С началом войны отечественные издательства были вынуждены полностью перестроить свою работу. Потребность в книге остро ощущалась и на фронте, и в тылу, и на оккупированной территории. За время войны на фронт было отправлено более 255 млн. экз. книг и брошюр, из них 60 млн – детская литература, 256 тыс. специально укомплектованных библиотечек. Партизанам и подпольщикам брошюры, листовки, газеты забрасывались самолетами. В воспоминаниях сохранились многочисленные свидетельства о том, как в годы Отечественной войны люди нуждались в книге, несущей надежду и уверенность в победе. Накануне войны в Советском Союзе насчитывалось 220 издательских организаций и около 5 тысяч полиграфических предприятий, причем значительная часть их находилась в западных районах страны. Такие крупные издательские и полиграфические центры, как Киев, Минск, Одесса, были захвачены врагом. Лишь небольшое количество полиграфического оборудования удалось вывезти на восток – на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию. В то же время наблюдался значительный рост областных издательств в восточных и северных регионах страны. Получив эвакуированное полиграфическое оборудование и квалифицированные кадры, они превратились в крупные издательские центры.
В корне изменилась тематика издаваемой продукции. Был приостановлен выпуск многих книг, не отвечавших первоочередным задачам. Резкое сокращение объемов книг было характерно для всех издательств того времени. Средний объем в 1942 г. был почти в три раза меньше, чем в 1940 г., в то время как средний тираж увеличился более чем вдвое. Это дало возможность при одинаковых затратах труда, бумаги, денежных средств и загрузке производственных мощностей выпускать больше продукции. Кроме того, книги малого объема и небольшого формата соответствовали обстоятельствам военного времени и быстрее находили своего потребителя. Оказывали влияние и сроки их выпуска в свет: нередко книгу готовили и печатали за несколько дней. Все это привело к неизбежному снижению качества полиграфического исполнения и художественного оформления печатной продукции: уменьшился формат книг; переплеты часто заменялись серой, невыразительной обложкой; редкими стали иллюстрации; бумага была низкокачественной; сократилось использование глубокой и офсетной печати.
В военные годы Москва продолжала оставаться ведущим издательским центром. В течение 1941-1945 гг. вышло 1300 номеров «Правды». Служили фронту «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Московский большевик», «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва». Роль печатных СМИ в разгроме врага трудно переоценить. Литература перемещается на страницы газет, заняв существенное место в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Здесь печатаются не только очерки, публицистические статьи, рассказы, стихи, пьесы, повести, главы романов, но и ноты.
Война очень сильно изменила жизнь всей нашей страны. Отодвинула она и планы МУЗГИЗА (Государственного музыкального издательства). С первых же дней музыкальное издательство перестроило работу на военный лад. Подавляющее большинство изданий составили военно-патриотические песни и марши, выходившие в сборниках или отдельными изданиями–листовками. В трудных условиях военного времени издательство действовало чрезвычайно оперативно. Одним из примеров этого явилось издание песни А. В. Александрова «Священная война». 24 июня 1941 г., на третий день войны, газеты «Известия» и «Красная Звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная…». 25 июня А. В. Александров написал музыку на эти стихи, а 30 июня песня уже была опубликована.
В годы Великой Отечественной войны выпуск музыкальной литературы был значительно сокращен. В среднем за год выпускалось 1384 наименования общим тиражом почти в десять с половиной миллионов экземпляров. Если ещё в начале 1941 года и в послевоенное время тиражи нотных изданий были около 15000, то в военные годы в основном тираж составлял 500-3000 экземпляров. Однако репертуар нот, изданных в годы Великой Отечественной войны, крайне разнообразен. Ошибочно думать, что издавались только ноты военно-патриотической тематики. Печатались также классические произведения, как русских, так и зарубежных композиторов, учебные пособия, русские и украинские народные песни, произведения композиторов союзных республик, детские песни, новинки композиторского творчества.
Сочинялись и издавались как крупные произведения академической музыки, так и множество патриотических и лирических песен, доходивших до фронта в исполнении артистов и часто в виде нотной открытки. О ней вспомнили в осажденном Ленинграде в 1942 году. В блокадном городе создавалось большое количество песен (более 600), которые входили в военные песенники («Фронтовой песенник», «Песни краснознаменной Балтики», «В бой за Родину!» и др.). Жанр нотной открытки, бывший популярным в дореволюционной России, возродился в период Великой отечественной войны. Такая открытка пересылалась полевой почтой и в считанные часы попадала на фронт. Нотная открытка стала чрезвычайно популярна. Во многом это было обусловлено огромной потребностью в новых песнях.
От огромной массы блокадных открыток сохранились единицы. Сегодня нотная блокадная открытка – не только раритет и большая библиографическая редкость, но своего рода памятник русской полиграфии, большинство которых хранится в фондах Российской государственной библиотеки.
Когда над Родиной нависла опасность, и надо было грудью встать на ее защиту, народ возродил все лучшее и ценное, что хранил в своей памяти. На фронте и в тылу зазвучали песни о Ермаке, Степане Разине, о великих русских полководцах Суворове и Кутузове, песни первой мировой и гражданской войны, песни о войне 1812 года. Выпускались из печати произведения русских классиков – Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Даргомыжского. Продолжали издаваться сборники народных песен, а также произведения современных композиторов – Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского., А. Мосолова, Н. Ракова.
В отделе искусств библиотеки хранится около двухсот нотных изданий, вышедших из печати в период с 1941 по 1945 год. Среди них как издания мирного 1941 и послевоенного 1945, так и ноты, выпущенные непосредственно во время войны.
На выставке преимущественно представлены издания 1943-1944 годов. А также издания, вышедшие из печати незадолго до начала войны и несколько изданий 1945 года, опубликованных незадолго до победы, либо написанных в военные годы, но изданных позже. Наиболее интересным изданием 1941 года представляется сборник песен военно-морского флота, вышедший в государственном военно-морском издательстве НКВМФ СССР. Это издание небольшого формата, в плотной обложке содержит самые популярные песни о флоте. Позже это издание было выпущено в 1944 году в мягкой обложке, для удобства пользования на фронте. Также можно отметить написанные в 1939 году и изданные в 1941 г. Симфонию №19 Н. Мясковского, симфонию-кантату Ю. Шапорина «На поле Куликовом», написанную и изданную в 1941 году партитуру Р. Глиэра «Партизанская монглольская».
1943 год представлен в библиотеке 11 изданиями – это романсы Н. Огарева, А. Даргомыжского и С. Танеева, а так же произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича и Н. Мясковского написанные в этот период. При издании этих нот использована бумага низкого качества, с вкраплениями частиц других материалов, обложки с текстом одного цвета, без иллюстраций, оформленные в едином стиле.
Среди изданий этого года можно выделить «Школу игры на Тубе» профессора Московской консерватории Владислава Блажевича, изданную тиражом всего в 500 экземпляров. Данное издание является библиографической редкостью, а сама Школа продолжает переиздаваться и в наши дни, оставаясь одним из основных учебников для тубы.
Один из интересных изданий этого периода можно считать сборник песен Владимира Захарова, до 1929 года жившего в Ростове-на-Дону. С 1931 года – бессменного руководителя Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. В годы Великой Отечественной войны хор им. М. Е. Пятницкого выступал в частях Армии, на заводах, в колхозах. Его репертуар постоянно пополнялся песнями В. Захарова («Белым снегом» на слова П. Казьмина, «Ой, туманы мои» на слова М. Исаковского, «На марше», «Письмо к матери», «Пехота» на слова А. Твардовского и др.). Представленный сборник приурочен к получению Вл. Захаровым Сталинской премии в 1942 году и издан огромным тиражом в 10000 экземпляров, в то время как тиражи большинства нотных изданий этого периода не превышали 3000 экз. Лаконичная двуцветная обложка сборника компенсируется вклеенным портретом композитора, отпечатанным на мелованной бумаге. Редактором этого, а также многих других нот военного периода являлся известный специалист Михаил Иорданский. В 1935-1941 годах Михаил Иорданский заведовал музыкальной частью Государственного театра эстрады для детей. В 1933-1952 годах был редактором МУЗГИЗа. В 1948-1952 годах – главный редактор издательства Музфонда СССР.
1944 год представлен 37 изданиями. 12 из них сборники народных песен – русских, белорусских, украинских и даже английских и американских. Примечательно, что шесть из двенадцати сборников народных песен выполнены в одном стиле: обложка украшена рамкой с растительным орнаментом зеленого цвета.
Выделяются издания патриотического характера: вокальные циклы А.С. Животова «Песни о Ленинграде» и В.С. Иванникова «Дни войны». Особо хочется выделить издание «Песен о Ленинграде». В годы войны композитор находился в блокадном городе. Именно этот цикл становится первым камерно-вокальным произведением, опубликованным ленинградским отделением МУЗГИЗа в военное время. Единственное из всех представленных на выставке оно имеет иллюстрированную обложку, выполненную известным художником Георгием Трауготом. На обложке изображена стрелка Васильевского острова и уходящая вдаль панорама Петропавловской крепости и Исаакиевского собора.
