ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

САЛЛИ НИКОЛС «НА ЧТО СПОСОБНА УМНИЦА» [18+]
12.08.2020

ФЕМПОВЕСТКА, ОНА ТАКАЯ:

САЛЛИ НИКОЛС «НА ЧТО СПОСОБНА УМНИЦА» [18+]

ПЕРЕВОД: У. Сапциной. 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Манн, Иванов и Фербер, 2020

Салли Николс — молодая британская писательница, аудиторию которой обычно составляют подростки. Николс публикуется с 2008 года, «На что способна умница» — ее шестой роман на родине и первый переведенный в России.
И тему об истории суфражисток ей предложило издательство. Да, так тоже бывает – западные издательства предлагают авторам идеи, которые по из расчетам будут пользоваться спросом. Николс помещает реальные истории в искусственные декорации. И если сегодня мало кто помнит о движении суфражисток, она дает ему вторую жизнь на страницах книги.
Автор очень смело берется за непростую задачу – рассказать о движении и его борьбе так, чтобы даже ребенку было понятно. Сложно, согласитесь? Николс хочет, чтобы каждый читающий ее подросток вжился в роль героини, прошел с ней через непростой выбор и сделал какие-то важные выводы. И эти выводы не будут навязаны, потому что баланс нравоучения и информативности соблюден идеально.
В 1914 году три девушки — Ивлин, Мэй и Нелл, открывают для себя движение суфражисток.
Ивлин — простая девочка из состоятельной семьи, которую родители не пускают учиться в Оксфорд. Вместо этого они хотят выдать ее замуж за Тедди. И вот беда: Тедди нравится Ивлин, но сам факт, что за нее все уже решили, настолько ей противен, что она хочет бороться за право женщины самостоятельно решать свою судьбу. Так она тайком от родителей начинает ходить на демонстрации, раздавать листовки, а затем устраивать голодовку в тюрьме. Если книгу будет читать подросток, то все это пройдет на «ура», подкрепленное внутренним максимализмом. Но вот у взрослого читателя возникает куча вопросов, которая так и повисает без ответа. Почему состоятельные родители не вызволяют ребенка из зала суда? Как она выдерживает голодовку, даже н понимая, зачем ей это нужно? Для чего она так рвалась в Оксфорд, если в итоге все равно выбрала патриархальное болото?
Две другие истории, на мой взгляд, совсем уж оторваны от настоящей жизни. Мэй — дочь женщины феминистки. Она с детства вертится в среде бунтарок, лесбиянок, трансгендеров и ничуть не стесняется внезапно открывшейся собственной сексуальности. Допустим. Но вот она встречает девочку Нелл – суфражистку из рабочего класса, которая не читает книг и носит мужскую одежду. И вот эти пятнадцатилетние девочки влюбляются друг в дргуа, и у них начинаются самые обычные отношения со всеми вытекающими. Для начала 20 века такое поведение, мягко говоря, не смотрится хотя бы чуточку правдоподобным.
Вообще все три девушки как будто с корнем вырваны из жгучей современности. Они рассуждают сегодняшними мерками, они максимально свободны и независимы, как будто уже получили всю ту свободу, за которую собственно только должны начать бороться. Протестовать против отца и попасть в тюрьму за участие в политическом митинге, устроить там отчаянную голодовку. Это трудно даже для подростка в 2020 году. Понять, что тебя тянет к другим женщинам и не испытать по этому поводу страха, не задать ни единого вопроса — это идеальный расклад, который и сейчас со скрипом достижим, несмотря на все усилия сегодняшних феминисток.
Нелл на своей шкуре все тяготы войны: отец уходит на фронт и через какое-то время перестает высылать жалованье; один брат погибает, не добравшись до Франции, другой заболевает тифом. Она тяжело работает, а выходные тратит на помощь в родительском доме. Тут-то и выходят их неразрешимые противоречия с благополучной. Нелл не до борьбы за права.
Дальше Салли Николс будто сама не знает, что делать со своими маленькими феминистками. После голодовки Ивлин отправляют домой, где она горько раскаивается. Мэй раскаивается тоже: мама перестает платить налоги, и все имущество забирают за долги. Нелл снова не до того.
Вроде бы в истории все есть. Борьба за независимость, классовое неравенство, проблемы меньшинств. Но вот самый главный вопрос таки и остается без ответа.
На что же все-таки способна умница ради своей борьбы? И стоит ли оно того?
Автор не дает ответа. И я уверена, что подросток после прочтения останется в легком недоумении. К чему это все? Получилась книга, живая и интересная, но в которой пропущено одно очень важное ключевое звено, без которого все сыпется. Отсылки к исторической правде, комбинация документальности и художественной прозы. А самого главного нет.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы