ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА:
РИЧАРД ОСМАН «КЛУБ УБИЙСТВ ПО ЧЕТВЕРГАМ» [18+]
ПЕРЕВОД: Г. Соловьева
ИЗДАТЕЛЬСТВО: МИФ , 2021.
Начиная с определенного возраста можно делать почти что хочешь. Никто тебе не запретит, кроме твоего врача и твоих детей.
Мы очень редко говорим о старости. О старости спокойной, уравновешенной, достойной. Еще совсем недавно было невозможно найти роман, в котором главные герои – пенсионеры, проживающие свою реальность живо и интересно. Потом эту брешь пробил Ф. Бакман («Вторая жизнь Уве», «Здесь была Бритт-Мари»), и сделал он это тоже не без труда. Главного героя Бакман нашел в новостях: врочливый старик судился с зоопарком, сотрудники которого предоставили неверную информацию об обезьянах на своем сайте. Но книгу долго не хотели печатать, потому что никто не верил, что аудитории будет интересно читать о старике и его проблемах. Но издатели ошиблись – общество готово к непринуждённому разговору о старости, и сегодня такие истории уже никого не удивляют.
В нашем мире, где седые волосы и выход на пенсию воспринимаются как конец света, книга известного британского телеведущего и комика смотрится очень оригинально и смело. Он как будто выдает всем нам разрешение на табуированный разговор и утверждает: старость может быть и такой тоже.
Так как могла бы выглядеть идеальная старость, по-вашему? Прочитайте этот роман, и все станет ясно. Его герои – великолепная четверка жителей дома престарелых, которые обитают в симпатичном местечке в сельской местности. Их жизнь размеренна и однообразна: прогулки в саду, сканворды, викторины по телевизору, чай с булочками. И только вечером, освободившись от повседневных забот, можно встретиться и поболтать, а может разгадать парочку преступлений многолетней давности.
Клуб убийств по четвергам — сообщество по интересам, заседания которого проходят, как можно догадаться, каждый четверг. А самая главная страсть его участников – расследования и криминальные истории. Чем же еще заняться на пенсии? На первый взгляд, герои – просто старики, у которых всегда наготове шприц с инсулином или таблетка от радикулита. Но все они не такие уж простые и не собираются добровольно уходить на покой. Рон – бывший политик, Ибрагим – эрудит с манией к пилатесу, Джойс – в прошлом медсестра. А управляет ими невероятная Элизабет, когда-то зарабатывающая на жизнь разведкой.
И вот однажды недалеко от дома престарелых происходит настоящее убийство. И для пенсионеров наступает минута славы, шанс доказать, что они не потеряли былой хватки и юмора. И они веселятся, как могут – нарушают правила, поднимают старые связи, договариваются с бандитами, а в самые опасные моменты прикидываются беззащитными старичками.
Донна, выбрав момент, спросила, кто у него любимый писатель. Она бы сочла приемлемым ответом Харлана Кобена, Курта Воннегута или любую женщину. Грегор с умным видом ответил, что «не верит в книги» и что «жизнь познается только опытом и отсутствием предубеждений». Когда Донна затронула колючий философский вопрос, как сочетается «отсутствие предубеждений» с «неверием в книги», он ответил: «Ну, по-моему, Донна, ты сейчас только подтвердила мою мысль», и с чрезвычайно умудренным видом стал пить воду.
Вскоре происходит еще одно убийство, и герои понимают, что дело набирает обороты, а жители поселка, в котором развиваются события, имеют свои секреты и не хотят их раскрывать.
— Забавно, да? — подает голос Джойс, отряхивая блузку от крошек. — Что мы знаем убийцу. То есть мы не знаем, кто он, но наверняка с ним знакомы.
— Блестяще, — соглашается Рон. Он подумывает о третьем крендельке, хоть и знает, что даром ему это не пройдет.
— Ну, давайте уже приступим, — говорит Ибрагим. — В двенадцать здесь разговорный французский.
Мысль о том, что Осман все же написал детектив, приходит к читателю только в финале. Как и в «Тревожных людях» Ф. Бакмана, здесь история совершенно о другом. Сюжетная линия, посвященная расследованию, развивается весьма хаотично, и самостоятельно выявить убийцу не получится, потому что автор намеренно прячет нужные детали головоломки. И пока читатель размышляет над мотивом преступлений и перебирает возможные кандидатуры, Осман ведет разговор очень личный и важный – о старости, которая по мнению автора, может быть веселой и счастливой.
Главные герои прожили большую жизнь и в итоге вернулись к этой слепой юношеской уверенности, что самое главное – это любовь. Именно она и становится главной движущей силой сюжета: любовь к близким, к жизни, к приключениям. Конечно, можно затронуть и социальный аспект, ведь мы все понимаем, что жизнь обитателей дома престарелых в условном Ростове отличается от жизни героев, которые потягивают пунш и смотрят в окно на пасторальные английские пейзажи. Но это совсем другой разговор, к которому мы, может быть, еще не готовы, хоть и надо бы.
Одним слово, Осман дает нам теплое и уютное ощущение того, что с выходом на пенсию ничего не заканчивается и что вовремя отойти от дел, чтобы не стать посмешищем – важнейшее и разумное решение. На пенсии тоже можно найти увлечение, друзей и жить полной жизнью. Вот только мы отчаянно не хотим в это верить.
Хороших вам книг.
VashaDasha
Комментарии
Выбор читателей
![](/upload/resize_cache/iblock/3dd/400_267_21a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_6sXdpaNlQG.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/2ca/400_267_21a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_Pp69XyuYX3xlugJ6.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/892/400_267_21a8a532e325b5ffc65c5eb7a708d1626/imgonline_com_ua_Resize_2IfCdwJDWP.jpg)