ул. Пушкинская, 175А

ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗИМНЕГО ДВОРЦА

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года…
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...

А.С. Пушкин


В 1820-е годы появилась идея запечатлеть героев Отечественной войны 1812 года, чтобы они навсегда заняли почетное место в памяти русских людей. Ни в одном из дворцов Европы не существовало портретной галереи, подобной той, что должна была украсить Зимний дворец. Создававшийся в это время в Виндзорском дворце «Зал памяти Ватерлоо», с 28  изображениями королей, военачальников и дипломатов, мог лишь навести на мысль о Военной галерее.
Главный штаб получил приказ Александра I подготовить списки лиц, изображения которых предстояло написать для галереи. Условием ставилось участие в боевых действиях против французов в кампаниях 1812, 1813 и 1814 годов, состоя в генеральском чине, или производство в генералы вскоре после окончания войны за отличия, оказанные в боях. Император лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее.
Составленные Главным штабом списки генералов передавались председателю Военного департамента Государственного совета графу Аракчееву, который затем представлял их Александру I, после чего они проходили утверждение Комитета министров и, наконец, сообщались в Инспекторский департамент Главного штаба.
В декабре 1819 года списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до  августа 1820 года.
Однако не все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Почти из каждого списка кто-то исключался по воле царя. Так случилось с генералами Пассеком, Мусиным-Пушкиным, Падейским, Родионовым, Красновым, Власовым, Вольцогеном и рядом других. Иногда «отклонение» сопровождалось мотивировкой. О Власове сказано: «Находился под следствием», о Вольцогене: «Как находящийся на иностранной службе». Чаще же встречается пометка: «Государь не соизволил на помещение в галерею», как например, было сказано о портрете генерала И. К. Краснова, любимца Суворова, умершего от раны, полученной в канун Бородинского сражения.
Списки, подаваемые Аракчееву Главным штабом, были также порой с пропусками весьма известных генералов, особенно, если они были убиты на войне или скончались после нее, но до начала составления списков. В 1824 году в числе заказанных Доу портретов не значились имена таких известных военачальников, как К. Ф. Багговут, убитый при Тарутине, П. А. Строганов, умерший в 1817 году, и другие, позже все же появившиеся в галерее. Но и после открытия в ней не оказалось портретов М.М.Бороздина, В. А. Сысоева, Е. К. Криштофовича, И. А. Баумгартена, П. С. Лошкарева и других, что удивляло современников и послужило поводом для составления в середине XIX века военным историком генералом А. В. Висковатовым списка из 79 лиц, чьи портреты имели неоспоримое право быть помещенными в галерею, но не попали в нее по непонятным для него причинам.
В конечном итоге Император и Главный штаб остановились на 332  героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Из 332 генералов, командовавших частями и соединениями в 1812—1814 годах, чьи портреты помещены в Военной галерее, 80 воевали под руководством Суворова или служили под его начальством. При этом установлено, что 6 из них в 1787 году сражались на Кинбурнской косе, 3 — участвовали в 1789 году в разгроме турецкой армии при Фокшанах и Рымнике, 27 — в 1790 году штурмовали Измаил, 39  — сражались в 1794 году в Польше; 17 генералов были участниками Итальянского и Швейцарского походов 1799 года. Некоторым посчастливилось быть соратниками великого полководца не в одной, в нескольких кампаниях.
Среди 332 портретов героев войны 1812 года - 14 генералов, донских казаков, Области Войска Донского.

Выполнить написание портретов было поручено малоизвестному тогда английскому художнику Джорджу Доу, с которым император Александр I случайно встретился во время пребывания в Ахене осенью 1818 года. Начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал Доу свой портрет.  Александр вошел в комнату во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение приехать в Петербург для выполнения множества портретов русских генералов для Военной галереи в Зимнем дворце. Художник ответил согласием и весной 1819 года приехал в Петербург
Доу, в отведенной ему огромной мастерской в Шепелевском дворце Петербурга, начал писать портреты. Позировавшие ему русские военачальники отмечали удивительную быстроту, с которой он работал, создавая в два-три сеанса чрезвычайно схожие и эффектные портреты.
В 1822 году стало очевидно, что темп создания портретов для галереи необходимо ускорить. Генералы, служившие в Петербурге или близ него, как и бывавшие в столице по делам службы, уже посетили мастерскую Доу, а Инспекторскому департаменту Главного штаба далеко не всегда было известно место проживания вышедших в отставку генералов и, где искать наследников и родственников тех, которые скончались к началу работы Доу. Поэтому военная газета «Русский инвалид» (№ 169) поместила сообщение о создании Военной галереи в Зимнем дворце, сопровождаемое обращением к отставным генералам и родственникам уже умерших с просьбой доставить в Петербург их портреты для копирования в нужном для галереи размере.
После этой публикации резко увеличилось поступление в Главный штаб или непосредственно на имя художника портретов, которые требовалось скопировать в принятом для галереи формате.
Джордж Доу работал над созданием портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить было очень тяжело, поэтому к нему на помощь приставили русских художников Василия Александровича Голике и Александра Васильевича Полякова.
Доу написал около 150 портретов, его подпись имеют 74 портрета.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что художник и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки.

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси на месте нескольких небольших комнат в самой середине парадной части Зимнего дворца — между Белым (позже Гербовым) и Большим тронным (Георгиевским) залами и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года – в день, ознаменовавший победоносное окончание войны и ставший со времен Отечественной войны ежегодным праздником в память изгнания полчищ Наполеона из России.
В этот день в Зимнем дворце собрались герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков, которые  были ветеранами войны 1812 года и награждены медалями и орденами за участие в этой кампании. Во время церковной службы в дворцовом соборе, предшествовавшей освящению галереи, солдаты кавалерийских полков были построены в Белом зале, пехотных — в Большом тронном. Затем они прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командой которых доблестно сражались в 1812—1814 годах.

В 1830-е годы в зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I, исполненный Францем Крюгером. Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств – короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал.
По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах сообразно чинам, которые изображаемые лица имели в 1812—1814 годах, а не во время создания галереи. Портреты размещались следующим образом: весь нижний ряд, наиболее удобный для обозрения, и значительную часть второго, занимал высший генералитет — 17 генералов от инфантерии, кавалерии, артиллерии и 79 генерал-лейтенантов. Для оставшейся части второго и трех верхних рядов, плохо видных зрителю, предназначались портреты генерал-майоров. К последней категории и относилась главная масса копированных в мастерской Доу портретов.
Портреты разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадив и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала.
В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В. П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.
В Советское время галерея пополнилась четырьмя портретами чинов роты дворцовых гренадеров — особой части, сформированной в 1827 году из ветеранов Отечественной войны и несшей почетную караульную службу во дворце. Эти портреты написаны с натуры Д. Доу в 1828 году.
Еще одним добавлением советского периода в галерее является находящаяся справа от портрета Барклая де Толли мраморная доска с цитированными выше начальными строками стихотворения Пушкина «Полководец». Она установлена в июне 1949 года, к 150-летию со дня рождения великого поэта.

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы