ул. Пушкинская, 175А

От кадета до генерала: ко Дню защитника Отечества

21 февраля 2023 - 20 марта 2023
Выставочная зона (1 этаж)

60—70-е гг. XIX века вошли в историю России как время «великих реформ». Цель военных реформ 1861–1874 гг. состояла в создании массовой армии и ликвидации военной отсталости России после Крымской войны 1853–1856 гг., в которой страна потерпела поражение, затратив на военную кампанию 800 млн. руб. и потеряв свыше 522 тыс. человек.

Преобразования проводились под руководством военного министра Д.А. Милютина. В результате реформ рекрутская повинность была заменена всесословной воинской повинностью, создана военно-окружная система управления (образованы 15 военных округов), введено новое «Положение о полевом управлении войсками в военное время», разработаны и введены новые воинские уставы, учреждены постоянные полковые, военно-окружные и главные военные суды. Практически сразу после окончания Крымской кампании было проведено перевооружение армии нарезным стрелковым оружием.

Особое внимание в ходе военных реформ уделялось подготовке офицерских кадров. Офицерский состав армии только на 1/3 комплектовался из выпускников военно-учебных заведений, а в основном пополнялся за счет производства в офицеры поступивших на службу по набору. Такие молодые люди (вольноопределяющиеся, унтер-офицеры) имели практические и строевые навыки, но уровень образования у них был гораздо ниже, чем у выпускников военно-учебных заведений.

Профессиональные военные кадры готовились, в основном, в специальных классах кадетских корпусов — средних военно-учебных заведениях, ведущих свое начало от «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге, созданном в 1731 году.

Увеличение численности армии после Крымской войны, развитие военной техники поставили вопрос о необходимости увеличения и повышения профессионального уровня офицерского корпуса. Для решения этих проблем по инициативе императора Александра II был создан специальный Комитет под председательством его брата великого князя Михаила Николаевича. 10 февраля 1862 года, по просьбе великого князя, Милютин представил доклад «Мнение о военно-учебных заведениях», посвященный проблемам военного образования в России. В нем указывалось, что российские военно-учебные заведения не соответствуют требованиям времени и очень дорого обходятся государству. Д. А. Милютин отмечал, что ежегодный расход на каждого потенциального офицера составлял 9 538 руб. в год, причем значительная часть выпускников кадетских корпусов сразу подавала в отставку. Анализируя причины сложившейся ситуации, Милютин указывал, что в дореформенный период правительство, основывая кадетские корпуса, имело две цели. Одна из них — подготовить для армии образованных офицеров, а вторая — дать общее образование и воспитание дворянским детям. В результате того, что определение в корпус производилось в возрасте 10–11 лет, для молодых людей выбор военной службы по призванию исключался. Министр отмечал также, что для приобретения военных знаний юноше достаточно 2–3 лет, а кадетские корпуса готовили к получению офицерского звания 7 или 8 лет.

12 октября 1862 года по рекомендации Д. А. Милютина Комитет принял решение отделить общий курс кадетских корпусов от специальных и открыть на основе последних военные училища.

Первыми в 1863 году были открыты пехотные училища - Константиновское и Павловское в Петербурге и Александровское в Москве. Их воспитанники с 1864 года назывались юнкерами. Слово «юнкер» пришло в Россию из Пруссии. «Jungherr» (молодой господин) — так называли молодых людей дворянских фамилий и в родительском доме, и при поступлении на военную службу. Слово это в русском языке трансформировалось в «юнкера».

В 1848 году в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» была сформулирована основополагающая заповедь будущих защитников отечества: «Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желанием отплатить Государю за Его благодеяния честною службою, честною жизнью и честною смертью».

Военные училища приобрели чисто военную организацию, внутренний распорядок в них был основан на строжайшей воинской дисциплине, а не соблюдавшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу.

Все это резко отличало вновь созданные военные училища от специальных классов дореформенных кадетских корпусов, в которых отсутствовала четкая военная организация.

Согласно Положению о военных училищах, утвержденному в 1867 году, прием в них производился из среды привилегированных классов (освобожденных от рекрутской повинности). Только после введения всесословной воинской повинности в 1874 году было разрешено принимать в училища лиц всех сословий, однако и после этого большая часть юнкеров принадлежала к числу дворян.

Основной контингент поступающих в военные училища составляли воспитанники военных гимназий (кадетские корпуса были преобразованы в гимназии военного ведомства, и в них была временно отменена строевая подготовка). Остальные же юнкера набирались из числа окончивших средние учебные заведения гражданского ведомства — они составляли примерно 1/3 от общего числа учащихся.

В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. Продолжительность обучения составляла 2 года. Контингент юнкеров равнялся приблизительно 300 человек. Окончившие училища по первому разряду получали чин подпоручика, по второму — прапорщика.

Каждое военное училище состояло из строевой, учебной и хозяйственной частей. В строевом отношении составляло батальон из 4 рот (были исключения, например, Александровское военное училище состояло из 5 рот, а Николаевское инженерное — из 2).

Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределенных на 2 года (в юнкерских училищах — на 3 года). В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе — инструкторов-офицеров.

Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир, который наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью (обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчетности).

Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством.

Младшие офицеры (10, в том числе 1 адъютант) назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее 5 лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю.

Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели. В армейских частях российской армии звание фельдфебеля присваивалось унтер-офицерам, отличившимся в боях, но не получившим офицерского звания из-за отсутствия вакансий или установленного срока выслуги. С конца 70-х гг. XIX в. звание портупей-юнкера было введено в юнкерских училищах. Оно присваивалось юнкерам, имевшим унтер-офицерское звание.

На батальон было 4 фельдфебеля, на батарею — 2. Это звание появилось в немецких войсках в XV в., в русской армии оно существовало с XVIII в. до октября 1917 г. В кавалерии и казачьих войсках ему соответствовал чин вахмистра. Фельдфебель являлся помощником командира роты или батареи. В его обязанности входило также построение батальона. Перед отправлением батальона (батареи) в церковь фельдфебель делал расчет по отделениям, он проверял также численный состав, следил за правильностью нарядов на службу, ежедневно производил вечернюю перекличку.

Учебный план военных училищ состоял в основном из специальных военных предметов и частично из общеобразовательных, причем последние непрерывно подвергались сокращению по мере увеличения их объема в военных гимназиях.

Установление объема преподавания тех или иных предметов определялось требованиями, которые предъявлялись к лицам, окончившим военные училища.

В этом отношении, Главное управление военно-учебных заведений пришло к выводу, что «для определения, в чем должно заключаться специальное образование юнкеров, признано было более рациональным… остановиться на такой войсковой должности, которая представляясь, хотя и в несколько отдаленной будущности, выпускаемым из училища офицерам, типически бы определяла и самые элементы специального военного образования, нужные для ее занятия. Таковою должностью признано командование полком».

Военные училища предназначались для комплектования офицерами пехоты и кавалерии, однако в первое время их существования лучшие из числа юнкеров выпускались в артиллерию и инженерные войска.

В 1865 году было принято решение прекратить выпуск из пехотных и кавалерийских училищ офицеров в артиллерию и инженерные войска. В связи с этим курсы артиллерии и фортификации в этих училищах были сокращены, а за счет этого увеличен объем преподавания других наук. Особое внимание уделялось тактике, на изучение которой отводилось наибольшее количество часов.

Первоначально в военных училищах была принята лекционная система, однако позднее, на основании опыта ряда лет, пришлось дополнять ее репетициями: после каждой лекции стали проводить классные занятия для лучшего усвоения материала.

Однако подготовка офицеров в военных училищах страдала серьезными недостатками: требования к выпускнику были излишне высоки. В течение двух лет пребывания в училище далеко не каждый юнкер успевал овладеть знаниями, необходимыми для будущего командира полка.

Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить все потребности армии в офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. В соответствии с основными положениями намеченной реорганизации системы военно-учебных заведений, утвержденной в конце 1862 года, было решено, наряду с организацией военных училищ, приступить к созданию училищ юнкерских. Отличие военных училищ состояло в том, что в них принимались молодые люди с законченным средним образованием. В юнкерские училища могли поступить молодые люди, имевшие 4–5 классов образования. При юнкерских училищах открывались дополнительные приготовительные классы, то есть обучение было трехлетним.

В докладе по Военному министерству 1 января 1864 года Милютин писал об учреждении юнкерских училищ при военно-окружных управлениях: «Настоятельность учреждения юнкерских училищ обуславливается огромным числом тех молодых людей, которые поступая прямо в полки, на различных правах с производством своим в офицеры, вносят в войска полное отсутствие общего, а тем более военного образования. Число этих лиц с упразднением некоторых кадетских корпусов и уменьшением нормальной цифры выпускаемых из них офицеров должно еще более возрасти, а потому в настоящее время настоятельнее еще, чем прежде, необходимо прийти к ним на помощь и доставить им средства к соответственному с требованиями службы подготовлению».

Таким образом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища. Осенью 1864 года на основе утвержденного Временного положения были созданы первые четыре училища — Московское, Виленское, и на базе бывших юнкерских школ — Гельсингфорское и Варшавское. Затем в течение двух лет было открыто еще 8 училищ: 6 пехотных — Киевское, Одесское, Рижское, Чугуевское, Казанское и Тифлисское, 2 кавалерийских — Тверское и Елисаветградское, 2 казачьих — Оренбургское и Новочеркасское.

Первоначально юнкерские училища были созданы для подготовки к офицерскому званию войсковых юнкеров и вольноопределяющихся, поступавших в армию «по праву происхождения». С 1869 года в них стали приниматься также и унтер-офицеры общих сроков службы, то есть призванные в войска по рекрутскому набору. Обучение в училищах лиц указанных категорий являлось необязательным, но никто из них не мог быть произведен в офицеры, не окончив курса юнкерского училища или не выдержав при нем экзамена, установленного программой. Следовательно, с учреждением юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не имевших определенной общеобразовательной подготовки, а также необходимых военных знаний, было прекращено.

Военное министерство придавало исключительно важное значение созданию военно-учебных заведений этого типа. В докладе по Военному министерству 1 января 1865 года Милютин указывал, что «в юнкерских училищах заключается будущность нашей армии… Прочие военно-учебные заведения имеют другие цели, но поднятие нравственного и умственного уровня в массе офицеров мы должны ожидать именно от юнкерских училищ».

Окончившие юнкерские училища делились на 2 разряда, они получали звание портупей-юнкера и направлялись в части. Звание портупей-юнкера в русской армии существовало с 1798 по 1917 гг. Портупей-юнкера военных училищ именовались так не от портупеи, на которой носилось холодное оружие, а от французского слова «porte-épée», перенятого сначала немцами и от них пришедшее в Россию, означавшего офицерский темляк. Темляк представлял собой ременную или матерчатую ленту, украшенную кистью, укрепленную на эфесе шпаги, сабли или шашки, и надевавшуюся на запястье в бою. Историческое назначение темляка — предотвратить падение на землю сабли или шашки, если они будут выбиты из рук (с надетым на руку темляком это невозможно), а также освободить бойцу руки для использования огнестрельного оружия. Со временем темляк, «porte-épée», утратил свое практическое значение, оставшись лишь декоративной принадлежностью холодного оружия.

Портупей-юнкера делились на отделенных (младших) и курсовых (старших). Младший портупей-юнкер подчинялся офицеру и курсовому портупей-юнкеру. Получал от них приказания, касающиеся отделения; следил за точным исполнением юнкерами всех распоряжений и инструкций. Занимался построением отделения для выхода на строевые занятия; после рапорта офицеру, проводящему занятия, подавал записку об отсутствующих юнкерах. В свободное время помогал отстающим в строевом и учебном отношении. Отделенный портупей-юнкер имел две белые нашивки с красной нитью посредине каждой нашивки и тесак с офицерским темляком.

Курсовой портупей-юнкер (взводный командир) был непосредственным начальником юнкеров курса. Он назначался исключительно из юнкеров старшего курса. Подчинялся курсовому офицеру и фельдфебелю. Он также участвовал в обучении юнкеров, помогая в этом отделенным офицерам своего курса. Имел 3 белые нашивки с красной нитью посредине и тесак с офицерским темляком.

Производство юнкеров в офицеры происходило по представлению непосредственного начальства. Окончившие по 1-му разряду производились независимо от имеющихся вакансий, по 2-му — по мере открытия вакансий. К концу 1870-х гг. количество юнкерских училищ достигло 17: 11 пехотных, 2 кавалерийских и 4 казачьих. Намного позже, в 1908–1910 гг. была проведена реформа, по которой юнкерские училища преобразовывались в военные, вследствие чего в них стали принимать молодых людей, имевших законченное среднее образование.

Наряду с пехотными, кавалерийскими и казачьими училищами в России существовали два специальных военных училища: Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища в Петербурге. Оба эти училища не подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений, будучи подведомственными: первое — Главному артиллерийскому управлению, второе — Главному инженерному управлению.

К концу 70-х гг. некомплект артиллерийских офицеров был настолько велик, что снова разрешили в качестве временной меры выпускать прямо в артиллерию лиц, оканчивающих пехотные и кавалерийские училища, причем количество их значительно превышало количество выпускников Михайловского училища.

1 марта 1881 года на престол вступил император Александр III. Восшествие нового монарха означало наступление новой эпохи в жизни Российского государства, и в частности, в жизни армейской. За годы его правления много внимания уделялось военно-учебным заведениям. Александр III сразу же принял на себя звание шефа Павловского и Александровского военных училищ. Вскоре гимназии военного ведомства снова были преобразованы в кадетские корпуса. Пост военного министра занял генерал П. С. Ванновский, человек необычайно твердый и последовательный в действиях. Новый военный министр железной рукой навел должный порядок в военно-учебных заведениях.

Изданная в 1883 году «Инструкция по учебной части» совершенно изменила и саму систему ведения занятий: общие аудиторные лекции уступили место 22-часовым лекциям в каждом классе отдельно; практические занятия велись по-прежнему в классных отделениях, а проверка знаний юнкеров производилась на репетициях.

Летом воспитанники военных и юнкерских училищ вывозились в лагеря. Здесь юнкера младшего класса производили полуинструментальную съемку, а юнкера старшего класса — съемку глазомерную и решали тактические задачи.

Поражение России в русско-японской войне 1904–1905 гг. заставило правительство вновь начать реформу армии и флота. Военные реформы этого периода длились с 1905 по 1912 гг. В результате была усилена централизация военного управления, сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус, приняты новые уставы, созданы новые образцы оружия, корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска, улучшено материальное положение офицеров.

Реформы не обошли стороной и военные училища. Началось постепенное преобразование юнкерских училищ в военные. Для этих военно-учебных заведений были приняты новые программы, разработкой которых занимался целый ряд комиссий. Наконец, 28 июля 1910 года программы были утверждены военным министром. Основной их идеей стала необходимость «приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуроты) в поле». Выпускаемый из военного училища офицер должен был не только знать, но и уметь по выпуску из училища применять свои знания. Предстоящая юнкеру служба взводного командира требовала от него, прежде всего, самой серьезной практической подготовки, хороших инструкторских способностей и лишь затем — общего военного образования. Поэтому особое внимание в программе военных училищ было обращено на преподавание тактики: 8 часов в неделю в младшем классе и 10 часов в старшем. Курс военной топографии был также максимально приближен к тактике. Все вопросы математического характера и подробное изучение инструментов были исключены из курса, взамен была введена маршрутная съемка.

Новые программы практически уравняли курсы военных и юнкерских училищ, что и вылилось в приказ по военному ведомству № 243, по которому все юнкерские училища переименовывались в военные.

С началом Первой мировой войны, число военных училищ увеличилось. В 1914 году были учреждены 2 новых пехотных училища: Ташкентское и 2-е Киевское. В июне 1914 года создано Николаевское артиллерийское училище в Киеве. В марте 1915 года там же было открыто второе инженерное училище — Алексеевское, в октябре 1915 года. — еще одно пехотное училище — Николаевское.

Осенью 1914 года были введены в действие «Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в военно-учебных заведениях с четырехмесячным ускоренным курсом» и «Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в специальных военно-учебных заведениях с восьмимесячным ускоренным курсом». На четырехмесячный курс обучения перешли пехотные и казачьи училища, а на восьмимесячный — кавалерийские, артиллерийские, инженерные и военно-топографическое училища. Ускоренная подготовка офицеров продолжалась в течение всей войны.

К концу царствования Николая II в России насчитывалось 25 военных училищ, из них 13 пехотных, 4 артиллерийских, 2 инженерных, 3 кавалерийских, 2 казачьих и 1 военно-топографическое.

У каждого военного училища был собственный девиз: у Киевского Константиновского пехотного училища - «Помните, чье имя носите!»; Алексеевского пехотного — «Дисциплина — прежде всего!»; Тифлисского — «Жизнь — Царю, сердце — даме, честь — самому себе!»; Павловского — «Сам погибай, а товарища выручай!»; Виленского — «Виленец один — и тот в поле воин!»; Одесского — «Один — за всех, и все — за одного!»; Чугуевского — «К высокому и светлому — знай верный путь!»; Николаевского кавалерийского — «И были дружною семьёю солдат, корнет и генерал!». Эти девизы становились жизненным кредо будущих офицеров.

Учебная программа в военных училищах была очень насыщенной. Юнкера-пехотинцы изучали тактику, артиллерию, фортификацию, военную топографию, военную администрацию, военную историю, законоведение, воинские уставы, военную географию и военную гигиену. С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но юнкера там изучали еще иппологию (науку о лошадях). Юнкера-артиллеристы изучали в основном точные науки: математику, включавшую аналитическую геометрию, дифференциальное и начало интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение. В учебную программу инженерных училищ входили, помимо названных предметов, атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, военная топография, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы. Помимо этого в обязательном порядке юнкера всех военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки. В курсе русского языка большое внимание уделялось грамотности молодых людей, их умению правильно, красиво и четко излагать свои мысли.

Среди литературных произведений, изучаемых юнкерами, были произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Байрона, Гете, Шекспира.

Каждый юнкер должен был уметь хорошо изъясняться на одном из иностранных языков, а на другом — элементарно читать и переводить.

Успеваемость оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов — отлично, 11 — очень хорошо, 10 — весьма хорошо, 9 и 8 — хорошо, 7 и 6 — удовлетворительно, 5 и 4 — посредственно, 3 и 2 — дурно, 1 — весьма дурно.

Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.

День в военных училищах начинался рано: в 6 утра — подъем, умывание и утренний осмотр. Контроль был очень тщательным: хорошо ли начищены сапоги, пуговицы и бляха ремня. После приступали к молитве, а затем следовал утренний чай. Классные занятия продолжались до 12 ч. дня, затем — завтрак, после него — строевая подготовка до обеда в 5 ч. вечера. После обеда юнкерам предоставлялся полуторачасовой отдых. Дальше — самоподготовка до 8 ч. вечера, а затем — 2 ч. свободного времени до отбоя, которые юнкера могли проводить по своему усмотрению: гулять, заниматься в гимнастическом зале, писать письма. Для желающих читать в училищах до 10 ч. вечера работали библиотеки.

Очень часто, по вечерам, перед чаем или вечерней поверкой юнкеров собирали на занятия пением. Петь должны были решительно все, и в результате — юнкерские роты пели превосходно. Пение было частью физического воспитания. Вообще, надо признать, что музыкальная подготовка в военных училищах находилась на должной высоте. Каждое из них имело свой юнкерский оркестр и хор.

На выставке представлено более 70 документов. Среди них:

- Фадеев Р. Вооруженные силы России (1868). Книга не переиздавалась, является библиографической редкостью.

Ростислав Андреевич Фадеев (1824-1883) - известный российский военный историк, генерал-майор. В течение 1867 года в журнале «Русский вестник» печатались статьи Р. А. Фадеева, посвященные вопросам обеспечения государственных интересов России с помощью армии. В 1868 году эти статьи были выпущены отдельным изданием под названием «Вооруженные силы России» и вызвали большой интерес не только в России, но и за границей. В своем труде Фадеев решительно отстаивал старые основы русского военного строя против бюрократических преобразований, ослабляющих, по его мнению, боевые качества русской армии;

- Редигера А. Комплектование и устройство вооруженной силы (1900).

Книга «за научное ее достоинство» удостоена одной из престижных высших наград Императорской Академией наук - полной премии имени митрополита Макария.

Александр Федорович Редигер (1853 – 1920), крупный военный деятель России, профессор Николаевской академии Генерального штаба, военный министр России (июнь 1905 - март 1909 гг.). Публиковал свои статьи в «Энциклопедии военных и морских наук», «Военной энциклопедии», «Русском Инвалиде», «Военном сборнике», журнале «Разведчик»;

- Лобко П. Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ (1894).

Книга переиздавалась 18 раз, последнее переиздание – в 1912 году.

Автор книги, Лобко Павел Львович (1838-1905), государственный деятель, генерал-адъютант. Служил в канцелярии военного министра, занимая с 1881 года должность помощника начальника канцелярии, а с 1884 года начальника канцелярии. С 1867 года – профессор военной администрации в академии Генерального штаба.

- Карцев П. П. «Командование ротою и эскадроном» (1881).

Павел Петрович Карцов (1821 — 1892) — генерал от инфантерии, военный писатель, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов. В журналах «Русская старина»«Военный сборник» и других, а также в газетах, им были напечатаны многочисленные статьи военно-исторического и мемуарного характера;

- воинские уставы: Устав о службе армий в поле (1873), Устав о воинской повинности (1893), Устав дисциплинарный (1894)Устав внутренней службы (1910), Строевой пехотный устав (1911).

В начале ХХ века предметом оживленной дискуссии в кругу отечественных теоретиков военного искусства стала тема военной цензуры. Предлагалось, прежде всего, распространить военную цензуру на все виды корреспонденции, но в первую очередь на прессу; а также на все официальные издания, которые по своей содержательной значимости имели первостепенное значение.

На момент начала Первой мировой войны в России был создан целый свод законов и положений о цензуре. Помимо общих правил о цензуре, имелись специальные рекомендации для организации контроля над публикациями военных журналистов, региональной прессы. Даже сотрудники издательства Генерального штаба, готовившего к выходу сборники официальных сообщений, испытывали на себе определенные цензурные ограничения.

Тема военной цензуры представлена на выставке изданием:

- Громов Н. А. Цензура и шпионство по законам военного времени: временное положение о военной цензуре, с перечнем сведений, не подлежащих оглашению. Законы о шпионстве, измене и нарушении интересов военной обороны... (1914).

Тактика – составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, в воздухе и на море. Тактика занимает подчиненное положение по отношению к оперативному искусству и стратегии.

На выставке экспонируется «Учебник тактики» в 2 частях русского военного писателя, генерала от инфантерии Дуропа К. Н. С 1881 года выдержал 10 изданий. На выставке представлено первое издание.

XIX век можно назвать временем расцвета изучения фортификации в России – об этом говорят и анализ публикаций на эту тему, и мнения военных историков. Фортификация  — военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых  фортификационными сооружениями (от фр. fortifier — «укреплять», «усиливать»). Предмет фортификации включает исследование свойств, правил расположения, способов возведения и приёмов атаки и обороны фортификационных построек.

Издавалось много учебной литературы по различным отраслям фортификационного искусства, фундаментальные труды по истории фортификации, исследования по приморской фортификации, береговой обороне, броневой фортификации, использованию железнодорожного транспорта в интересах фортификации.

Издания по фортификации на выставке:

- Шварц А.В. Из дневника инженера: заметки по полевой фортификации (1906)

Алексей Владимирович Шварц (фон-Шварц)  (1874—  1953) — военный деятель, авторитетный военный инженер-фортификатор Российской империи с международным именем, преподаватель ведущих российских и зарубежных военных академий, автор монументальных научных трудов по долговременной фортификации. А. В. Шварц активно публиковал свои работы по военно-инженерной тематике в российских военных журналах, входил в состав редколлегии «Военной энциклопедии». Основным лейтмотивом его выступлений и публикаций были настойчивые требования укрепления крепостных сооружений на западной границе России;

- Кюи Ц. Полевая фортификация (1881)

Цезарий-Вениамин Кюи (1835—1918) — профессор фортификации, автор капитальных научных трудов по фортификации. Создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генерального штаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Читал лекции по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям.

Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: «Краткий учебник полевой фортификации» (выдержало 7 изданий); «Атака и оборона современных крепостей» («Военный сборник», 1881); «Краткий исторический очерк долговременной фортификации» (1889); «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ» (1892); «Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения» (1892) и др.

Со второй половины XIX века и до 1917 года при обучении юнкеров и офицеров одной из учебных дисциплин была «военная гигиена». Во время Первой мировой войны были созданы программы и учебники для обучения на ускоренных курсах юнкеров и офицеров. Учебники содержали разделы по основам международного военного права, анатомии и физиологии человека, гигиене питания, водоснабжения, размещения военнослужащих в стационарных и полевых условиях, гигиене обмундирования, банно-прачечного обслуживания, личной гигиене, правилам содержания территории и уборки полей сражения. Отдельными главами были представлены вопросы актуальных для войск заболеваний и их профилактика. При этом приводились сравнительные статистические данные о безвозвратных потерях войск от оружия и от болезней. Учебники также содержали сведения об организации санитарной службы армии, правила устройства помещений для больных и раненых. В приложениях были представлены «высочайше утверждённая» «Инструкция для охранения здоровья воинских чинов действующей армии», различные методики и инструментарий для гигиенических анализов, методы, средства дезинфекции и др.

- Дружинин К. Исследование душевного состояния воинов в разных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 гг. (1910)

Константин Иванович Дружинин (1863— 1914) — русский генерал-майор, герой русско-японской войны, военный публицист и писатель.

Проведённое им в 1910 году исследование душевного состояния воинов в разных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904 – 1905 годов (работа опубликована в Петербурге) раскрывало особенности переживаний воинов в бою. Боевой дух воина – это главное в бою, считал Дружинин. Особенно важны для солдата такие качества, как патриотизм, чувство долга, храбрость, бодрость, дисциплинированность, находчивость. Дружинин отмечал также психологические особенности поведения воинов в наступлении и обороне, считая, что психологическая стойкость людей ниже в обороне;

- Пневский Н. В. Молодая дружина: руководство для преподавания военного строя и гимнастики в учебных заведениях (1910)

Николай Вячеславович Пневский (1874 — 1928) — российский и советский военачальник, генерал-майор русской императорской армии. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг., был ранен. Награжден пятью боевыми орденами и Золотым оружием с надписью «За храбрость» (1907). В мае 1916 года назначен начальником Главного управления Военно-воздушного флота (находился на этой должности 8 месяцев), затем был назначен начальником штаба 3-й Туркестанской стрелковой дивизии.

Один из разделов выставки посвящен воспоминаниям военных корреспондентов и офицеров:

- Немирович - Данченко В.И. Год войны: дневник русского корреспондента 1877- 1878 (1879)

Немирович-Данченко Василий Иванович (1844 — 1936) — русский писатель, путешественник, блестящий журналист, старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. был военным корреспондентом. Принимал личное участие во многих боевых действиях: на Шипке, под Плевной, в зимнем переходе через Балканы, получил солдатский Георгиевский крест.

В переработанном виде, с восстановлением выброшенных военной цензурой мест, корреспонденции составили настоящую книгу. Первое издание книги Василия Ивановича Немировича-Данченко вышло в 1878-1879 гг. в трех томах, с приложением записок А. Маслова в третьем томе. Очерки самого В. И. Немировича-Данченко почти сразу же были переизданы отдельно. Книгу составили очерки, написанные им для газеты «по горячим следам», во время или сразу после описываемых событий;

- Ксюнин А. Народ на войне: из записок военного корреспондента (1916)

Алексей Иванович Ксюнин (1880 — 1938) — журналистпублицист, общественный деятель. Во время Первой мировой войны военный корреспондент газеты «Новое время»;

- Ермолов А. П. Записки Алексея Петровича Ермолова (1865)

На выставке экспонируется первое издание «Записок Алексея Петровича Ермолова» — русского военачальника и государственного деятеля, участника многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е, генерала от инфантерии (1818) и генерала от артиллерии (1837), главнокомандующего на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

Генерал Ермолов был одним из самых известных и популярных людей России первой половины XIX в., выдающимся военным и государственным деятелем. Ермолов был непосредственным участником всех важнейших сражений и боев Отечественной войны 1812 года, как во время наступления французской армии, так и в период ее изгнания из пределов России.

В своих мемуарных «Записках» Ермолов с документальной точностью описывает факты и события, и в этом особая ценность его труда как исторического источника. Основой для «Записок» послужили дневники Ермолова, благодаря которым его воспоминания содержат «самые точные сведения, не подлежащие сомнению». Без использования «Записок» Ермолова не может обойтись ни один историк, исследующий Отечественную войну 1812 года.

Ермолов дает глубокий анализ военным действиям, а также рассказывает об интересных и тонких наблюдениях событий «не до одного управления армии касающихся». В книге приводятся интересные характеристики известных русских полководцев: М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона, H.H. Раевского, меткие штрихи к портретам наполеоновских маршалов и генералов.

А. П. Ермолов писал свои мемуары «не для печати» и только в последний год своей жизни, уступая просьбам близких ему людей, приступил к доработке и подготовке «Записок» к печати, которые были изданы после его смерти, в 1863 году;

- Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов (1884)

Александр Фомич Петрушевский (1826 — 1904) — русский военный историк, генерал-лейтенант. За исторические исследования Петрушевскому были присуждены первые премии Комитета грамотности (дважды). Награждён Макариевской премией. Кавалер золотых Киселёвских медалей Министерства государственных имуществ.

Книга «Генералиссимус князь Суворов», выдержала множество изданий и признано историками одной из лучших биографий величайшего русского полководца. Биография генералиссимуса составлена на основе анализа источников, по большей части рукописных и остававшихся неизвестными к тому времени, а также практически всей изданной литературы о Суворове. В конце 3 тома приведен полный список источников с краткой их характеристикой. Петрушевский советовал перед прочтением книги ознакомиться с этими источниками. Автором было изучено огромнейшее количество документов, но, как признается сам Петрушевский, его жизни не хватило бы для внимательного и всестороннего изучения всех материалов, которыми он располагал. На книгу у автора ушло 8 лет «усидчивого труда». 

- Погоский А. Александр Васильевич Сувовров, генералиссимус русских войск. Его жизнь и победы (1898)

Биографическое исследование Погосского А. «Александр Васильевич Суворов, генералиссимус русских войск», составлено по историям Н. А. Полевого и генерала Д.А. Милютина.

Александр Фомич Погосский (1816–1874) – известный русский писатель и драматург, издатель. Крылатым выражением стала фраза из его книги «Солдатские заметки» (1855): «Плохой тот солдат, который не думает быть генералом, а еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет».

- Бутковский Н. Повести из современной офицерской жизни (1914)

Николай Дмитриевич Бутовский (1850—после 1917) — военный писатель, генерал от инфантерии российской императорской армии.

Литературная деятельность Н. Д. Бутовского началась в 1877 году рядом военных корреспонденций с театра войны в петербургской газете «Голос» под редакцией А. А. Краевского. Затем ряд его статей были собраны в двухтомнике: «О способах обучения и воспитания современного солдата — практические заметки командира роты» (1908—1909). Помимо это были изданы его труды: «О подготовке учителей молодых солдат — практические советы командира роты» (1902 г.); «О производстве ротных учений — практические советы для скорого систематического обучения роты» (1910 г.) и др. Специально для молодых офицеров изданы: «Отрывки из беседы с молодежью» (1909) и «Промахи молодого офицера» (1904).

Во всех работах, выдержавших по нескольку изданий, в живом изложении поднимаются вопросы авторитета командира, способы увлечения подчиненных работой, вызова у них инициативы, стремления к совершенствованию и осознанию своего нравственного достоинства.

Идеалом автора являлся уравновешенный офицер, над которым «не висит Дамоклов меч, всеминутно грозящий его самолюбию и праву на уважение и постоянно держащий его в беспокойстве за завтрашний день, — только такой офицер может широко раскрыть клапаны своего ума и сердца для воспринятия науки, искусства и долга».

Некоторые его труды были переведены на французский, немецкий, болгарский и румынский языки.

В экспозиции представлены журналы военных ведомств:

- Оружейный сборник (1900, № 1,3)

Издавался в Санкт-Петербурге. Выходил 4 раза в год в период 1861—1909 гг..

Основан В. Н. Бестужевым-Рюминым, который редактировал его до 1895 года совместно с П. Л. Чебышёвым, а затем единолично. Для издания журнала из казны выделялась субсидия в размере 3 тыс. рублей.

В журнале помещались статьи со сведениями о российском и иностранном вооружений; разбирались вопросы по обучению войск, употреблению оружия, по оружейной технике; делались указания о починке оружия в полках, содержании оружия на службе, велась хроника ружейного охотника. Кроме того, в журнале имелся официальный отдел, содержавший постановления и распоряжения правительства и библиографический отдел.

Журнал привлекал к сотрудничеству известных знатоков оружейного дела и полно освещал положение вопросов по своей тематике. Его полезность для войск признавалась официально и выражалась рекомендациями в приказах и циркулярах;

- Военный журнал (1853, № 1)

Издавался военно-ученым комитетом при Военном министерстве. Выходил в Петербурге в 1827—1859 по 6 книг в год. Издатели особо подчеркивали, что «места в журнале сем иметь не могут: а) политика и все до оной относящиеся предметы, б) критика на существующие учреждения, в) всякая личная критика и антикритика».

Основным направлением работы журнала было выбрано освещение военной истории и военной теории, целевая аудитория журнала  — офицерский корпус российской армии и генералитет.

Главное внимание при подготовке публикаций уделялось военно-стратегическому планированию, боевой тактике, военной истории, военной географии, статистике, фортификации; помимо этого, публиковались материалы о боевой подготовке в иностранных и отечественных вооружённых силах, героизме российских солдат, об особенностях применения военной техники, составлялись обзоры военной литературы, печатались переводы работ зарубежных военных теоретиков и военачальников. Активно освещались темы  Отечественной войне 1812 годазаграничного похода русской армии 1813—1814 годовКрымской войны 1853—1856 годов, о воинском мастерстве известных русских полководцев Г. А. Потёмкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова и др.

«Военный журнал» стал первым изданием, опубликовавшим многие ценные материалы о боевом прошлом российской армии: реляции, журналы боевых действий, письма и личные документы А. В. Суворова, М. Б. Барклая де ТоллиП. И. Багратиона и др;

- Военный сборник (1888, № 8)

Ежемесячный военный журнал на русском языке, официальный орган Военного министерства Российской империи.

Выходил в период с 1858 года по 1917 год. В период с 1911 года по 1916 год имел неофициально приложение, выходившее под названием «Военно-исторический сборник», со статьями, посвящёнными исключительно русской военной истории.

Журнал состоял из 4 отделов:

- официальный (извлечения из Высочайших приказов, приказы военного министра и прочие официальные документы);

- военные науки (тактика, военная администрация, фортификация и артиллерия);

- литературный (рассказы из военного быта, мемуары, путешествия, биографии);

- смесь (открытия и опыты разного рода, библиографические известия и прочее).

«Военный сборник» был подчинён общей цензуре.

Предписывалась обязательная подписка для всех штабов, начиная со штабов отдельных батальонов;

- Интендантский журнал (1904, № 1)

Журнал основан в  1899 году по представлению главного интенданта генерала Тевяшева. Был официальным органом интендантского ведомства для опубликования разного рода распоряжений и сообщений, а также органом для литературной разработки вопросов, относящихся к интендантскому делу и к войсковому хозяйству

Годовое издание журнала состояло из 12 книг. Издавался до 1917 года;

- Вестник русской конницы (1911, №9)

Иллюстрированный журнал при офицерской кавалерийской школе. Издавался в Петербурге в 1906—1914 гг. Выходил 2 раза в месяц. Ред. Д. П. Багратион.

Освещал вопросы тактики, оперативного искусства, анализировал опыт применения конницы в прошлых войнах.

Поделиться:
Подбор литературы