В 1608–1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю. Первоначально им предписывалось право кочевать по берегам рек Кумы, Маныча, Сала, Хопра. Из-за различных междоусобиц калмыки сократили свой ареал кочёвок реками Дон, Маныч и Сал. В 1642–1643 годах они впервые появились вблизи Дона, прикочевав к Салу.
Первых донских калмыков называли юртовыми, то есть кочующими в юртах. Калмыки, осевшие на специальных участках, где содержался табун, со стационарными постройками для скота; хранения запасов кормов, оградами для содержания животных, называемых «база», получили название «базовых».
В 1694 году Войско Донское официально наделило калмыков статусом казачества, который предусматривал обязательную военную службу. В 1700–1721 годах калмыки (торгуты и дербеты) принимали активное военное участие в Северной войне, в том числе и в Полтавской битве.
<…> В 1803 году в состав Войска Донского вошли калмыцкие родовые кочевья по рекам Сал, Куберле, Маныч, Кагальник. Кочевья разделили на три улуса: Верхний, Средний и Нижний. Улусы делились на сотни, сотни – на хотоны (прим. - небольшая этническая общность, группа ближайших родственников, состоявшая из 10–20 кибиток). В 1825 году было принято Положение о калмыцком управлении, а в сентябре 1880 года - высочайше утверждённое Положение военного Совета об образовании в Области войска Донского станичного казачьего юрта Атаманский. В 1884 году Войсковая канцелярия подготовила прошение о преобразовании калмыцких кочевий в Сальский 8-й округ. Центром была определена станица Великокняжеская (ныне город Пролетарск).
Несмотря на суровость климата, Сальские степи привлекли калмыков своей не заселённостью, обширностью степных пространств, хорошим травостоем и относительно пригодными водными источниками. Грунтовые воды залегали по балкам на глубине 3–7 метров. Нетронутая вековая целина состояла из ковыля, типчака и других злаковых пастбищных трав. Водилось много степной птицы: дроф, журавлей, стрепетов, куропаток… Калмыки также охотились на сайгаков, кабанов и зайцев. Протекающие по Сальским степям реки были полноводными. Они пополнялись за счёт паводковых вод и не пересыхали, так как питались многочисленными родниками. В реке Сал и её притоках водилось много рыбы, которая заходила сюда во время половодья из Дона. <…>
В 1859 году в Харьковской 1-й сотне Верхнего улуса числилось 672 кибитки, 1 хурульская молитвенная кибитка и 1 545 жителей.
Бурульская 5-я сотня Среднего улуса разместилась на берегу реки Большой Гашун. В ней было 185 кибиток и 802 жителя, 1 хурульский молитвенный и 1 обывательский дома. По левой стороне Сала кочевала Бембяхинская (Бембедякинская) 2-я сотня Среднего улуса. При ней насчитывалось хурульский молитвенный, общественный дома, 11 обывательских, 583 кибитки и 1 898 калмыков.
Рынцевская 1-я сотня Нижнего улуса обосновалась на левом берегу Большой Куберле: 633 кибитки, 1 403 жителей, деревянный хурул и 23 обывательских дома. 4-я сотня Среднего улуса (Кебютская) базировалась на правой стороне р. Большая Куберле: 547 кибиток, 2 016 калмыков, хурульский молитвенный и обывательский дома.
В 1873 году в Верхнем улусе всего проживало 4 710 человек, в Среднем – 7 396, в Нижнем — 8 897. Численность жителей улусов возрастала, кроме естественного прироста, за счёт притока калмыцких групп.
15 апреля 1882 года на основании решения военного Совета от 26 марта 1880 года из тринадцати калмыцких сотен было создано семь калмыцких юртовых станиц. Они были названы в честь донских атаманов, внёсших значительный вклад в развитие и процветание Донского края: М. Г. Власова, П. Х. Граббе, А. К. Денисова, А. И. Иловайского, Д. Е. Кутейникова, М. И. Платова и А. Л. Потапова. В начале XX века некоторые калмыцкие поселения Войсковая канцелярия стала дробить по обращениям жителей. Появились станицы Батлаевская, Беляевская,Бурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетиновская. Таким образом, калмыцких станиц стало тринадцать. В 1920-е годы хутора Стояновский (около станицы Ново-Алексеевской) и Ново-Николаевский (около Денисовской) были преобразованы в станицы Стояновскую и Ново-Николаевскую. Всего калмыцких станиц насчитывалось пятнадцать [1].
Слова, обозначающего понятие «брак», в калмыцком языке не существует.
Жениться переводится словами «взять дом» (гэр авху). Это потому, что новобрачные уходят из кибиток своих родителей в устроенную для них новую, где не готовится пища, отчего она остается всегда белою, незакопченною. Родители или родственники молодого человека, высмотрев у кого-либо подходящую девицу и порасспросив о ней, отправляются в монастырь к занимающемуся астрологией монаху (зурхачи). Рассказав ему о годе, месяце и дне рождения молодых людей, родители или родственники спрашивают у него, возможен ли при таких условиях брачный союз. Сообразно с указанием астрологических книг, получается тот или другой ответ.
В благоприятном случае приступают к сватовству. Для этого, взявши немного водки, едут к родителям невесты. Водки берется немного потому, что приезд с небольшим ее количеством еще ни к чему не обязывает: угостить привезенной водкой хозяина можно всегда без всякой специальной цели. Если дело налаживается, приезжают с подарками, разновременно, еще 3 раза. В четвертый привозят уже много мяса, водки, других угощений и разных подарков вещами. При этом, в знак обручения, передаются: кирпичный чай как залог будущего довольства молодых, клей для скрепы союза и ремень для его прочности. Сговоры и приготовления к свадьбе бывают иногда очень продолжительны и длятся года два и больше. В назначенный астрологом день невесту, с большми цереминиями и соблюдением очень многих указанных им условий, перевозят к жениху.
Главнейшими актами свадебного обряда является поклонение невесты и жениху, в присутствии духовентсва, вечному желтому солцу и совместное держание ими берцовой кости задней бараньей ноги (шага чимгэн). При благословении брака духовенством читается и поется, между многим другим следующее: «Подобно тому, как августейший хан Чингис и другие могущественные повелители устраивали радостные брачные пиры, точно так же и ныне по нашим древним заветам, привезли мы эту благонравную девушку торжественно и чинно. Посадивши ее с женихом, мы призываем благословение на их союз». Затем совершаются жертвоприношения огню, сожигая в нем мясо, жир, масло, молоко и многие другие символические предметы. При этом духовенство возглашает: «Могущественный повелитель огня! Вкусив эти жертвы, соизвольте преподать покой, блеск, долгоденствие и богатство брачующимся. Да исполнится все благое, ими задуманное. Всевышний Будды! Соизвольте исполнить брачующихся единомыслием и здравием, увеличением рода и полным согласием в деятельности на благо священного учения и всего доброго. Да уподобятся брачующиеся производящим всяческую пользу и добро небесам и матери земле. Да просветятся их мысли, подобно солнцу, и да будут они чисты и возвышенны, как луна».
Кроме таких сопряженных с большими расходами браков, наши калмыки просто увозят, конечно, с их согласия, невест. Обрядов при этом не полагается. У привезенной девушки расплетаются косы, заплетаются по-женски, и она остается жить со своим суженным.
Источники:
Шевченко С. А. Калмыцкий след в истории Зимовниковского района // Донской временник. Год 2019-й.
Попов И.И. Донские калмыки. Новочеркасск: Часовой, 1919. С.40-44
Читать публикации по теме в Донской электронной библиотеке и Донском временнике:
Гурий. Донские калмыки и история их христианского просвещения: по трудам Казанского миссионерского съезда. - Санкт-Петербург : Типография «Колокол», 1911
https://vivaldi.dspl.ru/bx0001062/view/?#page=5
Маслаковец Н. А., Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков. Новочеркасск, 1872-1874
https://vivaldi.dspl.ru/bx0001984/view/?#page=1
Попов И. И. Донские калмыки. — Новочеркасск : Часовой, 1919.
https://vivaldi.dspl.ru/bx0000272/view/?#page=2
Траилин Ф. К. Санксрин-курэдэ: священное калмыцкое изображение и сведения о донских калмыках. Новочеркасск, 1872
https://vivaldi.dspl.ru/bx0000484/view/
Шевченко С. А. Калмыки на юго-востоке Донского края // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=1561
Шевченко С. А. Калмыцкий след в истории Зимовниковского района // Донской временник. Год 2019-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/30/art.aspx?art_id=1695
- Калмыки / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Калмыц. ин-т гуманит. исслед.] ; отв. ред.: Э.П. Бакаева, Н.Л. Жуковская. - Москва : Наука, 2010.
- Кульдинов С. Судьба донских калмыков, их веры и духовенства: очерк. — Хулхуна жил : Издание автора, 1985.
- Живописная Россия : отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / под общ. ред. П. П. Семенова. — Санкт-Петербург ; Москва : Издание Товарищества М. О. Вольф, 1881-1901 . Т. 7, ч. 2 : Центральная Черноземная и Донско-Каспийская степная области. — 1899.
- Максимов К. Н. Калмыки в составе донского казачества (XVII-середина XX в.) / Рос. акад. наук, Юж. науч. центр, Калмыц. ин-т гуманит. исслед. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного научного центра РАН, 2016.
- Максимов К. Н. Калмыкия в XX веке. — Москва : Наука, 2017.
- Шовунов К. П. Калмыки в составе российского казачества (вторая половина XVII-XIX вв.). — Элиста : [Б.и.], 1992