ул. Пушкинская, 175А

В долине Еланчика

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
1754
8 октября 2020
Село Васильево-Ханжоновка, которое находится в приграничной зоне, в нескольких километрах от трассы (отрезок Таганрог – Мариуполь), на берегах реки Еланчик, основано казачьим старшиной Егором Яковлевичем Ханжонковым до 1786 года; в 1801-м оно отошло к майору Егору Егоровичу Ханжонкову, а после 1840-го возникли ещё два поселения: Васильевский и Благодатный-Егоров, которые вскоре объединились. Можно предположить, что именно здесь, а не в Ханжоновке под Макеевкой, родился знаменитый представитель рода Ханжонковых – Александр Алексеевич, «отец русского кинематографа». Старожилы села – в начале ХХ века оно называлось слободой Ханжонково-Еланчикской – вспоминали: в барском доме во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь. Ни от этого дома, ни от фруктового сада ничего не осталось. Ещё говорят, что Успенскую церковь, стоявшую на самом высоком месте, перестроили под Дом культуры. Но в это трудно поверить: здание вполне советского времени. а старину представляет лишь одна белёная изба, в которой ныне размещается фельдшерско-акушерский пункт.
А какая чистота в селе! В центре разбит скверик, гордо названный Парком Победы. В нём – бюст Героя Советского Союза (1944) Василия Филипповича Маргелова (1908 – 1990), генерала армии, командующего Военно-десантными войсками СССР (1954–1959, 1961–1979). Генерал Маргелов участвовал в прорыве Миус-фронта освобождении Ростовской области от фашистов в 1943 году.
Для тех, кто о нём ничего не знает, на постаменте надпись:
«12 мая 1945 года без единого выстрела заставил капитулировать 32 000 солдат и офицеров дивизий СС "Мёртвая голова" и "Великая Германия". Эсэсовцы были поражены храбростью русского генерала».
И ещё сообщается:
«Бюст преподнесён в дар. Проект "Аллея Российской Славы". М. Л. Сердюков».
Открыт он был в апреле 2019 года ко Дню Воздушно-десантных войск. На церемонию приехали родственники Василия Филипповича, члены Союза десантников Таганрога.
На краю очень широкой детской площадки в ряд выстроились тренажёры. Мусорные баки спрятаны в деревянной палатке с призывом – разделять мусор. Даже до областного центра это нововведение пока как следует не дошло!
Рядом стоит колодец (а вообще колодцев селе несколько). Он не действует: забит. Почему?
Естественно, что лучшее место для прогулок молодёжи – сквер. Некоторые любили примоститься на оголовке (надземная часть колодца). И случилось так, что двое – упали в шахту. Спасти их не удалось. Так что колодец в центре села играет лишь декоративную роль.
Из Васильево-Ханжоновки идёт дорога на запад, в село Фёдоровка. Через три километра вытягивается вдоль разбитой дороги хуторок Николаево-Иловайский (его второе, «народное» имя – Грабово). Название говорит о том, что связан он с родом Иловайских. За взятие Емельяна Пугачёва подполковник Алексей Иванович Иловайский, герой войны с турками, а немногим позже – генерал-майор, прославленный атаман войска Донского, велением императрицы Екатерины II был пожалован землями в Миусском округе и основал несколько поселений. Позже хутор перешёл к войсковому старшине Николаю Федотовичу Козлову.
Отсюда открываются прекрасные виды на долину реки Еланчик.
Есть в хуторе старина, жить которой, скорее всего, осталось недолго. Это «украинский дом» с открытой галерейкой, где столбики поддерживают резной карниз, и ещё два примечательных, пусть и дряхлых строения – «немецких». Поскольку на этой земле было несколько немецких колоний, образцово устроенных, некоторые местные жители переняли у немцев особенности их строительства: и жилое и хозяйственные помещения располагались под одной крышей и дом напоминал баржу. Даже сохранилась дореволюционная черепица!
Через полкилометра пустого пространства – выселки, где обращает на себя внимание полуразрушенный, подчёркнуто одинокий «Дом старика». Да, жил здесь старик, держал хозяйство, а угодья свои оградил двумя рядами диких абрикосов – «жерделин», как здесь говорят. И эти «жерделины» (или, в грубоватом местном произношении, «жордолины») аллейкой спускаются к широкому береговому лужку.
А рядом с домом – заброшенный, выложенный диким камнем колодец.
К одной «жерделине» прилажена скамеечка: одним концом она опирается на дикий камень, которого здесь в избытке. На ней отдыхал старик, наблюдая за своими козами.
Грустная, романтическая, мистическая картина!

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы