ул. Пушкинская, 175А

Из цикла выставок «По совместительству учитель, наставник и педагог» (2 экспозиция)

13 мая 2023 - 31 мая 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Профессия учителя всегда была одна из самых почитаемых и важных. Но есть особый род преподавателей – люди, которые в свободное от педагогической деятельности время писали сделавшие их знаменитыми тексты. Впрочем, многие писатели и поэты по всему миру были учителями задолго до того, как появились первые общеобразовательные школы.

В истории известны факты, когда знаменитые литераторы зарабатывали себе на жизнь преподаванием при дворе императоров, в престижных университетах или сельских школах. Вспомним и мы тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены творения выдающихся писателей и поэтов XIX – начала XX веков, которые в той или иной мере нашли себя не только в мире литературны, но и в сфере образования.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – представитель знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, драматург, публицист, критик. За свою короткую жизнь он успел создать огромное количество выдающихся произведений, многие из которых входят в школьную программу. 

Будущий писатель происходил из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских. Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Николай Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки.

В 1828 году Гоголь переехал в Петербург. Там он служил сначала чиновником, потом пробовал устроиться в театр актером, занимался преподаванием и литературой. В этот период он знакомится с известными именами литературного мира А. А. Дельвигом, П. А. Плетневым, В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным и др., которые помогли найти Гоголю работу: он стал учителем. Николай Васильевич преподавал историю и географию в  Патриотическом институте – среднем учебно-воспитательном учреждении для девочек, существовавшем в Санкт-Петербурге с 1813 по 1918 годы. (Институт был учрежден в 1813 году как Сиротское училище для дочерей офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года). В выходные дни Гоголь давал частные уроки детям знатных дворян. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. 

Мало кто знает, что Николай Васильевич Гоголь одним из первых стал задумываться над грамотным преподаванием географии. Классик считал эту науку самой важной для молодёжи и самой сложной для преподавания. Он горел желанием написать целую детскую книгу о географии, а также вынашивал замысел большой книги по географии и истории для взрослого читателя, о чем в свое время писал М. П. Погодину. Основой книги он собирался сделать свои лекции, которые составлял, будучи преподавателем в Патриотическом институте. В конце жизни писатель вновь вернулся к замыслу написания книги по географии — «География России», но реализовать его не успел.

В 1831 году в "Литературной газете" впервые была опубликована статья Н. В. Гоголя «Мысли о географии» с подзаголовком (для детского возраста) и под псевдонимом «Г. Янов». Впоследствии статья вошла в сборник «Арабески», но была переработана и получила новое название.

Взгляды автора в этой статье с ног на голову переворачивают все принципы работы учителя. Гоголь настаивает на преподавании географии без книг – перед глазами ученика может быть лишь карта. Никаких лишних слов и нравоучений: книга может лишь помешать усвоению материала. Только визуальные, яркие образы и подкрепление географии другими обязательными науками, с которыми она тесно соприкасается. Тогда, по мнению писателя, в голове ребёнка отложится не нудный набор нравоучений. В его голове будет целый мир.

"Детский возраст есть ещё одна жажда, одно безотчётное стремление к познанию. Он всего требует, всё хочет узнать. Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? что там такое? какие там люди? как живут? – эти вопросы стремятся у него толпою, и все они относятся прямо к физической географии, и потому мир в его физическом состоянии – величественный, роскошный, грозный, пленительный – должен более и обширнее занять его".

Приведенный отрывок из "Мыслей о географии" характеризует цели, которые преследовал Гоголь в своих рассуждениях. Утолить детскую жажду знаний просто, но не каждый учитель может выбрать для этого правильный способ. Николай Васильевич утверждал, что преподавание географии его современниками ошибочно чуть ли не с первых уроков. Как можно делить на полушария, части света, преподавать всё по частям ещё и в форме бурного, бесконечного потока информации?

"Фигура Земли прежде всего должна удержаться в его памяти" – вот результат способа обучения, который предложил Гоголь. Зачем заставлять ребёнка чертить бестолковые карты, прорисовывая всё до мелочей? Важные подробности, скорее всего, забудутся, едва ученик отложит карандаш. Гоголь считал, что куда лучше дать ребёнку простую карту, где будут белая вода и чёрная земля. Такой контраст, что называется, бросится в глаза и отложится в голове.

Гоголь так правильно и точно пишет обо всех областях географии, что невольно закрадывается сомнение: а может, он и не писатель вовсе? "Мысли о географии" рассказывают обо всём: горы, почвы, растения, климат – ничто не остаётся за пределами книги. Даже вымершие народы и виды: их писатель предлагает обязательно описывать, чтобы ребёнок помнил об их существовании. В письмах друзьям Николай Васильевич писал, что нужно не мёртвое, а живое изображение России: чтобы она говорила о себе сама живым русским слогом, и чтобы ребёнок познавал её не через призму мышления гувернёра-иностранца.

Советы Гоголя по методике преподавания географии настолько глубокие, что создаётся ощущение, будто их писал умудрённый опытом педагог, хотя в момент написания "Мыслей о географии" Гоголю было чуть больше двадцати лет. До сих пор, статья «Несколько мыслей о преподавании детям географии» считается одним из лучших педагогических трудов. И кто знает, может, если бы его книга вышла в свет, к географии сейчас было бы совсем другое отношение, другая дорога – как сказал бы сам Гоголь.

1.    Владимиров П. В. Из ученических лет Гоголя: письмо Н. В. Гоголя 1827 г. к Г. И. Высоцкому и предполагаемый портрет Гоголя-студента: (с четырьмя снимками и портретом). Киев, 1890

Владимиров Петр Владимирович (1854–1902) – историк литературы, профессор университета св. Владимира по кафедре русского языка и словесности. Занимался изучением древнерусских рукописей и старопечатных книг в московских и петербургских книгохранилищах. В 1885 году защитил в Казани магистерскую диссертацию "Великое Зерцало", а в 1888 году за работу "Доктор Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык" получил в Петербурге степень доктора русской словесности. Кроме вышеупомянутых сочинений, нужно отметить "Очерки из истории общественного движения на Севере России во второй половине XVII в.", "Обзор южно-русских и западно-русских памятников письменности от XI до XVII столетия" и несколько статей о Н. В. Гоголе.

2. Гоголь Н. В. Сочинения и письма Н.В. Гоголя. Т. 3: Арабески. Санкт-Петербург, [1907]

«Арабески» – сборник сочинений Николая Васильевича Гоголя в двух частях, составленный автором. Опубликован впервые в январе 1835 года. Сборник очень разнообразен по содержанию, отсюда название «Арабески». В книге объединены статьи Гоголя по истории, географии, изобразительному искусству, а также несколько художественных произведений.

Ершов Петр Павлович (1815–1869) — талантливый русский поэт, прозаик, драматург, детский писатель, сказочник, преподаватель. Приобрел широкую известность благодаря своей сказке в стихах «Конек-горбунок», ставшей классикой русской литературы.

Родился Ершов в деревне Безруково Ишимского округа Тобольской губернии (ныне Ершово Тюменской области). Его отец был полицейским чиновником, мать – дочерью тобольского купца. Из-за службы отца семья часто переезжала. За первые 8 лет жизни Петр побывал в разных городах и казачьих поселениях.

В 1830 году Ершов окончил Тобольскую гимназию. Большую роль в становлении его личности сыграл директор гимназии Иван Менделеев, отец великого химика Дмитрия Менделеева. Позднее Петр Ершов позаботится о Дмитрии Менделееве, который в возрасте 13 лет потеряет отца. Для будущего ученого Ершов станет не только учителем, но и надежным другом и опорой. В дальнейшем семьи Ершова и Менделеева породнятся: падчерица Ершова станет супругой известного ученого.

Переехав с семьей в Санкт-Петербург, Ершов продолжил обучение на историко-филологическом факультете Императорского университета. Учился весьма посредственно и после выпуска не знал толком ни одного иностранного языка.
Во время учебы в университете Петр Ершов занялся литературной деятельностью. Большое влияние на его творчество оказали сказки А. С. Пушкина. Яркие персонажи, интересные события, увлекательный сюжет пушкинских сказок настолько поразили воображение Ершова, что он принялся за написание своей сказки «Конек-горбунок».

В 1836 году Ершов возвращается на родину в Тобольск и устраивается работать учителем в местную гимназию. В 1857 году Ершов стал директором гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Занимался организацией женского образования в Тюмени, Ишиме, Кургане, Омске, Ялуторовске.

Самым известным произведением П. П. Ершова стала сказочная поэма «Конек–горбунок». Впервые она была издана в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». Спустя время с некоторыми изменениями сказка вышла в отдельном издании. В измененном варианте она больше полюбилась читателям. Творение вышло в новом стиле и жанре и включило Ершова в список известных русских поэтов.

«Конек-горбунок» вызвал бурное одобрение у самых важных критиков — Александра Пушкина и Василия Жуковского. Великому поэту понравилась легкость стиха Ершова. После публикации сказки Ершов приобрел большую популярность, для него открылись двери в творческое общество Санкт-Петербурга. При жизни автора «Конек-горбунок» выдержал семь изданий.

В дальнейшем Ершов пробовал себя в различных жанрах, однако самым главным его произведением остался «Конек-горбунок».
Со времени своего существования сказка издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира и по сей день остается одной из самых популярных сказок, сюжет которой нашел отражение в живописи, театре и балете.

3.    Альбом русских народных сказок и былин. Санкт-Петербург, 1875

Издание осуществлено по заказу императрицы Марии Александровны. В альбом включено 12 народных былин и сказок, в том числе несколько поэтических переложений А. С. Пушкина и П. П. Ершова, созданных на фольклорной основе. Каждое из произведений снабжено комментариями, раскрывающими этимологию имен мифических персонажей и дающими представление о мировоззрении древних славян.

4.    Ершов П. П. Конек-горбунок. Москва, 1957

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский философ, учёный, литературный критик, публицист, писатель, оригинальный педагогический мыслитель. Вошел   в   историю   развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности делу.

Николай Гаврилович родился в Саратове в семье священника. До 14-летнего возраста   он   воспитывался   и   обучался   дома. Уже с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателем книг”, таким и оставался в течение всей своей жизни. В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики), где ему прочили блестящую духовную карьеру. Но полный курс обучения в семинарии завершен не был, так как духовная карьера совершенно не привлекала Чернышевского. В 1846 году он уехал в Петербург, где стал студентом отделения общей словесности философского факультета Санкт-Петербургского университета. На курсе он занимался славянской филологией, за годы учебы в университете (1846-1850) у него сложились основы мировоззрения.

Окончив университет Чернышевский вернулся в Саратов и с января 1851 года начал работать преподавателем русского языка и словесности в мужской гимназии. Среди своих воспитанников Чернышевский пользовался огромным авторитетом. Он начал знакомить учащихся с великими русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Кольцовым,— произведения которых в то время в программу гимназического курса не входили. Ученики знали, что в беседе с Чернышевским можно решить многие вопросы, волновавшие молодые умы. Учитель-гражданин не боялся беседовать на запрещенные темы — о революционном движении, о крестьянских восстаниях, о том, как тяжело живется народу. Богатый опыт, приобретенный в саратовской гимназии, позволил Чернышевскому написать в 1855 году руководство по преподаванию грамматики русского языка. Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная   система революционно -   демократических   взглядов   по   вопросам   народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений. Чернышевский   отводил   видное   место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания.

Чернышевский делал акцент на том, что в стране большое количество грамотных и высококвалифицированных педагогов были лишены возможности реализовать свой потенциал в педагогической практике, поскольку в образовании господствовали чиновники, а сама школа была далека от науки и от методического совершенства.

Основная задача учителя, по мнению Чернышевского, сделать обучение интересным, при этом, не превращая его в развлекательный процесс. Для этого необходимо применять комплекс таких методических приемов и форм организации учебного процесса, которые придают обучению эффективность, строгость и результативность.

Среди ключевых методов воспитания Николай Гаврилович выделял два основных: домашний и школьный. Первый метод успешно реализуется в обстановке семьи и более ориентирован на выявление в воспитаннике особых способностей и задатков. Сама система домашнего обучения, по мнению Н. Г. Чернышевского, более эффективна, так как согласована с позицией родителей. Что же касается второго метода, то он, как правило, реализуется в школьной практике. Среди приоритетов школьного обучения Чернышевский выделял соперничество среди учащихся и взаимообогащение знаниями. Школьное обучение более противоречиво, так как основано на разных взглядах родителей и учителей по отношению к обучению. Ученики, покидая стены школы, делаются свободными от власти учителя, и становятся предоставленными сами себе в отличие от первого метода, при котором наставник постоянно присутствует.

Прогрессивная педагогическая деятельность Чернышевского стала причиной преследований и доносов со стороны дирекции гимназии. Кроме того, в Саратове не было университета и научной библиотеки, и Николай Гаврилович решает уехать в Петербург.

В Петербурге Чернышевский занимался литературной работой в журналах и продолжал преподавательскую деятельность в кадетском корпусе. В 1853 году он познакомился с Некрасовым, который привлек его к сотрудничеству в «Современнике». С тех пор Чернышевский — постоянный автор, а затем и редактор этого журнала, который он превратил в трибуну революционной демократии. В своих научных работах, литературно-критических статьях Чернышевский много внимания уделял вопросам образования, воспитания и школьного обучения. Чернышевский Н. Г. оставил неизгладимый след в философии, истории, политической экономии, эстетике и истории литературы. О чем бы он ни писал, он всюду умел сказать новое слово.

5. Плеханов Г. В. Н. Г. Чернышевский. Санкт-Петербург, 1910

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) –  первый российский марксист-теоретик, идеолог революционного движения. В монографии последовательно рассматриваются философские, исторические, политические и политэкономические взгляды Н. Г. Чернышевского.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — великий русский писатель, мыслитель, публицист, педагог. Литературное наследие Толстого составляет 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, писателя не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

Но Л. Н. Толстой — это еще и уникальное явление в мировой и отечественной педагогики. Он народный учитель – практик, для которого занятия с крестьянскими детьми «поэтическое, прелестное, радостное дело». С другой стороны — он теоретик глобального масштаба, наметивший общие контуры гуманизации всего научного знания и новых научных основ педагогики. Его максима «воспитание спасет мир» воспринимается в наши дни вполне реалистично.

Родился писатель в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Рано осиротел. Опекуном пятерых детей Толстых стала две их тети.  Два старших ребенка переехали в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году из Ясной Поляны Толстой попадает в Казань, где через три года после переезда решает поступить в престижный Императорский Казанский университет. Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения. В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Унаследовав свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, Толстой немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой собственный план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки.

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей.

Интенсивная педагогическая работа Л. Н. Толстого началась с 1859 года, спустя 10 лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открыл в Ясной Поляне бесплатную начальную школу. Деятельность Толстого-педагога делится на три периода: первый — 1859—1862 гг., второй — 1870—1876 гг. и третий, — начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя.

Первый период педагогической деятельности писатель назвал периодом «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом». Это было время большого общественного подъема в России в связи с отменой крепостного права. Просветительскую деятельность среди крестьян Л. Н. Толстой рассматривал как выполнение своего долга перед народом. Воспитание творческой личности ребенка Толстой считал важнейшей задачей школы.

Учебно-воспитательная работа с детьми и внеклассные занятия учащихся Яснополянской школы непрерывно развивались, совершенствовались. Школу посещало от 30 до 40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки начинались в 8 часов утра и зачастую продолжались до 2 часов дня; с 2 до 5 часов был обеденный перерыв. Заканчивались занятия в 8-9 часов вечера. Учебный план школы Толстой составлял с учетом того, чтобы его ученики получили широкий круг знаний. По мнению Толстого, крестьянские дети должны были быть введены в мир искусства, благородных идей и переживаний. В Яснополянской школе учащиеся изучали 12 предметов: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфию, грамматику, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, математику, беседы из естественных наук, закон Божий.

Яснополянская школа стала своеобразной педагогической лабораторией по изучению творчества учителей и учащихся, и должна была, по мнению Толстого, показать эффективность его подхода.

В 1862 году Толстой начинает издавать ежемесячный журнал «Ясная Поляна», каждый номер которого включал педагогический раздел и рассказы для детей (всего вышло 12 номеров). Статьи в журнале Толстого раскрывали цели, задачи и содержание обучения в народной школе. Обращаясь к учителям, он говорил о необходимости формирования творческого мышления и нравственного сознания учащихся уже на первоначальном этапе обучения, делился мыслями о целесообразности приучать детей к самостоятельной деятельности при активной помощи учителей. В журнале Толстой публиковал свои статьи программного характера: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования», «Дневник Яснополянской школы» и др. Работа в журнале оказалась трудоемкой: Толстой выступал и как автор, и как редактор. Он очень внимательно следил за тем, чтобы все материалы были не только актуальны, но и написаны хорошим языком. Писатель призывал «сословие педагогов» знакомить широкого читателя с ценным педагогическим опытом, наблюдениями. 

Второй период активной педагогической деятельности писателя начался после завершения романа «Война и мир». Толстой приступил к написанию «Азбуки» — своеобразного комплекса учебных книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку и арифметике. «Азбука» состояла из четырех книг. Первая книга включала собственно азбуку, т. е. букварь, тексты для первоначального чтения, славянские тексты, материалы для обучения счету, методические указания для учителя. Следующие три книги включали художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию. Это была своеобразная энциклопедия знаний для первоначального этапа обучения. Л. Н. Толстой писал, что он положил на нее труда и любви больше, чем на все, что делал в жизни.

Первые рецензенты «Азбуки», отмечая выдающиеся достоинства рассказов для детей, критиковали предложенную Толстым методику обучения грамоте и считали неудачным арифметический раздел. Министерство народного просвещения рекомендовать «Азбуку» Толстого для школ отказалось. Тогда Толстой написал краткое и доступное для детей пособие - «Новую азбуку», вышедшее в свет в 1875 году и значительно отличавшееся от прежней «Азбуки». Новым в методике было то, что она предлагала учителю использовать на свой выбор различные способы обучения грамоте: слуховой, звуковой, буквослагательный и метод целых слов. Если в «Азбуке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то «Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Тексты, написанные Толстым для азбук, изложены простым и ясным языком, доступны для детей, вызывают напряженный интерес.

Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения». «Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки».

«Новая азбука» стала быстро распространяться, выдержав 30 переизданий (28 при жизни Толстого). Общий тираж ее составил 2 000 000 экз. Многие произведения, написанные или переработанные Л. Н. Толстым для этой книги, вошли в круг детского чтения, читаются детьми и в наше время.

Третий период педагогических исканий Толстого был связан с разработкой религиозно-нравственного учения, которое писатель считал главным делом своей жизни. Оно было изложено писателем в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей. В последние годы жизни Толстой много думает о нравственном воспитании детей, о занятиях с мальчиками по вопросам морали. Толстого интересует и проблема подготовки учителя: «каким он должен быть?». Писатель впервые в России серьёзно апробировал экспериментально и внедрил в практику «свободное воспитание». Идею свободного воспитания мог реализовать в России достаточно «свободный», состоятельный и авторитетный человек, каким и был граф Толстой – известный писатель. Теория свободного воспитания Толстого на протяжении 100 лет развивалась в нескольких аспектах. Многие мысли и направления педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого нашли отражение в развитии педагогики в следующем столетии.

6.    Кросби Э. Г. Л. Н. Толстой как школьный учитель: перевод с английского: с дополнениями из писем Л. Н. Толстого о воспитании. Москва, 1908 (Библиотека "Свободного воспитания и образования"/ под редакцией И. Горбунова-Посадова. Вып. 3)

Эрнест Ховард Кросби (1856-1907) – американский писатель и общественный деятель, организатор «Лиги социальных реформ». Пропагандист учения Л. Н. Толстого в США.

Интересный факт. В 45 лет Кросби, представитель Соединенных Штатов в международном суде в Александрии, «почти в один присест» прочитал книгу Льва Толстого «О жизни», после чего оставил свою должность в суде, отказался от политической карьеры и в 1894 году приехал к писателю в Ясную Поляну.

Личное знакомство Толстого и Кросби переросло в оживленную переписку, а впоследствии и в искреннюю дружбу, в которой оба писателя оказывали взаимное влияние друг на друга, но все же именно Толстой в большей степени стал для Кросби наставником и учителем. Американец в своих публицистических произведениях отстаивал толстовские идеи: Лев Николаевич вдохновил Кросби принять идеи непротивления, особенно важные для русского писателя в последние годы его жизни. Но и Кросби оказывал влияние на Толстого: писатель включил высказывания Кросби в свои сборники изречений мудрых «Круг чтения» и «Путь жизни». Именно Кросби во многом вдохновил Толстого написать статью «О Шекспире и о драме». Лев Николаевич  с интересом читал и публицистические, и художественные произведения американского писателя, а также журналы, изданием которых занимался Кросби, причем Толстой оставлял на страницах этих произведений множество помет. В яснополянском кабинете писателя среди изображений близких друзей и единомышленников находилась и фотография Эрнеста Кросби.

Поделиться:
Подбор литературы