ул. Пушкинская, 175А

НЕИЗВЕСТНЫЙ СУХОЙ

Текст читают: Анна Волошина, Константин Ленденев vk.com/id886933407 Музыка - Виктор Крыштопов vk.com/poems.and.music


Павел Осипович Сухой (1895-1975 гг.) - выдающийся советский авиаконструктор, академик АН СССР, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А.Н. Туполева (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1997, посмертно).
За свою творческую жизнь он создал более 50 моделей самолетов, многие из которых по дальности, скорости и высоте полетов произвели в авиастроении настоящую революцию. На самолетах марки «Су» установлено десятки мировых рекордов. Истребители, бомбардировщики, штурмовики Сухого находятся на вооружении во многих странах мира.
Павел Осипович Сухой сумел создать целую школу проектирования авиационной техники, отличающуюся нестандартным подходом к решению задач, новаторским духом и смелостью инженерных решений.

Павел Осипович родился 10 июля 1895 года в Западной Белоруссии. Когда мальчику шел пятый год, его отца, народного учителя, перевели на работу в Гомель.

В этом типичном для Европейской России зеленом городе, привольно раскинувшимся на берегах тихой реки Сож, гимназист четвертого класса Павел Сухой впервые увидел самолет, пилотируемый Сергеем Уточкиным.

Много лет спустя, рассказывая дочери Ирине о своем детстве, Павел Осипович отметил, что самым сильным впечатлением детства, определившим его судьбу, была непосредственная встреча с авиацией:
он наблюдал за полетом Сергея Уточкина.

«Я шел с ребятами из гимназии, вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало.Не птица, а человек летит над нами!»

В тот же день, придя домой, Павел уединился на чердаке и принялся мастерить модель самолета.
В 1914 году он поступает в Московский университет на математический факультет. А через год в Императорское Высшее техническое училище (будущее МВТУ им. Баумана). На тот момент это был единственный вуз в Российской империи, в котором изучались технические и теоретические проблемы воздухоплавания. Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, руководил которым профессор Николай Жуковский.

В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения Школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте, приняв участие в Первой мировой войне. После Октябрьской революции 1917 года Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в Гомель, где какое-то время трудился учителем математики, а летом 1921 года принимает решение вернуться в Москву и продолжить свое обучение. Осенью 1921 года Сухой снова посещает знакомые ему аудитории Технического училища в Москве.

В начале 1924 года, еще не окончив Техническое училище, он    устраивается чертёжником в Экспериментальный аэродинамический отдел ЦАГИ и приступает к работе над дипломным проектом. Его руководителем назначают Андрея Николаевича Туполева.
«В марте 1925 года Павел Осипович Сухой подвергся испытаниям в Государственной квалификационной комиссии и защитил работу на тему: Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил. Павлу Сухому присваивается квалификация инженера – механика».
Молодой инженер начал разрабатывать самолеты под руководством конструктора Туполева. В 1930 году Сухой стал заместителем Андрея Николаевича и возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолетов.

В этот период он принял участие в конкурсе на создание бомбардировщика под условным наименованием "Иванов" (ББ-1). Еще в середине 1930-х годов возникла идея создания многоцелевого фронтового самолета, который совмещал бы качества штурмовика, ближнего бомбардировщика, истребителя и разведчика.

Победу в конкурсе по проектированию самолета одержала бригада Павла Сухого. Ветераны конструкторского бюро утверждали, что их первенец начал летать еще до того, как стал самолетом.
29 июля 1939 года он вступил в должность Главного авиационного конструктора нового опытного конструкторского бюро (ОКБ). Основной машиной предвоенного периода, разработанной Сухим, был бомбардировщик Су-2. Эта машина выпускалась крупной серией с 1940 года. До начала Великой Отечественной советские военно-воздушные силы насчитывали около 370 Су-2. Большинство самолетов находились у западной границы и летом 1941 года участвовали в тяжелых боях с врагом.
О самолетах Сухого, появившихся в частях накануне войны, было мало что известно. Да и впоследствии, после Победы, редко публиковались воспоминания летчиков, сражавшихся на СУ-2, многие из которых стали Героями Советского Союза.

Сухой придерживался инженерного подхода, в котором главным было сочетание простоты, надежности и боевой эффективности. Он стремился к техническим новшествам, но никогда не жертвовал практической реализацией идеи. Его самолеты отличались прочностью, мощным вооружением и адаптивностью к различным условиям эксплуатации.
В годы Великой Отечественной конструкторское бюро Сухого продолжило создание новых моделей самолетов, однако в серию они не пошли. Наиболее значимой моделью этого периода стал бронированный штурмовик Су-6, который обладал отличным вооружением и летными данными. За его разработку Павел Осипович был удостоен почетной Сталинской премии 1-й степени, которую конструктор передал в фонд обороны.

Павлу Осиповичу Сухому удавалось выбирать оптимальные параметры для всех своих серийных самолетов, обеспечивая им очень долгую — до 30 лет и более «жизнь» в небе; также подтверждением этому является создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого на тот момент отрицали все авторитетные специалисты отрасли; инициативная разработка самолета-штурмовика Су-25, которая стала процессом возрождения в нашей стране штурмовой авиации на базе самых передовых на тот момент времени технологий; выбор размерности самолета Т-10, использование неустойчивости в продольном канале и интегральной компоновки — решения, которые во многом определили успех всех самолетов семейства Су-27.

Конструкторскому бюро Сухого помогали конкурировать с самолетостроительными фирмами технические решения, многие из которых были впервые реализованы на практике:

  • на самолетах Су-7 и Су-9 была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор, все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить самолетам скорость полета, которая в два раза превысила скорость звука; 
  • на самолете Су-17 было внедрено крыло изменяемой стреловидности, что значительно повысило ЛТХ данной боевой машины; 
  • на самолете Су-24 в прицельно-навигационном комплексе была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий, что увеличило боевую эффективность всего авиационного комплекса;
  • на самолете Су-25 был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие мероприятия, которые обеспечивали значительное снижение потерь штурмовиков и летчиков в реальных условиях боевых действий; 
  • на самолете Т-4 широко использовались титановые и высокопрочные стальные сплавы, специально разработанные для этого самолета, а также сварные конструкции, была внедрена система электродистанционного управления, установлена высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атмосфер, имелись многокамерные рулевые приводы большой мощности с раздельными распределительными и исполнительными устройствами. 
Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии стали основой для создания самолетов следующего поколения.

В 1975 году, посмертно, Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным золотой медали имени академика Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.

Заказать издания по теме в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы