ул. Пушкинская, 175А

«Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981): к 100-летию со дня рождения»

26 августа 2025 - 19 сентября 2025
Отдел краеведения (2 этаж)

28 августа исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Валентиновича Трифонова (1925-1981), советского писателя, мастера «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени. Автор таких произведений как «Дом на набережной», «Отблеск костра», «Старик», «Время и место», «Исчезновение» и др. Помимо художественной прозы Трифонов известен также как мастер спортивного репортажа и очерка. Активно сотрудничал с центральными спортивными изданиями — газетой «Советский спорт» и журналом «Физкультура и спорт», в которых часто публиковались его спортивные материалы.

«На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост». Трифонов Ю. В. Отблеск костра (М., 1966).


Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья будущего писателя переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей, называемый домом правительства. Свое новое название этот дом получил после выхода в свет повести Трифонова «Дом на набережной».

  • Дом на набережной / Юрий Трифонов. М.: Известия, 1976.
Отец, Валентин Андреевич Трифонов (1888-1938), донской казак по происхождению, профессиональный революционер родился в станице Новочеркасской (хутор Верхне-Кундрюченский, Области Войска Донского). Родители Валентина Трифонова умерли, когда ему было 7 лет. Воспитывался у родственников, затем в ремесленном училище. Работал слесарем в железнодорожных мастерских в Майкопе. Член партии большевиков, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии. Во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена. Был осуждён 15 марта 1938 года и расстрелян.
Биография отца освещена Юрием Трифоновым в книге «Отблеск костра» (1964).

  • Отблеск костра ; Старик : документальная повесть, роман / Юрий Трифонов. Москва : Известия, 1989. 334, [1] с. (Библиотека советской прозы).

Мать, Евгения Абрамовна Лурье (1904-1975), — зоотехник, затем инженер-экономист, детская писательница. Публиковалась под литературным псевдонимом «Е. Таюрина». 16 мая 1938 года была приговорена к 8 годам лагерей как член семьи изменника Родины; отбывала срок в Акмолинском лагере для ЧСИР, затем в Карлаге; освобождена 14 мая 1945 года.
Юрий вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяна Трифонова) воспитывался бабушкой по материнской линии, Татьяной Александровной Словатинской (в девичестве Тауба Давидовна Кроль, 1874-1957), уроженкой Вильны из могилёвской мещанской семьи. Работала дежурным секретарем в приёмной секретариата ЦК партии, с 1898 г. занималась подпольной революционной работой.
Дядя писателя по отцу, Евгений Андреевич Трифонов (1885-1937), из донских казаков, советский военный деятель, революционер-большевик. В 1917 году — член Нарвско-Петергофского комитета РСДРП (б), член главного штаба Красной гвардии Петрограда. Командовал сводным красногвардейским отрядом в боях против казачьих частей атамана А. М. Каледина, занимал Ростов-на-Дону, был комендантом города. Правительственный военный комиссар Южнорусских областей. В 1936 г. окончил военную академию им. М. В. Фрунзе. Печатался под псевдонимом Бражнев. Первый свой роман «Стучит  рабочая кровь» издал в 1928 г. Публиковался в ростовском журнале «На подъеме». Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован посмертно.
На выставке представлены исследования о братьях Трифоновых:

  • Смирнова, В. И. Боевые реликвии — в фонде музея : [братьев Трифоновых в Рост. обл. музее краеведения] // Известия Ростовского областного музея краеведения. № 2 (4). Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1972. С. 50-54.
  • Из плеяды профессиональных революционеров. Он не щадил своей жизни: [Валентин Андреевич Трифонов] // Люди земли донской. Ростов-на-Дону, 1983. С. 116-120.
  • Шитов, А. П. Братья Трифоновы // Вопросы истории. 2001. № 11-12. С. 57-82.
  • Трифонов Валентин Андреевич (1888-1938); Трифонов Евгений Андреевич (1885-1937) // Казачество : Энциклопедия. М.: Издательство «Энциклопедия», 2008. С. 590-591.
  • Трифонов Евгений Андреевич (1885-1937) // Астапенко, М. П. Казачья доля — Дон, степь да воля. Ростов-на-Дону : [б. и.], 2014. С. 292.

Жизнь и деятельность братьев Трифоновых представлена Сергеем Алексеевичем Кислицыным — доктором исторических наук, профессором кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону:

  • Кислицын, С. А. Трифонов Валентин Андреевич (1888-1938); Трифонов Евгений Андреевич (1885-1937) // Красная фронда под Секирой НКВД : Киров, Орджоникидзе, Бухарин и деятели Азово-Черноморского края в политических репрессиях второй половины 1930-х годов / С. А. Кислицын. Ростов-на-Дону, 2022. С. 423-431.
  • Кислицын, С. А. Трифонов Валентин Андреевич (1888-1938); Трифонов Евгений Андреевич (1885-1937) // Партийная фронда под секирой НКВД : Киров, Орджоникидзе, Бухарин и деятели Азово-Черноморского края в политических репрессиях второй половины 1930-х годов / С. А. Кислицын. Москва, 2023. С. 333-339.

С началом Великой Отечественной войны Юрий Трифонов стал бойцом комсомольско – молодёжной роты противопожарной охраны Ленинского района Москвы. Затем вместе с бабушкой и сестрой находился в эвакуации в Ташкенте. В мае 1942 года, окончив в Ташкенте школу, вернулся в Москву, работал на авиационном заводе № 124 чернорабочим, слесарем, а затем редактором заводской многотиражной «Сталинская вахта». В том же году поступил на заочное отделение Литературного института. Подал заявление на факультет поэзии (в архиве писателя сохранились более 100 никогда не публиковавшихся стихотворений), но принят был на отделение прозы. В 1945 году перевелся на очное отделение Литературного института, занимался в творческих семинарах К. А. Федина и К. Г. Паустовского.

  • Трифонов Юрий Валентинович // Русские писатели. XX век : биографический словарь : А–Я / сост. И. О. Шайтанов. Москва : Просвещение, 2009. С. 532-533.
Интерес к литературе проявился ещё в школе: был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. Первыми публикациями стали фельетоны о студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947–1948 годах («Широкий диапазон» и «Узкие специалисты»). Первый его рассказ «В степи» был опубликован в 1948 г. в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».

Окончил Литературный институт в 1949 году. Дипломная работа Юрия Трифонова повесть «Студенты» была написана в манере традиционного соцреализма и опубликована в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоена Сталинской премии третьей степени и сразу принесла автору широкую известность. Повесть посвящалась молодому послевоенному поколению. Была издана на английском, французском, немецком, испанском, японском и польском языках. В редакцию журнала приходило множество писем читателей, повесть обсуждали в самых разных аудиториях.

Причину такого успеха много позже объяснил сам писатель: «В повести „Студенты“ была некоторая бытовая правда, были подробности, напоминавшие жизнь. И не где-то и когда-то, а жизнь сегодняшнюю московскую». При всем успехе повесть действительно только напоминала жизнь. Сам Трифонов признавал: «Были бы силы, время и, главное, желание, я бы переписал эту книгу заново от первой до последней страницы». Но, когда книга вышла успех воспринимался её автором как должное. Об этом свидетельствует инсценировка «Студентов» под названием «Молодые годы» — и написанная годом позже пьеса о художниках «Залог успеха» (1951), поставленная в Театре им. М. Н. Ермоловой А. М. Лобановым. Пьеса была подвергнута критике и сейчас забыта.

В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, был выдвинут на Ленинскую премию, но публикация не принесла Трифонову успеха.
С 1952 г. начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, а потом Каракумского канала. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сборники рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды» (1963). Роман был инсценирован и  экранизирован.

  • Под солнцем : рассказы / Юрий Трифонов. Москва : Советский писатель, 1959. 269 с.
  • Утоление жажды : роман / Юрий Трифонов. Москва : Советский писатель, 1965. 367, [1] с.

Далее Ю. Трифонов начинает писать о спорте. В течение 18 лет был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле, на нескольких чемпионатах мира по хоккею, волейболу. Он написал десятки рассказов, статей, репортажей, заметок на спортивные темы. Многие из них вошли в сборники: «В конце сезона» (1961), «Факелы на Фламинио» (1965), «Игры в сумерках» (1970), «Бесконечные игры: о спорте, о времени, о себе» (1989), изданные в издательстве «Физкультура и спорт»:

  • В конце сезона : рассказы / Юрий Трифонов. Москва : Физкультура и спорт, 1961. 127, [1] с. : ил.
  • Факелы на Фламинию : рассказы, очерки, размышления и картины, наброски пером и воспоминания о путешествиях по странам и стадионам / Юрий Трифонов. Москва : Физкультура и спорт, 1965.
  • Игры в сумерках : рассказы и очерки о туризме / Ю. В. Трифонов ; [предисл. А. Старостин]. Москва : Физкультура и спорт, 1970. 168 с.
  • Бесконечные игры : о спорте, о времени, о себе / Юрий Трифонов ; [вступ. ст. А. П. Шитова ; коммент. О. Р. Трифоновой-Мирошниченко, А. П. Шитова]. Москва : Физкультура и спорт, 1989. 475, [3] с. : ил. (Библиотека спортивной прозы).

В 1966-1969 годах написаны рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень», повесть «Отблеск костра». В «Отблеске костра» Трифонов на основе сохранившегося архива отца впервые затронул тему, которая затем стала одной из главных в его творчестве, осмысления революции и её последствий для страны и народа. Магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В ходе работы над повестью неоднократно бывал в Ростове-на-Дону, сблизился с В. Сёминым. Вот как об этом вспоминает О. Трифонова, вдова Ю. В. Трифнова:
«А еще Юра очень нежно любил Виталия Сёмина. Скромного, деликатного человека и замечательного писателя. Юра навещал его в Ростове, куда приехал работать в архивах. Через много лет мы оказались вместе в Германии, и Сёмин научил меня кричать на чудовищном немецком: „Деньги на стол, или я буду стрелять!“ Дело в том, что Виталий подростком был угнан в Германию на работы. Об этом написал потрясающую книгу „Нагрудный знак ОСТ“. В конце войны он с другими мальчишками, сбежавшими из лагерей, разбойничал в развалинах Берлина. Отсюда и „немецкий“. Виталий был одним из самых качественных людей, которых мне довелось встретить. Юра старался помочь (и помогал) ему: Сёмин жил трудно, его неохотно печатали.
В Ростове Юрий Валентинович работал в архиве, встречался со старыми мироновцами и думенковцами. Привез несколько тетрадей, исписанных сплошь…»

Цикл так называемых «московских» или «городских» повестей: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976) объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора.
Действие таких произведений как «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека. Они принесли Трифонову широкую известность у читателей и почти полное непонимание у критиков, упрекавших писателя за то, что в его произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Как утверждал сам Юрий Трифонов:

«Моя проза про нас с вами, про рядовых горожан. За бытовыми ситуациями (обмены квартир, болезни, мелкие стычки друг с другом и начальством, поиски заработка). Ю. Трифонов видит вечные нравственные проблемы, и в первую очередь вопрос о свободе человека перед лицом обстоятельств.
«История присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждой судьбе. Она громоздится могучими невидимыми пластами — впрочем, иногда видимыми, даже отчетливо, — во всем том, что формирует настоящее».

  • Трифонов Ю. Как слово наше отзовется… М., 1985. С. 237-238.
Бытовые сцены все плотнее соединяются с глобальными событиями истории. В одних случаях главная сюжетная линия осложняется рядом побочных, незавершенных; появляется множество персонажей, лишь косвенно связанных с основными событиями («Другая жизнь, «Дом на набережной»). Настоящее и прошлое переплетаются в памяти героев, дополняются сновидениями-символами.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.

Роман «Старик» — об ощущении слитности прошлого и настоящего. В нём в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощённая сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. Персонажи романа ощущают себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного.

В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-1950-е и 1970-е годы.
Начиная с повестей «Другая жизнь» (1975), романа «Старик» (1978) и до последних рассказов («Опрокинутый дом») Трифонов утверждает, что единственная ценность на земле — это сама жизнь.
Роман «Исчезновение» увидел свет уже после смерти писателя, — одного из самых читаемых прозаиков 1970-1980 гг.
Но самую большую славу писателю принес «Дом на набережной». Повесть, которая описывает быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без канализации, пользовались деревянным туалетом во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме, который стал известен всему миру как «Дом на набережной» (по названию повести Трифонова).

Ушёл из жизни 28 марта 1981 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

В 2003 году на доме была установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман «Дом на набережной»».
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30-50 тысяч экземпляров), продолжают издаваться в разных издательствах в настоящее время и пользоваться огромным спросом у читателей.
Ю. В. Трифонов на сайте «Донские страниц».

Л. А. Пономаренко, главный библиотекарь отдела краеведения ДГПБ




Поделиться:
Подбор литературы