1 октября 2024 - 31 октября 2024
Выставочная зона (1 этаж)
Вопрос как преподавать историю является предметом дискуссии уже очень давно.
В России преподавание отечественной истории становится отдельным школьным предметом в конце XVIII века. Утвержденного учебника не было и обучение сводилось к рассказу о событиях или людях.
Первые в Российской империи учебники по истории сильно отличались от привычных нам сегодня. Это были многостраничные тома без каких-либо иллюстраций, карт, вопросов и заданий к параграфам. Из справочных материалов - только генеалогические схемы правивших династий. Единственное, что немного облегчало прохождение курса по этим книгам - вынесение наиболее важных дат и имен на поля, а также выделение некоторых терминов курсивом. Часто в качестве учебных пособий использовались переводы иностранных учебников истории, которые дополнялись значимыми фактами, касавшимися России.
Попыток создать учебное пособие было несколько, но они не увенчались успехом. Затем Екатерина II распорядилась перевести на русский язык иностранные учебники истории, а потом дополнить их значимыми фактами, касавшимися России. В 1793 году императрица получила образец учебника. Изучила его, внесла правки по своему усмотрению. Но первое полноценное учебное пособие Екатерина Великая не увидела. «Краткая Российская история, изданная в пользу народных училищ» вышла в свет в 1799 году, была написана педагогом, членом Российской академии Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741-1814). Этот учебник на несколько десятилетий использовался в образовательных учреждениях.
Издание этого учебного пособия запустило процесс работы над новыми учебниками истории. В качестве составителей привлекались Николай Карамзин, Пётр Захарьин, Сергей Глинка. А когда появилась концепция Семёна Уварова «Православие, самодержавие, народность», она стала основой для учебника Николая Устрялова «Начертание русской истории для средних учебных заведений» (1839).
Во второй половине ХIХ века обновление школьных учебников истории приняло больший размах. Появилась возможность выбора учебников и учебных руководств по истории: за период со второй половины XIX до начала ХХ вв. вышло в свет около ста учебников и учебных книг по истории, не считая переизданий. При этом государство сохраняло за собой мощный рычаг влияния на содержание школьных учебников по истории и утверждение учебной программы, так как вопрос школьного исторического образования рассматривался как вопрос государственной важности, а учебник по истории служил одним из важнейших инструментов реализации государственной политики. Методы преподавания менялись, но неизменным оставался государственнический подход: учебник истории должен был формировать у учащихся чувство гордости за свою страну и её историю.
Классический путь учебника с момента его написания и до включения в каталог учебников, рекомендуемых Министреством просвещения, выглядел следующим образом: представление в Ученый комитет рукописи или готового издания, передача члену комитета по специальности на рецензирование, обсуждение отзыва в заседании комитета, вынесение определения, отправка решения на рассмотрение и утверждение министру, официальная публикация определения Ученого комитета в «Журнале министерства народного просвещения», внесение в очередной каталог.
Самыми успешными авторами учебных руководств по отечественной истории, чьи труды Министерство поддерживало включением в свои каталоги на протяжении длительного времени (от 14 до 34 лет), являлись учебники Н.А.Баженова («Учебник русской истории», отражены в каталогах с 1882 по 1908 г.), И.И.Беллярминова («Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей», 1890-1915 г.), К. В. Елпатьевского («Учебник русской истории», 1899-915 г.), Д. И. Иловайского («Краткие очерки русской истории», 1865-1884 гг. и затем, после перерыва и уже в несколько ином виде, с 1903 по 1908 г.), М. Я. Острогорского («Учебник русской истории», 1901-1914 гг.), С.Е.Рождественского («Отечественная история», 1881-1908 гг.), С.М.Соловьева («Учебная книга русской истории», 1865-1899 гг.), А.О.Турцевича («Русская история», 1899-1915 гг.). У большинства «фаворитов» в списки попадали по два учебника. Лидировал только Д.И.Иловайский, три книги которого удостоились чести быть включенными в каталоги («Краткие очерки русской истории», «Сокращенное руководство к русской истории», «Руководство к русской истории. Средний курс»).
На выставке представлены учебники русской истории XIX для школ и гимназий дореволюционной России Д. И. Иловайского, И. И. Беллярминова, С.Е.Рождественского, К. В. Елпатьевского.
Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с дополнением из всеобщей (В жизнеописаниях и эпизодах) : курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной г. министром нар. просв. / Сост. И. Беллярминов. - Санкт-Петербург, 1877.
Иван Иванович Беллярминов (1837 - 1917) – писатель, педагог. Получил образование в Саратовской духовной семинарии и окончил курс в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. В 1869-1908 гг. состоял членом ученого комитета министерства народного просвещения. Автор учебников для гимназий, реальных училищ и городских училищ: «Древний Восток и древнейшее время Греции»; «Руководство к древней истории»; «Курс всеобщей истории»; «Элементарный курс всеобщей и русской истории»; «Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей»; «Курс русской истории (элементарный)».
Рождественский С. Е. Отечественная история в связи с всеобщей (Средней и Новой): курс средних учебных заведений: с приложением хронологической таблицы: [учебное руководство для юнкерских училищ] / сост. С. Рождественский. – Санкт-Петербург, 1880.
Сергей Егорович Рождественский (1834 - 1891) – историк, педагог, директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии, автор нескольких учебников истории, которые использовались в гимназиях, школах и народных училищах и переиздавались не один десяток лет.
Елпатьевский К. В. Рассказы и стихотворения из русской истории: ист. хрестоматия для мл. кл. сред. учеб. заведений / сост. К.В. Елпатьевский. - Санкт-Петербург, 1902.
Елпатьевский Константин Васильевич (1854 – 1918) – педагог, историк, автор ряда учебников и пособий по истории. Его труды: «Учебник по русской истории» и «Рассказы и стихотворения из русской истории» (историческая хрестоматия для младших классов). Хрестоматия предназначалась в качестве учебного пособия для учеников младших классов средних учебных заведений, учащихся младших трех классов кадетских корпусов, учеников духовно-учебных заведений. В хрестоматию вошли рассказы и стихотворения Н.Карамзина, А. С. Пушкина, С. Соловьева, К. Ушинского, А. Толстого, Т.Шевченко и многих других, а также исторические песни и былины, отрывки из летописей.
Иловайский, Д. И. Средняя история: курс старшего возраста / составил Д. Иловайский. – Москва, 1882.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832 - 1920) – выдающийся русский историк, последователь Карамзина и Соловьёва.
Книга «Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста» впервые была опубликована в 1860 году в варианте, приспособленном к курсу средних учебных заведений. Книга не имеет аналогов среди дореволюционных классических исторических трудов как за счет обширности временного охвата, так и благодаря популярному стилю изложения исторического материала (автор адаптировал текст именно для детей школьного возраста). С 1860 по 1912 гг. книга выдержала 36 переизданий и наряду с другими произведениями автора стала классическим учебником по отечественной истории для многих поколений.
Особую популярность также приобрели учебники Д. И. Иловайского, выходившие массовым тиражом. В частности, его «Русская история для среднего возраста» выдержала 44 издания, а тиражи этих изданий чуть ли не на порядок превосходили тиражи других авторов. Бытовало мнение, что учебники Иловайского «насаждались» Министерством народного просвещения в силу их «реакционности». Однако, менялись императоры, министры, члены Учёного комитета, а учебники Иловайского по-прежнему расходились в публике. Учебники Иловайского имели целый ряд важных достоинств: были написаны литературным языком, суждения сопровождались яркими фактами и «говорящими» деталями, автор постоянно обновлял и перерабатывал их, доводя изложение до самых последних по времени событий.
Во второй половине XIX века большое внимание стало уделяться методике преподавания истории. В 1881–1885 гг. были переведены и опубликованы работы по методике преподавания истории немецких педагогов. Авторы предложили ввести в практику обучения истории новые методы. В частности, ими был предложен биографический метод, который предполагал описание выдающихся личностей и посредством этого изучение конкретных фактов и событий. В свою очередь, коллективно-категорический метод основывался на группировании исторического материала вокруг основных идей и проблем исторической эпохи с учётом знаменательных дат календаря. Метод реальный, или хрестоматический, предполагал обсуждение первоисточников из хрестоматий с тем, чтобы ознакомить учеников с духом изучаемой эпохи, жизнью народа.
Заметный вклад в разработку методики преподавания истории внёс Н.И.Кареев, автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о смысле и задачах преподавания истории, а также ряда методических пособий.
Кареев Николай Иванович (1850 - 1931), историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. В 1889-1917 гг. возглавлял Историческое общество при Петербургском университете.
На выставке экспонируется издание
Кареев, Н.И. Учебная книга новой истории / Н. Кареев. - Санкт-Петербург, 1900.
Учебник до революции 1917 года применялся в училищах и гимназиях. Широтой изложения превосходит советские и нынешние российские пособия. В книге размещена схематическая таблица истории Европы; краткие очерки истории отдельных стран; очерк распространения владычества и расселения европейских народов в других частях света; 14 географических карт; хронологические даты; списки правителей отдельных стран и перечень упоминаемых в книге учёных, мыслителей и изобретателей с хронологическими указаниями.
Одной из главных задач Министерства народного просвещения в конце XIX - начале XX в. было установление жесткого контроля над созданием и распространением учебной литературы по истории в средней школе. Важное место в этом процессе занимал этап государственной экспертизы, главное предназначение которого заключалось в том, чтобы не допустить в гимназии и училища учебную литературу по истории, не соответствующую официально-охранительной идеологии.
В период с 1890 г. по начало 1917 г. официальное разрешение на применение в школе, помимо уже упомянутых, получили учебники систематического курса русской истории П. Н. Полевого, А. Мостовского, К.А. Иванова, И. В. Скворцова, С. Ф. Платонова, И. М. Катаева, А.Я.Ефименко, В. Е. Романовского, А. И. Боргмана, М. Н. Коваленского, М.М.Богословского, М. Д. Приселкова, Б. Г. Кубалова, Е. И. Стратонова. Среди авторов учебников были профессиональные историки, методисты и преподаватели высших и средних учебных заведений, многие из которых являлись членами различных научных обществ и принимали участие в разработке проектов реформирования школьного исторического образования, совмещали в одном лице и крупного ученого-историка, и педагога.
Учебники некоторых из перечисленных авторов экспонируются на выставке
Полевой П. Н. Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ / П.Полевой. - Санкт-Петербург, 1913.
Полевой Петр Николаевич (1839 - 1902) - историк литературы, беллетрист, исторический романист, переводчик, критик. Преподавал в Санкт-Петербургском, Варшавском и Новороссийском университетах. Автор фундаментальной «Истории русской словесности с древнейших времен до наших дней». Помимо этой работы, им написан целый ряд популярных и образовательных книг и пьес на исторические сюжеты.
Боргман, А.И. Учебная книга по русской истории. (Руководство для старших классов средних учебных заведений) Ч. 1-2 / А.И. Боргман. - Санкт-Петербург : Т-во А.С. Суворина - Новое время, 1912-1913.
Боргман Александр Иванович (1879 - 1942) - профессор истории, лектор и педагог. Член Императорского Российского исторического общества.
Настоящий учебник входил в образовательный курс гимназий и стал одним из первых русских пособий, построенных по проблемному принципу. В центре изучения политическая и социально-экономическая история территорий, формировавших Российскую империю. А. И. Боргман стремился показать причинно-следственные связи, динамику и логику истории, побудить читателей к самостоятельным размышлениям и, в конечном итоге, к исследованию.
В начале XX века К. А. Ивановым, И. В. Скворцовым, С. Ф. Платоновым, А. Я. Ефименко, И. М. Катаевым, М. Н. Коваленским, Б. Г. Кубаловым, М.М. Богословским А. И. Боргманом были созданы учебники «нового поколения», отличавшиеся от «устаревших» учебных руководств Д.И.Иловайского, С. М. Соловьева, С. Е. Рождественского, Н. П. Полевого, К.В. Елпатьевского. Содержание новых учебников по истории строилось на основе стремления к объективности изложения курса русской истории в соответствии с новейшими достижениями исторической науки, отказа от одностороннего освещения исторических событий. Структура учебников отразила стоявший перед авторами выбор между усовершенствованным хронологическо-биографическим и систематическим принципами изложения материала. Авторы стремились к равномерному освещению различных сторон жизни общества, к характеристике главных исторических фактов, установлению причинно-следственных связей между историческими событиями. Повествовательно-описательный стиль изложения, свойственный предшествующим учебникам, был значительно дополнен аналитическим материалом, разъяснительными текстами. Учебники содержали богатый иллюстративный и дополнительный материал. Благодаря своим достоинствам, они были встречены педагогической общественностью с воодушевлением и во многом определили методическое построение учебных книг по русской истории вплоть до конца 1917 года.
Октябрь 1917 г. и приход к власти большевиков повлекли за собой серьезные изменения в сфере образования. В лекции «О преподавании истории в коммунистической школе», прочитанной в 1918 году на педагогических курсах в Петрограде, нарком просвещения РФ А.И.Луначарский заявил: «Прежде всего далеко не является бесспорным, надо ли вообще преподавать историю в правильно поставленной школе <…> дореволюционная „формальная“ школа к истории относилась чрезвычайно своеобразно, всё сводилось в ней к запоминанию огромного количества хронологических дат...». В новой обстановке задача истории, с точки зрения Луначарского, должна была заключаться в том, чтобы выявить закономерности человеческого развития в череде бесчисленных фактов. Исходя из этих было предложено отказаться от систематического исторического образования в школе, вместо которого предлагалось ввести курс социологии и истории труда. В основу работы школы ставилось «всестороннее теоретическое и практическое изучение трудовой деятельности людей и ее организации… работа по ознакомлению с силами и явлениями природы, жизнью общества в настоящем и прошлом…».
С целью поощрения самостоятельного получения учеником исторических знаний вместо обязательных учебников истории в учебный процесс вводились хрестоматии, справочники и другие «рабочие» книги.
С 1920 года в школах вместо истории был введен предмет «обществоведение» с элементами исторических знаний, в который входили сведения по политэкономии, марксистской теории социализма, Конституции РСФСР. Абсолютное большинство учебников 1920-х годов впоследствии было подвергнуто цензуре и попало в спецфонды.
На выставке представлены издания по обществоведению, находившиеся ранее в спецфонде библиотеки:
Жаворонков Б. Н. Как работать по обществоведению в школе 1- ой ступени / Б.Н. Жаворонков. – Москва : Работник просвещения, 1925.
Б. Н. Жаворонков возражает против исследовательского метода в преподавании обществоведения и предлагает «лабораторно-трудовой» метод. Сторонники лабораторно-исследовательского метода в трудовой школе развивали у учащихся исследовательский подход к изучаемому материалу. При этом учащиеся не получали в готовом виде знания, а сами их добывали.
Гуковский А. И. Краткий учебник по истории развития общественных форм: допущено ГУСом в качестве учебного пособия для рабфаков, школ взрослых повышенного типа и техникумов / А. И. Гуковский и О. В. Трахтенберг ; под редакцией П. И. Кушнера. - Москва, 1928.
Алексей Исаевич Гуковский (1895 - 1969) - советский историк, доктор исторических наук, профессор.
Орест Владимирович Трахтенберг (1889 - 1959) - советский учёный, специалист в области диалектического и исторического материализма, истории философии средневековья, эпохи Возрождения и нового времени, истории русской философии. Доктор философских наук, профессор. Автор методических пособий «Беседы с учителем по историческому материализму» и «Беседы с учителем по диалектическому материализму», участвовал в создании первых советских учебников истории для средней школы.
Текст учебника состоит из 9 глав: введение, первобытное общество, родовое общество, феодализм, город в феодальную эпоху, торговля и промышленность эпохи торгового капитализма, сельскохозяйственный строй и крестьянские движения эпохи торгового капитализма, политический строй и идеология в эпоху торгового капитализма, переход к эпохе промышленного капитала.
В каждой главе 3 - 5 параграфов, даются проверочные вопросы по параграфу и контрольные вопросы к каждой главе, добавочная литература. В учебнике 65 рисунков, 15 карт.
Интерес представляет простая и лаконичная манера изложения материала, стремление авторов побудить учащегося и читателя на заинтересованное и осмысленное чтение, проверять и закреплять полученную информацию.
С 1923 года предмет истории окончательно исчез из учебных планов как самостоятельный. Лишь отдельные исторические факты, преимущественно посвященные теме классовой борьбы и смене общественно-экономических формаций, рассматривались на уроках обществознания. Вместо учебников истории вводились хрестоматии, справочники, рабочие книги, направленные на самостоятельное получение учеником исторических знаний.
Только с 1927 года история как учебная дисциплина снова появилась в массовой школе, но не в виде систематического курса.
В середине 1930-х гг. в СССР наметилась масштабная кампания по реформированию системы исторического образования. Это было обусловлено сменой идеологических установок – ленинскую идею мировой революции заменила сталинская концепция построения социализма в одной отдельно взятой стране, закрепленная в Конституции СССР. Проведение форсированной индустриализации и обострение международной обстановки требовали мобилизации общественного сознания советских граждан. Понимая, что идеологическое воспитание молодежи неотделимо от изучения истории своей страны, партийные руководители приняли решение коренным образом пересмотреть подходы к ее преподаванию.
Наркомат просвещения РСФСР в январе-марте 1934 г. провел ряд совещаний с ведущими историками, на которых были выработаны рекомендации по улучшению подготовки и переподготовки преподавателей, увеличению количества часов на историю в высшей и средней школе, составлению учебников и хрестоматий.
15 мая 1934 года было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», в котором отмечалось, что «вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций».
ЦК ВКП(б) постановил подготовить к июню 1935 года новые учебники по истории древнего мира; средних веков; новой истории; истории СССР; новой истории зависимых и колониальных стран. Задача перед авторами учебника по истории СССР состояла в том, чтобы учебник отражал материал таким образом, чтобы «история Великой России не отрывалась от истории других народов СССР, – это, во-первых, – и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, – это, во-вторых».
История возвращалась в учебные планы советских школ и вузов, а для подготовки историков в Московском и Ленинградском университетах с 1 сентября 1934 года восстанавливались исторические факультеты с контингентом приема на каждый факультет по 150 человек и установлен срок их обучения – 5 лет.
Отечественная и всеобщая история изучались самостоятельными курсами. С 1935 г. было увеличено количество часов, отводимых на изучение истории (с 14 до 25,5 час. в неделю).
26 января 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об учебниках по истории», по которому для просмотра и улучшения, а в необходимых случаях и для переделки написанных уже учебников была создана комиссия под председательством А. А. Жданова. 14 февраля 1936 года комиссия решила провести конкурс на лучшее учебное пособие по истории для начальной школы (для учащихся 3 и 4 класса). В конкурсе могли принять участие все желающие, приславшие свой проект в комиссию до 1 июля 1936 года. Для победителей и призеров были установлены денежные премии.
В октябре 1936 года состоялось совещание школьных учителей истории, на котором обсуждались макеты учебников. 27 августа 1937 года Политбюро подвело итоги конкурса. Из 46 представленных учебников комиссия присудила вторую премию (первая не присуждалась) в размере 75 тыс. руб. авторам учебника, составленного кафедрой истории СССР Московского педагогического института под редакцией профессора А. В. Шестакова. В дальнейшем учебник переиздавался до 1955 г., выдержав 25 изданий на русском языке.
Учебник под редакцией А. В. Шестакова можно считать родоначальником идеологического воспитания подрастающего поколения посредством систематического исторического образования. Несмотря на существенные недостатки, учебник Шестакова стал значимой вехой в школьном преподавании истории, хронология учебника и методы изложения материала были впоследствии заимствованы другими изданиями.
На выставке педставлено издание учебника 1951 года:
Краткий курс истории СССР: учебник для 3-го и 4-го классов / под редакцией проф. А. В. Шестакова. - Москва, 1951.
Дмитриев, С.С. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 / Сост. С.С.Дмитриев, Р. Г. Эймонтова. - Москва, 1948.
«Хрестоматия по истории СССР» была составлена по поручению Министерства просвещения РСФСР и служила пособием для учителей старших классов средней школы, преподающих этот предмет. Вместе с тем материал хрестоматии применялся на практических занятиях по истории в высших учебных заведениях, а также при самостоятельном и заочном изучении истории нашей страны.
С 1949 г. в стране стало осуществляться обязательное семилетнее обучение, что потребовало перестройки содержния исторического образования в V–VII классах.
В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию ЦК КПСС и Совет министров СССР 8 октября 1959 г. приняли постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». Ставилась задача до 1 июня 1961 г.разработать на конкурсной основе новые учебники истории: книгу рассказов по истории СССР для IV класса; учебник истории Древнего мира для V класса; учебник истории Средних веков для VI класса; учебник истории СССР для VII–VIII классов. Кроме того, впервые, к 1 июня 1961 г., должны были быть разработаны учебники по истории союзных республик, а в последующие несколько лет хрестоматии и книги для внеклассного чтения по истории для учащихся средней школы, а также другие вспомогательные учебные пособия.
На выставке можно познакомиться с учебниками истории 1950-х годов:
История СССР: учебник для средней школы: [в 3-х частях] / К.В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт; под редакцией профессора А. М. Панкратовой. – Москва : Учпедгиз, 1951.
Алексеев С. П., Карцов В. Г. История СССР. Учебная книга для 4-го класса / С. П. Алексеев, В. Г. Карцов. – Москва, 1958.
Сергей Петрович Алексеев (1922 - 2008) - известный детский писатель, автор многочисленных произведений о русской истории. Первой книгой Алексеева была «История СССР. Учебная книга для 4-го класса». За 40 лет работы в литературе он создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги Алексеева получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.
Карцов В. Г. Методические указания к учебной книге «История СССР» для IV кл.: Пособие для учителя. / В.Г. Карцов. – Москва, 1958.
Карцов В. Г. Методика преподавания истории СССР в начальной школе: Пособие для учителей. / В. Г. Каров. – Москва, 1951.
Карцов Владимир Геннадиевич (1904 - 1977) – археолог, историк, профессор, был членом редколлегии журнала «Преподавание истории в школе». Труды Карцова по методике преподавания и его учебники по истории СССР изданы на 20 языках разных народов мира.
Еще одним замечательным учебным пособием по истории для множества поколений советских людей стал учебник Федора Петровича Коровкина (1903 - 1981), который был удостоен первой премии на открытом конкурсе учебников истории.
Коровкин Ф. П. История древнего мира. Учебник 5 класса / Ф.П.Коровкин. – Москва, 1965.
Федор Петрович Коровкин– советский историк-методист, автор учебника по истории древнего мира для 5 класса (первое издание - 1957), а также историко-географических карт, таблиц и других наглядных пособий, трудов по методике преподавания истории в школе.
Учебник переиздавался в СССР с 1957 года до начала 80-х годов.
Косминский Е. А. История средних веков. Учебник для 6 – 7 классов. / Проф. Е. А. Косминский – Москва, 1951.
Косминский Евгений Алексеевич (1886 –1959) - историк-медиевист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Доктор исторических наук, профессор, академик отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе Академии педагогических наук РСФСР (1945).
В 1964 г. в стране был введён 10-летний срок обучения в школе. В мае 1965 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», которое постановило «в общеобразовательных школах вместо элементарного курса истории СССР в VII—VIII классах и систематического курса истории СССР в IX—XI классах история СССР должна изучаться один раз, последовательно с VII по X класс, а курс новой и новейшей истории зарубежных стран — с VIII по Х класс». Эти требования сохранялись вплоть до 1993 года.
В России преподавание отечественной истории становится отдельным школьным предметом в конце XVIII века. Утвержденного учебника не было и обучение сводилось к рассказу о событиях или людях.
Первые в Российской империи учебники по истории сильно отличались от привычных нам сегодня. Это были многостраничные тома без каких-либо иллюстраций, карт, вопросов и заданий к параграфам. Из справочных материалов - только генеалогические схемы правивших династий. Единственное, что немного облегчало прохождение курса по этим книгам - вынесение наиболее важных дат и имен на поля, а также выделение некоторых терминов курсивом. Часто в качестве учебных пособий использовались переводы иностранных учебников истории, которые дополнялись значимыми фактами, касавшимися России.
Попыток создать учебное пособие было несколько, но они не увенчались успехом. Затем Екатерина II распорядилась перевести на русский язык иностранные учебники истории, а потом дополнить их значимыми фактами, касавшимися России. В 1793 году императрица получила образец учебника. Изучила его, внесла правки по своему усмотрению. Но первое полноценное учебное пособие Екатерина Великая не увидела. «Краткая Российская история, изданная в пользу народных училищ» вышла в свет в 1799 году, была написана педагогом, членом Российской академии Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741-1814). Этот учебник на несколько десятилетий использовался в образовательных учреждениях.
Издание этого учебного пособия запустило процесс работы над новыми учебниками истории. В качестве составителей привлекались Николай Карамзин, Пётр Захарьин, Сергей Глинка. А когда появилась концепция Семёна Уварова «Православие, самодержавие, народность», она стала основой для учебника Николая Устрялова «Начертание русской истории для средних учебных заведений» (1839).
Во второй половине ХIХ века обновление школьных учебников истории приняло больший размах. Появилась возможность выбора учебников и учебных руководств по истории: за период со второй половины XIX до начала ХХ вв. вышло в свет около ста учебников и учебных книг по истории, не считая переизданий. При этом государство сохраняло за собой мощный рычаг влияния на содержание школьных учебников по истории и утверждение учебной программы, так как вопрос школьного исторического образования рассматривался как вопрос государственной важности, а учебник по истории служил одним из важнейших инструментов реализации государственной политики. Методы преподавания менялись, но неизменным оставался государственнический подход: учебник истории должен был формировать у учащихся чувство гордости за свою страну и её историю.
Классический путь учебника с момента его написания и до включения в каталог учебников, рекомендуемых Министреством просвещения, выглядел следующим образом: представление в Ученый комитет рукописи или готового издания, передача члену комитета по специальности на рецензирование, обсуждение отзыва в заседании комитета, вынесение определения, отправка решения на рассмотрение и утверждение министру, официальная публикация определения Ученого комитета в «Журнале министерства народного просвещения», внесение в очередной каталог.
Самыми успешными авторами учебных руководств по отечественной истории, чьи труды Министерство поддерживало включением в свои каталоги на протяжении длительного времени (от 14 до 34 лет), являлись учебники Н.А.Баженова («Учебник русской истории», отражены в каталогах с 1882 по 1908 г.), И.И.Беллярминова («Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей», 1890-1915 г.), К. В. Елпатьевского («Учебник русской истории», 1899-915 г.), Д. И. Иловайского («Краткие очерки русской истории», 1865-1884 гг. и затем, после перерыва и уже в несколько ином виде, с 1903 по 1908 г.), М. Я. Острогорского («Учебник русской истории», 1901-1914 гг.), С.Е.Рождественского («Отечественная история», 1881-1908 гг.), С.М.Соловьева («Учебная книга русской истории», 1865-1899 гг.), А.О.Турцевича («Русская история», 1899-1915 гг.). У большинства «фаворитов» в списки попадали по два учебника. Лидировал только Д.И.Иловайский, три книги которого удостоились чести быть включенными в каталоги («Краткие очерки русской истории», «Сокращенное руководство к русской истории», «Руководство к русской истории. Средний курс»).
На выставке представлены учебники русской истории XIX для школ и гимназий дореволюционной России Д. И. Иловайского, И. И. Беллярминова, С.Е.Рождественского, К. В. Елпатьевского.
Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с дополнением из всеобщей (В жизнеописаниях и эпизодах) : курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной г. министром нар. просв. / Сост. И. Беллярминов. - Санкт-Петербург, 1877.
Иван Иванович Беллярминов (1837 - 1917) – писатель, педагог. Получил образование в Саратовской духовной семинарии и окончил курс в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. В 1869-1908 гг. состоял членом ученого комитета министерства народного просвещения. Автор учебников для гимназий, реальных училищ и городских училищ: «Древний Восток и древнейшее время Греции»; «Руководство к древней истории»; «Курс всеобщей истории»; «Элементарный курс всеобщей и русской истории»; «Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей»; «Курс русской истории (элементарный)».
Рождественский С. Е. Отечественная история в связи с всеобщей (Средней и Новой): курс средних учебных заведений: с приложением хронологической таблицы: [учебное руководство для юнкерских училищ] / сост. С. Рождественский. – Санкт-Петербург, 1880.
Сергей Егорович Рождественский (1834 - 1891) – историк, педагог, директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии, автор нескольких учебников истории, которые использовались в гимназиях, школах и народных училищах и переиздавались не один десяток лет.
Елпатьевский К. В. Рассказы и стихотворения из русской истории: ист. хрестоматия для мл. кл. сред. учеб. заведений / сост. К.В. Елпатьевский. - Санкт-Петербург, 1902.
Елпатьевский Константин Васильевич (1854 – 1918) – педагог, историк, автор ряда учебников и пособий по истории. Его труды: «Учебник по русской истории» и «Рассказы и стихотворения из русской истории» (историческая хрестоматия для младших классов). Хрестоматия предназначалась в качестве учебного пособия для учеников младших классов средних учебных заведений, учащихся младших трех классов кадетских корпусов, учеников духовно-учебных заведений. В хрестоматию вошли рассказы и стихотворения Н.Карамзина, А. С. Пушкина, С. Соловьева, К. Ушинского, А. Толстого, Т.Шевченко и многих других, а также исторические песни и былины, отрывки из летописей.
Иловайский, Д. И. Средняя история: курс старшего возраста / составил Д. Иловайский. – Москва, 1882.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832 - 1920) – выдающийся русский историк, последователь Карамзина и Соловьёва.
Книга «Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста» впервые была опубликована в 1860 году в варианте, приспособленном к курсу средних учебных заведений. Книга не имеет аналогов среди дореволюционных классических исторических трудов как за счет обширности временного охвата, так и благодаря популярному стилю изложения исторического материала (автор адаптировал текст именно для детей школьного возраста). С 1860 по 1912 гг. книга выдержала 36 переизданий и наряду с другими произведениями автора стала классическим учебником по отечественной истории для многих поколений.
Особую популярность также приобрели учебники Д. И. Иловайского, выходившие массовым тиражом. В частности, его «Русская история для среднего возраста» выдержала 44 издания, а тиражи этих изданий чуть ли не на порядок превосходили тиражи других авторов. Бытовало мнение, что учебники Иловайского «насаждались» Министерством народного просвещения в силу их «реакционности». Однако, менялись императоры, министры, члены Учёного комитета, а учебники Иловайского по-прежнему расходились в публике. Учебники Иловайского имели целый ряд важных достоинств: были написаны литературным языком, суждения сопровождались яркими фактами и «говорящими» деталями, автор постоянно обновлял и перерабатывал их, доводя изложение до самых последних по времени событий.
Во второй половине XIX века большое внимание стало уделяться методике преподавания истории. В 1881–1885 гг. были переведены и опубликованы работы по методике преподавания истории немецких педагогов. Авторы предложили ввести в практику обучения истории новые методы. В частности, ими был предложен биографический метод, который предполагал описание выдающихся личностей и посредством этого изучение конкретных фактов и событий. В свою очередь, коллективно-категорический метод основывался на группировании исторического материала вокруг основных идей и проблем исторической эпохи с учётом знаменательных дат календаря. Метод реальный, или хрестоматический, предполагал обсуждение первоисточников из хрестоматий с тем, чтобы ознакомить учеников с духом изучаемой эпохи, жизнью народа.
Заметный вклад в разработку методики преподавания истории внёс Н.И.Кареев, автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о смысле и задачах преподавания истории, а также ряда методических пособий.
Кареев Николай Иванович (1850 - 1931), историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. В 1889-1917 гг. возглавлял Историческое общество при Петербургском университете.
На выставке экспонируется издание
Кареев, Н.И. Учебная книга новой истории / Н. Кареев. - Санкт-Петербург, 1900.
Учебник до революции 1917 года применялся в училищах и гимназиях. Широтой изложения превосходит советские и нынешние российские пособия. В книге размещена схематическая таблица истории Европы; краткие очерки истории отдельных стран; очерк распространения владычества и расселения европейских народов в других частях света; 14 географических карт; хронологические даты; списки правителей отдельных стран и перечень упоминаемых в книге учёных, мыслителей и изобретателей с хронологическими указаниями.
Одной из главных задач Министерства народного просвещения в конце XIX - начале XX в. было установление жесткого контроля над созданием и распространением учебной литературы по истории в средней школе. Важное место в этом процессе занимал этап государственной экспертизы, главное предназначение которого заключалось в том, чтобы не допустить в гимназии и училища учебную литературу по истории, не соответствующую официально-охранительной идеологии.
В период с 1890 г. по начало 1917 г. официальное разрешение на применение в школе, помимо уже упомянутых, получили учебники систематического курса русской истории П. Н. Полевого, А. Мостовского, К.А. Иванова, И. В. Скворцова, С. Ф. Платонова, И. М. Катаева, А.Я.Ефименко, В. Е. Романовского, А. И. Боргмана, М. Н. Коваленского, М.М.Богословского, М. Д. Приселкова, Б. Г. Кубалова, Е. И. Стратонова. Среди авторов учебников были профессиональные историки, методисты и преподаватели высших и средних учебных заведений, многие из которых являлись членами различных научных обществ и принимали участие в разработке проектов реформирования школьного исторического образования, совмещали в одном лице и крупного ученого-историка, и педагога.
Учебники некоторых из перечисленных авторов экспонируются на выставке
Полевой П. Н. Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ / П.Полевой. - Санкт-Петербург, 1913.
Полевой Петр Николаевич (1839 - 1902) - историк литературы, беллетрист, исторический романист, переводчик, критик. Преподавал в Санкт-Петербургском, Варшавском и Новороссийском университетах. Автор фундаментальной «Истории русской словесности с древнейших времен до наших дней». Помимо этой работы, им написан целый ряд популярных и образовательных книг и пьес на исторические сюжеты.
Боргман, А.И. Учебная книга по русской истории. (Руководство для старших классов средних учебных заведений) Ч. 1-2 / А.И. Боргман. - Санкт-Петербург : Т-во А.С. Суворина - Новое время, 1912-1913.
Боргман Александр Иванович (1879 - 1942) - профессор истории, лектор и педагог. Член Императорского Российского исторического общества.
Настоящий учебник входил в образовательный курс гимназий и стал одним из первых русских пособий, построенных по проблемному принципу. В центре изучения политическая и социально-экономическая история территорий, формировавших Российскую империю. А. И. Боргман стремился показать причинно-следственные связи, динамику и логику истории, побудить читателей к самостоятельным размышлениям и, в конечном итоге, к исследованию.
В начале XX века К. А. Ивановым, И. В. Скворцовым, С. Ф. Платоновым, А. Я. Ефименко, И. М. Катаевым, М. Н. Коваленским, Б. Г. Кубаловым, М.М. Богословским А. И. Боргманом были созданы учебники «нового поколения», отличавшиеся от «устаревших» учебных руководств Д.И.Иловайского, С. М. Соловьева, С. Е. Рождественского, Н. П. Полевого, К.В. Елпатьевского. Содержание новых учебников по истории строилось на основе стремления к объективности изложения курса русской истории в соответствии с новейшими достижениями исторической науки, отказа от одностороннего освещения исторических событий. Структура учебников отразила стоявший перед авторами выбор между усовершенствованным хронологическо-биографическим и систематическим принципами изложения материала. Авторы стремились к равномерному освещению различных сторон жизни общества, к характеристике главных исторических фактов, установлению причинно-следственных связей между историческими событиями. Повествовательно-описательный стиль изложения, свойственный предшествующим учебникам, был значительно дополнен аналитическим материалом, разъяснительными текстами. Учебники содержали богатый иллюстративный и дополнительный материал. Благодаря своим достоинствам, они были встречены педагогической общественностью с воодушевлением и во многом определили методическое построение учебных книг по русской истории вплоть до конца 1917 года.
Октябрь 1917 г. и приход к власти большевиков повлекли за собой серьезные изменения в сфере образования. В лекции «О преподавании истории в коммунистической школе», прочитанной в 1918 году на педагогических курсах в Петрограде, нарком просвещения РФ А.И.Луначарский заявил: «Прежде всего далеко не является бесспорным, надо ли вообще преподавать историю в правильно поставленной школе <…> дореволюционная „формальная“ школа к истории относилась чрезвычайно своеобразно, всё сводилось в ней к запоминанию огромного количества хронологических дат...». В новой обстановке задача истории, с точки зрения Луначарского, должна была заключаться в том, чтобы выявить закономерности человеческого развития в череде бесчисленных фактов. Исходя из этих было предложено отказаться от систематического исторического образования в школе, вместо которого предлагалось ввести курс социологии и истории труда. В основу работы школы ставилось «всестороннее теоретическое и практическое изучение трудовой деятельности людей и ее организации… работа по ознакомлению с силами и явлениями природы, жизнью общества в настоящем и прошлом…».
С целью поощрения самостоятельного получения учеником исторических знаний вместо обязательных учебников истории в учебный процесс вводились хрестоматии, справочники и другие «рабочие» книги.
С 1920 года в школах вместо истории был введен предмет «обществоведение» с элементами исторических знаний, в который входили сведения по политэкономии, марксистской теории социализма, Конституции РСФСР. Абсолютное большинство учебников 1920-х годов впоследствии было подвергнуто цензуре и попало в спецфонды.
На выставке представлены издания по обществоведению, находившиеся ранее в спецфонде библиотеки:
Жаворонков Б. Н. Как работать по обществоведению в школе 1- ой ступени / Б.Н. Жаворонков. – Москва : Работник просвещения, 1925.
Б. Н. Жаворонков возражает против исследовательского метода в преподавании обществоведения и предлагает «лабораторно-трудовой» метод. Сторонники лабораторно-исследовательского метода в трудовой школе развивали у учащихся исследовательский подход к изучаемому материалу. При этом учащиеся не получали в готовом виде знания, а сами их добывали.
Гуковский А. И. Краткий учебник по истории развития общественных форм: допущено ГУСом в качестве учебного пособия для рабфаков, школ взрослых повышенного типа и техникумов / А. И. Гуковский и О. В. Трахтенберг ; под редакцией П. И. Кушнера. - Москва, 1928.
Алексей Исаевич Гуковский (1895 - 1969) - советский историк, доктор исторических наук, профессор.
Орест Владимирович Трахтенберг (1889 - 1959) - советский учёный, специалист в области диалектического и исторического материализма, истории философии средневековья, эпохи Возрождения и нового времени, истории русской философии. Доктор философских наук, профессор. Автор методических пособий «Беседы с учителем по историческому материализму» и «Беседы с учителем по диалектическому материализму», участвовал в создании первых советских учебников истории для средней школы.
Текст учебника состоит из 9 глав: введение, первобытное общество, родовое общество, феодализм, город в феодальную эпоху, торговля и промышленность эпохи торгового капитализма, сельскохозяйственный строй и крестьянские движения эпохи торгового капитализма, политический строй и идеология в эпоху торгового капитализма, переход к эпохе промышленного капитала.
В каждой главе 3 - 5 параграфов, даются проверочные вопросы по параграфу и контрольные вопросы к каждой главе, добавочная литература. В учебнике 65 рисунков, 15 карт.
Интерес представляет простая и лаконичная манера изложения материала, стремление авторов побудить учащегося и читателя на заинтересованное и осмысленное чтение, проверять и закреплять полученную информацию.
С 1923 года предмет истории окончательно исчез из учебных планов как самостоятельный. Лишь отдельные исторические факты, преимущественно посвященные теме классовой борьбы и смене общественно-экономических формаций, рассматривались на уроках обществознания. Вместо учебников истории вводились хрестоматии, справочники, рабочие книги, направленные на самостоятельное получение учеником исторических знаний.
Только с 1927 года история как учебная дисциплина снова появилась в массовой школе, но не в виде систематического курса.
В середине 1930-х гг. в СССР наметилась масштабная кампания по реформированию системы исторического образования. Это было обусловлено сменой идеологических установок – ленинскую идею мировой революции заменила сталинская концепция построения социализма в одной отдельно взятой стране, закрепленная в Конституции СССР. Проведение форсированной индустриализации и обострение международной обстановки требовали мобилизации общественного сознания советских граждан. Понимая, что идеологическое воспитание молодежи неотделимо от изучения истории своей страны, партийные руководители приняли решение коренным образом пересмотреть подходы к ее преподаванию.
Наркомат просвещения РСФСР в январе-марте 1934 г. провел ряд совещаний с ведущими историками, на которых были выработаны рекомендации по улучшению подготовки и переподготовки преподавателей, увеличению количества часов на историю в высшей и средней школе, составлению учебников и хрестоматий.
15 мая 1934 года было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», в котором отмечалось, что «вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций».
ЦК ВКП(б) постановил подготовить к июню 1935 года новые учебники по истории древнего мира; средних веков; новой истории; истории СССР; новой истории зависимых и колониальных стран. Задача перед авторами учебника по истории СССР состояла в том, чтобы учебник отражал материал таким образом, чтобы «история Великой России не отрывалась от истории других народов СССР, – это, во-первых, – и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, – это, во-вторых».
История возвращалась в учебные планы советских школ и вузов, а для подготовки историков в Московском и Ленинградском университетах с 1 сентября 1934 года восстанавливались исторические факультеты с контингентом приема на каждый факультет по 150 человек и установлен срок их обучения – 5 лет.
Отечественная и всеобщая история изучались самостоятельными курсами. С 1935 г. было увеличено количество часов, отводимых на изучение истории (с 14 до 25,5 час. в неделю).
26 января 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об учебниках по истории», по которому для просмотра и улучшения, а в необходимых случаях и для переделки написанных уже учебников была создана комиссия под председательством А. А. Жданова. 14 февраля 1936 года комиссия решила провести конкурс на лучшее учебное пособие по истории для начальной школы (для учащихся 3 и 4 класса). В конкурсе могли принять участие все желающие, приславшие свой проект в комиссию до 1 июля 1936 года. Для победителей и призеров были установлены денежные премии.
В октябре 1936 года состоялось совещание школьных учителей истории, на котором обсуждались макеты учебников. 27 августа 1937 года Политбюро подвело итоги конкурса. Из 46 представленных учебников комиссия присудила вторую премию (первая не присуждалась) в размере 75 тыс. руб. авторам учебника, составленного кафедрой истории СССР Московского педагогического института под редакцией профессора А. В. Шестакова. В дальнейшем учебник переиздавался до 1955 г., выдержав 25 изданий на русском языке.
Учебник под редакцией А. В. Шестакова можно считать родоначальником идеологического воспитания подрастающего поколения посредством систематического исторического образования. Несмотря на существенные недостатки, учебник Шестакова стал значимой вехой в школьном преподавании истории, хронология учебника и методы изложения материала были впоследствии заимствованы другими изданиями.
На выставке педставлено издание учебника 1951 года:
Краткий курс истории СССР: учебник для 3-го и 4-го классов / под редакцией проф. А. В. Шестакова. - Москва, 1951.
Дмитриев, С.С. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 / Сост. С.С.Дмитриев, Р. Г. Эймонтова. - Москва, 1948.
«Хрестоматия по истории СССР» была составлена по поручению Министерства просвещения РСФСР и служила пособием для учителей старших классов средней школы, преподающих этот предмет. Вместе с тем материал хрестоматии применялся на практических занятиях по истории в высших учебных заведениях, а также при самостоятельном и заочном изучении истории нашей страны.
С 1949 г. в стране стало осуществляться обязательное семилетнее обучение, что потребовало перестройки содержния исторического образования в V–VII классах.
В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию ЦК КПСС и Совет министров СССР 8 октября 1959 г. приняли постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». Ставилась задача до 1 июня 1961 г.разработать на конкурсной основе новые учебники истории: книгу рассказов по истории СССР для IV класса; учебник истории Древнего мира для V класса; учебник истории Средних веков для VI класса; учебник истории СССР для VII–VIII классов. Кроме того, впервые, к 1 июня 1961 г., должны были быть разработаны учебники по истории союзных республик, а в последующие несколько лет хрестоматии и книги для внеклассного чтения по истории для учащихся средней школы, а также другие вспомогательные учебные пособия.
На выставке можно познакомиться с учебниками истории 1950-х годов:
История СССР: учебник для средней школы: [в 3-х частях] / К.В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт; под редакцией профессора А. М. Панкратовой. – Москва : Учпедгиз, 1951.
Алексеев С. П., Карцов В. Г. История СССР. Учебная книга для 4-го класса / С. П. Алексеев, В. Г. Карцов. – Москва, 1958.
Сергей Петрович Алексеев (1922 - 2008) - известный детский писатель, автор многочисленных произведений о русской истории. Первой книгой Алексеева была «История СССР. Учебная книга для 4-го класса». За 40 лет работы в литературе он создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги Алексеева получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.
Карцов В. Г. Методические указания к учебной книге «История СССР» для IV кл.: Пособие для учителя. / В.Г. Карцов. – Москва, 1958.
Карцов В. Г. Методика преподавания истории СССР в начальной школе: Пособие для учителей. / В. Г. Каров. – Москва, 1951.
Карцов Владимир Геннадиевич (1904 - 1977) – археолог, историк, профессор, был членом редколлегии журнала «Преподавание истории в школе». Труды Карцова по методике преподавания и его учебники по истории СССР изданы на 20 языках разных народов мира.
Еще одним замечательным учебным пособием по истории для множества поколений советских людей стал учебник Федора Петровича Коровкина (1903 - 1981), который был удостоен первой премии на открытом конкурсе учебников истории.
Коровкин Ф. П. История древнего мира. Учебник 5 класса / Ф.П.Коровкин. – Москва, 1965.
Федор Петрович Коровкин– советский историк-методист, автор учебника по истории древнего мира для 5 класса (первое издание - 1957), а также историко-географических карт, таблиц и других наглядных пособий, трудов по методике преподавания истории в школе.
Учебник переиздавался в СССР с 1957 года до начала 80-х годов.
Косминский Е. А. История средних веков. Учебник для 6 – 7 классов. / Проф. Е. А. Косминский – Москва, 1951.
Косминский Евгений Алексеевич (1886 –1959) - историк-медиевист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Доктор исторических наук, профессор, академик отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе Академии педагогических наук РСФСР (1945).
В 1964 г. в стране был введён 10-летний срок обучения в школе. В мае 1965 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», которое постановило «в общеобразовательных школах вместо элементарного курса истории СССР в VII—VIII классах и систематического курса истории СССР в IX—XI классах история СССР должна изучаться один раз, последовательно с VII по X класс, а курс новой и новейшей истории зарубежных стран — с VIII по Х класс». Эти требования сохранялись вплоть до 1993 года.
Поделиться: