ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК «СЕРОТОНИН», [18+]
09.04.2020

ИЗ ЖИЗНИ ОВОЩЕЙ: 

МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК «СЕРОТОНИН», [18+] 

ПЕРЕВОД: Мария Зонина

Продолжаем развиваться в самоизоляции. И сегодня хочу рассказать о последнем романе автора, от которого уже давно не ждала чего-то выдающегося. Мишель Уэльбек в какой-то момент перестал меня удивлять, начал казаться одинаковым, душным. Но шестое чувство профессионального читателя подсказало «Серотонин» не пропускать, и хорошо, что я его послушала.
На самом деле любому российскому читателю трудно представить себе что-то более унылое, чем роман о жизни чиновника министерства сельского хозяйства, который собирает отчеты о покосах и надоях, занимается закупкой комбайнов, ведет какие-то битвы за урожай. Нет, это все есть, и должно быть, но об этом неинтересно писать и скучно читать. Но Уэльбек и такой материал сумел превратить в увлекательное шоу. Виртуозный шутник превратил проблемы фермеров в новый способ плюнуть в лицо Евросоюза, да и ни для кого не секрет, что политические предпочтения Уэльбека всех интересуют больше, чем его литературные успехи и достоинства. При этом каждый критик спешит отметить, что пресловутый серотонин – это гормон радости, хотя это известно любому, кто учился в школе, который лежит в основе работы антидепрессантов. Ремесленная сторона книги интересует при этом немногих, а устроена она очень хорошо: сюжет динамичен, в нем просто и гениально вписаны воспоминания главного героя и размышления на злобу дня. Зато каждый не забывает отметить, что именно Уэльбек предсказал «желтые жилеты» задолго, как они появились, обвинил Макрона во всех бедах Франции, сравнил Евросоюз с птицефабрикой и вообще неплохо поглумился над системой как таковой. Так далеко Уэльбек еще не заходил, видимо, ситуация кажется ему совсем уж безнадежной.

Административные службы видят свою задачу в максимальном сокращении жизненных возможностей человека, если уж вообще не получается свести их на нет; с точки зрения администрации хороший гражданин - мертвый гражданин.

Его герою 45, он принимает антидепрессанты, которые подавляют либидо. В одно утро, он понимает, что не может больше ни от чего получить радости и решает исчезнуть. Подружка, которая младше на 20 лет, признание и успех на работе – ему ничего больше не нужно, на все это нет сил. Он вспоминает свою большую любовь, которую потерял, друга, с которым прервал все связи, встречается со своим прошлым, прощаясь с сексуальной жизнью и возможностью хотя бы иногда улыбаться. Это очень печальная история, правда. О том, как все мы грязнем в суете, быте, забываем, что такое любить и быть любимыми. Эстеты, ежегодно перечитывающие Толстого с Тургеневым, могут прийти в ужас от того количества раз, что им придется прочитать про «вялый…орган», от шуток Уэльбека на грани расизма и оскорбления чувств. Сегодня модно быть обиженным, но давайте попробуем от этого отказаться и посмотрим на текст серьезно и трезво. Это мощнейшая по силе личная драма, в которой развал сельского хозяйства и крах Евросоюза – лишь фон.

 Мы оба прекрасно знали, что жизнь вообще полна горечи и разочарований, так стоит ли тратиться на такси и ресторан, чтобы ещё раз в этом убедиться?

«Серотонин» - это нескончаемый поток мыслей героя о любви и смерти, о женщине и мужчине, как бы банально это ни звучало, эротические фантазии, мысли о Гоголе и Достоевском. Но пропитывает это все такая горечь сожаления, что внутри что-то дрожит. Не злость, не насмешка, а отчаянная горечь. Она отрезвляет читателя, выводит на какой-то новый виток и уровень осознанности.

Женская любовь - это сила, сила созидательная, женская любовь - это один из самых величественных катаклизмов, явленных нам природой, и к ней следует относиться с опаской, её творческий заряд сродни землетрясениям и изменению климата, она даёт жизнь иной экосистеме, иной среде, иной вселенной, своей любовью женщина сотворяет новый мир: когда-то разрозненные мелкие твари барахтались в своём мутном бытии, но вот появилась женщина, создав условия для возникновения пары, новой социальной, эмоциональной и генетической сущности, призванной истребить все следы предшествующего индивидуального бытия
.
Этот роман – гармония действия, мыслей и фона. Здесь все правильно, все как надо. Распад личности на фоне распада социума. Тоска и безысходность, которую испытывает каждый хотя бы раз.

Уповать на счастье, пожалуй, бесполезно, но я всё ещё тешил себя надеждой, что мне удастся избежать по меньшей мере самой банальной деменции.

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы