14 марта ежегодно православными христианами России отмечается День православной книги. Этот праздник был установлен 25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) и по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Праздник приурочен к памятной дате: 14 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года на Руси вышла первая печатная книга «Апостол», изданная диаконом Иваном Федоровым. Это событие произошло в Москве на печатном дворе. Дата стала отправной точкой начала официального книгопечатания в России. Первые православные печатные книги стали основой становления славянской и российской цивилизации.
С 2010 года День православной книги отмечается во всех епархиях РПЦ. Основная цель праздника — привлечение общественного внимания к чтению духовно-нравственной литературы и вечным общечеловеческим традиционным ценностям, которые всегда объединяли российское многонациональное и многоконфессиональное общество.
Речь, конечно, идет не только о православной книге в ее узком понимании — о Священном Писании, святоотеческих творениях, богословской и церковно-исторической литературе, — но и о литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранять традиции и развиваться как личности.
Однако сегодня нам хотелось бы представить вашему вниманию именно церковно-историческую литературу, посвященную истории становления и развития Русской Православной Церкви на Донской земле; храмам и священнослужителям, подвизавшимся на ниве духовного просвещения; донским святыням, по сей день являющим нам чудеса Милости Божией и Своего духовного заступничества.
История Донской епархии
Духовное развитие Войска Донского начиналось с православной веры, которая наставляла людей в сложных жизненных ситуациях, помогала преодолеть трудности, увидеть радости, то есть давала такой необходимый культурный стержень общества. До 1918 года этому процессу уделялось много внимания. Развитию духовной жизни общества способствовала в первую очередь церковь.
8 марта 1718 года по указу российского императора Петра I все донские церкви и монастыри были присоединены к Воронежской епархии и должны были подчиняться Воронежскому архиерею. Власть теперь осуществлялась через Черкасское и Хоперское духовные правления. Однако Донское войско обладало столь значительными привилегиями, в том числе в церковной сфере, что на его территории многие нормы епархиальной жизни были нарушены. На страже привилегий стояло войсковое правительство, которое всячески противодействовало стремлению воронежских архиереев установить свою власть в донских приходах. Епископ Иоаким, управлявший Воронежской епархией в 1730-1742 годах, докладывал Синоду, что казаки под страхом наказания запрещают священникам слушаться распоряжений архиерея и судят их по своим обычаям в кругу.
О распространении христианства на Дону с периода Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром рассказывается в исследовании протоиерея Анатолия Стаднюка «К истории православия на Дону»:
Стаднюк, А. И. К истории православия на Дону / протоиерей Анатолий Стаднюк. Москва, 2012.
Особый раздел книги посвящен изучению агиографического и агиологического наследия святых и подвижников благочестия Донского края, исторической жизни на Дону в ХХ веке, описанию подвигов Новомучеников и Исповедников Российских в Донском крае пострадавших. В приложении приводятся неопубликованные ранее архивные и рукописные источники, письма, проповеди, воспоминания и иные документы, относящиеся к церковно-исторической жизни на Дону.
К слову сказать, Русская церковь с древнейших времен была хранительницей истории. Пример этому — преподобный Нестор Летописец, прославившийся не только монашеским подвигом, но и составлением «Повести временных лет». Летописание как одно из направлений деятельности Церкви не угасало никогда. Оно продолжалось и в Средние века, и в Новое время, несмотря на то, что перестало выполнять функции фиксации государственной истории и не имело широкого распространения.
Более подробно и о церковно-приходском летописании, и о самих Летописях, сохранившихся на Донской земле, можно прочитать в сборниках:
Шадрина, А. В. Церковно-приходские летописи Донской и Новочеркасской епархии. Ростов-на-Дону, 2019.
Из 17 выявленных летописей, включенных в сборник, 10 хранятся в фондах Государственного архива Ростовской области. 7 летописей были опубликованы в дореволюционных периодических изданиях «Донские епархиальные ведомости» и «Донская церковная старина». Документы систематизированы по разделам, характеризующим принадлежность храмов к типам населенных пунктов: летописи церквей г. Новочеркасска, станичных, хуторских и слободских храмов.
Церковно-приходское летописание на волгоградской земле: документы. В 3-х частях. Волгоград, 2015.
В трехтомник включены Церковно-приходские летописи XIX-XX веков, отражающие историю Волгоградского региона, часть земель которого в период составления Летописей относилась к Области войска Донского, в частности — Хоперкий и Усть-Медведицкий округа.
В начале 1920-х годов церковно-приходские летописи изымались и уничтожались вместе с церковными архивами, в результате чего почти все они были утрачены. Конечно, эпоха «воинствующих безбожников» не единственная печальная страница в истории Церкви. Были и до 20 века распри между верующими, церковные расколы.
Так, репринтное издание российского и советского историка, исследователя старообрядчества, археографа, палеографа, собирателя древнерусских и старообрядческих рукописей и икон рассказывает об «истории распространения раскола в конце XVII века, когда приверженцы старой веры, скрываясь от преследования, расселялись по Московскому государству и занесли свое учение во все его области», в том числе и на донскую землю:
Дружинин, В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. Исследование. Ростов-на-Дону, 2015.
В своем вступительном слове автор указывает на недостаток изученности темы, отсутствие по ней литературы и исследований. Среди изученных им документов он упоминает «Дополнения к Актам Историческим» (т. 12), «Историю России» С. М. Соловьева, «Трехсотлетие Войска Донского 1570-1870 г.: Очерки из истории донских казаков» А. М. Савельева и «Историческое описание земли Войска Донского» В. Д. Сухорукова. Последние из которых были основаны на изучении имевшихся тогда архивных материалов. Кроме того, в своем исследовании автор пытается использовать «некоторые раскольничьи сочинения», предупреждая, что заимствовать сведения из этих источников необходимо крайне осторожно, ввиду их малой критической исследованности.
А вот труд другого церковного историка, выпускника Киевской духовной академии, преподавателя Донской духовной семинарии, профессора Московской духовной академии по кафедре истории и обличения старообрядчества Николая Васильевича Лысогорского (1868-1919), исследует вопрос единоверия на Донской земле.
•Лысогорский, Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Ростов-на-Дону, 2015.
Репринтное издание, подготовленное фондом имени Илии Попова совместно с издательством «Антей», — докторская диссертация, впервые изданная в 1915 году в типографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Сергиев Посад). В рецензии, опубликованной в «Богословском вестнике», т. 1, №3/4 (1916), Д. В. Рождественский пишет: «… сочинение г. Лысогорского можно назвать первым опытом строгого научного исследования истории единоверия. Как таковое, оно является и ценным вкладом в историю Русской Церкви. … автор работал исключительно по сырым материалам, пособий у него не было. Огромность этой работы легко себе представить…». Сегодня эта прежде малодоступная даже для исследователей книга заинтересует читателей, изучающих историю церкви, регионоведение, а также будет интересна преподавателям и учащимся духовных школ.
Изучению истории церковных расколов 1920-30-х годов в Донском регионе посвящены несколько следующих трудов ростовских историков:
Шадрина, А. В., Табунщикова, Л. В. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год: Сборник документов. Ростов-на-Дону, 2013.
Табунщикова, Л. В., Шадрина, А. В. Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920-1930-е годы: сборник документов. Ростов-на-Дону, 2013.
Табунщикова, Л. В., Шадрина, А. В. Церковные расколы в Донской области. 1920-1930-е годы: сборник документов и материалов. Ростов-на-Дону, 2015.
Бирюкова, Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012.
Документы центральных и региональных архивов, опубликованные в данных сборниках, показывают, как проводилась на Дону политика изъятия церковных ценностей, какие при этом применялись методы, и какова была реакция населения; дают представление о механизме насаждения на Дону обновленческого и григорианского расколов, роли в этом процессе государственных органов власти, реакции епархиальных архиереев и приходского духовенства, оппозиции расколам и их преодолении в послевоенный период.
Реконструкцию церковно-государственных отношений на территории Дона в период 1920-1943 годов также представляет комплексное исследование:
Табунщикова, Л. В. Церковь и Советская власть на Дону (церковно-государственные отношения на территории Донской (Ростовской) области (1920-1943 годы). Ростов-на-Дону, 2021.
В монографии последовательно рассматриваются темы: деятельность Ростовской комиссии по отделению церкви от государства в 1920-1921 годах, динамика и особенности закрытия донских храмов, антиколокольная кампания на Дону, обновленческий раскол, история донского Союза воинствующих безбожников, репрессии в отношении донского духовенства, религиозная жизнь на Дону в годы Великой Отечественной войны.
Неизвестные материалы, новооткрытые свидетельства, секретные документы… Трагические страницы — жизнеописания пастырей таганрогской земли Ростовской области с 1911 по 1942 годы отражены в работе священнослужителя Ростовской и Новочеркасской епархии Русской православной церкви, протоиерея, доктора богословия, ректора Донской духовной семинарии Тимофея Фетисова
Фетисов, Т. А. Из истории православия в Таганроге. Таганрог, 2000.
Обновленцы в Таганроге. Блаженная Елена Таганрогская. Работа отца Тимофея по словам историка церкви и канониста Владислава Александровича Цыпина «носит самостоятельный характер и построена на архивных материалах». В исследовании весьма обстоятельно и с разных сторон представлена история викторианства: церковное управление, религиозное просвещение, духовная жизнь города Таганрога.
Переходя от общеисторических событий жизни Русской Православной Церкви на Дону все больше к именам ее служителей, нельзя не отметить фактографический справочник
Сизенко, А. Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. — 1918 г. Ростов-на-Дону, 2018.
Настоящее энциклопедическое издание основано на документах Государственного архива Ростовской области и центральных библиотек, государственных и областных. Впервые собрана вместе уникальная информация о церковнослужителях донских церквей от протоиереев и священников до церковных старост и просфорниц. Расположение материала в табличной форме дало возможность компактно разместить информацию.
Чибисова, С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону, 2006.
Книга представляет собой научно-исследовательскую работу об архипастырях, управлявших Донской, Донской и Новочеркасской, а затем Ростовской-на-Дону кафедрой с момента ее учреждения до середины двухтысячных годов 21 века. В работе использованы документы Государственного архива Ростовской области, Новочеркасского музея Донского казачества, фотоматериалы, значительная часть из которых была опубликована впервые в данном издании.
Изучению церковной истории Донского края, Донской духовной семинарии, отдельным храмам Ростовской области, миссионерской деятельности, служению и мученическому подвигу священников Донской земли посвящены сборники материалов научно-практических конференций:
Православие и просвещение. Материалы Первых Димитриевских образовательных чтений. Ростов-на-Дону, 1996.
История Донской (Ростовской) епархии. ХХ век. Ростов-на-Дону, 2003.
Просвещение, миссия, образование в истории Донской (Ростовской) епархии. Ростов-на-Дону, 2006.
В них собраны работы священников Донской епархии, студентов Ростовского филиала Православного Свято-Тихоновского Богословского института, кандидатов богословия историков, каждая из которых сопровождается богатым источниковедческим материалом, на основе которого проводились исследования.
Завершить первый раздел выставки хотелось бы возвращением к главной миссии Русской Православной Церкви в целом и Донской епархии в частности — миссии социального служения в сфере народного образования и просвещения. Именно так называется монография ростовского историка и исследователя церковной жизни:
Федорова, Н. В. Социальное служение церковных приходов в сфере народного образования и просвещения в 60-70 годы XIX века. Ростов-на-Дону, 2016.
Книга посвящена социальному служению приходского духовенства Донской и Новочеркасской епархии в сфере народного образования и просвещения в 60-70 годы XIX века. Анализируются законодательные акты Российской империи, нормативные документы Донской епархии, отчетные документы и протоколы заседаний Донской духовной консистории, служебная переписка, статистические и иные материалы, отражающие участие Русской Православной Церкви в деле развития начального образования на Дону. Привлекая разнообразные опубликованные и неопубликованные источники, автор показывает многогранность социального служения донского духовенства в сфере народного образования и просвещения.
О храмах, монастырях, иконах и реликвиях Ростова и Ростовской области
Второй раздел выставки посвящен храмам, иконам и святыням Донской земли. По словам Главы Донской митрополии — митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «Во все времена одним из зримых свидетельств красоты веры и народного духа являлось храмоздательство. Будучи местом сосредоточения религиозной культуры, храм был центром высокого искусства и мастерства: лучшие зодчие и иконописцы, архитекторы и ювелиры, инженеры и каменщики возводили, украшали и заботились о храмах, создавая совершенный художественный ансамбль. Храмы Ростовской области — это уникальное наследие и сокровище донского края. Многие из них по праву являются общенациональным достоянием и памятниками архитектуры».
Храмы Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2012.
Альбом содержит около 200 фотографий действующих храмов с краткими историческими справками, предоставленными администрациями муниципальных образований Ростовской области и приходами Ростовской-на-Дону, Волгодонской и Шахтинской епархии, входящих в состав Донской митрополии. Каждую фотографию сопровождает небольшой текст из истории храма.
Лазарев, А. Г., Кириллов, А. А., Сокольский, Э. А. Православное зодчество Донского края. Ростов-на-Дону, 2005.
В настоящий сборник вошли три работы: 1. Обзорный труд А. С. Акашевой, Е. О. Кудиновой и А. Г. Лазарева «Зодчество донских казаков XIV-XIX века и его истоки» — книга о православных храмах, донских станицах и хуторах, о народном жилище — казачьем курене и о казаках, создававших культурное достояние Тихого Дона; 2. Созданный Эмилем Сокольским цикл очерков истории некоторых православных храмов Области войска Донского «Церковная старина»; 3. Написанный в XIX веке фрагмент труда А. Кириллова «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века», охватывающий период от учреждения самостоятельной Донской епархии до начала ХХ века.
Калашников, А. И. Донские святыни. Ростов-на-Дону, 2000.
В книге ростовского журналиста, члена Союза журналистов России собраны материалы о храмах Ростовской области, Иверском женском монастыре Ростова-на-Дону, подготовленные им и публиковавшиеся в разное время на страницах местной газеты «Молот».
Малаховский, Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, 2012.
Во втором издании книги доктора технических наук, профессора, академика, выпускника Новочеркасского института (1955), краеведа, увлеченного исследованием и изучением истории культов и храмостроения, устранены некоторые неточности, допущенные в первом выпуске, увеличено количество иллюстраций и приведена история храмов и приходов города Ростова-на-Дону, появившихся в период с 2006 по 2012 год. В издании рассмотрены архитектурные особенности городских храмов. Принимая активное участие в работах по краеведению и в Обществе охраны памятников истории и культуры в 1970-е годы, в своей краеведческой деятельности автор отдавал предпочтение изучению и описанию памятников культового назначения, полагая, что именно они оказывали наибольшее влияние на многочисленные аспекты нашего бытия. На сегодняшний день книга переиздавалась трижды, что свидетельствует о значимости и качестве проделанной автором работы.
Православие на Дону. Ростов Православный. Ростов-на-Дону, 2007.
Книга представляет собой красочный альбом с краткой летописной информацией о храмах города Ростова-на-Дону, а также информацией о настоятелях, окормлявших храмы в период издания книги.
Шадрина, А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII века — 1920 г. Ростов-на-Дону, 2014.
Впервые учет церквей области Войска Донского был осуществлен по инициативе выдающегося дореволюционного исследователя и историка А. А. Кириллова, который не только сделал попытку определить численный состав функционирующих церквей, но и дал их систематическое описание в книге «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века». После него сбор и обработка статистических сведений, посвященных строительству и деятельности церквей на территории Области войска Донского, не велись. Единственный относительно полный список храмов, к которому прибегают современные исследователи, был составлен 15 декабря 1920 г. секретарем Совета православных приходов Донской епархии протоиереем Петром Лебедевым с целью предоставления в органы советской власти для проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, но он содержит неточности. Таким образом, представленная книга, включающая сведения о 911 церквях Донской и Новочеркасской епархии дореволюционного периода, сегодня является единственным справочником, содержащим информацию о максимальном количестве храмов области Войска Донского. В основу составления исторических справок были положены архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ростов-на-Дону, 2003.
В книгу вошли очерки дореволюционного краеведа Донского края Андрея Алексеевича Кириллова, изданные в 1897 году и посвященные истории Ефремовского женского монастыря, основанного в 1837 году, о станице Старочеркасской и роде атаманов Ефремовых, устроителях и владельцах большого станичного подворья, ныне известного как «атаманское подворье». Кроме того, описано современное обустройство Свято-Донского Сатрочеркасского монастыря и возрождении монашеской жизни, а также очерк о первом наместнике Свято-Донского мужского монастыря архимандрите Модесте (Потапове).
Картавенко, В. Л. Новочеркасский Патриарший Вознесенский Войсковой Всеказачий Собор. Новочеркасск, 2018.
Фотоальбом составлен графическим дизайнером, фотографом, уроженцем города Новочеркасск Ростовской области, членом «Союза фотохудожников России» В. Л. Картавенко в соавторстве с историком, членом «Союза краеведов России», заведующей отделом «Атаманский дворец» Новочеркасского музея истории донского казачества С. П. Чибисовой. Издание рассказывает об истории строительства одного из самых выдающихся архитектурных сооружений России, снабжено авторскими фотографиями собора, отдельных элементов его архитектуры и росписи.
Лимаренко, К. Х. Соборный Храм войска Донского. Новочеркасск 1805-1905. Ростов-на-Дону, 2018.
Репринтное издание, подготовленное и впервые изданное в 1904 году военным инженером, архитектором, потомственным дворянином Константином Христофоровичем Лимаренко. Настоящее издание подготовлено по инициативе настоятеля Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего кафедрального собора г. Новочеркасска протоиерея Георгия Сморкалова по благословению Высокопреосвященнейшего Меркурия, Митрополита Ростовского и Новочеркасского, Главы Донской митрополии.
Азизов, Д. С. Новочеркасский войсковой кафедральный собор. История, архитектура, святыни. Ростов-на-Дону, 2002.
Работа протоиерея Даниила Азизова также представляет историю главного храма Донской земли — Вознесенского войскового собора города Новочеркасска Ростовской области. Книга составлена на основе публикаций дореволюционных и советских газет, книг редких фондов Донской государственной публичной библиотеки и Новочеркасского музея истории донского казачества, а также материалов из государственного архива Ростовской области.
Чибисова, С. П. История православных храмов Новочеркасска. Ростов-на-Дону, 2013.
Автор книги — историк, специалист по истории Русской православной церкви на Дону — знакомит читателя с динамичной историей церковного строительства в столице донских казаков с момента ее основания и до современности. В книге описано кто и как строил храмы в Новочеркасске, какова была их архитектура и внутреннее убранство, как изменялось отношение властей к храмостроительству на протяжении двух столетий. Впервые были опубликованы составленные автором по архивным формулярным ведомостям списки священнослужителей всех новочеркасских храмов с момента их освящения.
Чибисова, С. П. История Новочеркасского Михайло-Архангельского храма. Новочеркасск, 2002.
История Михаило-Архангельского храма города Новочеркасска насчитывает почти 190 лет. Но еще задолго до переноса столицы донских казаков на новое место этот храм существовал в Черкасске. Книга местного историка, специалиста по истории Русской Православной Церкви на Дону рассказывает историю одного из храмов современной столицы донского казачества от переноса деревянной церкви из одной столицы в другую, строительства каменного здания храма и судьбы старого деревянного, до истории храма в советское время и возвращения к церковной жизни в 90-е годы XX века. Автор рассказывает об архитектуре и внутреннем устройстве каменного Михаило-Архангельского храма на рубеже 19-20 века. В Приложениях приводятся списки настоятелей, священников, диаконов церкви от ее основания до 2002 года, а также церковные старосты и просфорни. В заключении напечатано «Слово по освящении новой Михаило-Архангельской церкви в Новочеркасске, сказанное высокопреосвященным Платоном (Городецким), архиепископом Донским и Новочеркасским, 8 ноября 1873 года» и биография Святителя Платона, составленная на основе материалов ГАРО, местных и центральных периодических изданий духовного содержания того времени и других источников конца 19 — начала 20 века.
Федорова, Н. В. История храма преподобного Серафима Саровского г. Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2023.
Монография посвящена истории храма, построенного в 1911 году в станице Гниловской (ныне — часть Железнодорожного города Ростова-на-Дону), находящейся непосредственно по соседству с Ростовом-на-Дону. Книга приурочена к 110-летнему юбилею освящения храма, отмечавшегося в 2021 году, и к 120-летию прославления преподобного Серафима Саровского, праздновавшегося в 2023 году. Издание впервые в целостном виде представляет историю храма и прихода, на фоне и с учетом развития территории, на которой он формировался, а также исторического контекста нескольких эпох. Автор — кандидат исторических наук, доцент Донского государственного технического университета, исследователь донской церковной истории — использовала многочисленные опубликованные и неопубликованные (архивные и устные) источники. Особое внимание уделено церковному служению обществу, социальной деятельности в приходе. Важное место в монографии занимает «новейшая» история прихода: приведены подробные сведения о восстановлении храма в 1990-2000-е годы и своеобразная летопись приходской жизни современного периода во всем ее многообразии.
Гуржиева, И. П. Под покровом Пресвятой Богородицы. Ростов-на-Дону, 2007.
Книга, изданная в серии «Святыни Донской земли», рассказывает об истории и приходской жизни Покровских храмов города Ростова-на-Дону, а также о знаменитых прихожанах Покровского храма, расположенного в центре города на улице Большая Садовая, в разные эпохи его существования.
Свято-Покровский храм. Жизнь прихода. Ростов-на-Дону, 2003.
Издание представляет историю строительства Свято-Покровского храма Ростова-на-Дону, предстоящего у входа в Северное городское кладбище. Историю храма предваряет история основания первой городской церкви — Покровской. Издание иллюстрировано фотографиями, запечатлевшими ход строительства храма и жизнь прихода.
Путеводитель по храму Казанской иконы Божией Матери (Ростов-на-Дону).
Красочный путеводитель рассказывает о служителях и братии ростовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери и посвящен 20-летию прихода. На центральном развороте представлен иконостас с перечислением святых и евангельских эпизодов, изображенных на иконах.
Гаврюшкин, О. П. Отблески золотых куполов. История таганрогских церквей и захоронений христианского кладбища. Таганрог, 1999.
Книга представляет историю многочисленных таганрогских храмов, монастырей, монастырских подворий, часовень, капличек и молитвенных домов дореволюционного периода. В алфавитном порядке приводится список служителей таганрогских храмов за всю историю их существования и включает около 150 имен. Второй раздел книги отводится истории таганрогского некрополя с описанием более 100 захоронений. Все проиллюстрировано более чем 200 фотографиями.
Голиковский, В. В. История Успенской церкви (с 2014 г. — храма св. равноапостольной княгини Ольги) станицы Ольгинской Аксайского района Ростовской области: Основание. Разрушение. Возрождение. Ростов-на-Дону, 2023.
Книга протоиерея Валентина Голиковского, настоятеля храма святой равноапостольной княгини Ольги станицы Ольгинской Аксайского района Ростовской области, кандидата богословия, преподавателя Донской духовной семинарии посвящена истории Успенского храма станицы Ольгинской. Исследование основано на архивных документах, хранящихся в Государственном архиве Ростовской области, многие из которых вводятся автором впервые. Представлены и проанализированы подлинные материалы о воссоздании славной и подчас трагичной истории Успенского храма, пастырской деятельности его клира в дореволюционный и послереволюционный периоды. Особенное внимание уделено современной жизни храма.
Авдеев, В. Л. История храмов станицы Кагальницкой. Ростов-на-Дону, 2011.
Исследование посвящено истории приходов станицы Кагальницкой. Позволяет восстановить важный период церковной истории Области Всевеликого войска Донского. Автором собраны и обобщены документальные материалы из архивов Ростовской области, на основании которых воссоздана история Покровской и Димитриевской церквей станицы — от момента закладки до возрождения в наши дни. Представлена история храмового клира, приходского попечительства, работы приходских училищ. В книге выявлены и проанализированы биографические сведения о священно- и церковнослужителях станицы. Заключительная глава посвящена восстановлению храма и возрождению приходской жизни станицы.
Андреев, А. В., Щербаков, И. В. Народный храм. Ростов-на-Дону, 2023.
Дорога к храму / авт.-сост. И. В. Щербаков. Москва, 2019.
Книги рассказывают об истории строительства Свято-Троицкого храма и кафедрального собора города Волгодонска — храма Рождества Христова. Отражено участие и показана роль в этом процессе представителей различных социальных слоев и профессиональных групп городского сообщества. Издания иллюстрированы фотоматериалами, отражающими хронику строительства храмов.
Дронов, В. А. Православные церкви Дубовского района. Дубовское, 2021.
Данный очерк историка и краеведа Валерия Дронова является продолжением цикла работ по истории Дубовского района Ростовской области и посвящен истории церквей. Очерк подготовлен на основе изученных материалов о Донской епархии и храмах Области войска Донского ростовских историков А. Г. Сизенко, А. В. Шадриной, указателя А. А. Кириллова «Донская епархия в ее настоящем положении» (Новочеркасск, 1896), материалов периодического издания Донской и Новочеркасской епархии «Донские епархиальные ведомости».
Шадрина, А. В. Храмы Азовского района Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2014.
Издание посвящено истории храмов одного из интереснейших в культурном отношении районов Ростовской области. На основании достоверных изданий и архивных материалов составитель показывает историю основания, уничтожения и возрождения церквей города Азова и Азовского района на протяжении более 200 лет.
Скориков, Д. Д. Храмы Чертковского района Ростовской области (исторические сведения и материалы). Ростов-на-Дону, 2024.
Издание посвящено истории православных храмов Чертковского района Ростовской области. На основании архивных материалов и дореволюционных изданий составитель прослеживает историю их основания и строительства, показывает особенности внешнего и внутреннего убранства, приводит списки причтов и факты приходской жизни. Хронологические рамки работы охватывают период со второй половины XVIII до начала XX века. Издание рассчитано на всех, интересующихся историей Чертковского района и Донского края в целом.
Шадрина, А. В. Летопись церквей города Константиновска. Ростов-на-Дону, 2012.
Книга представляет исследование материальной и духовной культуры казачьего населения нижнего Дона на примере города Константиновска (до 1941 года — станицы Константиновской). Рассмотрение истории церквей в жанре летописи, реконструированной на основании изучения архивных документов, отложившихся в четырех архивах Ростовской области, показывает не только изменение парадигм церковно-государственных отношений, но и отношение населения к собственной духовной культуре. Издание рассчитано на историков, краеведов, исследователей генеалогии казачьих родов, а также всех, интересующихся историей Русской Православной Церкви и казачества.
Константиновск православный. Ростов-на-Дону, 2010.
Еще один сборник исторических исследований о православных храмах города Константиновска Ростовской области, а также станиц и хуторов Константиновского района как уже утраченных, так и существующих ныне, составлен иеромонахом Филиппом (Лукьяновым) и библиографом Константиновской центральной библиотечной системы, краеведом Валентиной Прокофьевной Граф. Впервые опубликован материал о священнослужителях храмов. Авторы возвращают читателя к самым истокам православного Константиновска, прослеживая его историю до наших дней.
Луночкин, М. Н. До скончания веков. Из истории православных храмов Чернышевского района Волгоградской области. Ростов-на-Дону, 2021.
В книге рассказывается об истории возникновения, разрушения и возрождения (в наши дни) некоторых сельских православных храмов Чернышевского района Волгоградской области и трагических судьбах их служителей в 20-30-е годы ХХ века. Для нашего края книга важна тем, что в момент становления и развития Донской и Новочеркасской епархии земли, ныне входящие в состав Волгоградской области, входили в состав Области войска Донского.
Россию недаром называют Домом Пресвятой Богородицы, в нашем Отечестве находится множество Ее чудотворных икон. До 1917 года их насчитывалось около 500! Имела свою чудотворную икону Богоматери и Донская область. Да и сегодня списки разных чудотворных образов Святой Заступницы — Царицы Небесной, хранятся в разных храмах нашего края.
Чибисова, С. П. Аксайская икона Божией Матери Одигитрии. История явления и почитания. Ростов-на-Дону, 2020.
Книга посвящено 190-летию явления иконы Божией Матери Одигитрии станицы Аксайской во время страшной эпидемии холеры в Земле войска Донского и рассказывает об истории почитания этого образа на Дону с 4 сентября 1830 года до наших дней. Автором собраны интересные свидетельства современников, уникальные архивные документальные и изобразительные материалы, которые дают представление о значении явленной Аксайской иконы Одигитрии как покровительницы Донской Области. Увлекательное повествование и оригинальный материал, большая часть которого публикуется впервые, делают книгу интересной для широкого круга читателей.
Небесная заступница Азова. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Москва, 2020.
Издание посвящено Ильинской Черниговской иконе Богоматери из собрания Государственной Третьяковской галереи и подготовлено к выставке, организованной в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике в связи с двумя значимыми датами — 450-летием служения донского казачества Российскому государству и 350-летием со дня рождения Петра I (отмечалось в 2022 году). Подробный рассказ о создании и особенностях иконографии произведения дополнен альбомной частью, задуманной не только как иллюстративный материал, но и как самостоятельное историко-художественное повествование. С 2022 года список иконы находится и на Донской земле — в храме Азовской иконы Божией Матери города Азова Ростовской области.
Боковская святыня. Ростов-на-Дону, 2006.
Издание посвящено одной из святынь Донской земли — чудотворной иконе Божией Матери «Иверская», переданной из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон в храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна станицы Боковской Ростовской области «в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающих к Всеблагой Владычице…».
Персоналии
Довольно много благочестивых, ревностных, ярких архиереев возглавляли Донскую епархию и служили на Донской земле. Среди них были и ученые мужи, и мученики, и преподобные. Открыть для себя личность многих из них, узнать об их жизни и трудах, дают возможность книги, собранные в фонде библиотеки и представленные в третьем разделе выставки.
Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов-на-Дону, 2014.
Настоящая книга посвящена наименее изученному сословию Области войска Донского. Дается анализ юридического положения, социального статуса, материального обеспечения и общественной деятельности священно- и церковнослужителей Дона. Книга написана на основе анализа значительного числа дореволюционной периодики, архивных и опубликованных источников.
Жизнь и подвиги в Бозе почившаго прозорливого старца-подвижника Павла (Павловича) Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурютиной, на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его / Собр. и излож. С. И. А. Москва, 1911.
Книга о жизни и молитвенном подвиге прозорливого старца Павла Таганрогского впервые была напечатана в 1911 году в московской типографии И. Ефимова, через тридцать с лишним лет после блаженной кончины старца. Книга предлагает свидетельства очевидцев, живших рядом со старцем, служивших ему и людям, приходившим к нему, молившихся с ним, видевших скорбь его и печаль о человеческих немощах, получавших от него наставления, помощь и исцеления. Разрешение на печать книги было дано цензором, профессором Духовно-Цензурного Комитета Киевской Духовной Академии, священником Александром Глаголевым 8 июня 1911 года. На выставке представлено репринтное издание книги, переизданное после 2010 года. К оригинальному изданию были добавлены: Оглавление, список опечаток, Акафист и Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому. Предположительно, именно эта книга упоминается в письме священника Д. Феденко, опубликованном в Донских епархиальных ведомостях в 1912 году (№ 23. С. 630), в связи с его посещением могилы старца.
Китайский, В. Л. Китайскiе — династия священнослужителей казачьего происхождения. Ростов-на-Дону, 2019.
Издание посвящено жизни и подвигу служения донского священника казачьего происхождения — Александра Андреевича Китайского. В сентябре 2020 года исполнилось 100 лет со дня его расстрела по ложному обвинению. В работе правнука священника устранен недостаток информации о династии рода священнослужителей Китайских, восстановлены родственные и служебные связи между отдельными представителями семьи с октября 1788 года по август 1920 года и исследована деятельность каждого из них. В приложении представлены древо священнослужителей, некоторые документы, фотографии и краткое описание сохранившихся храмов, в которых служили Китайские.
Стороженко, Э. А. Подвиг веры о. Илии Попова. Смоленск, 2019.
Книга содержит жизнеописание протоиерея Илии Попова. Пять поколений его предков были казачьими церковно- и священнослужителями. Будучи свидетелем грозных событий в России в начале ХХ века, он всеми силами хранил верность своему призванию и своей пастве. На его долю выпало много испытаний, последним из которых стали заключение в тюрьму и расстрел.
Сухарев, А. Г. Мемориал. Ростов-на-Дону, 2020.
В книге рассказывается о мемориальном памятнике, установленном в станице Великокняжеской Области войска Донского (ныне — город Пролетарск Ростовской области) и посвященном всем пострадавшим за веру Христову в ХХ веке на Донской земле. Представлены история его создания, судьбы фигурирующих на табличках мемориала 76 священно- и церковнослужителей, монашествующих и мирян, погибших в результате гонений богоборческой власти, о прихожанах храма во имя мучеников Флора и Лавра 1930-х годов и их духовном пастыре протоиерее Илии Попове. Отдельные главы посвящены станице Великокняжеской и деятельности Фонда имени священника Илии Попова, задачами которого являются культурно-просветительская работа по истории казачества и церковной истории, благотворительная деятельность, прославление подвига новомученников.
Бирюкова, Ю. А., Овчинников, П. А. Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865-1937). Ростов-на-Дону, 2014.
Буданов, О. Ф. Священномученик Захария (Лобов). Православный святой, который учился, жил и нес духовную службу в епархиальном Новочеркасске. К 150-летию со дня рождения. Новочеркасск, 2015.
Обе работы посвящены исследованию жизни и служения архиепископа Воронежского и Задонского, викария Донской епархии — Захарии (Лобова), погибшего в 1937 году в самый разгар религиозных гонений. Почти 40 лет будущий святой Захария прослужил пресвитером, затем епископом Аксайским в Донской и Новочеркасской епархии, из них 18 лет был ключарем кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику российских новомученников и исповедников.
Оба исследования написаны на основе изучения большого числа документальных источников и выявленных фактов, до этого времени не известных широкой аудитории.
Щербак, Д. А. Земной путь священномученика Николая Попова. Ростов-на-Дону, 2016.
Исследование посвящено жизни и подвигу служения священника Русской православной церкви, протоиерея Николая Попова, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2006 года. Сын исследователя донской старины Харитона Ивановича Попова, Николай Харитонович был образцом пастырского служения; он занимался духовно-просветительской деятельностью, организовывал церковные хоры, оказывал своим прихожанам посильную медицинскую помощь (выписывал большое количество литературы по медицине, лекарства), и многое другое. В начале 1919 года священник не покинул хутор: напутствовал смертельно больных тифом прихожан, а заболев сам и еще не оправившись полностью от болезни, проводил богослужения в своём доме — пока его не арестовал местный ревком. Спустя время отец Николай был казнён близ станции Морозовская. Материал составлен на основе изученных автором научно-исторических публикаций, справочной литературы, каталогов областных и государственных библиотек России, архивных материалов Ростовской и Волгоградской областей, Управления ФСБ России по Ростовской области, Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк). Повествование на каждой странице сопровождается не просто ссылками на источники, но и выдержками из них.
В память вечную будет праведник. Протоиерей Иоанн Домовский: сборник материалов о его подвижническом служении и праведной жизни. Проповеди протоиерея Иоанна / сост. Черемисина И. А. Ростов-на-Дону, 2004.
Протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский родился в 1840 году в семье диакона Екатеринославской области. По окончании духовной семинарии состоял священником в сельской церкви Екатеринославской епархии. С юных лет очень интересовался пением и церковной музыкой: на месте своей службы организовал хороший церковный хор, чем и обратил на себя внимание епархиального епископа, и в скором времени был переведен в Екатеринославский кафедральный собор с поручением ему организовать церковный хор. Одновременно отец Иоанн был назначен ключарем и в этой должности, по его словам, пережил многих епископов. В последние годы пребывания в Екатеринославе батюшка горел желанием стать приходским священником. Он переехал в Нахичевань-на-Дону (ныне — Пролетарский район города Ростова-на-Дону), заняв должность священника Александро-Невской церкви (не сохранилась). В 1916 году отец Иоанн ушел на покой с должности настоятеля церкви, с намерением провести последние годы своей жизни в монастыре. Однако, по совету и просьбе почитаемых им лиц, вернулся к своей пастве, временами продолжая служить в церкви. Скончался в 1930 году. 22 марта 2012 года в Донской духовной семинарии обсуждался вопрос о возможной канонизации протоиерея Иоанна Домовского. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге праведника, собирается материал о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству батюшки, регулярно совершаются панихиды на его могиле. Сборник составлен по воспоминаниям людей, знавших отца Иоанна лично, служивших с ним, бывших прихожанами храма Святого Александра Невского.
Архимандрит Модест. Человек, который умел любить / сост. В. А. Карагодин. Ростов-на-Дону, 2008.
Книга рассказывает об архимандрите Модесте (Потапове), наместнике Старочеркасского монастыря, особо почитаемом старце на юге России. Воспитанник и преемник великих Глинских старцев митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и схиархимандрита Виталия, отец Модест был поставлен Промыслом Божиим как орудие возрождения монашеской жизни в краю казачьей славы. По благословению митрополита Зиновия он читал над болящими особые молитвы — на исцеление душевных и телесных недугов. И его дерзновенная молитва возвращала к жизни наркоманов, алкоголиков, онкобольных и одержимых нечистыми духами. Но самым главным чудом, которое перерождало души людей, была слёзная, пламенная молитва старца. Молитва — как встреча с живым Богом. Богом, имя которому Любовь. Об этом чуде Богообщения, самом большом чуде в человеческой жизни, и повествует книга.
Руководитель казачьего культурного центра Азовского казачьего округа Александр Андреевич Жарков, рассказывая о детстве и юности Михаила Харитоновича Потапова (мирское имя), духовных чаяниях и монашеском служении архимандрита Модеста в статье «Старец земли Азовской», писал: «Потаповы особо пеклись о духовном образовании детей… Больше всего Анна [мама будущего старца] старалась научить своих детей милосердию. И семя слова премудрости Христовой запало в доброе детское сердце и принесло много плодов…».
И сегодня семя Премудрости несут нам книги. В первую очередь добрые, мудрые, рассказывающие о Боге, добродетелях, родном крае, отчем доме, жизни наших предков… И, пожалуй, главная задача, стоящая перед мыслящим читателем, — отобрать для себя книги полезные, те, которые помогали бы формировать убеждения, укреплять нравственное начало, приобретать профессиональные навыки, становиться образованным, умным, сильным и добрым человеком. Сегодня книга становится не только печатной, но и электронной. Носители менялись и в древности — от пергамента до папирусов, бумаги. А вот смысл книги, того, что несет мысли, информацию, и то, что передается посредством письменного слова, сохраняется в веках. И сегодня не меньше, чем в древности, люди нуждаются в написанном слове, которое знакомит их с мудростью, с опытом других людей, и которое формирует духовный интеллектуальный мир.
Практически все издания, представленные на выставке «Духовное наследие земли Донской», будут интересны и полезны не только историкам, богословам, аспирантам, церковным исследователям и краеведам, но и всем тем, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, историей родного края — Донской земли, стремится к своему духовному возрастанию.
Ульченко Е. В., ведущий библиограф отдела краеведения ДГПБ