Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования – создание Русского музыкального общества (РМО), учрежденного при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году и первая русская консерватория, учрежденная 20 сентября 1862 в Петербурге на основе музыкальных классов при РМО. В последней трети ХIХ века начали создаваться другие профессиональные музыкальные учебные заведения: музыкальные училища и школы, которые организовывались по линии Русского музыкального общества, и их общее количество в предреволюционные годы приближалось к 60. Расширялась и география профессионального музыкального образования, в число его центров постепенно входили, помимо Петербурга и Москвы, Одесса, Киев, Харьков, Тверь, Тифлис и другие крупные российские города.
Однако все это постепенно становилось недостаточным для удовлетворения растущей потребности в музыкальном образовании, и в ответ на эту потребность в России в большом количестве начали создаваться частные музыкальные школы. На рубеже ХIХ – ХХ вв. в России действовало уже несколько тысяч частных музыкальных учебных заведений. Музыка стала частью хорошего воспитания и образования.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. стали создаваться русские музыкальные издательства и выпускаемые ими издания сейчас входят в золотое наследие музыкально-нотного фонда российских библиотек. Это, прежде всего, издательство А. К. Гутхейля (основано в 1859 году); издательство П. И. Юргенсона (начало свою деятельность в 1861 году); в 1869 в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство «В. В. Бессель и Ко», издававшее не только ноты, но и журналы «Музыкальный листок» (1872-1877) и «Музыкальное обозрение» (1885-1888).
Нужно отметить, что в первые десятилетия XX века существовали и многочисленные магазины-фирмы в Ярославле, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Саратове, Одессе и других городах, занимавшиеся музыкально-издательской деятельностью. Основной целью этих издательств была пропаганда русской классической музыки и содействие начавшемуся тогда в России распространению музыкального просвещения.
Среди российских музыкальных издательств выделяется деятельность фирмы П. И. Юргенсона. Большая часть документов, представленных на нашей выставке «Где не хватает слов, говорит музыка», раскрывает деятельность этого издательства.
Музыкальное издательство П. И. Юргенсона было открыто в 1861 году в Москве. Основатель фирмы, П. И. Юргенсон, был знаком с нотноиздательстким делом, изучал его на практике. Фирма занималась торговлей книг и их изданием. Первоначально печатали только ноты, впоследствии и книги по музыке. Первыми изданиями фирмы были духовно-музыкальные сочинения Д. Бортнянского, Б. Галуппи, С. Давыдова, М. Березовского. Фирма Юргенсона выпускала также учебную литературу, оркестровые партитуры. В её торговых залах действовала бесплатная читальня музыкальных изданий. Для нотопечатания поставлялось новейшее оборудование, работники обучались нотопечатанию.
Юргенсон Петр Иванович был первым и единственным издателем сочинений П.И. Чайковского, которого он начал регулярно издавать с 1868 года. Их сотрудничество продолжалось всю жизнь, и было обоюдным – Юргенсон популяризировал сочинения Чайковского за рубежом, а Чайковский в свою очередь печатался только у Юргенсона.
В 1878 году Юргенсон уменьшил цены своих изданий более чем вдвое, и этим произвёл переворот в ценах на ноты во всей России. Многие мелкие фирмы, не выдержавшие конкуренцию с его предприятием, понемногу прекратили производство и все выпущенные ими издания были приобретены издательством «П. Юргенсон». За 1870-1903 гг. Юргенсон приобрёл 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы. Для изданий церковно-певческой музыки издательству Юргенсона пришлось отсудить монопольные права у Придворной певческой капеллы.
В 1897 году Юргенсон открывает в Лейпциге отделение фирмы по оптовой продаже своих изданий, что способствовало распространению русских музыкальных изданий за границей. В начале XX века фирма осуществляла постоянный сбыт своей продукции торговцам всех европейских стран, а также Северной Америки, Аргентинской республики, Турции и Египта, продавая ежегодно за границу ноты на сумму более 60 000 марок.
В 1911 году фирма представляла собой большое предприятие с залами гравёров, наборщиков, печатными, переплётными и брошюровочными цехами, складами для хранения печатных досок и продукции. К этому времени только в печатне работало 96 человек.
За всю историю своей деятельности фирмой было издано около 500 произведений русских композиторов, 29,0 тыс. нотных изданий музыкальных произведения разных жанров, около 150 книг по истории музыки. Печатались произведения композиторов А. Даргомыжского, А. Варламова, А. Алябьева, Д. Бортнянского, И. Стравинского, С. Танеева, Н. Метнера, С. Рахманинова, М. И. Глинки и др.
Фирма П. И. Юргенсона удостоилась множества наград на всероссийских и всемирных выставках. П. И. Юргенсон получил орден св. Анны III степени «за полезную деятельность на поприще отечественной промышленности, а также почетное право ставить российский Государственный герб на свою печатную продукцию».
После смерти П. И. Юргенсона, его дело было продолжено сыном - Борисом Петровичем Юргенсоном. В 1918 году фирма прекратила своё существование. На её базе был создан издательский подотдел Музыкального отдела Наркомпроса. Фирма была преобразована в Музыкальный сектор Государственного издательства, в 1930-м — в Государственное музыкальное издательство (Музгиз), в 1963-м — в издательство «Музыка».
Рубеж XIX–XX веков – это время становления русской музыкальной критической мысли и создание науки музыковедения в России. На сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие — воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.
Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания – переписка композиторов и мемуары.
Небольшая часть этих изданий представлена на выставке в библиотеке. Среди них:
- Лобе И. К. Музыкальный катехизис (Москва: Музыкальная торговля П. Юргенсона, 1909)
Иоганн Христиан Лобе (1797 -1881) - немецкий композитор, музыковед, музыкальный педагог. Учебники Лобе по композиции и гармонии пользовались большим спросом, а сам автор навсегда вошел в историю музыкальной теоретической науки. Представленная на выставке книга «Музыкальный катехизис», выдержавшая к 1896 году 26 изданий, впервые была издана в русском переводе П. И. Чайковского в 1898 году. «Музыкальный катехизис» - это букварь для любого светского человека конца XIX века. Как сегодня мы читаем музыкальные журналы и рассуждаем о достоинствах той или иной музыкальной группы, век назад сказать несколько слов о стиле Гайдна или Моцарта считалось приличным и нужным;
- Ноль Л. Бетховен, его жизнь и творения т.1 ч.2 (Москва : А. А. Карцев, 1892)
Людвиг Ноль (1831— 1885) — немецкий музыковед, преподаватель. Был одним из самых известных и читаемых музыкальных писателей своего времени, занимался изучением биографий и творчества Моцарта, Бетховена, Вагнера. Экспонируемая на выставке книга, одна из первых обстоятельных биографий Бетховена, изданных на русском языке;
- Трифонов П. А. Франц Лист: очерк его жизни и деятельности (Москва: Типография М. М. Стасюлевича, 1887), прижизненное издание
Трифонов Порфирий Алексеевич (1844 - 1896) - музыкальный критик, воспитывался в артиллерийском училище, затем, поступил в артиллерийскую академию; в 1860-х годах оставил военную службу. Сотрудничал в Санкт-Петербургских «Ведомостях», «Заграничном Вестнике», «Молве» и «Порядке», где вел критический музыкальный отдел. В «Вестнике Европы» Трифонов поместил статьи о Вагнере, Листе, Берлиозе, Шумане, Шопене, Глинке, Даргомыжском, Мусоргском, Бородине, Римском-Корсакове; неоконченными остались «Очерки истории русской музыки» и статья о Кюи;
- Шюрэ Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма (Москва: Т-во М.О. Вольф, 1909), прижизненное издание
Творчество Рихарда Вагнера, соединившего в своих произведениях драму и оперу, всегда вызывало споры, бурю восторгов и массу негодований одновременно. Многие его драмы, послужившие основой либретто опер, строились на мифах, поскольку именно в мифах герои проявляют себя наиболее целостным образом.
Эта книга, посвященная жизни великого композитора-мистика, является одной из важнейших в наследии французского историка, философа, искусствоведа и исследователя эзотерических традиций Эдуарда Шюрэ (1841—1929). Автор, лично знавший композитора, описывает основные этапы жизни и творчества Вагнера, подробно анализирует его оперы («Кольцо нибелунга», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Парсифаль») и легшие в их основу либретто мифы и легенды;
- Лист Ф. Шопен (Санкт-Петербург: Тип. «Петербургская газета», 1887)
Ференц (Франц) Лист (1811 — 1886) — венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист. Книга Листа «Шопен» переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году;
- Вальтер В. Г. Общедоступное пособие для слушателей музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибеленга» (Москва: Издательство П. Юргенсона, 1907), прижизненное издание
Виктор Григорьевич Вальтер (1865-1935), скрипач, писатель. В 1890–1915 годах – концертмейстер Императорской русской оперы в Петербурге. Среди его трудов «Как учить игре на скрипке», «Музыкальное образование любителя», «Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». С 1925 года Вальтер – профессор Русской консерватории имени С. В. Рахманинова в Париже. Преподавал курсы эстетики и скрипичного искусства. Выступал с публичными лекциями;
- Рихтер Э.Ф. Учебник гармонии: практическое руководство к её изучению (Санкт-Петербург: Издательство К. Риккера, 1876), прижизненное издание
Учебник составил для Лейпцигской музыкальной консерватории Эрнст Фридрих Рихтер (1808- 1879), профессор, кантор при училище Св. Фомы, капельмейстер при обеих главных церквях и учитель музыкальной консерватории. Писал преимущественно для церкви: псалмы, гимны, песни. Составил ряд музыкальных учебников.
Перевод учебника на русский сделал Александр Фаминцын;
- Римский – Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии (Санкт-Петербург: М. П. Беляев, 1907)
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, участник «Могучей кучки».
«Учебник гармонии» – первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). Неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В 2022 году вышло 25-ое переиздание.
Н. А. Римский-Корсаков так писал о своем учебнике: «Составляя это руководство, я старался, во 1-х, сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, Придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач». В учебнике изложены приемы гармонизации мелодии и модуляции, постепенно переходя от простейших средств к более сложным. Учебник снабжен значительным числом гармонических образцов и задач.
Теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж (1871—1908) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, он создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии, но и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней. За годы работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Среди его учеников — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А.С. Аренский, M. M. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В. А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А. В. Оссовский и многие другие;
- Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни: 1844-1906 (Санкт-Петербург: типография Глазунова,1910)
В автобиографической книге «Летопись моей музыкальной жизни» собран ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в.
Этот труд - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место. В книге рассказана история создания сочинений композитора, дана характеристика его современников и событий музыкальной жизни почти за полувековой период. Мемуары написаны интересно, живо и с юмором. Заканчиваются мемуары словами: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».
Книга была завершена 22 августа 1906 года, за два года до кончины композитора;
- Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии (1914)
Петру Ильичу Чайковскому принадлежит честь создания первого русского учебника гармонии. В 1872 году он выпускает у Юргенсона «Руководство к практическому изучению гармонии» (сам учебник создан композитором годом ранее). В дальнейшем композитор по просьбе протоиерея и профессора Московской консерватории Д. В. Разумовского перерабатывает «Руководство...» в «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», который был издан уже в 1874 году. В 1881 году «Краткий учебник гармонии...» П. И. Чайковского был одобрен в качестве учебного пособия для изучения церковного пения в духовных семинариях и училищах. В советский период (уже в современной орфографии и под редакцией В. В. Протопопова) был включен в полное собрание сочинений композитора.
- Чайковский М. И. Письма П.И. Чайковского и С.И. Танеева (Москва: Музыкальное издательство П. Юргенсона, 1916)
Чайковский Модест Ильич (1850-1916) - младший брат композитора, юрист по образованию, известный драматург, оперный и балетный либреттист, переводчик, первый биограф Чайковского в России, основатель Дома-музея композитора в Клину.
Приступая к созданию биографии Чайковского практически сразу после его кончины, Модест Ильич должен был ещи собрать материал о жизни брата, чтобы осветить те стороны его жизни, которые ему лично были неизвестны. К таким сюжетам относятся темы, изложенные в первых главах книги (об истории рода, семьи, детских годах Чайковского), которые были известны М. И. Чайковскому только из семейных воспоминаний старших по возрасту. Поэтому первые главы его трехтомного труда представляют собой в настоящее время важнейший источник сведений о жизни Петра Ильича Чайковского;
- Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 30 задачах. Для преподавания и самообучения. С многочисленными примерами, упражнениями
и отрывками классических произведений (1884), прижизненное, первое издание на русском языке
Людвиг Бусслер (1838 — 1900) — немецкий музыкальный теоретик и дирижёр. Некоторое время работал капельмейстером в Мемеле, затем вернулся в Берлин и практиковал преимущественно как педагог. В 1865 году поступил преподавателем теории музыки в фортепианную школу. Одновременно с педагогической работой Бусслер дирижировал в различных берлинских театрах.
Представленная на выставке его работа посвящена исследованию форм инструментальной музыки. Автор описывает элементы музыкальной формы - предложение и период, рассматривает малые и большие песенные формы; исследует сложную песенную форму и сонатную форму, низшие и высшие формы рондо. Учебный материал представлен в виде тридцати трех задач; изложение сопровождает множество образцов нотного текста. Книга, написанная более ста лет назад (первое русское издание вышло в 1884 г.), будет полезна историкам и теоретикам музыки, студентам и преподавателям музыкальных училищ, а также практическим музыкантам;
- Геника Р. Очерки истории музыки (1910), прижизненное издание
Ростислав Владимирович Геника (1859—1942) — пианист, педагог, музыкальный критик, мемуарист. Окончил Московскую консерваторию (1879, класс Николая Рубинштейна), теоретические предметы изучал у П. И. Чайковского. С 1880 года преподавал в музыкальных классах при Харьковском отделении Императорского Русского музыкального общества, с 1883 — в Харьковском музыкальном училище (позднее Харьковская консерватория), с 1896 г. сотрудничал как харьковский корреспондент с «Русской музыкальной газетой». Концертировал в Харькове одним из первых российских пианистов, начавших вводить в концертный репертуар пьесы из цикла Чайковского «Времена года». В 1922 году эмигрировал, жил в Чехословакии;
- М.М. Иванов. История музыкального развития России 1910 - 1912 гг. (Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1910)
Прижизненное издание русского музыкального и литературного критика композитора и переводчика Михаила Михайловича Иванова (1849 - 1927). Учился в Москве у А. И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (теория композиции), в 1870-1875 г.г. – в Италии. С 1875 года выступал в качестве музыкального критика в Петербургской периодической печати. В 1880-1917 г.г. работал заведующим музыкальным отделом газеты «Новое время», на страницах которой публиковал еженедельные заметки. Кроме того, на театральной сцене Москвы и Петербурга периодически ставились его оперы, симфонические произведения, пьесы. В 1918 г. эмигрировал в Италию. Значительную долю творческого наследия М. М. Иванова составляют его статьи и обзоры, публиковавшиеся на протяжении почти 40 лет, содержащие ценные сведения по музыкальной библиографии и нотографии, а также большой фактический материал, относящийся к текущей музыкальной жизни России. Многие из них легли в основу его монографии «История музыкального развития России», ставшей первой в отечественной музыковедческой литературе обзорной работой.
Основной задачей автора было наметить в своей книге множество важных тем и нерешенных вопросов, которые прежде практически никем не поднимались. Это касается песенной культуры, в определенной мере и духовной музыки, оперного искусства XVIII в. Ее можно назвать энциклопедией истории музыкального искусства в России с древнейших времен до конца XIX века, от скоморохов до корифеев «золотого» века русской музыки. Иванов не оставляет без внимания судьбы провинциальных и множества частных оперных театров в XVIII-XIX в.в., традиции колокольных звонов;
- Маслов А. Л. Методика пения в начальной школе (Москва: Т-во И.Д. Сытина, 1913), прижизненное издание
«Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики», выпущенная в 1913 году известным музыкантом фольклористом и педагогом А. Масловым (1876-1914) стала важным этапом в музыкальном воспитании детей. Маслов впервые выдвинул идею всестороннего развития творческих способностей детей на уроках пения. Основным материалом в этом процессе он предлагал использовать народную песню. «Мы настаиваем,- писал Маслов,- на введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально – эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов, в том числе и у русских…»;
- Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки (Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1904); Мироносицкий П. П. Слуховые задачи и упражнения: пособие для учителей пения (Петроград: Синодальная типография, 1916) прижизненные издания
Мироносицкий, Порфирий Петрович (1867-1932), магистр богословия, преподаватель, церковный композитор, литургист. С 1891 года работал учителем в начальной школе села Русского Качима, при содействии отца и младшего брата построил новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания. С 1896 года - помощник редактора журнала «Народное образование». Работал в Комиссии по исправлению богослужебных переводов при Синоде. Являлся преподавателем Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы. В 1920 году утверждён преподавателем церковного пения, позже профессором гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском Богословском институте. Преподавал церковное пение и церковнославянский язык на богословских курсах. С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах. С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Арестован 17 февраля 1932 года. Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности;
- Прянишников И.П. Советы обучающимся пению (1899), прижизненное издание
Ипполит Петрович Прянишников (1847-1921) - выдающийся русский певец (баритон), оперный режиссер, педагог. Книга «Советы обучающимся пению», впервые увидевшая свет в 1889 году, отразила богатый исполнительский и педагогический опыт Прянишникова. В книге изложены многие важные вопросы теории и практики вокального искусства: правила обращения с голосом, физиология голосовых органов, различные типы дыхания, постановка голоса, дальнейшая техническая разработка голоса, произношение. Большой интерес представляют советы Прянишникова, касающиеся музыкальной нюансировки, развития художественного вкуса, гигиены певца, работы над ролями, умения гримироваться, носить костюм.
- Пузыревский А. И. Музыкальное образование: основы музыкально-теоретических знаний (1903);
Пузыревский А. И. Из педагогической практики: изучение аккордов по слуху и голосом (1912), прижизненные издания
Пузыревский Алексей Ильич (1855 – 1917) - русский теоретик и историк музыки. В 1893-1917 преподавал в Петербургской консерватории музыкально – теоретические предметы (с 1907 профессор), одновременно – хоровое пение в Учительском институте, Петербургской придворной певческой капелле и в других учебных заведениях. Автор книг по теории музыки, хоровому пению, древне-русскому церковно -певческому искусству, истории РМО, Петербургской консерватории. Ценны его учебные пособия по элементарной теории музыки;
- Разумовский Д. Церковное пение в России (Москва: Рис, 1867), прижизненное издание
Книга богослова, историка музыки и педагога Д. В. Разумовского (1818–1889) посвящена истории богослужебного пения и является библиографической редкостью. Разумовский положил начало систематическому и профессиональному изучению русского церковного пения. Как наиболее авторитетный специалист, руководил сверкой текстов по старым рукописям при переиздании синодальных певческих книг «квадратной нотой», которые направлял ему Святейший Синод. Часть наследия Разумовского не опубликована;
- Стахович М.А. История семиструнной гитары (Санкт-Петербург: С. Стелловский, 1864), прижизненное издание
Михаил Александрович Стахович (1819-1858), – гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и А. О. Сихры. Автор первого печатного труда по истории русской гитары «История семиструнной гитары», который был впервые напечатан в журналах «Москвитянин» в 1854 году и «Якорь» – в 1858 году, а также издан отдельной брошюрой в издательстве Стелловского в 1864 году;
- Аристов Н.Я. Об историческом значении русских разбойничьих песен (Воронеж: типография Н.Д. Гольдштейн,1875), прижизненное издание
Книга известного русского историка и публициста Н. Я. Аристова (1834-1882), посвящена исследованию исторического значения русских разбойничьих песен. В работе приводятся исторические сведения о разбоях на Руси начиная от князя Владимира и до XVII века, рассматривается их влияние на народную поэзию. Автор описывает областные разбои и разбои на Балтийском поморье, борьбу Москвы с областными разбойниками, рассматривает казачество как источник разбоев; поднимает вопросы, связанные с известными историческими личностями, такими как Василий Буслаев, Стенька Разин, Емельян Пугачев и другие. В книге также представлена классификация разбойничьих песен, освещается отражение в них быта и мировоззрения разбойников.
На выставке представлены труды Алексея Николаевича Карасёва (1854 — 1914) — русского хорового дирижёра и музыкального педагога:
- Нотная грамота: опыт самообучения пению (1898),
- Методика пения: руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковноприходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певческих хоров (1914, ч.2),
- Спутник начинающего регента: пособие для изучения регентского дела, организации хора и приспособления хоровых произведений к различным типам хоров (1907),
- Уроки пения (1915.)
Алексей Николаевич Карасёв с 1871 года преподавал пение в учебных заведениях Пензы. Руководил курсами хорового пения в Киеве (1884, 1887, 1888), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896) и других городах. Один из организаторов и преподавателей Народной консерватории в Москве. Одним из первых в России стал применять общие приёмы методики и педагогики к преподаванию хорового пения, ввёл с этой целью подвижные ноты. В 1887 году по приглашению киевского «Общества грамотности» был руководителем церковного пения на летних курсах и с тех пор почти ежегодно приглашался на курсы пения различными учреждениями (духовным ведомством, земством и обществом трезвости) в разные города России, под его руководством прошли 15 певческих и регентских курсов, на которых было более 1 500 слушателей. Все сочинения Карасева пользуются большим успехом, некоторые из них выдержали до 15 изданий и разошлись в десятках тысяч экземпляров. «Я живу не для себя, даже не для семьи и близких, я живу для своего дела, в котором меня никто заменить не может», – говорил он, и в этом разгадка его напряженной работы, его самоотверженного труда, которому удивлялись все знавшие его, который сильнее слов говорил о высоте принятого на себя долга.
Дополняет выставку электронная коллекция нотных изданий в Донской электронной библиотеки. В коллекции представлено свыше 80 цифровых копий нотных изданий из фонда Донской государственной публичной библиотеки конца XIX - середины ХХ веков. Это сочинения отечественных и западноевропейских композиторов, напечатанные известными столичными и ростовскими издателями музыкальных произведений - П. И. Юргенсоном, В. В. Бесселем, А. Гутхейлем, Е. Н. Гершковичем, Л. Адлером, А. Дедериксом. Среди представленных документов ноты опер, хоров, вальсов, полек, пьес для фортепьяно, популярных песен и романсов для вокального исполнения, фортепьянные упражнения для начинающих и этюды для пианистов-виртуозов.