Другим композитором, песни которого были изданы в 1944 в Ленинграде, был Георгий Носов. Песни Г. Н. Носова звучали в исполнении агитбригад, фронтовых ансамблей песни и пляски. Он был художественным руководителем Ансамбля красноармейской песни и пляски 23-й армии Ленинградского фронта. Двуцветную обложку сборника украшает иллюстрация М. Я. Рыбкиной с силуэтом города в окружении венка с изображением лиры и автоматов.
1 января 1944 года в газете «Правда» было впервые опубликован текст и ноты нового гимна СССР. Партитура для симфонического оркестра вышла из печати 2 января тиражом 1000000 экземпляров. Но эта редакция не понравилась высшему руководству страны, и в марте того же года была спешно выполнена вторая редакция, которая впервые публично прозвучала по Всесоюзному радио в ночь с 17 на 18 апреля 1944 года. На выставке представлено издание увеличенного формата, выпущенное в июне того же года тиражом 2000 экземпляров, представляющее вторую, окончательную редакцию.
1945 год представлен в фонде 50 изданиями. Несколько из них экспонируются на выставке. Среди них издания А. Мосолова «Пять русских народных песен о войне 1812 года», вышедших из печати в марте 1945 года, сатирическим образом высмеивающие Наполеона.
Продолжали издаваться произведения отечественных композиторов, народные песни, а также прерванные на время войны издания крупных сочинений – П.И. Чайковский: Полное собрание сочинений. Т. 51А, балет А. Хачатуряна «Гаянэ». Это уже многостраничные издания в плотной обложке. Часть произведений, написанных в военное время, издавалась уже в последующие годы – симфонии, оперы, балеты, музыка из кинофильмов, обучающая литература. Большое внимание уделялось вокальной музыке – на выставке представлены издания с фрагментами из опер М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, народные песни.
В нотном фонде отдела искусств хранятся ноты шедевров военного времени. Среди них – знаменитая песня Никиты Богословского «Тёмная ночь» на слова Владимира Гариевича Агатова. Песня появилась в Ташкенте, где шли съёмки картины «Два бойца» на эвакуированной Киевской киностудии. С выходом фильма песня получила особое признание и популярность в исполнении Марка Наумовича Бернеса, сыгравшего главную роль. Впервые напечатанная в сборнике Никиты Богословского «Пять песен из кинофильмов» в 1945 году, на выставке представлена отдельным изданием уже следующего, 1946 года. Хочется отметить, что сборники послевоенного 1946 года иногда выглядят хуже, чем изданные во время войны. Не повезло и этим нотам – маленький формат, зеленая бумага плохого качества, отсутствие даже декоративной рамки на обложке. Чуть больше повезло песням Тихона Хренникова из кинофильма «Свинарка и пастух», вышедшим из печати в апреле 1945 тиражом 3000 экземпляров. Аналогичный формат, отсутствие иллюстраций, но более четкая печать и декоративная рамка, украшающая обложку.
Московский пианист и профессор Московской консерватории Константин Игумнов в годы Великой Отечественной войны вместе с несколькими преподавателями был эвакуирован в Ереван, где преподавал в Консерватории. Находясь в эвакуации, он подготовил к печати двухтомник избранных сочинений А.Г. Рубинштейна, первый том которого опубликован в 1945 году.
Также интересен первый цикл «Еврейских песен» М. Вайнберга, который представлен на выставке изданием 1945 года. «Еврейские песни» op. 13 написаны на стихи Ицхока Лейбуша Переца (1943), в «Еврейских песнях» op. 17 композитор обратился к поэзии Самуила (Шмуэля) Галкина (1944). Первый из циклов при жизни композитора был опубликован дважды. В 1943 году он был размножен методом стеклографии под грифом Музфонда. В 1945 году этот же нотный текст был воспроизведен издательством Союза композиторов тиражом 1 000 экз.
Коллекция военных песен имеет свои особенности. Старые регистрационные номера говорят о том, что ноты пришли в библиотеку сразу после войны. Другой особенностью является полиграфическое оформление нот: использовалась не очень качественная серая бумага различных оттенков, печать текста не всегда была чёткой, титульные листы, как правило, были оформлены довольно сухо, твёрдые обложки были редкостью.
Издательское дело страны с честью выдержало испытания войны и ценой огромного напряжения сил внесло свой вклад в победу.
В последние годы нотные издания стали объектом серьезного научного интереса: выходят в свет новые сводные каталоги, статьи, энциклопедии, знакомящие с многообразием музыкальной печатной продукции и оценивающие роль и место нотоиздания в культурном контексте той или иной эпохи. Нотные издания периода Великой отечественной являются ценным источником для изучения издательского дела периода Великой отечественной войны и ещё ждут своего исследователя.
Использованные источники: