ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Юрист-искусствовед» (к 200-летию русского юриста Д. А. Ровинского)

2 июля 2024 - 31 июля 2024
Выставочная зона (2 этаж)

Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения русского юриста, одного из главных разработчиков судебной реформы 1860-х годов, историка искусства и составителя справочников по русским портретам и гравюре XVIII — XIX веков Дмитрия Александровича Ровинского.

Дмитрий Александрович Ровинский родился в Москве 16 августа 1824 года в семье полицеймейстера.  По окончании Училища правоведения в 1844 году, начал службу в Министерстве юстиции, а в 1853 году он уже московский губернский прокурор. В дореформенном строе должность эта бала очень трудная и ответственная, к тому же, в то время в Москве генерал-губернатором был граф Арсений Андреевич Закревский, управлявший городом, как собственной вотчиной, не считаясь ни с какими законами. Нужно было много выдержки и такта со стороны Д. А. Ровинского, чтобы ладить с Закревским и быть всегда на высоте своего положения.

В огромном деле судебной реформы Д. А. Ровинский сыграл весьма почтенную роль, горячо ратуя за устройство местного суда и за введение суда присяжных; в этом последнем вопросе особенно велика его заслуга, так как, идя против мнения министра внутренних дел Д. Н. Блудова, он сумел доказать необходимость и целесообразность этой реформы.
В 1866 году Д. А. Ровинский был назначен прокурором вновь образуемой Московской судебной палаты, а в1870 году сенатором Уголовного кассационного департамента, где проработал четверть века. Знаменитый русский юрист и государственный деятель А. Ф. Кони отмечал, что в разрешении дел Д. А. Ровинский постоянно оставался верен себе: возможная теплота и сочувствие к людям были его руководящими правилами, в его резолюциях всегда слышалась чуткая вдумчивость сердечного человека, насколько ей позволяли проявиться узкие рамки кассационного производства.
Коллекционированием Д. А. Ровинский стал заниматься в 1844 году после посещения Эрмитажа и знакомства с творчеством Рембрандта. А под влиянием историков и коллекционеров И. Е. Забелина и М. П. Погодина он начал интересоваться русским искусством вообще. Целенаправленно и настойчиво Д. А. Ровинский собирал литографированные и гравированные портреты. Став состоятельным человеком, он стремился приобретать гравюры для своей коллекции целыми собраниями. Собирая отечественную старину, Д. А. Ровинский буквально исколесил всю Россию, объездил и всю Европу, побывал в Египте, Китае, Индии и добрался даже до Японии.
Д. А. Ровинский начал собирать лубок одним из первых, в то время, когда к картинкам для народа, как к произведению «подлого» сословия, не было никакого почтения. Тем самым он не только спас от забвения и уничтожения множество листов, но, возбудил интерес коллекционеров к этому предмету, сохранил ценнейшие источники для характеристики целой отрасли самобытного народного творчества. Коллекция русских народных картинок-лубков Д. А. Ровинского по своей полноте не уступала его портретной галерее и считалась одной из наиболее значительных среди коллекций такого рода.
С 1870 года Д. А. Ровинский состоял почетным членом Академии художеств, с 1881 года членом-корреспондентом Академии наук, а с 1883 года почетным ее членом. Кроме того, Д. А. Ровинский был почетным членом Императорской публичной библиотеки.
Каждый раздел своей коллекции Д. А. Ровинский собирал настолько основательно, настолько глубоко изучал тему, что итогом этой титанической работы естественно и органично становились масштабные научные публикации.
Благодаря исследованиям Д. А. Ровинского до нас дошли редчайшие гравюры и русский лубок, мы можем лицезреть русских царей и императоров, посмотреть фейерверки и иллюминации XVIII столетия, обладаем энциклопедическими сведениями о граверах и иконописцах Российской империи. Ни один серьезный труд по истории русского искусства или книгопечатания не может обойтись без ссылки его работы.
Первым капитальным трудом Д. А. Ровинского стала «История русских школ иконописания до конца XVII века», в которой автор показал исторический ход создания религиозных изображений в России, описание технических приемов, быта и работ мастеров-иконописцев, их словарь в 600 имен, приложив альбом с 57 рисунками. Это исследование, по мнению специалистов, не утратило своего научного значения и до настоящего времени и должно составлять настольную книгу для каждого занимающегося русским иконописанием. Первое издание книги, предпринятое в 1856 году, было не только наполовину сокращено цензурой, но в некоторых местах совершенно искажено. Цензура не разрешила также печатание альбома рисунков. Такое варварское отношение контролирующих органов отбило у Д. А. Ровинского всякую охоту к дальнейшим изысканиям в этой области, и он все свои силы посвятил исключительно истории гравюры.
В своем монументальном пятитомном исследовании «Русские народные картинки», на собирание и изучение которых было затрачено 20 лет упорного труда, Д. А. Ровинский проявил такое совершенно исключительное знание быта русского народа, его понятий вкусов и верований, которое не встречается ни у одного из исследователей в этой области.
В примечаниях к описанию 8.000 картинок даны подробные самостоятельные исследования, обширные извлечения из памятников народной литературы, бытовые и этнографические очерки, построенные на солидных источниках и на личных наблюдениях и опыте, которые, в целом, дают грандиозную картину внутренней бытовой русской жизни во всех отношениях более чем за два столетия.
Автор сохранил для потомства эти памятники народного творчества за самую интересную эпоху, описав картинки, выходившие до 1839 года, т. е. до введения на них правительственной цензуры. Заслуга Д. А. Ровинского заключается не только в описании картинок, но и в разъяснении и, можно сказать, в „открытии" самых интересных из них, ни откуда не заимствованных, самобытных, чисто национальных, созданных творчеством самого русского народа. Кроме того, Д. А. Ровинский точно разъяснил и разрешил вопрос о заимствовании картинок, скопированных с иностранных образцов. Особенную ценность этому замечательному труду, придает издание огромного атласа, в котором, по выражению самого автора, «скопировано все, что могло представить интерес для русского человека, в каком бы то ни было отношении».

Атлас в 1780 картинок был издан с исключительной тщательностью: бумага в подражание старинной была специально изготовлена в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг – лучшей российской типографии того времени. Печать картинок производилась литографским способом, фотолитографией и фотогравюрой. Публикация атласа обошлась Д. А. Ровинскому в весьма солидную сумму – 9.600 рублей. Текстовая часть была напечатана за счет Академии наук.
Знаменитый юрист и государственный деятель А. Ф. Кони в своих воспоминаниях о Д. А. Ровинском пишет: «Вглядываясь и вчитываясь в «Русские Народные картинки», точно исследуешь какую-нибудь богатую руду, которая раскидывается все дальше и дальше в глубь и в ширь, обнаруживая в Ровинском громадное богатство, богатство всевозможного знания, опыта и постоянной, стойкой и нежной любви к родине и своему народу».

Другим монументальным трудом Д. А. Ровинского является «Подробный словарь русских гравированных портретов» с приложением 700 фототипий. 3086 страниц текста, на которых описано 10.000 портретов, 2.000 лиц с меткими их характеристиками в сжатой форме, а относительно некоторых лиц - даже с целыми биографическими очерками. Огромный интерес представляет четвертый том, в котором приведена масса исторического и бытового материала в отдельных очерках: о портретной живописи и портретном гравировании, об изображениях русских дипломатов, фаворитах, людей военного чина, русских женщин, ученых и художников, сатирических картинках, и, наконец, огромное количество практических сведений о ценности оттисков, редкости листов, их хранении и проч. В этом труде Д. А. Ровинский впервые дал описания иллюстрированных изданий, приведя в приложении хронологический перечень книг с портретами и портретов, изданных сюитами.
Не менее ценным является «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв.» с 720 фототипиями и 210 цинкографиями. Справочник включает помимо 1 220 имен граверов с подробным перечислением их работ исторический обзор гравирования в России. В книге приведено внушительное количество подлинных документов, касающихся граверов и гравирования.
Перу Д. А. Ровинского принадлежит и ряд монографий об отдельных мастерах гравировального искусства И. А. Берсеневе, Е. П. Чемесове, Н. И. Уткине и художнике В. Г. Перове с превосходными атласами их работ.
Помимо русского искусства Д. А. Ровинский интересовался и иностранным, и много лет жизни посвятил изучению и коллекционированию офортов Рембрандта, лично участвуя во всех крупнейших аукционах Европы и ведя деятельную переписку со своими западными антикварными торговцами. В результате многолетнего и умелого собирательства Д. А. Ровинский стал обладателем богатейшей коллекции – свыше 600 листов. У него появилась блестящая идея воспользоваться доведенными теперь до совершенства автоматическими способами воспроизведения эстампов для издания полного собрания офортов Рембрандта в фототипиях, без всякой ретуши. Для осуществления этого грандиозного предприятия Д. А. Ровинский объездил всю Европу, заказывая фотографические копии с тех оттисков, которых у него не было, и в 1890 году издал Полное собрание гравюр Рембрандта – 1000 фототипий без ретуши – со всеми разницами в отпечатках, аннулировав этим трудом все выходившие начиная с 1751 года каталоги офортов великого живописца.
Издание это имело огромный успех, и большая часть его ушла в за границу, а в 1923 году в Вене этот труд был переиздан.
Как собиратель Д. А. Ровинский не ограничивался только приобретением старых и новых гравюр, он разыскивал старые доски и делал отпечатки с тех изображений, которые давно исчезли. Таковы его издания «Виды Соловецкого монастыря», «Виды Привислинских губерний, гравированные Фреем в 1807 г.", огромный вид Москвы, гравированный Пикаром в 1715 году, азбука Теребенева 1812 года.
Д. А. Ровинский не раз дарил произведения из личной коллекции и изданные книги музеям и библиотекам. Но более всего подношений он сделал Императорской публичной библиотеке. Более двадцати лет он помогал ей собирать коллекцию портретов Петра I и даже из своего собрания пожертвовал три редких изображения императора.
Несмотря на свое высокое положение, Д. А. Ровинский жил без какой-либо роскоши: вокруг него как бы не существовало ничего, кроме книг и гравюр. Все свои средства собиратель тратил исключительно на коллекции и издания. «Обстановка его верхнего жилья, - вспоминал И. Е. Забелин, - не оставила у меня в памяти никаких других предметов, кроме массы книг по истории искусства и больших и малых папок с гравюрами».
Хотя с 1870 года А. Д. Ровинский жил в Петербурге, в Москве он бывал довольно часто. Летний отпуск проводил только в Подмосковье на своем любимом хуторе на реке Сетуни, который приобрел еще в 1851 году. Здесь у него были два развлечения — цветы и фейерверки. Небольшой домик утопал в цветах, выращенных самим коллекционером, а по вечерам окрестности расцвечивались огнями фейерверков, которые он мастерски умел составлять, используя богатейший опыт мастеров-пиротехников. Среди сотен папок с гравюрами четыре хранили листы, посвященные этому виду искусства.
Значение Д. А. Ровинского для русской культуры не ограничивается его научными и библиографическими трудами. Об этом говорить его завещание. Все свои коллекции и весьма солидную библиотеку, в которой наиболее полно были представлены отделы истории искусств и юриспруденции, ученый завещал государству.
Собрание русских портретов, гравюр и народных картинок поступило в Румянцевский музей; коллекция иностранных портретов (до 50 тыс. экземпляров) в Публичную библиотеку; медные гравированные доски пополнили фонды Академии художеств; офорты Рембрандта и книги о нем были переданы Эрмитажу; а свою библиотеку в количестве 1.617 названий в 2,623 тома Д. П. Ровинский оставил Училищу правоведения, где она была размещена в особых шкафах, а корешки книг были снабжены белыми ярлыками с печатной буквой «Р». Последнее, в большинстве случаев, служат единственным доказательством принадлежности книги А. Д. Ровинскому, который не имел специального книжного знака и, по-видимому, избегал делать на книгах какие-либо пометки.
После Октябрьской революции Училище правоведения было упразднено, и небольшое число книг, главным образом библиографические издания, вошло в состав библиотеки Ленинградского сельско-хозяйственного института, занявшего помещение Училища. Вскоре значительная часть книжного собрания Д. А. Ровинского вместе с остальной библиотекой Училища поступила в Научное общество марксистов, где она частично была распродана.
Сегодня издания Д. А. Ровинского – большая библиографическая редкость, которой обладают лишь немногие крупные библиотеки. Донская государственная публичная библиотека может гордиться достаточным полным собранием трудов Д. А. Ровинского, и практически все они представлены в витринах нашей экспозиции. Вы можете увидеть знаменитые издания:

  • Ровинский Д. А. Русские народные картинки.- 1-4 тт.- Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1881;
  • Словарь русских гравированных портретов / сост. Д. Ровинский.- Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1872;
  • Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. / сост. А. Ровинский Т.1. - Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1895. (посмертное издание);
  • Русский гравер Чемесов. Гелиографические копии с его произведений, сделанные по способу Г. Скамони. – Санкт-Петербург: изд. Д. А. Ровинского, 1878;
  • Материалы для русской иконографии / собрал Д. А. Ровинский. Вып. 8. - Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1890 и другие.
Второй раздел экспозиции представлен статьями о Дмитрии Александровиче Ровинском как выдающемся собирателе и историке искусства.



Поделиться:
Подбор литературы