ул. Пушкинская, 175А

«Забытые имена русской литературы»: "Эка слава! Эко имя! А. В. Амфитеатров»

10 ноября 2024 - 5 декабря 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Александр Валентинович Амфитеатров (1862-1938) — русский прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст). Он был яркой и неординарной личностью. Написав два с лишним десятка романов, А. В. Амфитеатров заявил о себе и как об умелом мастере «малого» жанра – рассказа, анекдота, сказки.

А. В. Амфитеатров родился в Калуге, в семье священника. Его отец — Валентин Николаевич Амфитеатров, протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, автор получивших широкую известность «Очерков библейской истории Ветхого завета», мать — Елизавета Ивановна (урождённая Чупрова), дочь Мосальского протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова, сестра известного экономиста и статистика А. И. Чупрова.

Читать Александр научился с четырех лет. В десятилетнем возрасте его привезли в Москву и отдали учиться в Шестую гимназию в Замоскворечье. После окончания гимназии будущий писатель поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы начал публиковаться в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», к этому же времени относится знакомство А. В. Амфитеатрова с А. П. Чеховым.

Окончив университетский курс, Александр Амфитеатров, вопреки советам родных, отказался от карьеры юриста. Он поехал в Италию учиться классическому вокалу (его способности проявились еще в гимназические годы), а вернувшись, поступил в оперную труппу Тифлисского театра. И во время обучения, и во время службы в театре он не прекращал сотрудничать с журналами, посылая корреспонденции из Италии,  Тифлиса, а позже из Казани, где он пел в оперном театре.

В 1889 году А. В. Амфитеатров оставил оперную карьеру и полностью посвятил себя литературе и журналистике. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис), где писал фельетоны, рассказы, стихотворения, библиографические и театральные рецензии. С 1891 года жил в Москве, некоторое время писал в либеральных «Русских новостях», а затем вёл популярные рубрики «Московский фельетон» и «Воскресный фельетон» в  газете «Новое время» (1892—1899), издававшейся А. Сувориным. Публиковал очерки о А. П. Чехове и статьи по сравнительной мифологии славянских и мусульманских народов.
В 1894 – 1896 годах А. В. Амфитеатров совершил поездку по Болгарии, Македонии, Сербии и Черногории, посылая в российские журналы свои путевые очерки.

В 1899 году в результате «мучительного нравственного перелома» и разочарования в «охранительстве и национализме» А. В. Амфитеатров прекращает сотрудничество с А. Сувориным и вместе с В. Дорошевичем начинает издавать либеральную газету «Россия». На протяжении нескольких лет издание пользовалось большим успехом у читателей, часто публикации в «России» помогали добиться справедливости людям, пострадавшим от произвола местных властей или работодателей. Но 13 января 1902 года А. В. Амфитеатров опубликовал фельетон «Господа Обмановы», в котором легко угадывалась сатира на Николая II и его отца Александра III. Уже на следующий день писатель был арестован и отправлен в ссылку в Минусинск. Вскоре и сама газета была закрыта по постановлению правительства.

К концу года, принимая «во внимание заслуги его престарелого отца», А. Амфитеатров был переведён в Вологду и вскоре возвращён в Петербург. В ссылке А. Амфитеатров продолжал публиковать статьи под псевдонимами в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах, а вернувшись в Петербург, работал в газете «Русь». В 1904 году Амфитеатров получает разрешение на выезд за границу и покидает Россию.

С 1906 – 1916 год Александр Амфитеатров живет во Франции и Италии. В Париже он преподает в Русской школе общественных наук, созданной эмигрантами. Там он читает курсы истории Древнего Рима и русского общественного движения, выпускает антимонархическую газету «Красное знамя». В течение 1906—1907 годов А. В. Амфитеатров был корреспондентом «Русского слова» и других газет, редактировал журнал «Современник», работал над историческими романами.

После возвращения в Россию Александр Амфитеатров возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», редактировал журнал «Бич», публиковал статьи в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонек». В начале 1917 года А. Амфитеатров в административном порядке был выслан из Петрограда, но не успел доехать до места назначения, как произошла Февральская революция, и он смог вернуться в столицу. В конце 1917 года редактировал газету «Вольность», в 1917 - 1918 годах печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский голос», «Петроградское эхо», «Новые ведомости». Когда выход оппозиционной прессы был запрещен, Александр Амфитеатров счел дальнейшие занятия журналистикой невозможными и стал преподавать литературу в Педагогическом институте и женской гимназии, занимался переводами для издательства «Всемирная литература».

В 1921 году Амфитеатров с семьей снова оказался за границей. На родину писатель больше не вернулся. В 1922 году переехал в полюбившуюся ему Италию, где провел остаток своих дней. За годы жизни во второй эмиграции А. Амфитеатров написал много художественных и публицистических произведений, сотрудничал в русских изданиях Берлина, Хельсинки, Варшавы, Риги, Белграда, Шанхая, Харбина и Парижа.

В советское время Александр Амфитеатров был известен преимущественно как автор фельетонов, публицистических очерков и сатирических стихов антимонархической направленности, опубликованных до 1917 года. Его обширное наследие 1920-х – 1930-х годов, равно как и его художественные произведения практически не упоминались. Между тем, он создал большое количество романов, рассказов, путевых очерков.

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены прижизненные издания произведений Александра Валентиновича Амфитеатрова. 

1. Амфитеатров А. В. В моих скитаньях: балканские впечатления. Санкт-Петербург, 1903
В книге представлена часть очерков о Балканах, которые суммировали впечатления автора от неоднократных поездок в Болгарию, Македонию и другие страны. В очерках повествуется в том числе и о встречах А. Амфитеатрова с главами Балканских государств (отчет о свидании с Александром Сербским, текст откровенного разговора с князем Фердинандом Болгарским и др.). Книга вышла в свет в Санкт-Петербурге в типографии товарищества «Общественная польза»
«Общественная польза» — издательство, основано в 1860 году, ликвидировано в 1895 году. Осуществляло выпуск естественнонаучных изданий, солидных исторических трудов, детской литературы, а так же научно-популярных книг и переводов.  В 1895 году издательство было вынуждено прекратить свою деятельность, однако книги под маркой «Типография Товарищества „Общественная польза“» продолжали выходить вплоть до 1917 года. Прижизненное издание.

2. Амфитеатров А. В. Литературный альбом. [Санкт-Петербург, 1904]  
Сборник избранных эссе, очерков и статей, посвящённых литературной и культурной жизни России и ее виднейшим деятелям. Среди героев статей - Леонид Андреев, Максим Горький, Владимир Соловьев, Михаил Бакунин и др. 
Прижизненное издание. Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

3. Амфитеатров А. В. Издали: наброски эмигранта. Москва, [1908]
В книгу вошли некоторые фельетоны и памфлеты 1907 года, напечатанные в периодических изданиях русской легальной печати. Александр Валентинович задумал целую фельетонную серию, но из-за «многослойного» цензурного ведомства идея не реализовалась. По словам самого А. Амфитеатрова в сборнике представлено « …отрывочность иных начал, коим не суждено было дождаться окончаний». Прижизненное издание.

4. Амфитеатров А. В. Антики. Санкт-Петербург, 1909
Сборник бытовых этюдов к большому историческому труду «Зверь из бездны».  Изначально, многие из них появлялись в разных периодических изданиях. В результате многочисленных запросов от читателей на ту или иную статью автор решил соединить их в сборник. Книга увидела свет в издательстве «Прометей».
Издательство «Прометей» было основано в 1907 году в Санкт-Петербурге книгоиздателем Николаем Николаевичем Михайловым (1884-1940). Выпускались произведения русских и зарубежных писателей, книги по философии, истории литературы, социально-политической проблематике, справочные издания. Многие издания посвящены истории русского демократического движения: «Русская правда». 
Прижизненное издание. Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.  

5. Амфитеатров А. В. Маски Мельпомены: [заметки]. Москва, [1910?]
В сборник вошла небольшая часть многочисленных театральных портретов и характеристик, набросанных автором в разных путешествиях, несколько статей по общим вопросам театра, рецензии.
Прижизненное издание.

6. Амфитеатров А. В. Собрание сочинений А. В. Амфитеатрова. Т. 5: Зверь из бездны Т. 1 : . Династия при смерти: историческое сочинение в 4 томах. Санкт-Петербург, [1911]
Первое прижизненное издание. Полный комплект  включает в себя  четыре тома. Два первых тома изданы в составе собрания сочинений, два последних тома вышли отдельным изданием. 
Историческое сочинение А. В. Амфитеатрова «Зверь из бездны» –  блестящее историческое повествование о последнем римском императоре из династии Цезарей - Нероне, одном из самых одиозных властителей в истории, прозванном «Зверем из бездны», воспитанном философом-моралистом Сенекой, но отменившем законы добра и нравственности и превратившем жизнь Рима в бесконечную кровавую оргию.

А. Амфитеатров задумал написать эту книгу в 1890-х годах, работал с множеством источников и свидетельств, общался с ведущими европейскими учеными. В 1913 году он завершил свой труд, который по сути превратился в обширную энциклопедию Рима конца династии Юлиев-Клавдиев и критический обзор современных исторических концепций. 

К 1913 году зрение А. В. Амфитеатрова ухудшилось настолько, что он не мог вычитывать и редактировать типографский текст, полагаясь больше на свою память, чем на чтение, поэтому первое издание вышло с серьёзными ошибками и пробелами в последовательности. Между тем, прекрасный слог произведения  делают книгу интересной как для любителей приятного чтения, так и для тонких ценителей интеллектуальной литературы.

Поделиться:
Подбор литературы