"Жил этот крупный писатель в стороне от публики и литераторов, одинокий и непонятый почти до конца дней. Только теперь к нему начинают относиться более внимательно" М. Горький о русском писателе Н. С. Лескове.
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. Его отец был сыном священника и лишь по службе дворянским заседателем Орловской палаты уголовного суда получил дворянство. Мать принадлежала к дворянскому роду Алферьевых. Будущий писатель вырос в богатом доме одного из своих дядей с материнской стороны, где и получил первоначальное образование.
В десять лет Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться ему не нравилось, он стал одним из отстающих учеников и после пяти лет обучения получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.
Год спустя молодой человек вместе со своим братом переехал в Киев к дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. Биограф Н. С. Лескова И. А. Шляпкин пишет: «Жилось у него обоим братьям неважно. Дядя отвел им у себя чуланчик, но обедать к себе не приглашал. Нужда наложила отпечаток на характер Н. С. Лескова: он был очень бережливый, экономный человек относительно стола и платья».
В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Работая, Лесков занимался самообразованием и подружился с молодыми профессорами университетского кружка, посещавшими дом С. П. Алферьева, «пользовался от некоторых из них благорасположением и даже доверием».
Общее направление этого самообразования было политико-экономическим, особенно привлекала его внимание ученая и практическая деятельность Д. П. Журавского, специалиста по сельскому хозяйству и статистике, которого Лесков считал «первым русским аболиционистом». Попутно будущий писатель изучал украинский язык и украинскую литературу, с огромным интересом знакомился с творчеством Т. Г. Шевченко, памяти которого он впоследствии посвятил статьи «Последняя встреча и последняя разлука с Шевченко» (1861) и «Официальное буффонство» (1882). Годы жизни в Киеве дали материал для обширного цикла произведений.
В 1857 году Николай Лесков оставил казенную службу и переехал в село Райское Пензенской губернии, поступив на работу в коммерческое предприятие "Шкотт и Вилькенс", основанное его дальним родственником англичанином Александром Шкоттом. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов. С 1857 по 1860 год Лесков "изъездил Россию в самых разнообразных направлениях", собрал "большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений".
Деловые отчеты разъездного агента Лескова попали через Шкотта к известному в 50-х годах автору «Провинциальных воспоминаний» И. Селиванову, усмотревшему в них признаки литературного дарования. В 1860 году редактор киевской «Современной медицины» доктор А. Вальтер предложил Лескову сотрудничество в журнале. В автобиографической записке «О себе самом» Лесков сообщает: «Решительное закабаление Лескова в литературу произвели… Громека и Дудышкин с А. А. Краевским… Беллетристические способности усмотрел и поддержал или поощрял Аполлон Григорьев».
В 1861 году Лесков переехал в Петербург и окончательно занялся литературной деятельностью. В литературных кругах его ждал теплый прием. Критик «Отечественных записок» Дудышкин, редактор журнала А. А. Краевский, публицист С. С. Громека привлекают Лескова к широкой литературной работе: он начинает печататься в газетах «Северная пчела» и «Русская речь», в журналах «Отечественные записки», «Время», «Книжный вестник».
Наиболее отвечающими его симпатиям и склонностям были журналы «почвенников» - «Время», а затем и «Эпоха» братьев Достоевских. В этих изданиях провозглашалось, что спасение не в учениях, а «в почве и в народе», «в нашей умственной и нравственной самостоятельности», и что первостепенное значение в народной жизни имеет искусство. Все это соответствовало формирующимся воззрениям Лескова и оказало свое влияние на его позднейшее литературное развитие. Неудивительно, что он принял участие и в журнале идейного вдохновителя братьев Достоевских Аполлона Григорьева еженедельнике «Якорь» («Вестнике общественной жизни, литературы, театра, музыки и художеств»), выходившем в 1863 -1865 годах.
К периоду журнальных дебютов Лескова в Петербурге относятся его встречи и беседы с Т. Г. Шевченко, которые отвечали его «южнорусским» интересам и тесно переплетались с его «всеславянскими» симпатиями и чаяниями. Когда Н. С. Лесков только переехал в Петербург, он «тотчас отправился поклониться поэту» и передать ему приветствия от их общих украинских знакомых. Шевченко расспросил о каждом из них и с особенной грустью отозвался о больном художнике Иване Васильевиче Гудовском, у которого жил в 1859 году в Киеве.
Тарасу Григорьевичу Шевченко оставалось жить не больше месяца. Утром 27 февраля, узнав о его смерти, Лесков с другим знакомым и земляком поэта А. И. Нечипоренко отправился в Академию художеств (где жил Т. Шевченко). В академической церкви стоял на чёрном катафалке гроб поэта, обитый белым глазетом. Три художника зарисовывали почившего «кобзаря», а псаломщик у изголовья гроба медленно и тихо читал переложенные покойником на родную речь «воздыхания библейского поэта-царя». Все это глубоко взволновало Лескова. В русской печати именно Лесков отметил общеславянский характер понесенной утраты.
По мнению самого Н. С. Лескова, по настоящему он начал свою литературную карьеру только в Москве. «Я не москвич, но немножко знаю Москву, - писал в 80-х годах Лесков. – Я бывал в ней много раз и однажды прожил безвыездно целый год. Это было во время издания графинею Салиас “Русской речи”».
Газета «Русская Речь» была органом московской либеральной оппозиции, то есть старой культурной и «независимой» Москвы, слегка фрондирующей против официального Петербурга. В «Русской Речи» активно публиковались виднейшие профессора Московского университета – Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, С. М. Соловьев, сотрудничали И. Е. Забелин, Д. И. Каченовский, П. И. Бартенев, М. И. Семевский, М. П. Драгоманов, из беллетристов и поэтов А. И. Левитов, В. А. Слепцов и другие.
К московскому кружку принадлежал и А. С. Суворин, в то время еще молодой человек, начинающий журналист, придерживающийся радикальных воззрений. Весной 1861 года он состоял воронежским корреспондентом «Русской Речи», а летом, по приглашению Е. В. Салиас приехал в Москву для составления «народных» книжек. Настроение Н. С. Лескова в то время вполне соответствовало такому радикальному направлению.
«Лесков пылал либерализмом, - вспоминал впоследствии А. С. Суворин, - и посвящал меня в тайны петербургской журналистики. Он предлагал мне даже изучать вместе с ним Фурье и Прудона по маленькой политико-экономической книжечке Гильдебрандта, явившейся летом 1861 года на русском языке…»
В середине лета в Москву прибыли представители литературно-политического Петербурга Артур Бенни и А. И. Нечипоренко. Лесков ввел их в редакцию «Русской речи» и в «литературный дом» Е. В. Салиас. Бенни бывал и у двух видных московских публицистов Каткова и Аксакова, с которыми несколько позже сблизился и Лесков.
В начале сентября 1861 года в салоне Салиас побывал И. С. Тургенев, только что в закончивший «Отцов и детей». Вероятно, к этому моменту относится знакомство с ним Н. С. Лескова.
Во время петербургских пожаров в 1862 года Н. С. Лесков выступил в «Северной пчеле» со статьей, разбирающей слухи о том, что в пожарах виновны студенты, и требовал от полиции или категорического опровержения этих слухов или наказания виновных. Статья вызвала бурю негодования и обвинений Н. С. Лескова в науськивании полиции на студентов. Лесков напрасно старался оправдаться и разъяснить истинный смысл статьи; имя Стебницкого (псевдоним Лескова) стало бранным словом.
«Это меня разбило и нравственно, и физически, и я решил оставить публицистику и уехать из России, чтобы отдохнуть…» В самом начале сентября 1862 года Лесков с заграничным паспортом и корреспондентским билетом «Северной пчелы» едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.
Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения Н. С. Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в повести "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В этих произведениях обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда корень его разногласий с революционными демократами.
В 1870 – 80-е годы Н. С. Лесков многое переоценивает, большое влияние на него оказывает знакомство с Л. Толстым. В творчество писателя входит национально-историческая проблематика: роман «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: «Островитяне», «Запечатленный ангел».
Таланты русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Н. С. Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887).
В наследии Н. С. Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: «Отборное зерно», «Бесстыдник», «Пустоплясы» и др. Последним крупным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз».
21 февраля 1895 года Н. С. Лесков скончался.
***
Книжная экспозиция представляет прижизненные издания произведений Н. С. Лескова, собрание сочинений писателя, готовившееся к печати им самим, издания первой половины 20 века, иллюстрированные выдающимися русскими художниками Б. Кустодиевым, М. Добужинским, Кукрыниксами из фондов Донской публичной. Специальный раздел выставки посвящён изучению биографии и творчества Николая Семёновича Лескова.
Особенную ценность представляет довольное редкое первое и единственное прижизненное собрание сочинений в 13-ти томах (1889-1896), в десятом томе которого помещены гравированный портрет писателя и библиография его произведений. Позднее к изданию были добавлены еще два тома, напечатанные в 1893 и 1896 годах в типографиях Стасюлевича и Маркса. В комплект входит перепечатанный в 1890 году шестой том (взамен уничтоженного, вышедшего из типографии в 1889 году).
На выставке демонстрируются издания отдельных произведений Н. С. Лескова, выходившие во 2-й половине XIX века:
-
Очарованный странник.- Санкт-Петербург: Тип. Дома Призрения малолетних бедных, 1874;
-
Рассказы кстати.- Санкт-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфа, 1886;
- Русская рознь. - Санкт-Петербург: Издание книгопродавца И. Л. Глузского, 1881;
- Смех и горе: разнохарактерное Potrourri из пестрых воспоминаний полинявшего человека.- Санкт-Петербург: Тип. А. С. Суворина, 1887.
- Очерки винокуренной промышленности // Отечественные записки. -1861. Т. CXXXV;
- О найме рабочих // Отечественные записки. -1861. Т. CXXXV и другие.
- Волынский А. Л. Н. С. Лесков : критический очерк. СПб. : Паровая скоропеч. Я. И. Либермана, 1898;
- Гебель В. Н. С. Лесков в творческой. М. : Совет. писатель, 1945;
- Гроссман Л. Н. С. Лесков : жизнь – творчество . М. : Гослитиздат, 1945;
- Фаресов А. И. Против течений: Н. С. Лесков : его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем : с редким портретом. СПб. : Тип. М. Меркушева, 1904