ул. Пушкинская, 175А

МОСТЫ И ТАНКИ ЕВГЕНИЯ ПАТОНА (1870-1953)

Текст читают: Марина Татарова Константин Ленденев Музыка - Виктор Крыштопов


 «…я счастлив, что принадлежу народу, который оказался способным сотворить такое чудо»
Евгений Оскарович Патон

Евгений Оскарович Патон – русский и советский инженер, создатель электросварки, механик в области мостостроения. Создатель и первый руководитель Института электросварки. Герой Социалистического Труда (1943). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941)

Евгений Оскарович родился в 1870 году в семье русского консула в Ницце, бывшего гвардейского полковника Оскара Петровича Патона. Много лет глава семьи Оскар Петрович жил на чужбине и часто признавался домашним в острой тоске по Родине. Он опасался, как бы его дети, родившиеся за границей, не выросли иностранцами, людьми без роду и племени.
Учился Евгений Оскарович в Штутгарте. Отец полагал, что в немецких гимназиях преподавание поставлено основательнее, чем во французских. Осенью 1888 года Евгений поступил на инженерно-строительный факультет Дрезденского политехнического института. Впереди у него заветная цель – диплом русского инженера…

Евгений Оскарович бомбардировал русское министерство путей сообщения письмами, в которых просил допустить его к защите диплома в Петербурге. С 1894 года Евгений являлся ассистентом кафедры статистики сооружений и мостов Дрезденского политехнического института и одновременно – конструктором на строительстве железнодорожного вокзала.
В январе 1895 года Патон приехал в Россию, зачислен на последний курс Санкт-Петербургского Института инженеров путей сообщения, который окончил в 1896 году.

Получив диплом русского инженера, Евгений Оскарович принимает активное участие в проектировании и строительстве железнодорожных мостов в России. Одновременно он преподает мостостроение в Московском инженерном училище, а с 1905 г. – в Киевском политехническом институте организует и начинает возглавлять кафедру мостостроения.
За свою жизнь Патоном было спроектировано более 100 дорожных, шоссейных и железнодорожных мостов. Он изобрел и внедрил в производство метод стальных составных мостов, так называемые «мосты Патона», позволяющий быстро и надежно производить ремонт разрушенных конструкций.

Евгений Патон руководил работами по восстановлению железнодорожного транспорта и железных дорог России, разрушенных Гражданской войной.

За самоотверженный труд и вклад в развитие инженерной мысли Евгений Оскарович был избран Академиком Украинской Академии наук и действительным членом Академии наук СССР.
В 1929 году произошел существенный переворот в научной деятельности академика Патона. Он приступил к разработке проблем электрической сварки металлов и организовал в Киеве сварочную лабораторию и Электросварочный комитет, на базе которых впоследствии был создан Институт электросварки АН УССР.

Начинать свою работу в Академии наук Евгению Оскаровичу пришлось буквально на голом месте. Не было ни оборудования, ни даже самого скромного помещения. Штат лаборатории вместе с ним из четырех человек, включая бухгалтера, который совмещал свою должность с обязанностями завхоза, управделами и экспедитора.
В 1933 году Патон создает в Киеве первый в мире Научно-исследовательский институт электросварки и изобретает метод автоматической сварки под слоем флюса, вошедшего в историю под названием «метод Патона». В те годы рядовой ручной сварщик сваривал в час в среднем 5 метров шва, изобретенный автомат – 30 метров.

Эти передовые научные открытия внесли огромный вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне.
Её начало Евгений Оскарович встретил в поезде, едущем в Нижний Тагил. Тут же Патон написал письмо председателю Совнаркома СССР Сталину и на первой же станции опустил его в почтовый ящик. Он писал:

в мои годы я уже вряд ли могу быть полезным на фронте. Но у меня есть знания и опыт, и я прошу Вас использовать меня как специалиста там, где Вы найдёте возможным и нужным. Родина в опасности, и я хочу свои последние силы отдать её защите.

В сентябре 1941 года части вермахта приблизились к Харькову — одной из танковых столиц страны. Началась срочная эвакуация танкового завода № 183 в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод». На нём был разработан танк победы — легендарная «тридцатьчетвёрка».
Производственные отношения между Институтом электросварки и Уралвагонзаводом стали складываться еще до войны, в 1938 году, когда коллектив тагильских вагоностроителей обратился к сотрудникам института с просьбой разработать проект установки и технологии автоматической сварки продольных балок большегрузных железнодорожных платформ.

Может быть, поэтому, когда в начале Великой Отечественной войны перед руководством Института электросварки встал вопрос о месте эвакуации, его директор Евгений Оскарович Патон, не раздумывая, выбрал Нижний Тагил.

В августе 1941 года Институт разместился на территории Уральского вагоностроительного завода, чье мирное производство, в связи с начавшейся войной, в считанные месяцы было перестроено под выпуск боевой техники.
На первых порах завод получал много готовых бронекорпусов из других мест, но долго такое положение продолжаться не могло. Причина отставания бронекорпусного отдела в ручном малопродуктивном труде.
По словам директора завода Юрия Максарева корпус танка имеет десятки метров швов крупного сечения и большой длины. Для приварки борта к подкрылку нужны два мощных шва по 5 метров каждый, но ручная сварка отнимает много времени и труда. Нужны сотни квалифицированных сварщиков.

Евгений Оскарович предложил переход к скоростной сварке. На вышеуказанные швы опытный сварщик затратит примерно 20 часов, а аппарат автоматической сварки заварит их всего за 1 час. И управлять им может любой подросток.
Производство новых средних танков Т-34 ставится на поток. Под руководством директора Института Евгения Патона на заводе начинает активно применяться автоматическая скоростная сварка в поточном производстве танков. Благодаря этому, с мая 1942 г. на заводе начинает действовать первый в мире танковый конвейер, оборудованный сварочными аппаратами скоростной сварки, прозванных «патонами».

Новый метод не сразу был принят рабочими, поэтому Патону потребовалось приложить немало усилий, чтобы убедить их перейти от ручной сварки к автоматической.
В качестве аргумента академик предложил вблизи города, на полигоне провести испытания корпуса танка, на одном из бортов которого швы были сварены вручную, на другом – автоматом под флюсом.

Танк подвергся жестокому обстрелу из орудий с короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания снарядов в борт, сваренный вручную, вызвали солидные разрушения шва. После этого танк повернули, и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом. Стрельба велась наводкой с ничтожного расстояния. Семь попаданий подряд! Швы выдержали, не поддались!

За три года войны институт выполнил работу, на которую в мирных условиях ушло бы 8-10 лет. Десятки тысяч боевых машин вышли из цехов со швами, сваренными под флюсом. К концу войны на корпусах танков уже вовсе не было швов, сделанных вручную. Выпуск танков для фронта увеличился в несколько раз. К этому времени на военных заводах страны работало свыше сотни сварочных установок. Они сваривали не только средние и тяжелые танки, но и авиабомбы, некоторые типа артиллерийского оружия и специальные виды боеприпасов.

В результате уже в зимнем наступлении 1942-1943 гг. на Волге и Дону, летом 1943-го на Курской дуге, осенью-зимой 1943-1944 гг. в сражении за Днепр немцы столкнулись с огромным численным и качественным преимуществом Красной Армии в бронетехнике. А начиная с лета 1944 года, это преимущество стало многократным и безусловным.
Потомки преподавателей и сокурсников Патона по дрезденскому институту гибли под гусеницами сделанных его усилиями танков и не знали, кому обязаны такими превратностями судьбы.

После окончания в 1945 году Великой Отечественной войны советские танки на берегу Ла-Манша стали в западных странах страшным сном, который напоминает о себе до сих пор: ни одна страна мира не могла производить танки в таких количествах и такого качества.
После войны он спроектировал один из крупнейших в мире цельносварных мостов. Однако Евгению Оскаровичу не довелось воспользоваться почетным правом первому пройти по мосту после ввода в эксплуатацию. Он умер 12 августа 1953 г. на 84-м году жизни, не дожив менее трех месяцев до торжественного открытия моста.

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки

Вопросы сварки и мостостроения : доклады на Межвузовская научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Е. О. Патона, март, 1970 г. Киев, 1972
Кипнис С. Великая Страна Советов знает ваше имя // Наука и жизнь. 1971. №1. С. 16-31.
Малишевский И. Ю. Рассказы о Патоне. Киев, 1990
Патон Е. О. Избранные труды : в 3 томах. Киев, 1959-1961
Патон Е. О. Электросварка, сварные конструкции и сварочное производство : избранные труды. Киев.1990
Сварка и специальная электрометаллургия : сборник научных трудов, посвященный 50-летию Института электросварки им. Е. О. Патона. Киев, 1984
Чеканов А. А. Евгений Оскарович Патон. Киев, 1979
Чеканов А. А. Евгений Оскарович Патон, 1870-1953. Москва, 1963



Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы