8 августа 2024 - 31 августа 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — русский литератор, прозаик, поэт, философ, выдающийся деятель эпохи Просвещения. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву».
Александр Радищев был одной из самых противоречивых и трагических фигур в истории русского Просвещения. Увлеченный либеральными идеями писатель, открытый противник самодержавия, еще при жизни он заработал славу первого русского революционера. Радищева сослали в Сибирь, но он продолжал писать философские труды о государственном устройстве и создал проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права.
Его главная книга "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) явилась первым произведением в русской литературе, которое имело огромное революционное значение. Все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России подверг А. Радищев глубокому анализу и гневному обличению.
Александр Радищев родился в благополучном дворянском семействе. Местом его рождения исследователи, по одной версии, называют Москву, по другой — село Немцово Калужской губернии. Отец Александра, Николай Афанасьевич Радищев, несколько лет провёл на военной службе, был образован, владел несколькими иностранными языками, включая латынь, собрал обширную библиотеку. Мать будущего писателя, Фёкла Аргамакова, происходила из старинной дворянской семьи, которая числилась среди передовых представителей русской интеллигенции. Близкий родственник матери, Алексей Аргамаков, был первым директором Московского университета, основанного в 1755 году.
Ранние годы Александра Радищева прошли в родовом имении. В семье, где было десять братьев и сестёр, атмосфера была проникнута дружелюбием и гармонией. В 1762 году, будучи подростком, Радищев был направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию в Лейпцигский университет. За время, проведённое там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.
В 1771 году Радищев вернулся из Германии в Петербург. Здесь его, как выпускника Лейпцигского университета, приняли на работу в Сенат. На службе А. Радищева хвалили за трудолюбие и ответственность. Будущий писатель был вхож в лучшие дома Петербурга, посещал салоны, интересовался русской литературой тех лет. Он познакомился с журналистом и издателем Николаем Новиковым, который выпускал сатирический журнал «Живописец». В нем и были опубликованы первые работы Радищева: перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории», сочинение «Офицерские упражнения» и наброски будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».
Свой знаменитый роман «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал почти девять лет: начал в 1780 году, а закончил только в 1788-м. Спустя год он попытался опубликовать произведение. Однако все московские типографы, к которым писатель обращался, отказывали, считая книгу слишком «опасной». В романе А. Радищев рассуждал о судьбе русского крестьянства и критиковал правительство. Крылатой фразой стал эпиграф к книге — неточная цитата из «Телемахиды» Василия Тредиаковского об адском страже псе Цербере: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Многие современники А. Радищева посчитали, что с «чудищем» Радищев сравнивал крепостное право.
Чтобы выпустить книгу, писатель открыл собственную типографию в «верхних покоях» своего дома на улице Грязной (ныне Марата) в Петербурге. Здесь, на печатном станке, выкупленном у книгопродавца Ивана Шнора, Радищев напечатал свое творение. Разрешение он получил от петербургского обер-полицмейстера Никиты Рылеева, который даже не прочитал рукопись: в те годы был очень популярен жанр сентиментального путешествия, а формально книга соответствовала его канонам. Цензор посмотрел оглавление и решил, что это очередной путеводитель по окрестностям столиц.
Роман был напечатан в последних числах мая 1790 года и к началу лета поступила в книжную лавку Зотова. Позднее, на допросе, А. Радищев говорил о тираже: «Напечатано было ее не более как шестьсот сорок или пятьдесят экземпляров». Спустя две-три недели после выхода книги о ней уже говорил весь Петербург: произведение читали и перечитывали, передавали из рук в руки и неустанно обсуждали. К концу июня «Путешествие из Петербурга в Москву» прочитала императрица Екатерина II и немедленно отреагировала. Все найденные экземпляры по решению полиции были конфискованы и сожжены. Автор был арестован. Посаженный в крепость, на допросах А. Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к А. Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал А. Радищева виновным в преступлении. Вина А. Радищева была такова, что он вполне заслуживал смертную казнь, к которой был приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. Александр Николаевич пробыл в местах заключения 6 лет. После смерти Екатерины II писателя помиловали.
«Путешествие из Петербурга в Москву» осталось почти неизвестным и сделалось библиографической редкостью, хотя и ходило в списках. В 1836 году вернуть имя А. Радищева русской литературе решил Александр Пушкин, который за 200 рублей приобрёл экземпляр, хранившийся в Тайной канцелярии, и написал о Радищеве статью для своего журнала «Современник». Несмотря на резко критический характер, в печать статья пропущена не была.
Попыток, переиздать произведение, было сделано несколько. В 1858 году книга была напечатана в Лондоне с предисловием А. И. Герцена, но с значительными отступлениями от подлинника: во многих местах выпущены целые фразы, одни выражения заменены другими, слог вообще обновлен, были сглажены шероховатости и т.п., так что от подобных поправок не редко искажается даже самый смысл сказанного Радищевым.
В 1860 году сын автора Павел Александрович Радищев обратился к императору Александру II с прошением о дозволении напечатать сочинение отца. Прошение это было препровождено Главное управление цензуры, которое признало тогда несвоевременным переиздание «Путешествия». В 1865 году Радищев младший возобновил свое ходатайство, но столь же безуспешно.
В 1867 году петербургский книгопродавец Шигин напечатал под именем «Путешествия» не подлинный текст этого сочинения, а лишь извлечение из него, с большими пропусками, причем сам заявил цензурному комитету, что им тщательно исключено из книги Радищева все, что было в противоречии с цензурными установлениями. В 1872 году были напечатаны сочинения Александра Николаевича Радищева в двух томах под редакцией П. А. Ефремова, куда вошло и «Путешествие» без всяких сокращений или изменений. Издание г. Ефремова не появилось в свет и было уничтожено.
В 1872 году «Путешествие» напечатано в Лейпциге, в 17-м томе так называемой Международной библиотеки. Но это Лейпцигское издание было дословной перепечаткой лондонского издания, и потому в нем, как и в лондонском, встречается безличное множество разного рода отклонений от подлинника.
Только спустя столетие после написания, в 1888 году, произведение смогли издать в России небольшим тиражом в 100 экземпляров. Окончательно запрет на печать был снят только после Первой русской революции 1905–1907 годов. До этого момента книга ходила в списках.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены редкие издания конца XIX – нач. XX века одного из главных произведений Александра Николаевича Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".
Портрет Радищева, воспроизведен в гелиогравюре с оригинала, писаного масляными красками неизвестным художником и принадлежащего Радищевскому музею в Саратове. Подпись А. Радищева снята с письма его к императору Павлу, хранящегося в Государственном архиве.
В книге воспроизведено факсимиле заглавной страницы и четырех страниц первого издания книги. Во вступительных статьях изложены биография Радищева и выяснена история текста книги. В примечаниях приведено несколько неизданных материалов для биографии писателя.
В 1888 году А. С. Сувориным было издан роман А. Радищева «Из Петербурга в Москву», воспроизведенный с издания 1790 года, из строки в строку, из буквы в букву, приблизительно таким же шрифтом, со всеми опечатками подлинника. Это издание составило точную копию издания 1790 года и было первой легальной в России и не уничтоженной публикацией сочинения А. Н. Радищева. Книга была напечатана всего в количестве 100 экземпляров.
4-е общедоступное издание «Путешествия» представляет также точную перепечатку издания 1790 года. Начало каждой страницы оригинала отмечено чертою в тексте и соответствующею цифрою на полях.
Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) — русский писатель, публицист, журналист, издатель, театральный критик и драматург, библиофил, меценат, общественный и культурный деятель. В 1876 году Суворин стал владельцем газеты «Новое время», которой вскоре придал русское патриотическое направление. Газета получила широкое распространение. В 1911 году Суворин учредил издательство «Новое время». Создал «Контрагентство печати» — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей России. Издавал многочисленные справочники: «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия», «Русский календарь», с 1880 года — «Исторический вестник», труды по истории России.
Собрание сочинений Александра Николаевича Радищева включает в себя основные прозаические и художественно-публицистические произведения писателя, все стихотворения и избранные письма.
В издании представлены статьи известных историков русской литературы Я. Л. Барскова и М. В. Жижки, комментарии, примечания и указатели к тексту.
Статья М. В. Жижки дает сжатую сводку социально-политических взглядов А. Радищева. Собранный же в биографическом очерке и комментарии Я. Л. Барского обильный фактический материал дает ясное представление о той идейной, культурной и бытовой обстановке, в условиях которой жил и работал А. Радищев.
Барсков Яков Лазаревич (1863–1937) — историк русской литературы XVIII века, педагог. Ученик В. О. Ключевского. Преподавал в ряде московских учебных заведений.
Жижка Михаил Васильевич (1903 — ?) — советский литератор, историк, автор книг об известных личностях России XVIII века: Александре Радищеве и Емельяне Пугачёве. Первым значительным успехом писателя-историка стала книга «Радищев», вышедшая в 1934 году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей»
Сакулин Павел Никитич. (1868—1930) — российский и советский академик-литературовед, специалист по истории русской литературы и теории литературы. Академик Академии наук СССР, в последние годы жизни — директор Пушкинского Дома.
Бурцев Александр Евгеньевич (1863–1937) – русский издатель и библиограф, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиофил, автор работ по этнографии, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Ещё молодым человеком Бурцев стал покупать собрания сочинений и старинные книги. Собранная им библиотека состояла из 1500 редких и замечательных изданий. Каждая книга сопровождалась библиографическим описанием, а также ценой, по которой Бурцев её приобрёл. Среди его коллекции был и экземпляр первого издания «Путешествия из Петербурга в Москву».
С 1896 года начал издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А. Е. Бурцевым» и др.).
Собрание А. Е. Бурцева, включая рукописи, письма и автографы русских писателей от М. В. Ломоносова до наших современников, было приобретено у дочери А. Е. Бурцева Ольги Александровны Государственным архивом литературы и искусства, где оно ныне и находится.
Александр Радищев был одной из самых противоречивых и трагических фигур в истории русского Просвещения. Увлеченный либеральными идеями писатель, открытый противник самодержавия, еще при жизни он заработал славу первого русского революционера. Радищева сослали в Сибирь, но он продолжал писать философские труды о государственном устройстве и создал проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права.
Его главная книга "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) явилась первым произведением в русской литературе, которое имело огромное революционное значение. Все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России подверг А. Радищев глубокому анализу и гневному обличению.
Александр Радищев родился в благополучном дворянском семействе. Местом его рождения исследователи, по одной версии, называют Москву, по другой — село Немцово Калужской губернии. Отец Александра, Николай Афанасьевич Радищев, несколько лет провёл на военной службе, был образован, владел несколькими иностранными языками, включая латынь, собрал обширную библиотеку. Мать будущего писателя, Фёкла Аргамакова, происходила из старинной дворянской семьи, которая числилась среди передовых представителей русской интеллигенции. Близкий родственник матери, Алексей Аргамаков, был первым директором Московского университета, основанного в 1755 году.
Ранние годы Александра Радищева прошли в родовом имении. В семье, где было десять братьев и сестёр, атмосфера была проникнута дружелюбием и гармонией. В 1762 году, будучи подростком, Радищев был направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию в Лейпцигский университет. За время, проведённое там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.
В 1771 году Радищев вернулся из Германии в Петербург. Здесь его, как выпускника Лейпцигского университета, приняли на работу в Сенат. На службе А. Радищева хвалили за трудолюбие и ответственность. Будущий писатель был вхож в лучшие дома Петербурга, посещал салоны, интересовался русской литературой тех лет. Он познакомился с журналистом и издателем Николаем Новиковым, который выпускал сатирический журнал «Живописец». В нем и были опубликованы первые работы Радищева: перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории», сочинение «Офицерские упражнения» и наброски будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».
Свой знаменитый роман «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал почти девять лет: начал в 1780 году, а закончил только в 1788-м. Спустя год он попытался опубликовать произведение. Однако все московские типографы, к которым писатель обращался, отказывали, считая книгу слишком «опасной». В романе А. Радищев рассуждал о судьбе русского крестьянства и критиковал правительство. Крылатой фразой стал эпиграф к книге — неточная цитата из «Телемахиды» Василия Тредиаковского об адском страже псе Цербере: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Многие современники А. Радищева посчитали, что с «чудищем» Радищев сравнивал крепостное право.
Чтобы выпустить книгу, писатель открыл собственную типографию в «верхних покоях» своего дома на улице Грязной (ныне Марата) в Петербурге. Здесь, на печатном станке, выкупленном у книгопродавца Ивана Шнора, Радищев напечатал свое творение. Разрешение он получил от петербургского обер-полицмейстера Никиты Рылеева, который даже не прочитал рукопись: в те годы был очень популярен жанр сентиментального путешествия, а формально книга соответствовала его канонам. Цензор посмотрел оглавление и решил, что это очередной путеводитель по окрестностям столиц.
Роман был напечатан в последних числах мая 1790 года и к началу лета поступила в книжную лавку Зотова. Позднее, на допросе, А. Радищев говорил о тираже: «Напечатано было ее не более как шестьсот сорок или пятьдесят экземпляров». Спустя две-три недели после выхода книги о ней уже говорил весь Петербург: произведение читали и перечитывали, передавали из рук в руки и неустанно обсуждали. К концу июня «Путешествие из Петербурга в Москву» прочитала императрица Екатерина II и немедленно отреагировала. Все найденные экземпляры по решению полиции были конфискованы и сожжены. Автор был арестован. Посаженный в крепость, на допросах А. Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к А. Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал А. Радищева виновным в преступлении. Вина А. Радищева была такова, что он вполне заслуживал смертную казнь, к которой был приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. Александр Николаевич пробыл в местах заключения 6 лет. После смерти Екатерины II писателя помиловали.
«Путешествие из Петербурга в Москву» осталось почти неизвестным и сделалось библиографической редкостью, хотя и ходило в списках. В 1836 году вернуть имя А. Радищева русской литературе решил Александр Пушкин, который за 200 рублей приобрёл экземпляр, хранившийся в Тайной канцелярии, и написал о Радищеве статью для своего журнала «Современник». Несмотря на резко критический характер, в печать статья пропущена не была.
Попыток, переиздать произведение, было сделано несколько. В 1858 году книга была напечатана в Лондоне с предисловием А. И. Герцена, но с значительными отступлениями от подлинника: во многих местах выпущены целые фразы, одни выражения заменены другими, слог вообще обновлен, были сглажены шероховатости и т.п., так что от подобных поправок не редко искажается даже самый смысл сказанного Радищевым.
В 1860 году сын автора Павел Александрович Радищев обратился к императору Александру II с прошением о дозволении напечатать сочинение отца. Прошение это было препровождено Главное управление цензуры, которое признало тогда несвоевременным переиздание «Путешествия». В 1865 году Радищев младший возобновил свое ходатайство, но столь же безуспешно.
В 1867 году петербургский книгопродавец Шигин напечатал под именем «Путешествия» не подлинный текст этого сочинения, а лишь извлечение из него, с большими пропусками, причем сам заявил цензурному комитету, что им тщательно исключено из книги Радищева все, что было в противоречии с цензурными установлениями. В 1872 году были напечатаны сочинения Александра Николаевича Радищева в двух томах под редакцией П. А. Ефремова, куда вошло и «Путешествие» без всяких сокращений или изменений. Издание г. Ефремова не появилось в свет и было уничтожено.
В 1872 году «Путешествие» напечатано в Лейпциге, в 17-м томе так называемой Международной библиотеки. Но это Лейпцигское издание было дословной перепечаткой лондонского издания, и потому в нем, как и в лондонском, встречается безличное множество разного рода отклонений от подлинника.
Только спустя столетие после написания, в 1888 году, произведение смогли издать в России небольшим тиражом в 100 экземпляров. Окончательно запрет на печать был снят только после Первой русской революции 1905–1907 годов. До этого момента книга ходила в списках.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены редкие издания конца XIX – нач. XX века одного из главных произведений Александра Николаевича Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".
- Анучин, Д. А. Судьба первого издания "Путешествия Радищева". — Москва : Пролегомены, 1918.
- Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву». Санкт-Петербург, 1905
Портрет Радищева, воспроизведен в гелиогравюре с оригинала, писаного масляными красками неизвестным художником и принадлежащего Радищевскому музею в Саратове. Подпись А. Радищева снята с письма его к императору Павлу, хранящегося в Государственном архиве.
В книге воспроизведено факсимиле заглавной страницы и четырех страниц первого издания книги. Во вступительных статьях изложены биография Радищева и выяснена история текста книги. В примечаниях приведено несколько неизданных материалов для биографии писателя.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – Издание 4-е. Санкт-Петербург, 1906
В 1888 году А. С. Сувориным было издан роман А. Радищева «Из Петербурга в Москву», воспроизведенный с издания 1790 года, из строки в строку, из буквы в букву, приблизительно таким же шрифтом, со всеми опечатками подлинника. Это издание составило точную копию издания 1790 года и было первой легальной в России и не уничтоженной публикацией сочинения А. Н. Радищева. Книга была напечатана всего в количестве 100 экземпляров.
4-е общедоступное издание «Путешествия» представляет также точную перепечатку издания 1790 года. Начало каждой страницы оригинала отмечено чертою в тексте и соответствующею цифрою на полях.
Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) — русский писатель, публицист, журналист, издатель, театральный критик и драматург, библиофил, меценат, общественный и культурный деятель. В 1876 году Суворин стал владельцем газеты «Новое время», которой вскоре придал русское патриотическое направление. Газета получила широкое распространение. В 1911 году Суворин учредил издательство «Новое время». Создал «Контрагентство печати» — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей России. Издавал многочисленные справочники: «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия», «Русский календарь», с 1880 года — «Исторический вестник», труды по истории России.
- Радищев А. Н. Сочинения Александра Радищева. Т. 1. Санкт-Петербург, 1872
Собрание сочинений Александра Николаевича Радищева включает в себя основные прозаические и художественно-публицистические произведения писателя, все стихотворения и избранные письма.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Москва, 1934
- 6. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Т. 2: Материалы к изучению
В издании представлены статьи известных историков русской литературы Я. Л. Барскова и М. В. Жижки, комментарии, примечания и указатели к тексту.
Статья М. В. Жижки дает сжатую сводку социально-политических взглядов А. Радищева. Собранный же в биографическом очерке и комментарии Я. Л. Барского обильный фактический материал дает ясное представление о той идейной, культурной и бытовой обстановке, в условиях которой жил и работал А. Радищев.
Барсков Яков Лазаревич (1863–1937) — историк русской литературы XVIII века, педагог. Ученик В. О. Ключевского. Преподавал в ряде московских учебных заведений.
Жижка Михаил Васильевич (1903 — ?) — советский литератор, историк, автор книг об известных личностях России XVIII века: Александре Радищеве и Емельяне Пугачёве. Первым значительным успехом писателя-историка стала книга «Радищев», вышедшая в 1934 году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей»
- Сакулин П. Н. Пушкин и Радищев: новое решение старого вопроса. Москва, 1920
Сакулин Павел Никитич. (1868—1930) — российский и советский академик-литературовед, специалист по истории русской литературы и теории литературы. Академик Академии наук СССР, в последние годы жизни — директор Пушкинского Дома.
- Бурцев А. Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг,
Бурцев Александр Евгеньевич (1863–1937) – русский издатель и библиограф, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиофил, автор работ по этнографии, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Ещё молодым человеком Бурцев стал покупать собрания сочинений и старинные книги. Собранная им библиотека состояла из 1500 редких и замечательных изданий. Каждая книга сопровождалась библиографическим описанием, а также ценой, по которой Бурцев её приобрёл. Среди его коллекции был и экземпляр первого издания «Путешествия из Петербурга в Москву».
С 1896 года начал издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А. Е. Бурцевым» и др.).
Собрание А. Е. Бурцева, включая рукописи, письма и автографы русских писателей от М. В. Ломоносова до наших современников, было приобретено у дочери А. Е. Бурцева Ольги Александровны Государственным архивом литературы и искусства, где оно ныне и находится.
Поделиться:
Смотрите также