ул. Пушкинская, 175А

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909)

1785

Петр Францевич Лесгафт – российский педагог, создатель научной системы физического воспитания.

В 1856 году он поступил в передовое учебное заведение – Императорскую медико-хирургическую академию. С третьего курса страстно увлекся анатомией, которая стала делом его жизни. Впоследствии в медицинских кругах Петра Францевича называли поэтом анатомии.

В конце 1861 года он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии. С этого же времени Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-фельд­шерской школы и одновременно руководил практическими занятиями студентов и занимался с группой женщин-вольнослушательниц.

В 1865 году Петр Францевич блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. По свидетельству профессоров, «диссертация его одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии. Она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине».

В период с 1868 по 1871 год, после получения докторской степени по медицине и хирургии, Петр Францевич продуктивно трудился в качестве экстраординарного профессора и заведующего кафедрой физиологической анатомии медицинского факультета Казанского университета. Его лекции та отличались живым и художественным изложением. По воспоминаниям студентов, «читая лекции, Петр Францевич никогда не сидел, и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнем» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций». На занятиях он не только прививал студентам знания, но и давал жизненные наставления, мотивировал к работе над собой.

Ученый заслуженно стал одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани. Однако из-за своей неизменно принципиальной позиции был несправедливо уволен «без права преподавания с запрещением впредь служить по Министерству народного просвещения»

В 1877 году, увлеченный идеей «физического образования» и гимнастики, он организовал работу двухгодичных учебно-гимнастических курсов во 2-й Петербургской военной гимназии. Здесь изучали анатомию (в объеме 440 часов), физиологию (160), химию (80), гигиену (80), историю и теорию телесных упражнений (160), гимнастику (480), методику гимнастики (40), фехтование, плавание и другие телесные упражнения (80), спортивные игры (80). Лекции по физиологии читал И. М. Сеченов, по гигиене — А. П. Доброславин, по другим предметам — профессора Петербургского университета и Медико-хирургической академии. П. Ф. Лесгафт преподавал анатомию, руководил занятиями по методике преподавания физических упражнений. В основе педагогической практики слушателей лежала составленная им «Программа для преподавания гимнастики в военно-учебных заведениях». По гимнастике, фехтованию, плаванию и играм были специальные преподаватели. В работе этих курсов Лесгафт на практике проверил созданную им систему физического воспитания мальчиков и юношей, которая оказалась в эпицентре поиска путей применения физической культуры в развитии и совершенствовании человека — самой популярной педагогической идеи конца XIX — начала XX века.

В 1875 году Лесгафт осуществил поездку за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики, присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций. В конце каждого года он представлял в Главное управление военно-учебных заведений отчеты о командировке, которые затем были изданы в 1880 году отдельной книгой «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».

Большой исследовательский материал по воспитанию детей был собран Лесгафтом в его книге «Школьные типы» (1884). Им было выделено шесть школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый-мягкий, забитый-злостный, угнетенный, а также рассматривался в качестве педагогически желательного «нормальный тип (представляемый в идеале)». Рисуя школьные типы детей, Лесгафт отмечал, что «самое существенное требование, какое мы вправе предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить воспитанием и обучением ребенка, вступающего в школу - это знание самой личности ребенка, его психических отправлений, а равно знакомство с его индивидуальными свойствами, так как, не зная законов психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты характера воспитанника, не сумеет найти основную причину данного поступка и упустит из виду тесную связь нравственного мира ребенка с его дошкольною обстановкой и семейной дисциплиной».

К сожалению, классификация нравственных типов ребенка в настоящее время почти забыта. А между тем знание их в большой мере помогло бы сегодня родителям, воспитателям и учителям - разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.

Основную роль в формировании личности ребенка Лестгаф отводил воспитанию. С помощью воспитания можно развить нравственные качества личности и ее волевые проявления, совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. Наиболее полно понимание цели воспитания раскрыто в его книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1893) и заключается в содействовии становлению разумного человека (критически мыслящего, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности).

П. Ф. Лесгафт считал, что воспитание тесно связано с социальной средой, бытовыми условиями, самим направлением воспитания. Именно поэтому семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка, подчеркивая, что даже условия утробной жизни ребенка имеют огромное значение для его последующего развития.

Наиболее важным периодом семейного воспитания он считал годы со дня рождения до поступления в школу (до конца седьмого года: «Во время семейного периода жизни ребенка, - писал Лесгафт, - складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».

Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т.п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, - писал Лесгафт. – Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».

Оригинальная русская система научно обоснованного семейного воспитания П. Ф. Лесгафта не имела аналогов в мировой педагогической мысли и представляла собой значительный вклад в развитие педагогики, где воедино слиты умственное, нравственное, физическое, гражданское воспитание.

Еще одним важным направлением педагогической системы П. Ф. Лесгафта является учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения», - утверждал Лесгафт. Так же, как и И.М. Сеченов, Лесгафт считал, что физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников, поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями».

В 1893 году один из слушателей И. М. Сибиряков, брат известного промышленника, пожертвовал Лесгафту здание стоимостью 150,0 тыс. руб. и 200,0 тыс. руб. наличными Ученый получил возможность организовать на основе принципов автономии и свободы научного творчества независимую исследовательскую, преподавательскую и просветительскую деятельность. В 1894 году в подаренном И. М. Сибиряковым здании Лесгафт открыл Биологическую лабораторию, в которой изучали анатомию, физиологию, зоологию, ботанику и эмбриологию.

Живой отклик научного сообщества и молодежи встретила организация двухлетних учебных курсов по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования под руководством Лесгафта. В 1896 году более ста слушательниц принялись изучать циклы учебных дисциплин: методику проведения гимнастических упражнений, основы анатомии и физиологии, гигиену, теорию пластики, зоологию, ботанику, психологию и педагогику, историю, литературу и другие предметы.

Вскоре курс обучения увеличили до трех лет и включили в него: историю психологии, историю педагогики, физические упражнения, теорию движений, фехтование. Кроме теоретических и практических занятий по физическому образованию, слушательницы второго курса посещали ясли, приюты, детские сады, ухаживали за новорожденными детьми, знакомились с воспитательной работой, проводимой с детьми преддошкольного и дошкольного возраста; по нескольку часов в день давали в дошкольных учреждениях уроки физических игр и упражнений.

Слушательницы отличались подлинным энтузиазмом, так как государственных дипломов на курсах Лесгафта не выдавали. Многочисленных слушательниц привлекал научно-организованный
учебный процесс, организуемый авторитетным ученым и его соратниками. «Лесгафтички» получали общее и профессиональное образование, лишенное шаблонности.

В 1905 году курсы были закрыты царским правительством, а Петр Францевич уволен после студенческих выступлений, как неблагонадежный.

Спустя некоторое время, П. Ф. Лесгафт преобразовал курсы в Высшую вольную школу. Высшая вольная школа Лесгафта состояла из курсов воспитательниц и руководительниц физического образования; отделения биологических наук и социального отделения, по аналогии с Вольной русской школой общественных наук, открытой в Париже М. М. Ковалевским.

В 1905 году полторы тысячи человек начали учиться на курсах у Лесгафта. На второй год – из более чем трех тысяч желающих принято было меньше трети: не хватало помещений. Открыли народное отделение – Коломенские рабочие курсы, разработанный П. Ф. Лесгафтом прообраз той системы обучения, которая в СССР будет называться «рабфаком». Тысячи
рабочих приходили слушать воскресные общедоступные публичные лекции. М. М. Ковалевский писал: «Люди не менее меня занятые, с учеными степенями или с одними только научными работами, люди, заканчивающие свое педагогическое поприще или только начинающие его, давно известные всей России, как Н. И. Кареев, И. И. Постников, Д. Н. Овсянико-
Куликовский, Н. А. Котляревский, или
едва заявившие о себе работами и лекциями... сменяли друг друга в одном и том же зале, буквально окруженные толпой слушателей».

Его общественная деятельность, как ученого, педагога, врача, писателя, была не только разнообразной, но всегда кроме того и напряженной. Рабочий день его измерялся 15–18 часами, который он полностью, до последней минуты посвящал своим ученикам. Со слов его учеников, он затрачивал невероятное количество своей физической энергии, поскольку перемещался только пешком, а читая лекции, был чрезвычайно подвижен, никогда не
сидел и к тому же не просто излагал или «читал» предмет, а потрясал и
часто «зажигал огнем» всю аудиторию. У него никогда не было скучных
лекций. Профессор Николай Иванович Эрасси был его учеником и вспоминал, как работал его учитель: «Нас всегда поражало то, что при таком количестве проявляемой энергии он никогда не был подавлен своими
добровольными тяготами, напротив – неизменно добр, внимателен и всегда
как-то особенно любил идти “тесными вратами
”». Многие его ученики
вспоминают, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, был наделен глубоким чувством ответственности.

В июле 1907 года власти закрыли Высшую вольную школу. Лесгафт обивал пороги ведомств с прошением возобновить преподавание, но ему постоянно отказывали.

Петр Францевич Лесгафт умер в ноябре 1909 года в Египте, где надеялся вылечить хроническую болезнь почек. Его похороны в Санкт-Петербурге превратились в многочисленную демонстрацию молодежи, студентов, курсисток, его слушателей и пациентов.

В 1912 году, спустя три года после смерти Петра Францевича Лесгафта, была издана книга «Памяти Петра Францевича Лесгафта», которая собрала в себе воспоминания его учеников и последователей, описывающие его личностные качества, особенности научной и педагогической деятельности, отношение к ученикам, его научные идеи, а также воспоминания современников о важнейших вехах его жизни. Все они дали высочайшую оценку П. Ф. Лесгафту, отмечая, что Петр Францевич
как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга.

Список использованной литературы:

Воробьев Н. А. П. Ф. Лесгафт в воспоминаниях современников // историко-педагогический журнал. -2018. - № . 3. – С.196-208

Князев Е. А. Высшая вольная школа и Петр Лесгафт // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. – 2019.- Т.18. - № 4 (42). - С. 77-80.

Библиография отдельных педагогических трудов П. Ф. Лесгафта:

Лесгафт П. Ф. Значение физических упражнений для войска. - СПб., 1888.

Лесгафт П. Ф. Приготовление учителей гимнастики в Германии, Франции,
Швейцарии, Италии и Австрии. - СПб., 1877

Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. – СПб. : Типография т-ва художественной печати, 1901.

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 1 и 2. – СПб. : Типография И. Н. Скороходова, 1883.

Лесгафт П. Ф. Физическое развитие в школах. - Санкт-Петербург : тип. А.А. Краевского, 1880.

Лесгафт П. Ф. Школьные типы. – СПб. : Издание журнала «Русское богатство», 1884.

Статьи:

Лесгафт П. Ф. Антропология и педагогика // Северный Вестникъ. - 1890. - Кн. 10. - С. 273—286

Лесгафт П. Ф. Значение школы. - Жизнь и школа. - 1907. - № 3, 4, 5.

Лесгафт П. Ф. К вопросу о преподавании естественных наук в специальных учебных заведениях // Русская школа. - 1891. - № 1. С. 93—100; 1892. - № 1. - С. 94—108

Лесгафт П. Ф. Материалы для изучения школьного возраста // Здоровье. – 1880. - №127, 128, 129, 131.

Лесгафт П. Ф. Новые труды, появившиеся на русском языке по вопросу о
физическом образовании в школе // Русская школа. - 1892. - № 3, 4.

Заказать труды П. Ф. Лесгафта в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Педагогические труды П. Ф. Лесгафта

Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений в 5 томах / ред. коллегия: проф. Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) [и др.] ; [сост. и вступ. статья, с. 7-62, Г. Г. Шахвердова]. - Москва : Физкультура и спорт, 1951-1956.

Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — Москва : Педагогика, 1988.

Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951-1952.

Лесгафт П. Ф. Избранные труды. — Москва : Физкультура и спорт, 1987.

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. — Москва : Физкультура и спорт, 1951-1956.

Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. — Москва : Ин-т практ. психологии, 1999.

Читать труды П. Ф. Лесгафта в Национальной электронной библиотеке:

Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Лесгафт Ч. 1. – СПб., 1912.

Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / ред. коллегия: проф. Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др.; сост. и вступ. статья, с. 7-62, Г. Г. Шахвердова Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. – Москва, 1951.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы