ул. Пушкинская, 175А

Рыбацкое казачье поселение: от Гниловского стана до станицы Гниловской

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
679
30 сентября 2025
Если проснуться с утренней зорькой и спуститься к Дону по Весеннему или Новосибирскому переулкам, что тянутся параллельно друг другу в Железнодорожном районе Ростова, то наверняка можно увидеть рыбаков, спешащих к утренней рыбной ловле. Лица рыбаков сосредоточены, загорелы и обветрены… Рыбалка даёт им возможность побыть в тишине, слиться с природой, по-особенному почувствовать утро, увидеть восход… Что может быть лучше, чем наблюдать восход солнца ранним утром? Да и рыба лучше клюёт в это время.

Мимо родника Гремучего спускаемся к Дону. Это место — одна из древнейших точек обитания людей в черте Ростова. Сотни лет здесь проживали люди, и следы их пребывания мы находим в виде мощных зольных слоёв, чередующихся прослоек глиняных полов, кусков глиняной обмазки стен, часто с отпечатками камыша.

Клад, обнаруженный здесь в 1958 году В. П. Черсковым и А. А. Михайленко, состоял из боспорских статеров — редкого образца монет из древнегреческого города Пантикапей середины II — начала III века н. э. Семь монет Евпатора (154–170 гг.), двадцать — Савромата II (174–210 гг.) и четыре — Рескупорида (211–226 гг.), находившиеся в обломках глиняного сосуда, подтвердили включённость Нижне-Гниловского поселения в цепочку из девяти позднеантичных поселений по донскому берегу к востоку от Танаиса.

С древних времён основным занятием местных жителей в этом районе был рыбный промысел, оказавший заметное влияние на географию заселения приазовских территорий. Первыми поселениями на северо-восточных берегах Азовского моря были рыбачьи станы донских и запорожских казаков, возникших в барьерных землях. В связи с постоянной опасностью нападения со стороны турок и татар, а также запретом основывать в этих землях какие-либо поселения, рыбные станы носили временный характер. Некоторые из них существовали только в период путины, другие же — по несколько лет.

По данным Центрального государственного военно-исторического архива «Описания, учинённого селениям и рыбным ватагам ведомства войска Донского и Запорожского в барьерных землях», запорожцам после 1746 года принадлежало 28 зимников и рыболовных заводов, донским казакам — 38 заводов. Временные поселения существовали практически на всех удобных для лова рыбы косах северного побережья Азовского моря.

При всём временном характере этих станов их значение в истории заселения края нельзя недооценивать. Они повлияли на колонизацию Приазовья в последующий период, наметив основные места поселений, наиболее удобные для рыболовства. Значительная часть временных рыбачьих станов превратилась, в более благоприятных условиях, в постоянные поселения.

Для Нижнего Дона и части побережья Таганрогского залива такие условия частично сложились в 30–60-е гг. XVIII в., когда Россия в ходе борьбы с Турцией основала здесь ряд крепостей и тем самым создала сравнительно надежную систему охраны края от нападений со стороны противника. По правому берегу реки Дон начали группироваться целые поселения. Возникшие здесь постоянные станы существенно отличались от временных. Они получили название казачьих рыболовецких станов. Одним из них и был Гниловской стан.

5 марта 1738 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту «О закреплении рыбных ловель в реке Дон, на Мертвом Донце и в самом море». Это и положило начало казачьему поселению — Гниловскому стану. По свидетельству старожилов стан назывался «Гнилым» от болотистых топей Мёртвогo Донца.

Другое название поселения было Гнилая Тоня. По сведениям краеведа X. И. Попова, талантливого историка, этнографа, искусствоведа и благотворителя, первого директора и одного из организаторов Новочеркасского музея истории донского казачества, стан был заселен приписными малороссиянами еще в 1747 году на Гнилой Тоне.



Стан находился на правом берегу Дона, рядом с тем местом, где Дон соединяется с речушкой Мертвый Донец. В начале 40-х годов XVIII века на территории рыбацкого поселения было построено небольшое укрепление — Донецкая крепость. Основателем Гниловского стана следует считать казаков из столицы Войска Донского — Черкасска. Опись «От Усть Оксая до Калачей казачьим неводом и приволкам», составленная в 1759 году войсковым старшиной Афанасием Волошиновым и есаулом Никитою Мешковым свидетельствует, что тогда на Гнилой Тоне имелось 27 неводов, каждый из которых принадлежал отдельному лицу и являлся самостоятельной хозяйственной единицей. Из них 25 неводов принадлежало старшинам и казакам разных станиц Черкасска. Рыбу ловили нанятые рабочие и «товарищества пайщиков, в которые вступать могли только казаки». В 1843 году в станице уже было 36 рыбных заводов, кроме того, рыбу готовили при домах — 60. Сырцом в сложности рыба стоила от 14 до 20 руб. за пуд, а белая от 6 до 80 руб. за пуд. Из красной рыбы икры готовили до 270 пудов. Станица снабжала рыбой не только всю Область войска Донского, но и отправляла рыбный товар в другие местности России (в Московскую, Калужскую, Орловскую, Черниговскую губернии) и даже за границу.

Описание владельцев неводов даёт историк П. А. Аваков: «Среди владельцев неводов встречаются такие известные личности, как бригадир (впоследствии генерал-майор) Федор и полковник Андрей Краснощековы — сыновья знаменитого донского героя бригадира И. М, Краснощекова, а также казаки Прибылянской станицы Иван и Демьян Платовы — отец и дядя легендарного войскового атамана графа М. И. Платова. Каждый из этих неводов управлял один или два, реже — три наемных неводчика, возглавлявших рыболовецкие ватаги. Судя по именам и прозвищам, большинство гниловских неводчиков были украинцами. Этой же национальности были и рядовые члены рыбацких ватаг — наемные рабочие, тянувшие неводы».

