![](/upload/resize_cache/iblock/3b6/750_500_11a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_ApMN0aoGvlZm.jpg)
СТРАННО О СЛОЖНОМ:
ДЖОРДЖ СОНДЕРС «ДЕСЯТОЕ ДЕКАБРЯ» [18+]
О Сондерсе и его романе «Линкольн в бардо» я уже писала в прошлом году, как раз после того, как он получил Букеровскую премию. И, если вы помните, речь там шла о промежуточном состоянии между жизнью и смертью, которое автор, сам увлекающийся буддизмом, описал достаточно ярко и подробно.
Конечно, Сондерс не всегда пишет о таких заоблачных и сложных вещах. Есть у него и реальные истории, твердо стоящие на почве логики. Но вот, что их объединяет, так это желание Сондерса экспериментировать и использовать нестандартные формы. На страницах его книг всегда и все абсолютно непредсказуемо: сюжет может повернуться на 180 градусов, в любой момент текст может оборваться или полностью измениться стилистически. Для некоторых читателей такие кульбиты неприемлемы. И это их право. Многим подобная игра со словом кажется злой шуткой, подножкой читателю и недостойным серьезной литературы приемом. Но ведь форматы и грани современной литературы давно изменились, она не может и не должна жить по правилам 100-летней давности. И вот почему мне нравится Сондерс – он этой игры не боится. Он не боится рамок, в которые его пытаются загнать, у него их просто нет. Для него нет никаких правил, и поэтому его интересно читать. Переворачивая страницы одну за одной, никогда не знаешь, что ждет тебя впереди.
«Десятое декабря» - небольшой сборник из 10 рассказов, каждый из которых отличается от других. Здесь есть и фантастика, и триллер, и психологическая драма. Все рассказы имеют завершение, но в духе этой книги так и витает типичная авторская недосказанность. Читая ее, у меня все время было чувство, что я будто решаю сложную систему уравнений, и какая-то переменная потерялась. И это состояние заставляет тебя быть внимательным к каждой детали, к каждой мелочи.
Пересказывать сюжетные линии этих историй нет совершенно никакого смысла. В одном речь идет о подростке, угнавшем фургон и пытавшемся затащить в него девушку, в другом вдруг появляется человек на войне, где-то – проблемы сексизма, расизма. Главное здесь – это общая атмосфера и ощущение, вот оно как раз и запоминается. У меня давно такого не было. Вроде бы это не типичные ужастики или мощные триллеры, в которые для тебя как на праздник стянули все кошмары. Но при этом по спине отчетливо бежит холодок, а сердце начинает биться чуточку быстрее. И страшно от обыденности, от того, что ненормальное и ужасное прячется под маской нормы и живет рядом с нами годами. История любого города XXI века и любого его жителя.
Если вы так и не осилили «Линкольна в бардо», дайте Сондерсу второй шанс – вы не пожалеете.
Хороших Вам книг.
Как всегда VashaDasha
Комментарии
Выбор читателей
![](/upload/resize_cache/iblock/534/400_267_21a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_qpaLoOLh0D.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/e00/400_267_21a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_k6QyPZP4pGiEmpp.jpg)