Новый 2024 год центр книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки открывает книжной выставкой «Проект века: Владикавказская железная дорога». Экспозиция посвящена истории Северо-Кавказской железной дороги и приурочена к 160-летию со дня ее открытия.
Северо-Кавказская железная дорога протянулась от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского моря на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге.
1 марта 1860 года атаман Войска донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. Строительство железной дороги на донских территориях должно было способствовать торговому и промышленному развитию края. Во второй половине XIX века на территории, прилегающей к Дону, в районе реки Грушевки были открыты богатые залежи каменного угля. Потребители этого угля – крупные промышленные предприятия – нуждались в том, чтобы сырье доставлялось надежно и быстро.
В мае 1860 года император Александр II дает свое разрешение на строительство дороги, а спустя семь месяцев 18 декабря утверждает «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон».
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска у балки Тангаш состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге. «Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба – член Комитета железной дороги и, наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей» («Донские войсковые ведомости», 4 апреля 1861 г.)
В 1861 году был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, дружил с Н. А. Некрасовым.
На строительстве работало около 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний. Шпалы и лесоматериалы закупались в России, металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны – в Бельгии, откуда доставлялись пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.
29 декабря 1863 года (10 января 1864 года по новому стилю) железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (сегодня город Шахты) через Максимовку (современное название Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй.
С этой даты и начинает отсчет своей истории Северо-Кавказская железная дорога. Спустя четыре года, в феврале 1868 года, первый поезд прибыл в Ростов-на-Дону, а к началу 1870-х годов будущая столица Дона уже имела два железнодорожных выхода к промышленному центру России Москве: один − через Новочеркасск-Воронеж, другой − через Таганрог-Харьков.
Первым управляющим Ростово-Владикавказской железной дороги был инженер путей сообщения В. М. Верховский, принимавший участие в ее строительстве. Первые годы работы не приносили прибыли. Для повышения доходности дороги необходимо было наращивать ее перевозочные способности, укреплять материально-техническую базу, строить новые линии, в первую очередь – выход к Черному морю.
В 1884 году высочайше утверждается новый устав Общества Владикавказской железной дороги, предусматривающий сооружение железнодорожной линии Тихорецкая-Екатеринодар-Новороссийск. Одновременно с завершением строительства этой линии в 1888 году были сданы в эксплуатацию первые три пристани в Новороссийском порту. Сразу же резко возрастает поток хлебных грузов на экспорт. Вскоре железная дорога строит в Новороссийске крупнейший в Европе хлебный элеватор. Вкладывает дополнительные средства в развитие портовых сооружений. С того времени ежегодно растут объемы перевозок грузов и пассажиров, увеличиваются доходы и прибыль.
Последнее десятилетие XIX столетия Владикавказская железная дорога ведет масштабное строительство в пределах Северного Кавказа и Донской области. В 1894 году была открыта линия Беслан-Петровск (сегодня город Махачкала), давшая выход к грозненской нефти и Каспийскому морю. Дорога возводит свой нефтеперегонный завод в Грозном и портовые сооружения в Петровске. Прокладывает небольшую, но очень важную железнодорожную ветвь от станции Минеральные Воды к интенсивно развивающимся курортам Кисловодску, Пятигорску, Ессентукам, а вскоре и к Железноводску. От станции Кавказская сделано ответвление к Ставрополю, дающее прямой железнодорожный выход к ставропольскому хлебу и Новороссийскому порту. Строится линия Тихорецкая-Царицын, соединившая волжский бассейн с Черным морем. Прокладываются рельсовые пути от Петровска берегом Каспийского моря до Баку, где они стыкуются с Закавказской железной дорогой. В 1901 году строится линия Кавказская-Екатеринодар (сегодня город Краснодар).
В наступившем XX веке правление общества Владикавказской железной дороги намеревалось продолжать курс на дальнейшее развитие. Председателем правления в то время был С. И. Кербедз, управляющим дорогой И. Д. Иноземцев. Наметилось строительство линии от Екатеринодара на Туапсе и далее берегом Черного моря через Сухум-Кале до соединения с Закавказской дорогой. Однако печальные события Русско-японской войны, первой русской революции и связанные с этим неурядицы и экономический спад, сорвали намеченные планы. Строительство новых линий на дороге надолго приостановилось.
В 1905 году волна экономических забастовок и политических выступлений рабочих прокатилась по всей Владикавказской железной дороге. Вооруженное восстание подняли рабочие главных дорожных мастерских в Ростове. После подавления бунтов последовали аресты, судебные разбирательства и массовые увольнения виновных и участников революционных событий. Все это пагубно сказалось на финансово-экономических результатах, железная дорога в том году потеряла свыше 6 млн. рублей доходов.
Но вскоре наступает успокоение в стране и последующий подъем экономики. В эти годы на дороге развернулись масштабные работы по реконструкции станций, укладке вторых путей, модернизации технического оснащения, закупке нового более мощного подвижного состава. Была реконструирована и расширена важнейшая грузовая станция Новороссийск. Построена хлебная гавань-ковш на левом берегу Дона с подъездными путями к станции Заречная. Обновлен и расширен крупнейший на дороге вокзал в Ростове.
На российских заводах по заказам Владикавказской дороги строятся паровозы нового поколения: грузовые серии «Э» типа 0-5-0 и пассажирские серии «Л» типа 2-3-1, спроектированные специалистами службы тяги Владикавказской магистрали под руководством инженера В. И. Лопушинского. Вместо устаревшего однопутного разводного моста через Дон в 1912 году начали возводить новый двухпутный мост вертикально-подъемной конструкции. Построены замечательное административное здание управления дороги и дорожная больница в Ростове-на-Дону. Открылись начальные училища (школы) для детей служащих дороги, приют для сирот, общежития для учащихся.
С началом Первой мировой войны в 1914 году работа железной дороги значительно осложнилась, существенно изменились грузопотоки, добавились перевозки для нужд войны. В первые месяцы военных действий на Западном фронте дорога потеряла 4 160 собственных вагонов. Но при всех издержках и затруднениях Владикавказская дорога успешно выполняла свое предназначение. Не прекратились и строительные работы. В 1916 году открылось движение на вновь построенных линиях: Батайск-Торговая (сегодня город Сальск), Прохладная-Моздок-Гудермес, и ответвлениях на Кизляр, Темир-Хан-Шуру (современное название Буйнакск), Святой Крест (современное название Буденновск), Нальчик.
Помимо Владикавказского в начале XX века на Северном Кавказе появилось еще несколько акционерных железнодорожных обществ, развернувших строительство рельсовых путей на территории Кубани и Ставрополья.
Общество Армавир-Туапсинской железной дороги открыло в 1915 году линию Армавир-Туапсе с ответвлениями на Лабинскую и Майкоп. Затем продолжило стройку от Армавира на Ставрополь и далее на Петровское (сегодня Светлоград), Благодарное и Дивное. Общество Ейской дороги построило линию Ейск-Староминская-Сосыка. Общество Черноморско-Кубанской дороги – две пересекающиеся линии: Крымская-Тимашевская-Староминская-Кущевка и Екатеринодар-Тимашевская-Ахтари.
Созданное в 1912 году общество Черноморской дороги, начало сооружение линии от Туапсе на Сочи и далее через Сухум-Кале до соединения с Закавказской железной дорогой. Завершить стройку помешала гражданская война. В итоге ко времени прихода советской власти на Северном Кавказе сформировалась железнодорожная сеть, сохранившая свои очертания без существенных изменений до наших дней.
В 1917 году на железных дорогах наступили тяжелые времена. Свержение монархии и слом устоявшегося жизнеустройства положили начало разрушительным процессам в стране. Положение усугубилось с приходом к власти в октябре 1917 года Советов и началом Гражданской войны.
На выставке представлены документы из фондов Донской государственной публичной библиотеки середины XIX-начала ХХ веков по истории создания Северо-Кавказской железной дороги: отчеты по сооружению участков, сметы по эксплуатации, статистика грузоперевозок и другие. Среди экспонатов:
- Устав общества Ростово-Владикавказской железной дороги. Санкт-Петербург, 1872
- Пояснительная записка к устройству новой паровозосборной в главных мастерских Владикавказской железной дороги на ст. Ростов. [Ростов-на-Дону, 189?]
- Краткие сведения о Ростовских главных мастерских Владикавказской железной дороги в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1894
- Владикавказская железная дорога. [Инструкции, правила и общие приказы для железных дорог]. [Ростов-на-Дону, 1903?]
- Труды Первого делегатского съезда служащих Владикавказской железной дороги: 20-29 октября 1905 г. в Ростове на Дону. Ростов-на-Дону, 1905
- Пояснительная записка к расценочным ведомостям 1913 года работ и поставок по усилению и улучшению Владикавказской железной дороги на сумму 12.523.225: май 1914. Санкт-Петербург, [1914]
- Бензин В. М. Агрономический поезд Владикавказской железной дороги. Петроград, 1916
Большой раздел выставки посвящен социальной сфере железнодорожников. Экспонируются книги:
- Владикавказская железная дорога и лечебные места Кавказа. Петроград, [189-]
- Обзор деятельности Общества потребителей служащих Владикавказской железной дороги за десятилетний период с 1-го июля 1892 года по 1 июля 1902 года. Ростов-на-Дону, 1902
- Описание Ростовской больницы Владикавказской железной дороги. Ростов-на-Дону, 1912
Изюминкой выставки является книга Москвича Г. Г. Владикавказская железная дорога: краткий иллюстрированный практический путеводитель: [на 1915 год]: с приложением: 3-х карт, 1 диаграммы и свыше 40 иллюстраций. Петроград, 1915.
Автор достаточно подробно описал процесс формирования Общества Владикавказской железной дороги и строительство железнодорожной магистрали, дал статическое описание ее имущества, перечислил ряд изменений, произошедших в хозяйственной сфере Северо-Кавказского региона в связи с функционированием железнодорожных сетей.