ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Путешествие в Адыгею»

1 марта 2023 - 31 марта 2023
Выставочная зона (2 этаж)

Это вторая экспозиция из цикла «Ближний круг», посвященного истории, быту, культуре, традициям наших ближайших соседей - народов юга России и Северного Кавказа. В рамках проекта экспонируются редкие документы коллекции дореволюционного краеведения и кавказоведения Донской публичной библиотеки.

Адыги - общее название современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Все адыги имеют единое происхождение, общую традиционную культуру и близкородственные языковые связи. Самоназвание адыгэ является синонимом этнонима черкесы.

Во многих изданиях названия «адыги» и «черкессы» употребляются как равнозначные этнонимы всех современных адыгов. Исключение составляют использование названия «черкесы» в узком вторичном значении – применительно к адыгам в Карачево-Черкесской республике. Употребление термина «черкесы» в последнем значении – советское новообразование.

Адыгский этнос прошел сложный, полный драматизма путь исторического развития. Некогда обширная этническая территория в годы Советской власти оказалась поделенной на ряд административно-территориальных единиц. После массового выселения адыгов в Османскую Турцию, кардинального разрушения и сужения территорий их исторического расселения остатки адыгского населения в пределах трех республик Северного Кавказа, по месту компактного проживания, теперь называются адыгейцами, кабардинцами и черкесами. В указанном ряду названий этноним «черкесы», естественно, утрачивает свое традиционное содержание и становится узколокальным. То же самое нужно сказать и о содержании названия "Черкесия". Республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия располагаются на крайнем юге Российской Федерации, большей частью занимая пределы территории осевой зоны Большого Кавказа. Главный Кавказский хребет не только служит водоразделом рек, текущих на юг и на север. По нему проходит Государственная граница Российской Федерации, которая лишь на западе горной части Адыгеи смещена к югу от гребня. Республики, отличающиеся красотой и богатством природных условий и ресурсов, являются лишь небольшой частью некогда обширной территории исторической Черкесии.

Республика Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейне рек Кубани и Белой. Занимает 7,6 тыс. кв. км. с населением более 440 тыс. человек. Причудливая конфигурация её территории, большей частью вытя-
нутой к югу, упирается в Главный Кавказский хребет. Изломанная линия её границ составляет более 900 км., одна треть которой приходится на водные
рубежи: по Кубани, Краснодарскому водохранилищу, Лабе и Белой.

Политическое и экономико-географическое положение Адыгеи характеризуется тем, что она является связующей территорией районов Краснодарского края и Сочинского курортно-рекреационного комплекса Причерноморья.

Республика делится на 7 административно-территориальных районов: Гиагинский (центр - ст. Гиагианская), Кошехабльский (а. Кошехабль), Красногвардейский (с. Красногвардейское), Майкопский (пгт. Тульский), Тахтамукайский (а. Тахтамукай), Тейчежский (г. Адыгейск), Шовгеновскипй (а. Хакуринохабль).

Республиканский центр – город Майкоп, основанный в 1858 году как укрепление, а в 1870 году официально утвержденный городом. Город Адыгейск основан в 1976 году. Имеются 5 поселков городского типа: Каменномостский (1948 г.), Яблоновский (1958 г.), Тульский (1963 г.), Энем (1963 г.), Тлюстенхабль (1973 г.).

Адыгейская автономная область была образована 27 июля 1922 года.   5 октября 1990 года она преобразована в Адыгейскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР. 3 июля 1991 года переименована в Республику Адыгея.

В начале бронзового века (конец IV – вторая половина III тысячелетия до н.э.) на Северном Кавказе сложилась мощная культура, названная учёными «майкопской» по имени кургана, расположенного на восточной окраине современного Майкопа. При его раскопках было найдено множество золотых украшений и других предметов большой художественной ценности.

Другие памятники культуры предков – дольмены – погребальные сооружения, состоящие из больших каменных плит. На территории Республики Адыгея когда-то насчитывалось несколько сотен дольменов.

Фольклор адыгов и черкесов берёт своё начало от нартского (нартовского) эпоса и включает в себя песни, сказки, пословицы, загадки, скороговорки и частушки. Нартский эпос, как источник народного творчества, объединяет практически все национальные культуры Северного Кавказа и отражает национальный характер всех жителей региона.

В основе многих форм фольклора лежит поэзия. Поэтические произведения Адыгеи, которые дошли до нас – это кладезь народной мудрости, стимул для прекрасных поступков и воспламенитель сильных чувств.

В содержании поэтических произведений мы наблюдаем отображение самых важных событий, тем, жизненных проблем и проявлений любви к родине на примере сказаний о героях – нартах. До наших дней дошли сказания о Бадыноко, Уазырмесе, Ашамезе, Сосруко, Батарезе, Тлепше, девушках Мелечипхе, Куйцуке, Шауее, Даханаго и некоторых других. Герои нарты показаны как люди трудолюбивые, смекалистые и неукротимые, бесстрашные защитники родины, искренне и глубоко любящие родные места.

Хорошо известен обрядовый фольклор адыгов. Это песни, посвященные семейным событиям, песни – заговоры от болезней и травм, песни – обращения к ангелам и покровителям, похоронные песни. Интересен пласт так называемых трудовых песен, отображающий особенности жизненного уклада и труда предков адыгов. Это песни пахарей и пастухов, песни о кузнецком и ткацком деле, песни погонщиков скота и мельников. В исторических адыгейских песнях можно хорошо проследить эпизоды истории края, а также период борьбы черкесов во времена завоевания Кавказа.

По-своему уникальны и интересны адыгейские сказки, которые условно можно разделить на сказки-загадки, мифические сказки, сказки о животных и так называемые правовоспитательные сказки. Животные в этих сказках одарены способностями думать, разговаривать и вообще – жить как человек. Наиболее известная сказка «О зайчихе, лисе и волке». Много у черкесов правовоспитательных сказок: «О сыне старого хана и о драконе», «Маленький Трам», «Злая женщина», «Охотник и леший», «Ёж и медведь». Все они – о борьбе светлых сил с тёмными и имеют большое нравоучительное значение. Ценность черкесских сказок ещё и в том, что в них всегда добро побеждает зло.

Необычна форма сказок-загадок, среди которых популярны и по сей день «Обручение девушки», «Девушка и жених», «Шьёши или только наматываешь?», «Раксмис и его мать».

Особенно колоритны и ёмки черкесские пословицы. Они всегда метко указывают на черты, характеры и нравы людей, зачастую они афористичны и метафористичны. Судите сами: «Кого не замечают, тот покашливает», «Если ты прав – ты силён», «Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник», «Пеший всегда смеётся над всадником», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи».

Фольклорное наследие древних адыгов живо и сегодня, оно воплощается в том, что мы называем адыгским воспитанием и адыгской культурой. А самое главное то, что эта культура не забыта, и многие помнят и чтят традиции спокойного, мирного и свободолюбивого народа.

В состав экспозиции включены редчайшие издания XIX - XXI вв. из фонда Донской публичной библиотеки, с разных сторон освещающие историю, быт, культуру и традиции наших ближайших соседей. Среди книг:

- Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа / напеч. с подлин., испр. рукоп. и доп. предисл., биогр. авт., примеч. и прил. Ад. Берже. Тифлис : В тип. Гл. упр. наместника кавк., 1861. 176, V с.

- Дубровин Н. Черкесы (адыги). Краснодар : Изд. О-ва изучения Адыг. авт. обл., 1927. [8], 176 с., [1] л. карта. (Материалы для изучения черкес. народа ; Вып. 1)

- Покровский М. В. Русско-адыгейские торговые связи : [очерк] / Адыг. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. Майкоп : Адыг. кн. изд-во, 1957. 112, [2] с.

- Раенко-Туранский Я. Н. Адыги до и после октября / под ред. комис. в сост.: Борона И., Хуажева М. и Цей Д. ; [предисл. Д. Цей] ; Комис. по проведению 10-летия Октября ; Отд. нар. образования. Ростов н/Д. ; Краснодар : Крайнациздат, 1927. 180, [3] с., [2] л. карты.

- Соколов Е. Город Майкоп : (заметки по миссии). Ставрополь-губернский : Типо-литогр. Т. М. Тимофеева, 1908

- Список населённых пунктов Адыгейской автономной области по состоянию на 1 января 1927 года : (составлен по сборным материалам статотдела АЧАО) / Адыг. обл. стат. отд. ; [предисл.: Н. Сирота]. Краснодар : Тип. Адыгчеркпромторг’а, 1927. XX, 40 с.

- Адыгские тексты / [записаны: П. И. Тамбиевым, Л. Лопатинским] // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 25 / изд. Упр. Кавк. учеб. окр. Тифлис : Тип. Канцелярии главноначальствующего гражд. частью на Кавказе и К. Козловского, 1898. С. 1-99

- Алиева А. И. Адыгский нартский эпос / под ред. А. Т. Шортанова ; Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; Кабардино-Балкар. науч.-исслед. ин-т. М. ; Нальчик : Эльбрус, 1969. 166, [2] с. и другие издания.

Поделиться:
Подбор литературы