ул. Пушкинская, 175А

Празднование в старину именин в Нахичеване-на-Дону

Можно сказать, нигде среди армян так не принято отмечать праздники, как в Нахичевани. Повсюду есть праздники, повсюду священник накануне праздника вечером идет в дом именинника, вручает ему свечу, произносит молебен, поздравляет, повсюду встречаются торжественно отмечающие свой праздник, но такого всеобщего обычая или порядка, от которого редко кто осмеливается уклониться и который имеет какой-то обязательный, официальный характер, нигде нельзя увидеть.

А праздники бывают очень часто, потому что нахичеванцы не имеют обыкновения давать своим детям на­циональные имена, которые в большинстве своем не имеют праздников, а обычно дают календарные имена. Кроме того, они отмечают и праздники девушек и женщин, хотя и не так торжественно, как мужчин. Часто сознательно дают то или иное имя, чтобы в такой-то, такой-то день отмечать праздник, или, как говорят, "доншноравор" /именины/. По этой причине не редкость, когда в одном и том же доме в день случаются двое или трое именин, как, например, в праздники Иоанна — Мкртича, св. Саркиса и Мартироса, Маркоса — Гукаса, Овакима и Анны и других. Когда у друзей, родственников и знакомых встречаются те же имена, значит, совпадают и праздники, значит, устанавливают такой порядок, чтобы была возможность посетить именины друг друга и поздравить: один проводит в один день, второй — в следующий, третий — в третий день, и так все. Считается большим оскорблением не ходить на именины к кому — либо, если он бывал в твоем доме на твоих именинах. Многие перестают ходить друг к другу из-за этого, тем более что многие семьи посещают даже своих дальних родственников от именин к именинам. По этой причине с большой точностью следят за календарем, с большой точностью ведут список знакомых, друзей и родственников, с точностью помнят, кто ходил к ним на именины, кто нет, чтобы к тому, кто ходил, обязательно нанести ответный визит, а кто не был, обязательно не ходить. Отсюда и то обстоятельство, что в дни больших именин на улицах города, обычно очень тихих и спокойных, царит особое оживление. Старательно движутся красивые кареты, пешеходы загромождают улицы, парадные двери домов, обычно закрытые, распахиваются настежь, одни входят, другие выходят.

Даже те, у кого такие имена, что не могут иметь праздников, как Луспароны, Хачересы, Пароны, Вардересы, Лусик, Луспика, Тушик, Кехецик, Србуи, Тируи, Ерануи, Кристостуры, Хачехпары и другие стараются приспособить свои имена к празднику какого-либо святого или святой, чтобы иметь возможность отмечать именины. Например, Вардересы проводят свой праздник в Преображение; Луспароны и Пароны — в один из праздников Просветителя; Србуи, Тируи, Такуи — в один из праздников Богородицы; Хачересы, Кристостуры и Хачехпары - в один из праздников Креста, потому что в первом имени есть слово «вард» (роза), во втором — «луйс» (свет), в третьем — «хач» (крест) и, наконец, остальные являются эпитетами богородицы.

Поздравляющие входят в дом «виновника», сначала целуются с именинником, говоря: «Поздравляем с большим днем!», затем подходят к остальным членам семьи — матери, отцу, брату и другим, если они присутствуют, здороваются за руки, повторяя формулу: «Поздравляем ваш большой день!». Затем гость приглашается к столу, если он накрыт, а если нет, подается кофе, чай или шоколад, по желанию, что пожелает гость. Иные входят и тут же выходят, потому что так много бывает праздников, что посетители не успевают поздравлять, следовательно, очень торопятся. А многие остаются, хорошо угощаются, пьют — едят, потом уходят. Во всяком случае, все обязаны откушать по рюмочке вина или водки, положить в рот какую — либо закуску, чтобы поздравить. При этом, конечно, дважды и трижды повторяются слова «'Поздравляем с большим днем!», к которым нередко добавляют и слова: «Расти большой!».

Столы накрываются со вкусом и украшаются дорогими и вкусными блюдами — обыкновенными соленьями, маринадами, рыбой, сырами, колбасой, вялеными и копчеными продуктами, жарким и шашлыком, медом и маслом, толстым каймаком — сливками, «хузии порлиц» — ягненком с начиненным животом, который с большой вареной целой рыбой является первым украшением и характерным блюдом богатых именин. В 12 часов ночи, когда уже народу собирается порядочно, на таганах подается вкусный «телбац —кубати» с рыбой, мясом или курятиной, что вместе со сладкими печеньями «бадемов мезе» и «хурабиа» также является одним из характерных деликатесов именинного стола.

«Хузии порлиц» готовят из молодого ягненка, живот которого начиняют крупой и пекут в пуре. «Бадемов мезе» — печенье полностью из яичного белка, смешанного с сахаром и миндалем, а «хурабиа» — из сладкого теста, масла и молотого миндаля.

Тех, кто обычно семьями не посещает его, именинник провожает, благодаря за оказанную честь, а тех, кто близок и в будни бывает в его доме, он приглашает с семьей прийти и вечером, если у него торжество, говоря: «Пожалуйте с семьей и вечером», а если особых торжеств нет, говорит: «Хотя особых приглашений не делали, но близкие люди придут, приходите и вы, просто так посидеть».

Вечером и ночью в городе продолжается дневное оживление. Дома именин освещены agiorno - зажжены фонари, включены люстры, в каждой комнате горят лампы, даже на подоконниках поставлены подсвечники. На улицах группами снуют те, кто идет на именины, как и днем, мчатся кареты, парадные двери и ворота именинников открыты, всюду ждут гостей.

Именинник и его семья с большой любовью принимают приглашенных, ведут их в залы, гостиные, сажают их вдоль стен, или, как говорят, на красное место, мужчины отдельно, женщины отдельно. В деревнях в этом случае соблюдают особый порядок: наиболее почетных сажают на красное место — «тори пат», а остальных рядом с ними по возрасту, состоянию и общественному положению.

В середине зала ставят длинный стол, покрытый белой скатертью и освещенный канделябрами, на нем стоят различные сладости: «хурабиа», «бадемов мезе», отличные домашние сухари — «бексмет» и для чая разнообразные сахарные печенья и сладкие изделия. И в других комнатах стоят мелкие столы, тоже накрытые скатертью, и по подсвечнику на каждом углу. Некоторые во время чаепития садятся за столы, иные остаются на своих местах. Последним отдельно преподносится чай, сладости и сухари. В обязательном порядке чай подается и новоприбывшим, если даже приглашенные сильно опаздывают.

Всеобщего веселья, радости на этих именинах обычно не бывает. Все сидят напыщенные, надутые, имениннику приходится выматывать душу, чтобы как-то занимать гостей во время чаепития и до карточной игры. Вообще нет обыкновения знакомить гостей: если знакомы, то хорошо, те, кто незнакомы, так и остаются не позна­комившись. По этой причине общего разговора, беседы не получается. Мужчины или молчат, или, разбившись на мелкие группы, говорят о своих будничных делах, а женщины разыгрывают своих знакомых, и снова молчат, кивком головы приветствуя друг друга, или принимаются за свои будничные разговоры — «галаджи», говоря все вместе, не слушая друг друга и поднимая большой шум. Интересна форма приветствия женщин. Знакомая, если сидит близко от знакомой, непременно здоровается за руку и спрашивает: «Что делаешь?» и получает ответ: «Что мне делать?». Даже знакомые, приветствуя друг друга на расстоянии, придают такую форму движению головы и лица, что явно читается тот же вопрос и ответ: «Что делаешь?» — «А что мне делать?».

Наконец, завершается чаепитие, и наступает время карточной игры. Повсеместно накрываются зеленые столы с принадлежностями карточной игры, и хозяин всех приглашает сесть за карты, стараясь и, что главное, чтобы сели все, играли все, потому что он освобождается от тяжелой обязанности занимать гостей. В этом случае горе тому, кто не играет в карты, потому что картежная игра сильно затягивается и не играющий вынужден один скитаться из комнаты в комнату или подойти к тому или другому столу и наблюдать, или же съежиться в каком-либо углу, зевать и дремать.

В 11—12 часов ночи накрываются столы на паужин с винами, коньяком и водкой. Предварительно пре­подносится пунш, который здесь готовится из теплой воды, сахара, лимона и рома. Домохозяин идет впереди и следит, чтобы пунш разносился по карточным столам, рюмками раздавался всем, просит всех откушать его и, повторяя это несколько раз, приглашает гостей на паужин. Гости обычно не допускают, чтобы пунш остыл, потому что он чтим только теплым. Они приглашают именинника, поздравляют его с большим днем и, беспрерывно повторяя привычную формулу, пьют. Количество пунша не ограничивается, преподносят столько, сколько есть желающих. Нередко его пьют столько, что за столом уже не в состоянии пить ни вина и ни водки. За паужином сначала едят мужчины, потом женщины и девушки. Наевшись и напившись вдоволь, подсластив рты «хурабиа» и «бадемов мезе», они вновь садятся за карточные столы и продолжают прерванную игру до ужина, который подается в 2—3 часа, потому что чем дольше длятся именины, тем больше чести для именинника Стол ужина накрывается, как сказали, очень поздно и остается почти не тронутым, во-первых, потому, что во время паужина многие основательно наедаются, во- вторых, уставшие от карточной игры не располагают ни временем и ни аппетитом поесть что—нибудь, и, наконец, из-за позднего часа всем хочется спать, и все норовят быстрее вернуться домой. На ужин обычно подаются жареные и вареные индюшка и утка, или и то и другое вместе, вареная рыба, фрукты, мороженое пломбир, или крем.

После ужина сразу все стараются быстро попрощаться и уйти, поэтому все суетятся так, что часто забывают даже сказать слова прощания близким знакомым. Однако одно никогда не забывают — приглашать именинника и его семью к себе домой, приглашение, слова которого также получили своеобразную формулу. Обычно говорят: «Пожалуйте, дорогой, и к нам!».

Бывают иногда и очень шумные — «даратлу» именины с музыкой, приглашенными поварами и лакеями, как сами говорят: «Именины с музыкой, поварами и лакеями». Случаются и товарищества, организующие веселье, но от этого именины никогда не теряют общего характера. В первом случае к сказанному нами добавляются танцы, во втором случае «веселятся», выпивая много водки, танцуя и поднимая беспорядочный гвалт.

Источник:

Шахазиз Е. О. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. — Ростов н/Д, 1999. – С. 123-128


Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы