ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИС «НАЙТИ ВИНОВАТОГО» [18+]
23.03.2019

НАПРАВЛЕННАЯ ДЕСТРУКЦИЯ:
ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИС «НАЙТИ ВИНОВАТОГО» [18+]

Совсем недавно я уже рассказывала вам о замечательном и самобытном писателе греческого происхождения – Джеффри Евгенидисе и его пронзительном романе «Средний пол». И вот наконец-то вышел в печать сборник его рассказов, который я ждала с приятным нетерпением.

Евгенидис в Америке – автор одного масштаба с Франзеном. Но у нас почему-то известен гораздо меньше. Я постоянно в своих обзорах повторяю, что сборники рассказов – это особые сокровища, в которых как нельзя лучше проявляется авторское мастерство. И я сразу хочу сказать, «Найти виноватого» - это просто невероятная вещь. Здесь собраны тексты от безупречных до просто гениальных, и чего-то проходного и посредственного здесь нет вовсе. Я прочитала его за один вечер и смогла испытать целую гамму чувств.

Хочу отметить, что при всей своей шедевральности эта книга все же не подойдет для первого знакомства с автором. Потому что его рассказы написаны как бы в контексте романов, его герои живут за кулисами большой прозы. И для тех, кто знаком со всеми тремя романами, эти герои – далеко не чужие люди. Например, молодой парень из рассказа «Воздушная почта», который умирает от дизентерии на островах Таиланда – альтернативная история судьбы из романа «А порою очень грустны». Героем следующего рассказа становится известный врач, чьи работы о гендерной идентичности рушатся из-за сенсационного открытия. Думаю, что вы догадались, что речь о Каллиопе Стефанидис из «Среднего пола».

А вот персонажи заглавного текста сборника «Найти виноватого» совершенно точно сошли со страниц «Девственниц-самоубийств».

Этот сборник – настоящий подарок, для тех, кто любит творчество Евгенидиса. Он будто встреча со старыми и добрыми друзьями, с теми, по кому ты скучал, о ком переживал. Каждый раз, переворачивая страницу, во мне теплой волной возникало чувство возвращения домой. Старые и любимые герои вновь появляются в новых ипостасях, открываются скрытые детали их судеб или мыслей.

В принципе, сборник также можно читать и в отрыве от больших текстов. Но все же, для полноты и интенсивности ощущений, я советовала бы приберечь его на потом, когда позади будут романы, а с героями захочется встретиться вновь.

Ни в коем случае нельзя сказать, что «Найти виноватого» не представляет отдельной и самостоятельной ценности, и его нужно воспринимать лишь как комментарий к более старым работам. Это не так. И каждый рассказ в этом сборнике – особенное и логически выстроенное мини-произведение. И все объединяет единая тема целенаправленной деструкции, тотального краха. Перед нами – истории превращения человеческих отношений и судеб в обломки, в осколки и атомы. Зачастую здесь нет однозначного исхода, лишь где-то вдалеке маячит огонек надежды, и читатель изо всех сил за него цепляется.

Евгенидис – немногословный автор, слог которого достаточно минималистичен. Но его гениальность состоит в том, что он может описать любую ситуацию очень скупым языком. И ты веришь ему, потому что не поверить просто нельзя, ведь будто сами герои говорят с тобой. Об ужасающей бедности героя мы узнаем по дырке на его подошве, а вся боль и отчаяние положения предстает перед нами в виде семейного меню: макароны с соусом – для взрослых, макароны без соуса – для детей.

За что мне нравится Евгенидис, так это за отсутствие любых манипуляций, лишних и пространных объяснений. Он доверяет читателю и его способности понимать текст на внутреннем, интуитивном уровне, и это вызывает уважение. Их подручных и на первый взгляд скучных материалов автор плетет замысловатую нить сюжета, простую для понимания и созвучную душе.

Хороших вам книг!

VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы