2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Литературным жанром, наиболее близко стоящим к науке, является научная фантастика. Она опирается на современные достижения ученых и часто писателям-фантастам удается предсказать пути научно-технического прогресса. И чем крупнее талант автора, тем более точными получаются такие предсказания. Так, Жюль Верн описывал вертолёт («Робур-завоеватель»), самолёт («Властелин мира»), космический полёт («С Земли на Луну» и «Вокруг Луны»). Герберт Уэллс предсказал видеосвязь, центральное отопление, лазер, атомное оружие. Все это вызывает к классической научной фантастике рубежа XIX и ХХ вв. особый интерес.
Определение понятия «фантастика» – задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий в среде литературоведов.
Один из вариантов определения «фантастического» дал еще в 1890 году И. Ф. Анненский. «Что такое фантастическое?, – спрашивал он. – Вымышленное, чего не бывает и вообще не может быть».
Это «вымышленное», «придуманное», «нафантазированное» писателем в литературном произведении способно проявиться в очень и очень прихотливом разнообразии. Оно может представлять собой некую гипотезу, лежащую в основе сюжета (например, изобретение способа делать предметы и людей невидимыми в романе Г. Уэллса «Человек-невидимка»). Способно стать основой для создания модели социума («Туманность Андромеды» И.А. Ефремова, альтернативное настоящее нашей планеты в сатирической антиутопии К. Чапека «Война с саламандрами»), служить метафорой возможностей человеческого духа (умение героев летать в «Ариэле» А.С. Грина). Но оно также может существовать в тексте в виде художественной детали, наделенного чудесными свойствами предмета или промелькнуть в сновидении героя. Это многообразие воплощений необычайного и делает фантастику неисчерпаемой и притягательной для самых разных категорий читателей.
Вопрос о выделении фантастики в самостоятельный жанр встал в результате развития во второй половине XIX и начале XX вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения. Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины ХХ в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика – совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.
Особый интерес представляет вопрос о появлении фантастических произведений в литературе. Истоки фантастических сюжетов – в мифотворческом фольклорном сознании, прежде всего в волшебной сказке. Как отмечают исследователи античности, первичные жанры фантастики, утопия и фантастическое путешествие, были ещё и древнейшими формами повествования, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной европейской фантастики. В литературе Средневековья, Возрождения, Нового времени можно выделить большое количество произведений с фантастическими сюжетами и мотивами («Божественная комедия» Данте, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Потерянный рай» и «Возвращённый рай» Дж. Мильтона, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, философские повести Вольтера и др.). В эпоху романтизма многие писатели искали «прибежища в царстве фантазии», обращаются к её первоисточникам — собирали и обработали волшебные народные сказки и легенды (братья Гримм).
Совершенно другой тип фантастической литературы возникает в эпоху реализма, во второй половине XIX века. Бурное развитие научно-технического прогресса вдохновило писателей на создание произведений в которых смелое романтическое приключение сочеталось либо с описанием современных научных достижений (роман «Таинственный остров» Жюля Верна, где классическая робинзонада превращается, по мысли автора, в «роман о химии» с подробным описанием химических процессов и превращений), либо со смелым прогнозом развития технологий («Робур-завоеватель» Жюля Верна с описанием летательного аппарата, похожего на вертолет).
Фантастические произведения этого периода получили название у зарубежных литературоведов название «твёрдая научная фантастика» (hard science fiction). Для них характерно жёсткое следование известным на момент написания книги научным законам. В основе сюжета «твёрдой» научной фантастики лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники. Классикой «твёрдой» научной фантастики называют некоторые книги Жюля Верна («20 000 льё под водой», «Робур-завоеватель», «С Земли на Луну»), романы Артура Конана Дойля («Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна»), работы Герберта Уэллса, произведения Александра Беляева.
Что касается русской литературы, то среди литературоведов долгое время считалось, что в дореволюционной России почти не существовало научной фантастики. Действительно, фантастов такого масштаба, как Жюль Верн или Уэллс, русская литература не выдвинула. Однако мы можем назвать писателей, создавших отечественную традицию научно-фантастической прозы. Традицию пусть и не очень богатую, но достаточно прочную и действенную.
Первые фантастические мотивы в русской литературе появляются в XVIII веке, под влиянием философско-нравоучительных идей французских просветителей (Вольтера, Руссо, Монтескье). Для такого содержания хорошо подходила утопическая форма. Первым образцом утопии в русской литературе стало «Путешествие в землю Офирскую г-на С… швецкаго дворянина», созданная Михаилом Щербатовым в середине 80-х годов XVIII века. Князь Щербатов изображает в ней свое представление об идеальной российской монархии.
В «Новейшем путешествии, сочиненном в городе Белеве» Василия Левшина (1784 г.) описывается первое в русской литературе путешествие на Луну, на которой существует идеальное общество разумных существ.
На Луну отправляет читателя и декабрист Вильгельм Кюхельбекер в рассказе «Земля безглавцев», который содержит иносказательную сатиру на окружающую российскую действительность. В 1824 году появляются «Правдоподобные небылицы, или странствование по свету в двадцать девятом веке» Фаддея Булгарина - первое путешествие во времени в отечественной литературе. В нем автор описывает подводные корабли, воздушные дилижансы, устройства, напоминающие акваланги.
Наиболее значительным автором фантастических произведений в первой половине XIX века был Владимир Федорович Одоевский, тоже посвятивший свою неоконченную повесть «4338 год» описанию общества будущего. Он описывает «электроход», движущийся по туннелям, проложенным под морями и горными хребтами, управление климатом, успехи медицины, цветную фотографию. Как отмечают исследователи, в случае завершения книги, у Одоевского мог получиться роман жюль-верновского типа.
Особую роль в истории русской фантастики XIX века сыграл «Четвертый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» - первая коммунистическая утопия, описывающая счастливое общество будущего. Проявляли интерес к фантастическим мотивам и такие классики русского реализма, как И. С. Тургенев (повесть «Призраки», «После смерти (Клара Милич)», Ф. М. Достоевский («Сон смешного человека»), М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»). В этих произведениях можно выделить элементы условности, гротеска, гиперболы, иносказаний, символики - всех тех приемов, без которых не существует фантастики.
В 1880-е и 1890-е годы на русском языке активно издаются переводы зарубежной научной фантастики, увеличивается количество фантастических книг отечественных авторов. Стали появляться научно-фантастические рассказы К. Э. Циолковского, в которых он пропагандировал свои идеи покорения космического пространства с помощью реактивных приборов, идеи, блестяще подтвержденные развитием науки и техники. В предреволюционные годы фантастика утверждалась в русской литературе в широком тематическом и жанровом спектре - от привычных романов приключений с обоснованием инженерных гипотез до различных социальных утопий; от "реконструкции" воображаемых высоких цивилизаций далекого прошлого, в том числе Атлантиды, до развлекательной, нередко с мистическим налетом, беллетристики. Двойственность научно-технического прогресса определяет проблематику серьезных произведений, особенно перед первой мировой войной (например, "Жидкое солнце" А.И. Куприна).
Известный поэт Валерий Брюсов еще в 1907 году опубликовал свой первый прозаический сборник "Земная ось", куда входят наряду с фантастическими рассказами драматические сцены "Земля" - своеобразная фактастико-философская мистерия безотрадной машинной цивилизации будущего. Но это не помешало поэту воспевать далеких потомков, которые установят связь с обитателями звездных миров и даже научатся управлять движением планет (вспомним брюсовские циклы космических стихов). Продолжая в послеоктябрьские годы, отдавать дань фантастике как поэт и прозаик, Брюсов написал в 1918 году сатирический рассказ "Не воскрешайте меня!", направленный против дегуманизации научных исследований.
Не пресекалась и линия русской фантастической сказки, содержащей предчувствия будущих взлетов и прозрений в познании космических сил природы и неведомого еще "космоса", скрытого в самом человеке. Замечательный писатель-романтик Александр Грин какими-то гранями своего дореволюционного творчества и произведений 20-х годов сближается с научной фантастикой.
Таким образом, советская научная фантастика вырастала на уже подготовленной почве, критически осмысливая наследие прошлого, но вовсе не пренебрегая им, впитывая все лучшее и плодотворное, что оставила старая русская фантастика, запечатлевшая и глубинные течения общественной мысли, и чаяния социального обновления.
Вниманию посетителей экспозиции представлены издания XIX-начала ХХ века, содержащие публикации научно-фантастических произведений:
Уэллс Г. Война в воздухе.- Новое слово.- 1909. - №7-8.
Это первая публикация на русском языке написанного в 1907 году романа английского фантаста. Когда производство летательных аппаратов было поставлено человечеством на поток, дали о себе знать военные. Стоило государствам обзавестись крупными военно-воздушными силами, как их потенциал был испытан в мировой войне. Люди построили летающие бомбовозы и летающие дредноуты с пушечным вооружением; неисчислимые воздушные флоты атакуют и топят боевые корабли, германская армада во главе с флагманом «Фатерланд» превращает Нью-Йорк в руины, а Европу опустошает нашествие японцев и китайцев, которые передвигаются на одноместных летательных аппаратах с пулеметами, а потом высаживаются на земную твердь и пускают в ход мечи.
Уэллс Г. Мой первый аэроплан.- Новое слово.- 1910. - № 3
На первый взгляд этот рассказ вовсе не фантастика. Но, с другой стороны, он был написан в 1909 году в виде воспоминаний нашего современника, долгожителя (1888 года рождения), об одном из эпизодов своей молодости. И чтобы написать эти «мемуары», Герберту Уэллсу пришлось перенестись «мысленным взором» во вторую половину XX века и увидеть первые дни воздухоплавания так, как сегодня воспринимаем их мы.
Уэллс Г. В дни Кометы.- Новый журнал литературы, искусства и науки.- 1906. - №11.
Первая публикация на русском языке. Роман построен в форме воспоминаний главного героя Вильяма Ледфорда о днях своей юности и о событиях 50-летней давности, которые привели к радикальному изменению мира («Великой перемене»). В первой части романа он рассказывает о своей жизни в Англии начала XX века. Эта часть написана как бытовой роман и практически лишена фантастических элементов. В это время герою 21 год и он работает мелким служащим в гончарной лавке. Жизнь изменилась после столкновения Земли с хвостом гигантской кометы, изменившей состав земной атмосферы. После этого, избавившись, благодаря изменениям в психике, от низменных страстей, люди строят справедливое общество, основанное на принципах коллективизма.
Беллами Э. Будущий век (1906) – утопический роман христианского социалиста Эдварда Беллами, имевший наибольшую славу среди его произведений. Главный герой книги под влиянием гипноза заснул летаргическим сном в Бостоне в конце XIX века, а проснулся уже в 2000 году. Он описывает обнаруженный новый общественный порядок, в сущности, американский вариант социализма: «эпоха трестов обрела свою кончину в Великом Тресте», т.е. в Правительстве. Книга вызвала широкий резонанс, в США и других странах возникли политические и общественные движения, ставившие своей целью практическую реализацию описанной в романе общественной системы. Это политическое движение просуществовало более пятидесяти лет, например, в Нидерландах Партия Беллами действовала до 1947 года.
Роман переиздавался много раз и в общей сложности был опубликован тиражом свыше одного миллиона экземпляров.
Ренар М. Путешествие на аэрофиксе.- Новое слово.- 1910. - №5
Писатель Жеральд Синклер и барон Гаэтан Парадоль, владелец паровой яхты, на которой они путешествуют, видят воздушный взрыв и падение в океан множества обломков. Из воды извлечён почти в бессознательном состоянии некий господин, назвавшийся Арчибальдом Клерком. Пришедший в себя незнакомец поведал историю своего участия в испытании необычного летательного аппарата «Аэрофикса», способного зависать в одной точке над вращающейся Землёй...
Морис Ренар (1875-1939) - французский писатель, признанный мастер приключенческого и криминального романа, один из самобытных предшественников современной научной фантастики. Его произведения были неоднократно экранизированы, ода из последних экранизаций – в 2013 году.
Блэк С. История Александра Марвина. - Вокруг света.- 1917. - №15
В лаборатории профессора Грегсби произошёл несчастный случай. Погибло пять человек. Очевидцы утверждают, что из лаборатории доносился такой шум, как если бы туда ворвалось огромное животное, и начало там всё крушить. Выжил только Александр Марвин.
Моррис У. Сон про Джона Болла.- Современные записки.- 1906. - №1
Уильям Моррис (1834 — 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист, близкий к движению художников-прерафаэлитов, которые выступали против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Основатель движения «Искусства и ремёсла», предвосхитившего многие идеи современного дизайна. В повести «Сон про Джона Болла» автор переносится во сне в XIV век и ведет дискуссии со священником-бунтовщиком Джоном Боллом о справедливом и гармоничном устройстве человеческого общества.
Семенов В. И. Царица мира (1908) – «роман-фантазия» русского прозаика Владимира Ивановича Семенова, капитана 1-го ранга, участника обороны Порт-Артура и Цусимского сражения. «Царица мира» вместе с романом «Цари воздуха» (1909) составила дилогию (с элементами шпионского детектива и авантюрного романа), которая была отмечена восторженным отношением автора к зарождающейся авиации; по представлениям автора изобретение летательных аппаратов способно перевернуть жизнь всего человечества, так как аэропланы — это абсолютное оружие, бороться с которым невозможно.
Куприн А. И. Королевский парк.- Современный мир.- 1911.-№3
Рассказ-фантазия А. И. Куприна, посвященный идеальному обществу 26 века, в котором отсутствует неравенство, войны, смягчены различия климата, а машины свели необходимость труда к 4 часам в день.
Богданов А.А. Красная звезда(1903)
В 1908 году марсиане посетили Землю, но в отличие от того, что сообщил о них Герберт Уэллс, их посещение нельзя было назвать нашествием. Внешне они почти не отличались от людей, только глаза у них были гораздо больше, потому что света на Марсе меньше, чем на Земле. Они взяли с собой на Марс русского социал-демократа Леонида, по его доброй воле. Он знакомится с достижениями науки, языком и социальным устройством Марса, жители которого сумели построить коммунистическое общество. Определение «красная» в названии книги – не только цвет марсианских пустынь, но и цвет социализма. Высок уровень научного предвидения автора – он говорит о необходимости использования именно ракетной техники для межпланетных перелетов. Автором этого необычного фантастического романа стал Александр Александрович Богданов (1873-1928) - учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, член РСДРП в 1896—1909, большевик, с 1905 член ЦК. В 1911 году отошёл от активной политической деятельности и сосредоточился на разработке своих идей о новых науках — тектологии, и «науки об общественном сознании»; предвосхитил некоторые положения системного подхода и кибернетики. С 1926 года Богданов — организатор и директор первого в мире Института переливания крови. Ученый погиб во время неудачного эксперимента по переливанию крови.
Афанасьев Л. Б. (Богоявленский Л. А.) Путешествие на Марс.- Ежемесячное литературное приложение к журналу «Нива» за 1901 год.
Гениальный математик-самоучка Николай Краснов, всю жизнь посвятивший расчётам для космических полётов, вместе со своим другом Шведовым и знаменитым профессором Русаковым уезжает в Англию и начинает строить корабль для полёта на Марс. Спустя несколько лет друзья достигают цели и отправляются в первое межпланетное путешествие. Жители Марса принимают спустившихся к ним с неба землян за божественных посланников. Автор произведения, Леонид Афанасьевич Богоявленский, печатался под псевдонимом Л. Б. Афанасьев. Названная в романе продолжительность перелёта (206 суток) близка к современным расчетам времени оптимального полёта на Марс — от 203 до 220 суток. Исходя из этого, исследователи предполагают, что Богоявленский был математиком по образованию и рассчитал оптимальную траекторию полёта на Марс сам, сделав это на четверть века раньше, чем вошедший в историю космонавтики немецкий инженер Вальтер Гоман.
Бахметьев П.И. Завещание миллиардера.-Естествознание и география.- 1904. - № 11.
Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913) - сын поволжского крестьянина, был человеком обширнейших знаний, колоссальной работоспособности, разнообразнейших научных интересов. После окончания в 1883 году Цюрихского университета он вынужден остаться за рубежом: за организацию в Цюрихе "Социалистического клуба и читальни" департамент полиции специальным циркуляром предписал арестовать его в случае возвращения в Россию. Бахметьев сначала работал в физической лаборатории Цюрихского университета, а с 1890 по 1907 г. - профессором Софийского университета. П. И. Бахметьевым написаны сотни работ, преимущественно по физике, биологии, энтомологии. Могучее творческое воображение нередко толкало П. И. Бахметьева на написание, как он их сам называл, "научных фантазий". Печатались они на родине ученого, в журнале "Естествознание и география".
В «Завещании миллиардера» Бахметьев дает возможный вариант устройства «Центрального международного института», который якобы создается на 400 миллионов долларов, завещанных на развитие науки неким миллиардером. Ученый оценивает при этом современное ему состояние и перспективы развития многих наук, в том числе механики, физики, химии, астрономии, минералогии, ботаники, зоологии, излагает систему воспитания научных кадров, размышляет о нравственных проблемах науки. Бахметьев провидчески предсказал создание современных Академгородков: объединить 17 научно-исследовательских институтов, научные лаборатории, библиотеки, типографии, жилые корпуса, больницы, магазины и пр.
Данилевский Г. П. Сочинения. Т. 19: Жизнь через сто лет. (1901)
У исторического романиста Григория Данилевского есть нехарактерный для него рассказ «Жизнь через сто лет». Повествование ведётся от лица молодого человека Порошина, оказавшегося в 1868 году в Париже и решившегося на предложенный армянским «магом» эксперимент — перенестись на неделю в 1968 год. За сто лет в мире изменилось многое. Например, Константинополь стал «всеславянским портом», а пустыню Сахара затопили водами Средиземного моря, Западная Европа была завоевана Китаем. Многие прогнозы, данные Григорием Данилевским, поразительны. Он предвидит и чисто бытовые изменения — подземные поезда, автомобили, тотальную электрификацию, кондиционеры с микроклиматом и даже wi-fi, благодаря которому посетители ресторанов могли слушать через специальные «трубочки» трансляции из театров. Изменились и сами люди, их интересы и стремления. В том, какими описывает жителей Парижа 1968 года за девяносто лет до этого Григорий Данилевский, легко угадывается типичный современный европеец.
Рейснер Л. Атлантида. –Шиповник.- 1913.- Кн. 21
Героико-романтическая пьеса стала литературным дебютом Ларисы Михайловны Рейснер (1895-1926), легендарной писательницы и журналистки Серебряного века, музы Николая Гумилева, «валькирии русской революции». Сюжет пьесы основан на диалогах Платона «Тимей» и «Критий», где говорится об Атлантиде. Главный герой - юноша, который жертвует собой ради общего блага: он гибнет для того, чтобы спасти свой народ, указывая путь с тонущего материка.