В 1797 году происходит значительное событие: Гниловской стан по указу Войскового Гражданского Правительства переименовывается в станицу Гниловскую Черкасского округа (с 1918 г. Ростовский округ) Области Войска Донского; ныне Железнодорожный район Ростова-на-Дону.

Опираясь на исследования историка В. Сухорукова, можно представить — какой же была станица Гниловская в XIX в.: «здесь не было ни улиц, ни правильного расположения домов. Почти при каждом дворе был устроен рыбоспетный завод, где рыба приготовлялась «спетьбем». И то большое стечение народа, которое обогащало жителей Аксайской, ныне переходит в станицу Гниловскую».

Кроме рыбного промысла, жители станицы занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством. В 1829 году в Гниловской построили вторую церковь — Преполовенскую, которая была каменной, с колокольней, покрыта листовым железом и обнесена каменной оградой.

В станице имелся дом станичного правления на каменном фундаменте, два ледника, конюшня, хлебный магазин из барочного леса с 12-ю закромами. К середине века в ней появились четыре гостиницы, принадлежащих ростовским купцам И. Тархову, И. Жукову, казаку И. Матвееву и хорунжему X. Суржину.

Сведения о станице Гниловской можно найти в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгаузе и И. А. Ефрона» (Репринт. воспроизведение издания. 1890. Т. 16, С.-Петербург, 1893, С. 940):

«Гниловская станица — в Черкасском округе Донской области, на правом берегу Дона и при истоке Мертвого Донца, в 40 верстах от Новочеркасска и 5 верстах от Ростова-на-Дону. Одна из самых крупных и промышленных войсковых станиц; жителей 7850; 2 православных церкви; церковно-приходская школа; пристани: казенная, хлебная и частная сплавная. На этих пристанях в 1890 году разгрузилось 47 судов, с грузом на 350 000 рублей. Главное занятие жителей – рыбный промысел. В течение марта, апреля и мая здесь производится продажа всего почти запаса донской рыбы и икры. 2 ярмарки в году, с оборотом более 800 000 рублей. В 1891 году общественный капитал станицы составлял 48 866 рублей. В последнее время здесь стали с большим успехом разводить табак…».



П. С. Балуев (1857-1923), русский военачальник, генерал от инфантерии, в историческом очерке («Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г. военным министром при объезде его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году». Новочеркасск: Обл. Войска Донск. тип., 1900. С. 181) описывает эту местность.

Местные жители территорию станицы Гниловской условно делили местность на Нижне-Гниловскую и Верхне-Гниловскую. Разные источники подтверждают, что в станице в 1836 году было населения собственно казачьего происхождения: 1060 мужчин и 1072 женщины, а также иногородние из Полтавской, Екатеринославской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерний. 58 из них были женаты на казачьих дочерях.

Станице принадлежало три хутора — Хопёрский с 21 двором, Мокрочалтырский с 19 дворами и Кумженский с 18 дворами. На 1843 год в Гниловской было 456 дворов, зажиточных — 65 хозяев, среднезажиточных — 152, бедных — 294.

В 1849 году на основании высочайше подтвержденного 14 июня 1849 года положения Комитета Министров «было разрешено учредить в станице торговую пристань («биржу») по обеим берегам реки Дон», начиная от устья Темерника. Лицам казачьего сословия Войска Донского по их желанию положено было отводить на бирже место с разрешения Войскового Правления для постройки магазинов и других торговых заведений со взносом в доход Гниловской станицы пяти рублей серебром. Всего мест было учреждено 83: на правом берегу — 39, на левом — 44. Торговые места разрешалось отводить в аренду иностранным гостям на правах, равных с лицами казачьего происхождения.

С проведением линии Курско-Харьковской-Азовской железной дороги возникла необходимость в создании в Гниловской товарной станции. Завершение строительства линии железной дороги от Таганрога до станции Гниловской стало важнейшим событием Газета «Донской вестник» сообщала, что 12 ноября 1869 года в 2 часа поезд первый раз пришел из Таганрога в Гниловскую.



Жизнь продолжалась, и в 1875 году в станице Гниловской были построены два кирпичных и механический заводы, владельцем которого был Э. М. Зубов. К 1880-м годам в станице были построены бакалейные лавки, принадлежавшие А. Клачному и Гриценкову, мелкая лавка при доме И. В. Праваторова, мануфактура и бакалея А. А. Шикунова.

В 1880 году в станице был основан крупнейший на Дону шерстомойный завод «Стукен». В 1894 году местный казак Григорий Александрович Власов построил ещё один кирпичный завод. В 1896 году Областное Правление дало согласие на строительство в Гниловской гражданину Франции Рене Людвиговичу Мишо известково-цементного завода.



В 1904 году было подано прошение о постройке церкви Во имя Преподобного Серафима Саровского, которая была построена в ноябре 1911 года. Указом Святейшего Синода от 20 февраля 1912 года при Серафимовской церкви был открыт самостоятельный приход.

В советское время, в начале 1920-х годов, территория Гниловской использовалась и для военных целей — здесь базировались 9-й и 10-й авиаотряды Северо-Кавказского военного округа. Позже был организован аэродром ДОСААФ, на котором, ещё в 1980-х годах проводили занятия курсанты-вертолётчики.

С августа 1930 года поселок Гниловской вошел в черту Ростова-на-Дону, а решением Горисполкома от 4 марта 1954 года № 340 поселок был присоединен к Железнодорожному району города. Два имеющихся в Гниловском кладбища — Нижне-Гниловское и Верхне-Гниловское, стали городскими кладбищами Ростова.

Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы