САРА ВАЙНМАН «ПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ ЛОЛИТЫ» [18+]
15.07.2020
Читайте также:
ОБРАТНАЯ СТОРОНА:
САРА ВАЙНМАН «ПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ ЛОЛИТЫ» [18+]
ПЕРЕВОД: Ю. Полещук
ИЗДАТЕЛЬСТВО: Индивидуум, 2019.
Наверное, нет такого человека, который не читал бы знаменитую «Лолиту» Владимира Набокова. Культовый роман, блестящий талантливый автор – один из лучших писателей, на мой взгляд. Как только не исследовали этот уникальный роман – и с точки зрения философии, и психологии, и лингвистики. И вот перед нами еще один взгляд. Но не на произведение Набокова, а на саму историю, которая могла стать его основой.Сара Вайнман — профессиональный журналист-детектив. Ее эссе часто обсуждаются в тру-крайм-комьюнити – пабликах, посвященных реальным преступлениям.
Вайнман регулярно пишет о преступлениях, вытаскивая на свет дела минувших дней и заставляя общество вновь обратить на них внимание. Ее материалы выходят на крупнейших порталах Америки, а сама она, прежде чем заняться подобными расследованиями, защитила дипломную работу по криминалистике.
Как журналисту ей интересно разобраться в том, что именно заставляет людей совершать преступления.
Сама Вайнман в предисловии в книге:
Я пишу о преступлениях и тем зарабатываю на жизнь. Это значит, что мне приходится много читать о том плохом, что случается с людьми — как хорошими, так и не очень, — и погружаться в эти истории с головой. Детективы пытаются ответить на вопрос, что заставляет нормальных, казалось бы, людей пускаться во все тяжкие: почему добропорядочные вдруг теряют голову, а любовь сменяется ненавистью? Такие истории вызывают у меня более чем обычный интерес: я становлюсь одержима ими. И если ощущение не проходит, я понимаю: да, это мое. За годы работы я осознала, что есть истории, которые только выигрывают от короткой формы. Другим же тесны искусственные рамки журнальной статьи.
Вначале небольшое эссе об одиннадцатилетней девочке, которую похитил педофил и двадцать один месяц возил с собой по Америке, вышло в ноябре 2014 года на портале Hazlitt. И сразу же имело умопомрачительный успех. Ввайнман сразу же поняла: историю нужно раскручивать, и принялась лихорадочно собирать материал.
И, надо сказать, такая скорость вряд ли случайна — в конце концов, Набоков, упомянутый в заголовке российским издателем (в оригинале книга называется просто — Real Lolita) остается в категории гениев, следовательно, все связанное с ним обращает на себя внимание.
На выход «Подлинной истории Лолиты» отреагировало большинство поклонников таланта Набокова, злобно ее осуждая и обвиняя Вайнман в попытке хайпа, напоминая, что сам Набоков отрицал, что списал свой образ с реальной девочки.
И, правда, автор будто утверждает, что если бы не реальная история, то великий писатель бы никогда не добился такого психологизма. Весьма сомнительный довод, тем более по отношению к Набокову.
Однако, если отвлечься от всех эмоций, то нужно признать, что Вайнман действительно дает необычный обзор истории. И следует сделать ей поблажку – ведь она не литературовед, а криминалист.
Она пишет историю Салли Хорнер, а вместе с этим и историю Америки 40-х и 50-х — маленьких городков, пыльных улиц и полицейских сводок. Педантичность Вайнман на самом деле поражает: на каждый свой тезис она приводит по ссылке на реальный источник, вплоть до некрологов о совсем уж второстепенных участниках этой истории. В исследовании же творчества Набокова у нее есть своя путеводная звезда — историк литературы Александр Долинин, на чьи работы о Набокове и предположение о взаимосвязи Салли и Лолиты она сразу же ссылается.
Для Вайнман такая последовательность действий привычна. Проследить связь художественного произведения и реальной жизни она решает не впервые: ее антологии о жизни писательниц, а также большое эссе, в котором она исследует взаимосвязь культового фильма «Ванда» с реальным преступлением.
Но все же вектор исследований Вайнман очевидно смещается. Она хоть и предполагает, что историю Набоков заимствовал, главный герой здесь – не он. Это, конечно, сама Салли Хорнер и ее похититель - Фрэнк Ласалль. Вайнман пристально изучает близких девочки, особенно ее мать, совсем немного на сцене появляются родственники Ласалля и детективы, расследующие похищение девочки.
В другой сюжетной арке — Набоков, путешествующий по Америке, писатель и — муж Веры Набоковой. И, кстати, именно личностью Веры Сара Вайнман очарована больше всего. В числе изученных ею литературных источников она упоминает книгу Стэйси Шифф о Вере, к которой постоянно обращается.
Кажется, что, несмотря на канву этой истории, главными героинями Вайнман видит здесь женщин. Журналистка очеловечивает свои истории, придает им смысл, логику и психологизм, который мы упускаем в жизни. Например, ее последняя публикация посвящена серийному маньяку Маттиасу Рейесу. Эта масштабная работа связывает в один тугой узел истории всех жертв, их близких, друзей. Вайнман пишет не о нем, а о тех, чьи жизни он покалечил и изменил. Так они обретают смысл.
Именно очеловечивание любой истории преступления путем рассказа о жертвах, а не об убийцах, о том, как сложилась или как не сложилась их судьба, является для Вайнман своеобразным восстановлением справедливости.
Хороших вам книг.
VashaDasha
Комментарии
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Выбор читателей
ВИГДИС ЙОРТ «ЖИВА ЛИ МАТЬ», [18+]
04.07.2022
СЕМЬ ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
09.06.2022
ПЯТЬ ЛУЧШИХ КНИГ ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
01.06.2022