ул. Пушкинская, 175А

Совы на страже

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
3720
9 февраля 2021
«Сова», – сказала женщина в шляпке от солнца, остановившись перед оригинальным изящным особняком.
«Ой, мы раньше этот дом не видели, – откликнулась простоволосая спутница. – Интересно, что она означает?»
То есть – почему в нише фронтона, прямо над входом – мраморная сова? Пришлось вмешаться и объяснить: символ семейного благополучия.
Женщины отошли, а я, продолжая раздумывать над старинным символом, понял, что упростил вопрос. Тут не только семейное благополучие. Сова была спутницей богини мудрости Афины Паллады, в Древней Греции её профиль высекали на серебряных монетах. И ещё древнеримская поговорка была: «Сова Минервы прилетает по ночам» (напомню: Минерва – богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, учителей, учащихся, врачей и всех, кто занимается художественным творчеством; а поговорку следует понимать так: мудрые мысли приходят по ночам – то есть в часы, свободные от забот и всяческой суеты). В общем, вывод такой: сова приносит удачу, охраняет жилище от неурядиц; значит, ей при входе в дом – самое место!
«Дом с совой» – так принято называть одно из самых известных зданий Новочеркасска, оно расположено на стыке улиц Атаманской и Дубовского. Его построили в 1910 году; им владел сначала руководитель общества взаимного кредита Г. Г. Кривцов, затем профессор Новочеркасского политехнического института Михаил Михайлович Гришин (кстати, этот  учёный с 1918 года руководил исследованиями по проектированию Волго-Донского судоходного канала, а позже – изысканиями и проектами улучшения судоходства на Дону). Портал входа оформлен диким камнем, что по духу напоминает зодчество скандинавских стран.
Для казачьей столицы это одна из его архитектурных диковин, но замысел, конечно, не оригинален. Совами, а также и другими животными стали украшать дома в самом начале прошлого века. Скорее всего, первые образцы «финского модерна» появились у нас в Петербурге – после того как в Хельсинки в 1901 году выстроили дом для страховой компании «Похъяла», украшенный персонажами эпоса «Калевала»; с этого дома «списаны» несколько домов северной столицы. Пожалуй, надо объяснить, что означает название компании. По фински (и по-карельски,  – это один и тот же язык) «пóхьяла» восходит к слову «похья»: земля, дальний угол, оконечность. Например, есть в Ленинградской области город Лахденпохья, переводится как «конец залива». И есть в этой же области – город Лодейное Поле, – по одной из смешных версий – русское переосмысление Лахденпохьи. Ну а вообще Похьяла – в ́финско-карельской мифологии суровая северная страна, где небосвод смыкается с землёй; вход на её территорию стерегут волк, медведь и змея.
В романе Геннадия Семенихина «Новочеркасск», по-видимому, именно на «дом с совой» намекают несколько строк, несмотря на то, что улица у писателя превратилась в переулок, сова – в кукушку, особняк поменял цвет; я уж не говорю о том. как экзотично смотрится в гостиной «Тачанка», написанная баталистом Грековым в 1925 году. Дом в романе представлен как конспиративный пункт, в котором принимали представителя парижского центра борьбы «за освобождение святой Руси от большевиков и за восстановление порушенной ими монархии». Видел ли Семенихин, который в 1919 году родился, вырос, жил в Новочеркасске, интерьеры, много ли нафантазировал? Может быть, где-то в архивах есть описания, фотографии? Однажды я увидел, как из дома вышел неказистого вида мужчина; на мой вопрос, кто здесь сейчас живёт и сохранилось ли что-нибудь из старины, с торопливой охотностью ответил: живут несколько семей, а внутри всё переделано.
«В тихом переулке стоял одноэтажный дом с высоким цоколем и фасадной стеной, сложенной из голубого отполированного камня, – пишет Семенихин. – Над резной дверью парадного в простенке бодрствовала серокаменная кукушка с настороженными выпуклыми глазами. Окна были высокие, створчатые. На трёх занавески белые, на четвёртом – розовые. Есаул Моргунов успокоенно вздохнул и посмотрел на часы. Было без пяти семь. Розовая занавеска была условным знаком: всё благополучно, можно заходить. Он равнодушно прошёл мимо дома и огляделся. Кроме двух-трех прохожих да старушек, прогуливающихся с детьми, никого. Моргунов по-военному круто повернулся и возвратился к парадному с таким расчетом, чтобы оказаться у порога ровно в семь. Тяжёлая резная дверь приоткрылась, и голос невидимого за ней человека кратко произнёс:
– Входите, Артемий Иннокентьевич, милости прошу. Все уже в сборе. <…>
Человек, отворивший дяде Тёме тяжёлую резную дверь голубого особняка с кукушкой в простенке, был ему хорошо знаком. Коротким кивком стриженной под полубокс головы он молча указал на полузатемнённый коридор и, пропустив его вперед, пошёл сзади. В коридор выходило несколько белых дверей с затейливыми позолоченными вензелями, но лишь одна из них была приоткрыта, и оттуда под ноги идущим ложился пучок дневного света. Потянув её на себя за ярко начищенную ручку, Артемий Иннокентьевич переступил порог и оказался в просторной, богато обставленной гостиной. Из высоких, задернутых тюлевыми занавесками окон струился на ярко натёртый паркет солнечный свет, стены были украшены картинами на библейские сюжеты в позолоченных багетах, и среди них – такая неожиданная и неповторимая грековская “Тачанка”, скромно подписанная автором в уголке. Кресла с фигурными замысловатыми подлокотниками в кажущемся беспорядке расставлены вокруг круглого полированного столика, диван у стены и большая люстра с хрустальными подвесками под высоченным потолком. Взявшись за руки, по карнизам этого потолка бежали от стены к стене белогипсовые амурчики. Крышка рояля была поднята, ноты раскрыты».
Не дом – а дворцовые покои!
Пожалуй, «Дом с совой» можно считать одним из символов Новочеркасска. Анекдотично, что в другой части города, на улице Пушкинской, можно видеть словно бы современную пародию на эту «финскую» поделку: дом сразу с двумя совами! Конечно, так надёжнее: если одна проспит службу – вторая, скорее всего, не подведёт.

Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы