9 апреля 2024 - 14 мая 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)
В каждой стране есть легенды о женщинах, которые писали стихи. Женщины-поэты были в просвещённой и культурной Элладе, своих поэтесс дали миру и Римская и древние азиатские империи. Все они принадлежали к правящим классам и писали стихи преимущественно на религиозные темы. По большому счёту, это продолжилось и во времена Средневековья. Стихи, опять же религиозного содержания, писали в основном монахини или женщины высокородные. И никто из них никогда не зарабатывал на жизнь стихотворством.
В России женщины-поэты появились к середине 18 века. Сочиняла стихи дочь знаменитого поэта и драматурга А. П. Сумарокова – Екатерина Александровна Княжнина, которая в юности бывала при дворе Елизаветы Петровны и обращала на себя внимание образованностью и остротой ума.
Помимо Е. А. Княжниной, к слову, жены драматурга Я. Б. Княжнина, стихи писали жёны поэтов Г. Р. Державина и М. М. Хераскова. Возможно, были и другие женщины, своим творчеством заслуживающие внимания, но имена их по понятным причинам остались для нас неизвестными. В то время отнюдь не все дворяне, которых манило литературное творчество, решались им заниматься и уж тем более печататься. В свете считалось, что такое занятие роняет дворянское достоинство, причём к женщинам это относилось в гораздо большей степени, нежели чем к мужчинам.
Что же двигало женщинами в их стремлении выразить стихами своё отношение к окружающему миру? Сами они этой темы не касались, но уж точно не желание непременно увидеть своё имя среди авторов литературных сборников или же доказать, что не только поэтам-мужчинам дано умение в стихотворной форме выражать порывы своей души. Более всего здесь можно говорить о естественной внутренней потребности, о некоем духовном томлении, которое и обращало утончённую женскую натуру к поэтическому творчеству.
С течением времени интерес к русской поэзии в дворянской среде становится весьма популярным, более всего этому содействовал рост национального сознания в связи с Отечественной войной 1812 года. В Москве и Петербурге создаются литературные и музыкальные салоны, в которых не последнюю роль играли поэтессы. В начале XIX века поэтессы Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова добиваются публикации своих стихов, обращаясь к покровительству не
только писателей, но и придворных лиц.
Анна Петровна Бунина (1774–1829) — русская поэтесса и переводчица, первая женщиной в России, которая зарабатывала своим пером. Она работала в разных жанрах: от любовных стихов и идиллий до эпиграмм и басней. Именно Анна Бунина в будущем станет ориентиром для большинства женщин-поэтов, из её творчества они будут постоянно черпать темы и языковые приёмы.
Анна Алексеевна Волкова (1781–1834) — русская поэтесса, на талант которой обратил внимание император Павел I, оказавший ей покровительство. Она написала оду на коронацию Павла I и была избрана, наряду с Анной Буниной и княжной Екатериной Урусовой, в почетные члены общества «Беседы любителей русского слова» и пользовалась покровительством ее главы А. С. Шишкова, который в 1807 году издал первое собрание стихов поэтессы «Стихотворения девицы Волковой».
На протяжении двадцатого столетия женщины активно участвовали в литературном процессе, в период Советского Союза они пользовались той же популярностью, что и мужчины, их роль в поэзии была одинакова. Современная российская поэзия одна из самых сложноустроенных областей литературы. Сегодня поэтессы говорят не только о типично женских проблемах, но и вводят новые жанры, расширяют корпус философских тем и адаптируют поэзию под новые формы.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены творения женщин- поэтесс ХХ века из фонда центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.
В 1896 году Мария Александровна Лохвицкая выпустила первый сборник «Стихотворения (1889—1895)». Он имел мгновенный успех и год спустя был удостоен престижной Пушкинской премии. «После Фета я не помню ни одного настоящего поэта, который так бы завоёвывал, как она, „свою“ публику», — писал В. И. Немирович-Данченко». В 1898 году вышел второй сборник «Стихотворения (1896—1898)», а в 1900 году обе книги были опубликованы отдельным изданием. Прижизненное издание.
Имя поэтессы Мирры Лохвицкой знакомо лишь узкому кругу специалистов и любителей поэзии Серебряного века. Между тем, это была одна из самых светлых поэтесс, очень нежная и трогательная, и чрезвычайно жаль, что о ней написано так мало, и сегодня она почти забыта.
Мария Александровна Лохвицкая (1869—1905), подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая, родилась в Петербурге, в 1869 году. Отец – известный адвокат своего времени Александр Лохвицкий. Мать происходила из обрусевшей французской семьи. Одной из ее сестер была Надежда Лохвицкая, в последующем также ставшая литератором — знаменитой Тэффи.
Литературные способности, в той или иной степени, проявились у всех детей семьи. По семейной традиции сестры вступали в литературу по старшинству, не одновременно, чтобы избежать зависти и творческой конкуренции. Первой была Мирра (так называли Марию друзья и знакомые). Дебют Надежды должен был состояться не раньше отлучения старшей сестры от литературы. Выстраивая такие планы на будущее, девочки-подростки едва ли полагали, что так и произойдет в действительности: полноценная литературная деятельность Тэффи (взявшей псевдоним лишь для того, чтобы отличаться от сестры) началась только после ранней смерти Мирры Лохвицкой.
Мария Лохвицкая поэтом осознала себя в 15 лет. Незадолго до окончания института, в 1888 году, два ее стихотворения с разрешения начальства были изданы. В 1889 году Мария Лохвицкая начала публиковать свои стихи в периодической печати. Сначала она сотрудничала с иллюстрированным петербургским журналом "Север", затем печаталась в журналах "Живописное обозрение", "Художник", "Труд", "Русское обозрение", "Книжки недели" и др. Первый сборник стихотворений Марии Лохвицкой вышел в 1896 году и сразу же был удостоен Пушкинской премии. Стихи двадцатилетней поэтессы были удивительно зрелы и сильны. Подписывалась она обычно "М. Лохвицкая", но уже тогда все называли ее Миррой. К этому же времени относится знакомство молодой поэтессы с писателями Вс. Соловьевым, И. Ясинским, Вас. Ив. Немировичем-Данченко, А. Коринфским, критиком и историком искусства П. П. Гнедичем, поэтом и философом Вл. Соловьевым и другими.
Мария Александровна, "Мирра Лохвицкая", еще при жизни получила имя "Русской Сафо". Любовь была главной темой ее творчества, строка "Это счастье - сладострастье" воспринималась как девиз поэтессы. В ее ранних стихах любовь – чувство светлое, приносящее семейное счастье и радость материнства; впоследствии жизнь лирической героини осложняется вторжением греховной страсти, вносящей в ее душу разлад. Широкий диапазон этих переживаний помогал стихам не выглядеть однообразными, любовная лирика как бы обретала сюжетность.
2. Инбер В. М. Пулковский меридиан: поэма. Москва, 1944
Прижизненное издание. В издательской иллюстрированной обложке работы Н. В. Ильина, рисунки А. П. Остроумовой-Лебедевой.
Написанная в 1942 году поэма «Пулковский меридиан» посвящена подвигу блокадного Ленинграда. Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Во время блокады Вера Инбер стала членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). Ее муж, профессор Илья Давидович Страшун, был ректором 1-го медицинского института в осажденном городе.
Николай Васильевич Ильин (1894-1954) — советский график, иллюстратор, художник-оформитель, замечательный дизайнер 1920-х годов, конструктивист и новатор. Много работал в области полиграфического оформления книг.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа, мемуаристка.
3. Инбер В.М. Уравнение с одним неизвестным. Москва. Ленинград, 1926
Прижизненное издание, выпущенное в 1926 году издательством «Земля и фабрика». На титульном листе автограф автора: "Вера Инбер 17/III 45 г.". На форзаце книги дарственная надпись: "Биб-ке К. Маркса от старог.[о] работника Р. [Раушас]". В сборнике представлены рассказы: «Уравнение с одним неизвестным», «Ежовы рукавицы», «Лялины интересы», «Вода и слёзы», «Печень Хаима Егудовича», «Тосик, Мура и „Ответственный коммунист“, «Соловей и Роза» и др..
Вера Михайловна Инбер урождённая Шпенцер (1890—1972) — русская поэтесса и прозаик, переводчик и журналист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Окончив гимназию, Вера Инбер, посещала историко–филологический факультет на одесских Высших женских курсах.
В Париже издала за свой счёт первый сборник стихов «Печальное вино». Сборник похвалил Александр Блок.
Политикой Вера Инбер не интересовалась, но была хорошим репортёром и очеркистом. В те годы критики писали наравне о стихах Анны Ахматовой и Веры Инбер, это символично, если считать Ахматову камертоном поэзии ХХ века.
В середине 1920-х годов Вера Инбер была корреспондентом журнала «Огонёк» в Европе, жила в Брюсселе, Берлине, Париже. Впоследствии немало путешествовала по СССР и Ближнему Востоку. Авторитет Веры Инбер в писательской среде стал настолько высок, что ее пригласили работать над коллективным романом вместе с Михаилом Зощенко, Алексеем Толстым и другими известными авторами.
Когда к власти пришел И. Сталин, первым его решением оказалось смещение Льва Троцкого со всех постов и последующее уголовное преследование. Лев Троцкий сежал заграницу, а в советской России начинается планомерное уничтожение всех его родственников и соратников.
Но этого мнимого спокойствия Вере было недостаточно.
Лучшая защита – это нападение, решает она. И вот уже среди литераторов поползли слухи – Вера Инбер выступила на собрании с пламенной речью. Она сказала, что надеется на скорый арест и уничтожение Л. Троцкого. Сын за отца не отвечает – говорил Сталин, так что уж тут говорить о двоюродной племяннице! Седьмая вода на киселе, она ни при чем!
В 1941 году вся семья Веры Инбер оказалась в осажденном Ленинграде. После Победы за цикл блокадных стихов она получила Сталинскую премию.
4. Антология революционной поэзии. Москва, 1924 (Библиотека "Красной нивы". Вып. 1)
Анна Александровна Баркова (1901-1976) – русская поэтесса, прозаик, драматург и публицист. Малоизвестная, но необыкновенно талантливая поэтесса и прозаик, прошедшая три лагерных срока в ГУЛАГе, чьё имя было надолго вычеркнуто из литературной жизни страны. Её называли «Жанна д’Арк русской поэзии», но при жизни не печатали. Свыше полувека назад в своей оригинальной талантливой прозе Анна Баркова пророчески "нарисовала" многое из того, что с нами случилось в последние десятилетия.
Биография выдающейся русской поэтессы освещена многими историками и литературоведами, однако широкому читателю ее имя до сих пор неизвестно. Родилась Анна Баркова в 1901 году в Иваново-Вознесенске в семье текстильщицы и швейцара гимназии. Была пятым и единственным дожившим до отрочества ребёнком в семье.
В 10 лет девочка поступила в гимназию М. И. Крамаревской, где служил швейцаром её отец. И уже в 12 лет стала писать стихи, а с 13 лет зарабатывала уроками.
В 1922 году по приглашению первого наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского Анна Баркова переезжает в Москву и недолгое время работает его вторым секретарём. И в этом же году выходит единственная, изданная при жизни книга стихов «Женщина». Творчество А. Берковой высоко оценили А. Блок, В. Брюсов, Б. Пастернак.
После отставки А. В. Луначарского А. Баркова работает в газете «Правда». В декабре 1934-го, когда в узком кругу правдистов обсуждали убийство Сергея Мироновича Кирова, Анна активно высказала свое мнение, и кто-то донес. В результате Анна Александровна Баркова была арестована и 31 декабря 1934 года осуждена Особым совещанием на 5 лет ГУЛАГа.
В лагере она откроет в себе то, о чем раньше просто не догадывалась. Выдающимся русским поэтом А. Баркова становится не на «воле», а в ГУЛАГе... Из Карлага Баркова вышла в 1939 году и жила в военные и первые послевоенные годы под административным надзором в Калуге. А в 1947 году снова оказалась в лагерях, на этот раз — воркутинских, по той же 58-й статье.
Все эти годы она не переставала писать стихи. В лагерях появились две поэмы и более 160 стихотворений – это только уже известных, опубликованных в последние годы.
Третий срок (1957-1965 гг.) ареста проходит не в таких тяжёлых условиях, как раньше. Времена «оттепели» ненадолго коснулись и мест заключения. Анна Александровна по возрасту и болезням находилась не на общих работах.
Началом реабилитации Анны Барковой послужило то, что в очередном томе «Известий Академии наук СССР» были опубликованы письма Луначарского к Барковой. Московские друзья ухватились за этот факт, как за соломинку. И начались долгие хождения по инстанциям. И уже в начале брежневской эпохи Анна Александровн была освобождена из лагеря. В 1965 году она была реабилитирована и направлена в инвалидный лагерь в Потьму Мордовской АССР. Только в 1967 году Анна Александровна смогла вернуться в столицу.
5. Наши дни. / художественный альманах; под редакция В. В. Вересаева. Вып.3. Москва. Петроград, 1923
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) - русский, советский писатель, врач, переводчик, литературовед. Лауреат Пушкинской премии (1919, последнее вручение) и Сталинской премии первой степени (1943).
Мария Михайловна Шкапская (урождённая Андреевская; 1891—1952) — русская поэтесса и журналистка.
Старшая из пятерых детей в семье мелкого чиновника министерства земледелия. Из-за болезни родителей Мария вынуждена была с 11 лет зарабатывать себе на хлеб. Работала прачкой, мыла полы, писала прошения и письма на почте, выступала статисткой в украинской театральной труппе.
Окончила Петровскую гимназию, затем два курса Петербургского психо-неврологического института. В 1910 году вышла замуж за своего сокурсника Глеба Орестовича Шкапского.
В 1913 году после событий Ленского расстрела Мария Шкапская была арестована, но после двух месяцев тюрьмы ей было разрешено выехать в Европу. На Западе Мария Шкапская познакомилась с известными русскими литераторами. Там окончила литературный факультет в Тулузе, затем прослушала годичный курс китайского языка в Париже.
В 1916 году М. Шкапская в Россию. В начале 1920-х годов по рекомендациям некоторых поэтов была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению ещё не опубликованную книгу стихов «Mater Dolorosa» (1921). Всего в 1922—1925 годах издала семь поэтических сборников, а также книгу стихов для детей.
В 1925 году М. Шкапская оставила поэзию и занялась журналистикой. Работала разъездным очеркистом в газете «Правда» и в ленинградской «Красной газете». Побывала в самых разных уголках страны — в Белоруссии, Средней Азии, в Сибири.
Интересно, что помимо творчество Мария Шкапская активно интересовалась собаководством. Устраивала многочисленные выставки и даже вывела породу коричневых пуделей с различными оттенками.
Поделиться:
Смотрите также