ул. Пушкинская, 175А

На берегах Аюты

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
2509
20 апреля 2021
Речка с калмыцким названием Аютá по характеру горная, да родилась не в горах; самое большее, на что способен здесь Донецкий кряж, – вздымать лихие бугры, решаясь иногда на крутые склоны в разноцветье шалфея, люцерны и других пахучих трав; а выходы слоистого известняка не в силах заменить горных скал. Рыба в реке давно исчезла, никто не купается. «Чёрной» долгое время называли отравленную отходами угледобычи Аюту! Но за последние годы случилось чудо: речка стала намного чище, просветлела.
В 1960-е годы на дне Аюты, возле хутора Крастый Кут, нашли якорь. И местные краеведы взволновались: значит, рассказы о том, что если не здесь, то по Грушевке, в которую Аюта впадает, ходили в Новочеркасск пароходы с баржами, гружёные антрацитом, не выдумка! А что, вполне возможно: вода Грушевки – давно «выпита» многочисленными шахтами. И тут нужно небольшое пояснение.
Государство выделяло большие средства на развитие Русского общества пароходства и торговли, которому принадлежал грушевский рудник. Уголь добывали для черноморских торговых судов. Почему такое внимание к этому Обществу? Согласно Парижскому мирному договору, в 1856 году, после окончания Крымской войны, странам, имеющим выход к Чёрному морю, запрещалось держать военный флот. Пришлось поступать по-хитрому. Османская империя (нынешняя Турция) попросту переместила свой флот в Мраморное и Средиземное моря – то есть сохранила свою боевую «черноморскую» готовность; Россия же стала выпускать универсальные суда: в случае военной необходимости торговые можно было быстро переоборудовать в военные. Поскольку угольный рудник находился в стороне от Грушевки, запруды устроили на Аюте и Атюхтé (правый приток Грушевки). Появлялись новые рудники. А в 1929 году для охлаждения турбин Шахтинской ГРЭС имени Артёма на южной окраине города Шахты, на Грушевке, образовалось Артёмовское водохранилище.
В 1990—2000-е годы шахты позакрывались. Но рек уже не вернуть: Грушевка, и Аюта, и Атюхта – давно уже ручьи, а не реки.
В верховьях Аюты, в посёлке Аютинском, из подножья бугра бьёт чистый родник;  недавно рядом устроили и купальню.
Не знаю, известен ли этот мощный источник был переселенцу из Украины Власову, но слегка приподнятый над рекой левый берег ему показался удобным для будущего хутора, который и получил название Власово-Аютинский. По официальной версии, хутор основан в 1889 году.
В 1957 году посёлок Власово-Аютинский, разбросанный по левобережью, был приписан к городу Шахты. Население работало на шахте и на чаеразвесочной фабрике. И сейчас Аютинский, или, как чаще говорят, просто Аюта, – «рабочий посёлок», да только «рабочего» в нём мало. Правда, широко известен «Аютинский хлеб», выпекаемый одноимённым предприятием, основанным в 1994 году как пекарня с коллективом из тридцати человек, где хлеб готовили вручную.
И всё же не этот хлебозавод, а террикон на окраине посёлка – зримое напоминание о его благополучных временах.
Но есть в Аютинском напоминание и о более давнем времени: церковь во имя св. Николая, памятник архитектуры 1903 года (её колпачный купол хорошо виден с трассы Ростов – Москва).
Трёхпрестольная церковь во имя св. Николая появилась в Аюте в 1903 году. Хотя хутор был совсем мал, но к устройству церкви отнеслись серьёзно: в её подворье, окружённое металлической оградой, входили дом священника, дом псаломщика, караулка, подвальные помещения, конюшни и фруктовый сад. В хуторе основали две церковно-приходских школы, женскую и мужскую.
Аютинской церкви житья не стало сразу же после революции: красные открывали её, белые закрывали, – так нынешним старожилам рассказывали их родители. Но церковь всё же продолжала работать, приблизительно, до 1934 года, а потом – странное дело – словно забыли об этом здании: ни под что и не приспособили его. «Вспомнили» о нём только немцы – восстановили богослужения. Правда, отступая, совсем не по-церковному загнали туда на время своих лошадей.
После войны – и кувалдами колхозными били в неё, трактора пригоняли, краны, всё напрасно. И взорвать нельзя: пострадали бы соседние дома. Стянув кое-как купола, колхоз придумал: будет клуб! Там, где стоял иконостас, устроили сцену, протянули экран. Амфитеатром поднялся зрительный зал. Премьера кинопросмотра проходила торжественно; на первом месте восседал довольный председатель.
– А дальше случилось вот что, – рассказывал помощник председателя приходского совета. – Фильм кончился, включили свет, все встают – а председатель не двигается: умер! Такое происшествие – разве не знак свыше? Всё ж церковь это, а не клуб, и стали строить клуб, рядом, на углу. Заложили фундамент, а дальше – денег нет: дорого что церковь ломать, что новое здание строить. В 1957 году к храму сделали большую пристройку, для зала заседаний.
В 1991 году здание вернули церкви. На следующий год старушки поехали к шахтинскому благочинному просить: дайте батюшку! Реконструкцией здания занимались сезонные рабочие, жаловались: не можем спать под церковной крышей, сон не идёт…
А сегодня церковь стоит с пятью куполами, которые в 2012 году освятил Преосвященнейший епископ Игнатий! Они хорошо видны с трассы «Дон».
Бодрый фронтовик-разведчик, исконный житель посёлка Аютинский Константин Фёдорович, прихожанин здешней церкви, в начале 2000-х рассказывал:
– Вот, за церковной оградой, на горке, мемориал. В феврале 43-го, когда Шахты освобождали от оккупантов, здесь нашли семерых бойцов, павших смертью храбрых. Раньше горки не было: это руду насыпали, а сверху – земля.
Да, мемориальный комплекс открыли 8 мая 1986 года (архитекторы Я. С. Занис и Е. Н. Нерсесянц, скульптор Е. П. Васильев). Средства на него собирали жители посёлка, работники шахты «Аютинская», другие организации. Есть братская могила. А в мае 2015 года на Братской могиле установили памятник Солдату-освободителю. На мраморной плите – тринадцать имён.
Не так давно в окрестностях посёлка Аютинский, на левой стороне Медвежьей балки, появилась необычная достопримечательность: экологический парк «Малинки», разбитый на берегу речной запруды. Его можно назвать и зоопарком – с аллеями, беседками, пляжем. Но это тема отдельного разговора – тем более, что для начала мне нужно там побывать.

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы