ул. Пушкинская, 175А

Марина Цветаева: «В Кламаре у нас есть друзья Артёмовы…»

Автор статьи:
Лариса Поповян
2388
26 июля 2023
Мемориальный музей — Дом Марины Ивановны Цветаевой в Болшево (г. Королёв Московской обл.) был открыт 20 сентября 1992 года к 100-летию со дня рождения поэта. Марина Ивановна приехала в Болшево 19 июня 1939 года, спустя 17 лет эмиграции, вместе с сыном Георгием, потому что здесь жили вернувшиеся в 1937 году её муж Сергей Эфрон с дочерью Ариадной.

Первое, на что обращаешь внимание, когда заходишь в его мемориальную часть — это необычный портрет Марины Ивановны Цветаевой. Подпись художника — «Артёмов». Знакомое имя — наше, донское!



Георгий Калистратович Артёмов (1892–1965) — живописец, скульптор, донской казак, уроженец станицы Урюпинской Области войска Донского, с 1922 года жил во Франции.

Ариадна Сергеевна Эфрон, дочь М. И. Цветаевой, в своей книге «История жизни, история души» вспоминает о встречах с Георгием Калистратовичем в эмиграции:

«…У нас там были друзья, художники по фамилии Артёмовы, он и она. Они жили в маленьком доме в Кламаре, у них был садик с черешневым деревом, охотничьи собаки, ирландские сеттеры. Они очень нас любили, мама часто бывала у них, читала стихи. Мы проводили там целые дни…».

Георгий Калистратович Артёмов родился 17 февраля 1892 года в станице Урюпинской. Его отец — Калистрат Артёмов, был врачом и атаманом. Мать — Матрёна Данов, была медицинским работником; рисовала, интересовалась театром. Образование Г. Артёмов получил в Новочеркасском Донском Императора Александра III кадетском корпусе (1899–1905 гг.). Изобразительному искусству начал обучаться в Ростове, в художественных классах, где ведущим художником был А. С. Чиненов, воспитавший целую плеяду известных на Дону и за его пределами живописцев, графиков, скульпторов. Известный ростовский искусствовед В. В. Рязанов считал: «... учителем Артёмова мог быть И. С. Богатырёв, заведовавший художественными классами с 1902 по 1907 год, или А. К. Ованесов, в раннем творчестве которого имели место поиски, близкие по мироощущению Георгию Артёмову».



Большое влияние на развитие Артёмова как художника, оказала активная культурная и художественная жизнь Ростова-на-Дону начала XX века, в частности, деятельность Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. Общество деятельно поддерживало рисовальные классы, добиваясь продления ежегодных субсидий от Академии художеств и городского управления. На основе рисовальных классов впоследствии было организовано Ростовское-на-Дону художественное училище. С 1911 года общество проводило ежегодные весенние выставки, на которых принимали также участие художники из Новочеркасска, Таганрога, Воронежа, Одессы, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Наши земляки могли видеть полотна выдающихся художников. На выставках были представлены картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова, В. Д. Поленова, С. Т. Коненкова и других художников, являющихся цветом национальной культуры России конца XIX — начала XX веков.

Георгий Артёмов не порывал связь с Ростовом даже в годы учёбы в Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской К. А. Коровина (1909–1913 гг.). Уже на Первой Весенней выставке Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств в 1911 году он представил пять работ: «Скит», «Солнечный день зимой», «Дама в синем», «Цыганка», «За туалетом», а в декабре того же года в Ростове состоялась и первая персональная выставка молодого художника, на которой было представлено уже 50 работ. Выставка эта была замечена и публикой, и критикой. Авторитетный ростовский историк искусства Н. Лаврский писал о ней в газете «Приазовский край»: «Выставка работ Г. Артёмова в Женском клубе, несомненно, интересна. Конечно, говорить о законченности творчества этого талантливого молодого художника рано. Работы Г. Артёмова, собранные за последние два года, говорят нам, что художник стоит на верной дороге, что он верно понимает задачи искусства».

В 1912 году художник участвовал в выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками — на ней было представлено 32 работы художника. «О работах Г. Артёмова мне приходилось писать не раз. Из последних работ обращают на себя внимание «Грузинки», «У пианино», «Эскиз головы» и «На балконе». Художник с большим дарованием, но он ещё не нашёл себя» — писал тот же Н. Лаврский в статье «Выставка картин «Салон», опубликованной в «Приазовском крае» в декабре 1912 года.

В декабре 1913 года Георгий Артёмов отправился в Париж по стипендии, полученной за успешное окончание училища, где входил в круг художников-монпарнасцев, был лично знаком с Пикассо, Модильяни и Сутиным, многому учился у них, но при этом всегда придерживался собственного стиля.

С началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, вступил в 1-й иностранный полк французской армии и принимал участие в самых жестоких боях на фронте Шампань, за участие в которых был награждён медалью. Тяжело раненный, он долгие месяцы провёл в госпитале, продолжая заниматься живописью.

В декабре 1917 года Георгий Калистратович Артёмов вернулся на родину, в Новочеркасск, а в 1918 — уже участвовал в выставке Ростово-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств с картинами: «Цветы», «Яблоня в цвету» и «Продавщица майолики». На момент открытия выставки все три работы были уже куплены А. С. Черновым, М. З. Бельским и Ф. С. Генч-Оглуевым. До нас дошла лишь «Продавщица майолики», попавшая в музей, вероятно, после национализации коллекции Ф. С. Генч-Оглуева, судьба остальных произведений неизвестна.

С 1921 года Г. К. Артёмов в эмиграции в Константинополе, с 1922 года — в Париже.

События, о которых пишет Ариадна Сергеевна, относятся к 1932–1934 годам, когда семья Цветаевых-Эфронов переехала жить в Кламар. Очевидно там же, в 1931 году Георгий Артёмов написал портрет Марины Ивановны Цветаевой, который долгие годы хранился в Париже, у дочери художника.

О степени близости с семейством Артёмовых можно судить и по письму самой Марины Ивановны Цветаевой к Вере Николаевне Буниной от 26 февраля 1934 года:

«В Кламаре у нас есть друзья Артёмовы, он и она (он — лучший во Франции резчик по дереву. Его работу недавно (за гроши) купил Люксембургский музей. Она — акварелистка). И вот, они на всё обменивают свои вещи: и на мясо, и на обувь, и на радио. На-два. Т. е. получив новое, старое дали нам. И — какое! Длинное, как гроб, а вокруг, на неисчислимом количестве проводов, три тяжеленных ящика, один — стеклянный. И все это нужно ежедневно развинчивать, завинчивать, чистить наждаком, мазать ланолином…».



Сегодня работы Артёмова находятся в коллекциях по всему миру, в том числе парижском музее Орсе, музее Тулуз-Лотрека в Альби, музеях Тулузы, Лиона и других городах Франции, но в России его творчество почти не представлено. В собрании Ростовского музея изобразительных искусств хранятся четыре живописные работы и одна графическая, созданные Георгием Артёмовым в дореволюционный период, в их числе «Девочка» и «У фонтана» (обе написаны в 1910-е годы), а также «Старая Москва» и «Продавщица майолики».

В марте 2017 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств прошла выставка-публикация, посвящённая 125-летию со дня рождения Георгия Калистратовича Артёмова «Георгий Артёмов и художники его круга». В Донской государственной публичной библиотеке выставка работ художника прошла в сентябре 1999 года. В фондах библиотеки хранится каталог работ Г. К. Артёмова:

Г. К. Артёмов : Каталог / сост. и авт. текста Г. С. Алимурзаева. Ростов н/Д : Омега-принт, 1998. 48 с. : ил.

Портрет Марины Ивановны Цветаевой переехал в Россию не так давно. В 2018 году он был передан в дар музею М. И. Цветаевой дочерью художника, Мари Артемофф-Теста.

О ростовском периоде в жизни и творчестве художника можно почитать в статье ростовского искусствоведа В. В. Рязанова.


Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы