кручёных публиковали стеклографированные выпуски рукописей поэта тиражом всего 100–150 экземпляров. На выставке демонстрируются 5 выпусков этих замечательных изданий.

В мае 1922 года по приглашению художника П. Митурича Хлебников едет в деревню Санталово Новогородской губернии, где жила семья художника. К тому времени поэт был уже тяжело болен. 28 июня 1922 года Велимир Хлебников умер. Он был похоронен на погосте в деревне Ручьи, а в 1960 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Произведения Хлебникова переведены почти на все европейские языки, а также на корейский, японский, арабский и многие другие.

Поделиться:
Подбор литературы