Центр книжного культурного наследия завершает 2023 год выставкой «Книжные украшения в оформлении книги XVIII-XIX вв.: заставки, концовки, инициалы». В экспозиции представлены издания указанного периода из собрания Донской государственной публичной библиотеки, напечатанные как кириллическим так и гражданским шрифтами.
В истории оформления русской книги заставка (headpiece) – один из значимых элементов книжной графики. Она представляет собой орнаментальную тематическую композицию, предназначенную для выделения или украшения начала главы или раздела издания. Этот элемент оформления выполняет роль своеобразной книжной увертюры, призванной подготовить читателя к активному восприятию литературного произведения, либо какой-то его части. Помимо орнаментальной заставка может быть предметно-декоративной, символической или эмблематической.
Как элемент украшения заставка появляется с первых печатных книг. Так, в «Апостоле» Ивана Федорова (Москва, 1564) представлено 46 великолепно гравированных заставок, вязей и инициалов. Заставки отпечатаны с 20 досок (некоторые повторяются в книге несколько раз), а 22 инициала с 5 досок.
Помимо заставок в оформлении печатной книги используются концовки - различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.
Если заставка является неотъемлемым элементом оформления книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не всегда была характерна. В древнерусской книге роль концовки, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текст сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки). Встречаются также заключения в форме креста и круга.
Концовка может быть сюжетным рисунком или просто виньеткой, росчерком пера, а иногда факсимильным (точно повторённым) автографом писателя. В любом случае она украшает книгу, а значит, играет важную роль для нас с вами.
Инициал (буквица в русской рукописной традиции) – особо оформленная заглавная буква в начале текста книги, главы, чтений или песнопений. Это древнейший элемент оформления книги. Слово «инициал» происходит от латинского «initialis» - «начальный». Обычно высота инициалов достигает 3-6 строк текста.
Инициалы встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях V-VI веков. Постепенно изменяясь и развиваясь, со временем они стали одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания. И особенно ярко взаимосвязь инициала и текста проявилась в русской рукописной книге.
В истории оформления русской книги XVIII века отмечается три периода. Первый связан с эпохой петровских реформ (1708-1725), сыгравшей большую роль в развитии русского искусства, культуры и книжной традиции в том числе. В следующие 35 лет по-новому разрешаются вопросы оформления книги, ее технические и художественные особенности.
Новый облик книги наиболее отчетливо проявляется в изданиях 90-х XVIII века, но различие между этим типом и тем, который господствовал раньше, отмечается уже в 60-70 годах столетия, что полностью соответствует основным историческим событиям, происходившим в России.
Одной из важнейших книг 1730-х годов было новое издание «Уложения» царя Алексея Михайловича (1737), впервые выпущенного в 1649 году. «Уложение» – это полуделовой, полуисторический тип книги, не претендующий на художественность; в нем, безусловно, заметно желание сохранить национальное лицо изданий XVII века. Уже в наборе титульного листа (которого в первом издании XVII века совсем не было) проявляется некоторая «неуклюжесть». Набор симметричен, но вторая строчка сдвинулась в бок. Текст начинается с гравированной заставки, которая в разных экземплярах варьируется и подписана различными художниками. Всего можно насчитать пять различных досок для заставки. В конце книги - виньетка выпуклой печати довольно простого рисунка, ее мы встречаем и в других изданиях тех же лет. Наборной орнамент использован только вверху первых страниц, на остальных - простая типографская полоска.
Русские книги 40- и 50-х годов XVIII века образуют особую группу изданий. Прежде всего, их значительно больше чем изданий предшествующего двадцатилетия (с 1741 по 1761 год было выпущено 612 изданий гражданской и 463 церковной печати).
Импозантное издание 50-х годов - так называемая елизаветинская «Библия» - яркий пример церковно-славянской печати XVIII века. После долгих работ над проверкой текста 10 июля 1750 года был начат набор и к началу 1752 года выпущен из печати том более чем в 1000 страниц. Набор в два столбца, шрифт - славянский специальный, новый, убористый. Вокруг страницы - наборная рамка, образцов ее в книге довольно много. Заставки, гравированные на меди, при крупном формате книги представляются самостоятельными иллюстрациями; наборная рамка объединяет их со строками текста. Мастера оформления елизаветинской Библии (из Петербургской Синодальной и Алескандро-Невской типографий) создавали скорее произведение полиграфического мастерства, чем церковную книгу.
Интересны по оформлению издания трудов Василия Тредиаковского, который стремился к достижению общего художественного впечатления в построении страниц. Можно указать в качестве примера на первую страницу издания его «Тилемахиды» (1752). Здесь в композицию включена типографская виньетка, наборный орнамент, «Перечень» отделен от текста звездочкой, инициал высокой печати, в некоторых случаях поставлены ударения («силы»), набор отчетлив, полоса разрешена вполне хорошо.
Во всех изданиях 40-50-х годов XVIII века, как это было еще в период раннего книгопечатания, в конце страницы печатается начало первого слова следующей, так называемый «кустод». Концевые полосы, заканчивающиеся треугольником из наборного орнамента, красивы и просты.
Искусство оформления русской книги второй половины XVIII столетия безусловно связано с предшествующим периодом развития издательской культуры, но вместе с тем имеет свои характерные черты. Графическое искусство книги, ее производство, новые типографии, часто вывозившие с Запада шрифты и новую наборную орнаментику, преимущественно французскую, - все это в данную эпоху определенно развивается и прогрессирует.
Русская гравюра этого периода находится на высоком уровне. В самом конце XVIII столетия в книге появляется и двуцветная глубокая печать заставок.
Судить о качестве и приемах полиграфического оформления никак нельзя только по оформлению титульного листа. Многие книги внутри оформлены скромно, вверху страницы - наборная простая линейка и украшения около колонцифр. К примеру, в книге «Счастливый флоринтинец или Жизнь графа де ла Валле» (Санкт-Петербург, 1763) на первой странице сверху помещена наборная орнаментальная заставка, затем заглавие, затем новая наборная линейка и строка с обозначением части; небольшой инициал поставлен в рамку, тоже наборную. Так же оформлены страницы многих других, преимущественно беллетристических книг. Иногда первая строчка отделена шпоном от следующих и согласована с инициалом. Порой строчка от дальнейшего текста не отделена, но зато инициал оказывается расположенным несколько ниже ее. Концевые полосы имеют внизу треугольные виньетки из наборных элементов. Все это весьма просто и достаточно изящно.
Говоря о книгах XVIII века, невозможно не сказать об изданиях Н. И. Новикова. Николай Иванович Новиков (1744–1818) - русский просветитель, журналист, издатель, критик и общественный деятель, собиратель древностей, одна из крупнейших фигур эпохи Просвещения в России. По подсчетам историков Новиковым было напечатано 1006 изданий, тираж некоторых доходил до 10 000. В оформлении книг Н. Н. Новиков руководствуется теми же принципами, что и в публицистике. Его основная линия – демократизация. Оформление как создание идейного образа книги являлось задачей издателя. Н. Н. Новиков несомненно воздействовал на направление оформительской работы своих сотрудников, рисовальщиков и граверов, стремясь сохранить единство текста с гравированным изображением, реалистическим и декоративным одновременно.
Внутреннее оформление новиковских изданий достаточно просто. К примеру, «Путешествия Гулливеровы» (1773) были приобретены новиковским «Дружеским ученым обществом» у Академического издательства только с третьей части. Первая часть романа Свифта была в 1772 году оформлена в типографии Академии наук явно в стиле французских изданий: наборная заставка наверху вся построена была на завитках. Выпущенные Новиковым третья и четвертая книги «Гулливера» проще, наборные полоски, разделяющие главы, в первой книге «Гулливера» строятся из двух мотивов, в третьей – из одного.
Оформление русской книги начала XIX века соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства.
В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях – Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др. В 1816-1818 годах на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А. А. Бетанкура (1758-1824) была образована «Экспедиция заготовления государственных бумаг», включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.
Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. Классик графики Ф. П. Толстой (1783-1873) довел до высокого уровня очерковую гравюру. По-прежнему, начиная с конца XVIII века, применялась "карандашная" манера и "акватинта", введенная Н.А. Львовым (1751-1803).
В начале XIX века на первое место выдвигается не "украшение", а "иллюстрация", не виньетка, а "картинка", связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги.
Внешность книги отражала новые требования книжного рынка. Серую, лишенную текста обложку, являвшуюся лишь временной оберткой, заменяет цветная бумага с обычным наборным текстом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру, и это давало возможность уместить в печатный лист больше текста. С этой же целью шрифт становится более компактным.
На протяжении второй половины XIX века, а особенно быстро к его концу, происходило вытеснение ручных способов изготовления клише фотомеханическими. Один за другим изобретались и испытывались разнообразные техники превращения фотографии, снятой с натуры или с какого-либо оригинала, в печатную форму. Вместе с техникой под ее воздействием, трансформировалась и эстетика книги.
Время меняло облик и самого текста. Уже к концу 1840-х годов разрабатывались новые шрифты как текстовые, так и титульные, тяготеющие преимущественно к узким, наиболее экономичным начертаниям. Упрощался, становясь более сухим и строгим, титульный набор. Наборные титулы второй половины XIX века не только в деловых, но и в художественных изданиях большей частью выглядят скучновато-солидными и статичными. То же можно сказать и о заставках, концовка и инициалах. Вместо красивых, сюжетных украшений в книге появляются прямые, несколько увеличенные линии.
Экспозиция знакомит посетителей с заставками, инициалами, концовками книг XVIII века. В первом разделе продемонстрировано книжное оформительское искусство XVIII века. Открывает выставку «Минея декабрьская», напечатанная в Москве в 1771 году. В разделе также представлены книги, вышедшие в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II:
-
Мордвинов С. И. Книги полного собрания о навигации. Ч. 1: Геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую в себе содержащая. В Санктпетербурге, 1748;
-
Роллен Ш. Л. Древняя история об египтянах, о карфагенянах, об ассирианах, о вавилонянах, о мидянах, персах, о македонянах и о греках. Т. 4. В Санктпетербурге, 1753;
-
Сирота аглинская, или история о Шарлотте Суммерс. Т. 1. Санктпетербург, 1763;
-
Сумароков А. П. Притчи Александра Сумарокова. Кн. 1. В Санктпетербурге, 1762;
-
Иог. Фридерика Вейдлера Арифметика теоретическая и практическая. [Москва], 1765;
-
Царственный летописец: Содержащий российскую историю от 6622/1114 года, то есть от начала царствования великого князя Владимира Всеволодыча Мономаха до 6980/1472 года, то есть до покорения Новагорода под власть великого князя Василья Ивановича, после учиненного бунту в Новегороде происками Марфы Посадницы и ее детей. В Санктпетербурге, 1772;
-
Уложение по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится. [Москва], 1779
-
Платон (Левшин, Петр Егорович). Поучительные слова при Высочайшем дворе ее императорского величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны самодержицы Всероссийской, и в других местах с 1763 года по 1778 год. Т. 3. В Москве, 1780;
-
Ла Порт Ж. де Всемирный Путешествователь, или познание Старого и Нового света. Т. 5. В Санктпетербурге, 1780 и другие.
Второй раздел посвящен книгам XIX века, в оформлении которых мы встречаем разнообразные заставки, концовки и инициалы.
-
Дмитриевский И. Ф. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию,: в котором показуется: от кого, когда и на какой конец уставлена Литургия; как совершалась она во времена Апостольские и в первые три столетия, до времен Василия Великого и Святого Златоуста; когда, кем и по какому случаю уставлены в совершении ее молитвы, ектении, песни и обряды, и проч.: Собранное из Священного писания, правил и деяний Вселенских и Поместных Соборов, и из писаний древних Святых Отцев и новейших достоверных повествователей. В Москве, 1803;
-
Сумароков П. И. Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду. Ч. I. В Санктпетербурге, 1803;
-
Княжнин Я. Б. Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. I. Москва, 1802;
-
Кочубей А. В. Душенька,: опера в пяти действиях и в вольных стихах, с превращениями, хорами и балетами: [либретто по повести И.Ф. Богдановича. В Санктпетербурге, 1808 и другие издания.
И, наконец, третий раздел выставки представлен изданиями, посвященными художественному оформлению книг:
- Зернова А. Орнаментика книг Московской печати кирилловского шрифта XVII-XVIII веков 1677-1750 (Атлас). М., 1963
-
Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., 1946;
-
Книга и графика: сборник посвящен 80-летию члена корреспондента АН СССР А. А. Сидорова. М., 1972 и т. д..
Каталог выставки