ул. Пушкинская, 175А

Здесь жила Анна Самохина

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
907
13 апреля 2022
Улица Турмалиновская, что находится в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону и пересекается с проспектом Михаила Нагибина, может рассказать свою историю, связанную с жизнью известных людей. На этой улице находилось театральное общежитие (дом 85 А), в котором с 1982 по 1988 годы жила актриса театра и кино, телеведущая и певица, заслуженная артистка России, обладательница Приза имени Веры Холодной «Самая обворожительная» (1994) Анна Владленовна Самохина (1963–2010). Здесь жила и я, наблюдая Аню в домашней обстановке.



Родилась Аня 14 января 1963 года в Гурьевске Кемеровской области. Её родители работали на одном заводе; папа — в литейном цехе, мама — в конструкторском бюро. Отец — Владлен Дмитриевич Подгорный (1936–1970), родом из Ворошиловградской области, в 1956 году окончил Енакиевский металлургический техникум по специальности «техник–сталеплавильщик» и был направлен на Гурьевский металлургический завод. Мама — Анна Григорьевна Подгорная (1934–1986), уроженка Таганрога, получив специальность «техник–электрик» в Таганрогском металлургическом техникуме (1957), приехала по распределению туда же.

Вскоре после рождения Анны, семья Подгорных, где кроме неё была старшая дочь Маргарита (1958), переехала на родину отца, а затем в город Череповец Вологодской области. Здесь родители трудились на Череповецком металлургическом комбинате. Когда Анне было всего семь лет, умер отец. Мать одна воспитывала дочерей. Она мечтала, что Аня — круглая отличница, окончит музыкальную школу и выйдет замуж за военного.

В семь лет девочке купили пианино, и она начала заниматься музыкой сначала дома, а затем в музыкальной школе. Об актёрской карьере Аня стала мечтать с тринадцати лет. В четырнадцать — она была принята в Череповецкий народный театр, а спустя год поступила на актёрское отделение Ярославского театрального училища (ныне — Ярославский государственный театральный институт). Во время учёбы Анна познакомилась со своим однокурсником Александром Самохиным и вскоре вышла за него замуж.

По окончании училища в 1982 году её с мужем направили в ТЮЗ имени Ленинского комсомола города Ростова-на-Дону. Через год у них родилась Сашенька.

Просматривая свой семейный альбом с фотографиями, мне попалось на глаза фото, где Аня в ситцевом платье с мужем и ребёнком на общей кухне ростовского театрального общежития. Вспомнилось, как она рассказывала свою историю о детстве:

Моё детство не было безоблачным. Наша семья жила в семейном общежитии Череповца… В общем-то я была хорошим ребёнком. Достаточно самостоятельным. И не помню, чтобы чем-то обременяла маму, даже в так называемом переходном возрасте. Перепалки, правда, случались, но редко, да и то из-за качества мытья посуды, уборки квартиры и т. п. Помню знаменитую фразу: мол, если не буду мыть полы, то выйду замуж за алкоголика…

Одной из первых и значительных ролей Самохиной в ростовском ТЮЗе была Лялька в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Л. Разумовской. Спектакль стал символом правды и честности, каплей живой воды, которая падает на иссохшую почву зрительского внимания. У входа в театр лишний билетик спрашивали, — такого давно здесь не случалось… А местные газеты на своих страницах публиковали все новые и новые статьи об этом спектакле и игре Анны Самохиной [1, 2, 3, 4, 5].

С 1985 года художественным руководителем театра стал Владимир Борисович Чигишев. Он поставил более сорока спектаклей, а первой его работой на сцене ростовского театра стал спектакль «Автобус» С. Стратиева. Среди актерского состава спектакля находим и фамилию А. Подгорной. Анна играла также в спектаклях: «Прикосновение», «Уикенд с убийством», «Анчутка».


В 1987 году Анне улыбнулась удача, она получила главную роль Мерседес в советском приключенческом художественном телевизионном фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф» по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Эпизод об этом факте из жизни Анны опубликован в книге «Наши» (Ростов-на Дону, 2009):

Помню, был кошмарный вечер, шёл дождь, стёкла звенели от ветра — там же степи кругом, в Ростове, — и вот из этой дикой непогоды в нашем общежитии появился ассистент режиссёра с Одесской киностудии. Он искал актрису на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф». Я шла по коридору общежития с какими-то кастрюльками, в халате — представляете, как выглядит женщина, которая сидит с маленьким ребенком? Вдруг около меня останавливается мужчина и спрашивает: «Вы — Аня Самохина?». «Да, я» — отвечаю. Лицо его немножко перекосилось: он, очевидно, не ожидал такое увидеть. Когда же я поняла, что речь идет о сьёмках у режиссера, который снял «Трёх мушкетеров», от волнения закричала: «Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!» Это был шанс, и я за него ухватилась обеими рукам. Мои снимки отправили в Одессу, и я получила приглашение на пробы. Когда стало известно, что я утверждена на роль, собралась половина общежития. На пол постелили новое чистое полотенце. Есть такая старая актёрская традиция: перед началом работы над ролью вытереть об него ноги — тогда тебя ждёт успех. Новое полотенце — это чистый, светлый путь. С лёгкой руки моих подруг по общежитию он и начался… [6].

А много позже, когда съёмки фильма были уже в разгаре, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал об Анне: «Глядя на меня своим мерцающим взглядом, Анна призналась: «Я так хотела сниматься, что была готова на всё. Даже Родину продать… И... так далее…». На «и так далее» она недвусмысленно сделала упор. Говорила ли она всерьёз — не знаю, но про себя улыбнулся: жаль, что такие интересные вещи мы узнаем постфактум…» [7].

С выходом на экран в 1988 году фильма «Узник замка Иф» начался отсчёт звёздной славы Анны Самохиной. Фильм был тепло принят публикой, хорошо оценен критикой: «…роль Мерседес, прекрасно исполненная дебютанткой Анной Самохиной, стала одним из украшений фильма и открыла актрисе путь в большой кинематограф…» [8]; «…экзотические причёски, костюмы, страсти, …Самохина-Мерседес решительно всем нравится. Её все ищут, хотят сфотографировать для журнальных обложек, расспросить, пригласить. — Человек ниоткуда», а взлёт — от самого старта — вертикальный… Со стороны смотреть — голова кружится»[9].


А спустя несколько месяцев в том же 1988 году последовал новый успех. Режиссёр Юрий Кара пригласил Анну Самохину сыграть роковую красотку Риту в своём криминально–романтическом боевике «Воры в законе» по мотивам рассказов Фазиля Искандера. Кроме неё главные роли исполнили: Валентин Гафт, Борис Щербаков и Владимир Стеклов [10].

Прототипом главного героя фильма стал внук одного из сподвижников Сталина, председателя ЦИК Абхазской АССР Нестора Лакобы, Юрий Лакоба, который в 70-е годы был удостоен высшего звания в криминальном мире — вор в законе. Весь сюжет фильма строился на противостоянии двух «законников», одного из которых играл Валентин Гафт, а второго — Гиви Лежава. Самохина играла первую красавицу города Риту. Весь фильм героиня Самохиной мечется между двумя мужчинами, а погибает от рук собственного отца. Фильм «Воры в законе» имел шумный успех у рядовых зрителей (5-е место в прокате, 39,4 миллионов зрителей) и не был воспринят критикой [11].


После оглушительного успеха в «Ворах в законе» на Самохину обрушился град предложений с различных киностудий страны. Отклонив многие из них, Анна с удовольствием приняла предложение киностудии «Ленфильма» сыграть Маритану в фильме Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» (1989), где партнёрами Самохиной были Михаил Боярский и Юрий Богатырёв. Затем была роль княжны Таракановой в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота» [12, 13, 14].

Анна Самохина не оставляла сцену. В начале 1989 года её приняли в труппу Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде. Здесь она успешно играла в спектакле «Шведский замок» по пьесе Франсуазы Саган.

В марте 1989 года Анна Самохина ещё раз побывала в Ростове — городе своей юности. Посетила общежитие на улице Турмалиновской. Вновь сыграла на сцене Ростовского ТЮЗа в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» [15].

К началу 90-х годов Самохина была уже одной из самых востребованных актрис российского кино, причём все предлагаемые ей роли были центральными. За период с 1990 по 1993 год ей удалось сняться почти в трёх десятках картин самых разных жанров: комедии «Семьянин», «Брюнетка за 30 копеек» (оба — 1991), «Тартюф», «Идеальная пара (оба — 1992), «Страсти по Анжелике» (1993); боевик — «Взбесившийся Автобус» (1990), «Рэкет» (1992); триллер «Волчья стая» (1990), детектив «Дура» (1991), «Гонг в океане» (1992), «Волчицы» (1992); драма «Сделай мне больно» (1993); мелодрама «Поезд до Бруклина» (1994), «Бульварный роман» (1995), исторический боевик «Исчадье ада» (1991) и другие [16].

Как художественный руководитель студии «Диапазон», Анна представляла в 1996 году на фестивале в Монако телевизионный художественный фильм «Гроза над Русью» (1992), поставленный по роману «Князь Серебряный» А. К. Толстого.

Последние годы Анна Самохина много и успешно работала в театрах Санкт-Петербурга: Русская антреприза имени Андрея Миронова и Малый театр Комедии, который теперь носит её имя и где актриса сыграла роль Вари, девушки из провинции, в спектакле «Виновник торжества» (лучшая театральная работа актрисы).

В феврале 2010 года Анна Самохина должна была вместе со своим партнёром по сцене Дмитрием Харатьяном начать репетировать в антрепризном спектакле «Ах, этот Ходжа Насреддин» по пьесе Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Но судьба распорядилась по-своему…

Весь декабрь 2009 года и половину января 2010 года Анна Самохина провела в клинике на Фонтанке, последние недели своей жизни — в хосписе для безнадёжно больных в посёлке Парголово. Она умерла в ночь на 8 февраля на 48-м году жизни [17]. Похоронена 10 февраля на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилой свекрови, матери первого мужа, Александра Николаевича Самохина.

Библиография

1. Афанасьева, Е. Зачем вернулась «Елена Сергеевна» ? [о спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Л. Разумовской в Рост. ТЮЗе ] // Комсомолец. 1987. 16 дек.
2. Афанасьева, Е. Театр современной женщины: [об актрисе ТЮЗа А. Самохиной] // Комсомолец. 1988. 8 марта.
3. Браиловский, А. Елена Сергеевна сражается и побеждает: [спектакль Рост. ТЮЗа «Дорогая Елена Сергеевна] // Комсомолец. 1983. 23 марта.
4. Данилова, Л. Видеть свое: о пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Рост. ТЮЗ // Комсомолец. 1988. 8 марта.
5. Фрейдлин, Л. Возвращение: [в Рост. ТЮЗе возобновлен показ спектакля «Дорогая Елена Сергеевна] // Молот 1987. 10 декабря.
6. Анна Самохина // Наши. Издание 3-е, исправленное и доп. Ростов-на Дону, 2009. С. 80–81.
7. Раззаков, Ф. И. Красавицы советского кино. Москва, 2012. С. 348. (А 3217159)
8. Там же. С. 348–349.
9. Басина, Н. З. Анна Самохина // Спутник кинозрителя. 1989. № 3.С. 1, 2.
10. Журавлева, А. Брюнетка в шоколаде: секреты Анны Самохиной, роковой красавицы // Аэрофлот. 2008. № 1 (40, февр.). С. 72.
11. Раззаков, Ф. И. Указ. соч. С. 350.
12. Турбин, В. Н. Рецензия Турбина на кинофильм В. Мельникова «Царская охота»: Catarina Secunda охотится // Экран. 1991. № 8. C. 14–15.
13. Павлюченко, А. Анна Самохина // Советский экран. 1988. № 22. С. 22. (о фильме «Царская охота», в том числе об Анне Самохиной)
14. Самохина, А. Кухня княжны Таpакановой : [беседу с актpисой театpа и кино вела Е. Деева] // Московский комсомолец. 1997. 27 авг. С. 8.
15. Латвиева, О. Что нового, Аня? // Комсомолец. 1989. 25 марта. С. 4.
16. Раззаков, Ф. И. Указ. соч. С. 353.
17. Кулешов, К. Королева Анна / записала Катаева, В. // Караван. 2018. № 2. С. 174.

По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.

Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы