ул. Пушкинская, 175А

Слово о флоте российском (ко Дню Военно-Морского Флота России)

12 июля 2022 - 6 августа 2022
Выставочная зона (1 этаж)

С давних времён Россия боролась за выход к морским рубежам. Кто знает, если бы  Пётр I не был одержим страстной любовью к кораблям и не грезил о том, чтобы сделать страну великой морской державой, возможно, появление в России флота отодвинулось бы на неопределённое время.

Осознавая значимость морской силы для России, Пётр I, создав флот, усилил военную мощь страны. Русские моряки всегда стояли до последнего в боях с врагом, отстаивая честь Родины и доблесть Андреевского флага.

Согласно древнерусским летописям, первые боевые корабли появились в 12 веке. Хотя, наверное, они были и раньше, ведь путь «Из варяг в греки» существовал с незапамятных времен. Первая же документированная победа российского флота произошла 22 июля (1 августа) 1656 года в битве под Котлиным во время Русско-шведской войны.

История создания Российского императорского флота (РИФ), как это называлось во времена Российской империи, начинается в 1696 году после Азовских походов Петра I. Первые боевые корабли строились на верфях в Воронеже, а после начала строительства Балтийского флота, строительство началось вблизи современного Санкт-Петербурга.

В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов.
К весне 1700 года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700 — 1721).
Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море.
В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной.
Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота.
Морское сражение, произошедшее 26-27 июля 1714 г. у полуострова Гангут (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить 6 галер и 3 шхербота противника. В мае 1719 г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота».
В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вёл отсюда военные действия против неприятеля.
Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта.

В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась.
В РЕЗУЛЬТАТЕ  РОССИЙСКОЕ  ГОСУДАРСТВО  СТАЛО  ВЕЛИКОЙ МОРСКОЙ  ДЕРЖАВОЙ!

За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, — «отец русского флота».
Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. Именно «отцу русского флота» и принадлежит идея проводить праздничные военные парады. Считается, что первый подобный парад состоялся в 1699 году перед Керченским походом судов из Таганрога.

После смерти Петра I, при правлении Петра II, флот стал хиреть, должного внимания ему не уделялось. Корабли стояли у причалов, учений и морских походов не проводилось. И только при воцарении Анны Иоанновны ситуация начала меняться. Была учреждена Воинская морская коллегия под предводительством вице-канцлера графа Андрея Остермана, в состав которой вошли вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Петр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов, произведена реформа управления, введены новые штаты флота.

Также в 1732 году было восстановлено строительство кораблей в Архангельске. Это дало мощный толчок русскому кораблестроению. Материалы для строительства кораблей были фактически рядом, а корабли, построенные из лиственницы, были не хуже, а то и лучше кораблей, строившихся в центральной России из корабельного дуба. Удобная логистика тоже дала возможность ускорения и удешевления строительства. На долгие годы Архангельск стал базой для строительства Балтийского флота.

Во второй половине XVIII века русский флот развивался еще быстрее. Это было вызвано прямой военной необходимостью, т.к. усилилась внешняя политика России, да и русско-турецкие войны за господство на Черном море не прекращались. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в Средиземное. Переход сопровождался множеством проблем. Суда садились на мель, получали повреждения во время штормов, болели и умирали моряки. Если первый корабль флота прибыл в пункт назначения в ноябре 1769 года, то основная часть флота дошла только в феврале 1770 года. Но это не помешало русским морякам пройти «огнем и мечом» по турецкому флоту и прибрежным крепостям.

Во время Чесменского сражения 1770 года была одержана одна из самых значительных побед русского флота. Была перекрыта возможность Турции действовать в Дарданеллах и Эгейском море, что вызвало перебои со снабжением столицы Османской империи. Вообще же, постоянные войны с Турцией середины и конца XVIII века привели к тому, что к концу века РИФ стал третьим по боевой мощности в мире, после Англии и Франции. Однако задержки в экономическом и промышленном развитии страны повлекли за собой и отставание в развитии флота России. И это хорошо показала Крымская война.

После Крымской войны в развитие флота было вложено много сил и средств, и флот в очередной раз получил ускорение своего развития. Началось активное строительство паровых судов, много боевых кораблей закупалось за границей.

В начале XX века разразилась Русско-Японская война. Японцы, флот который им поставили англичане, выиграли войну, более того, нанесли пощечину России не без помощи своих командующих, включая того же Рожественского и Небогатова.

После войны флот откатился на 6 место в мире, однако, начал восстанавливаться быстрыми темпами. Например, 19 марта 1906 года был создан новый род сил РИФ – подводные. И до настоящего времени в России этот день является днем подводника. В том же году была принята «Малая судостроительная программа». Много кораблей было заказано в других странах, что привело к конфискации задела кораблей на немецких верфях и недопоставке комплектующих из Англии.

Первую мировую войну Российский императорский флот провел достойно, несмотря на происходившие процессы в государстве. На Черном море господствовал Черноморский флот, на Балтике немцам не удалось реализовать свои планы.

После революции и гражданской войны тоннаж флота фактически сократился до 16% от довоенного. Численность личного состава уменьшилась на две трети. Однако, едва встав на ноги, Советский Союз стал уделять флоту повышенное внимание.

В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного Флота». В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. Во времена советской власти День рождения военно-морского флота России назывался иначе — День рождения ВМФ СССР. Так, 28 марта 1924 года было организовано Управление Военно-морских сил (УВМС) РККА, подчинявшееся непосредственно Наркому по военным и морским делам (Наркомвоенмору) СССР Л. Д. Троцкому. Необходимо отметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надёжно прикрывал стратегические фланги фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации.

У Военно-морского флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.
В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны.
Надо сказать, что только два рода войск встретили врага в полной боевой готовности — это пограничные части НКВД, подготовленные Лаврентием Берией, и военно-морской флот, руководимый Николаем Кузнецовым. Один этот факт делает несостоятельными версии о неожиданности нападения гитлеровской Германии на СССР.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжёлых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.
Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В её составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.
Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.
Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.
Героическая оборона Севастополя в течение 250 дней была возможной во многом благодаря действиям Черноморского флота. Наряду с непосредственным участием в обороне базы флот обеспечивал регулярное сообщение гарнизона с тыловыми районами на побережье Северного Кавказа.
Северный флот играл важную роль в стабилизации фронта на мурманском направлении — охраняя свои коммуникации, активно нарушал вражеские вдоль побережья Северной Норвегии. С созданием антигитлеровской коалиции и распространением американского закона о ленд-лизе в СССР начались регулярные поставки военной техники, вооружений и продовольствия от союзников. Действовали три маршрута транспортировки военных грузов для СССР: северный, тихоокеанский и иранский.
За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и её союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными. Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации. На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов. Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника. В целом в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанёс противнику ощутимые потери. «Он до конца выполнил свой долг перед Родиной» — отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства. Начиная с 1955 года, на вооружение были приняты лодки с баллистическими ракетами. В 1958 году спущена первая атомная подводная лодка. После второй мировой войны флот продолжил свое развитие и могущества достиг к 80-м годам XX века.

Книги, представленные в экспозиции:

- первое издание Энциклопедии военных и морских наук, вышедшее в 1883 году, отраслевая российская энциклопедия, которая была составлена под главной редакцией генерал-лейтенанта Г. А. Леера, заслуженного профессора Николаевской академии Генерального штаба.

В середине XIX века был напечатан «Военный энциклопедический лексикон» (1-е издание под редакцией генерал-лейтенанта барона Л. И. Зедделера выпущено в 1837—1852 годах, 2-е дополненное издание под редакцией генерал-лейтенанта М. И. Богдановича выпущено в 1852—1858 годах).

В начале 1880-х годах Военное министерство сочло своевременным переработать «Лексикон» как сильно устаревший в важнейших, тактической и технической, частях. Данная работа была поручена большому коллективу сотрудников, временами доходящему до 70 человек, во главе которого стоял Г. А. Леер. Ядро сотрудников составили профессора академий Генерального штаба, артиллерийской и инженерной, Санкт-Петербургского университета и сотрудники Эрмитажа, Публичной библиотеки, Артиллерийского музея. Среди них особо выделяются Н. П. Глиноецкий, Н. Ф. Дубровин, Л. Н. Соболев, П. М. Альбицкий, Н. Е. Бранденбург, В. А. Сухомлинов, А. Ф. Редигер, Ф. Ф. Мартенс.

Провозглашённой целью «Энциклопедии» являлось полное освещение всех военных явлений в области науки, техники и боевой практики за 25 лет, прошедших со времени напечатания «Лексикона», а с другой — в сильной степени сокращённое, в видах возможного удешевления, чтобы сделать издание, по цене доступным для каждого офицера.

Такого рода задача поставлена редакции Военным министерством; при этом предложено заменить «Лексикон» (состоявший из 14 томов, общим объёмом в 630 печатных листов) новым изданием, с тем чтоб оно, по объёму, не превышало прежнего.

В силу этого основного, руководящего условия, редакция задалась целью в предлагаемой «Энциклопедии военных и морских наук», дать каждому военному, по-возможности сокращённо, в краткой справочной форме все сведения, которые могут потребоваться от него как в служебной деятельности, так и в трудах на военно-учёном поприще, в виде общих сведений и указаний для дальнейшей самостоятельной разработки того или другого вопроса.

Но чтобы поставленное свыше требование сокращения не повредило внутреннему содержанию издания, редакция руководствовалась следующими соображениями.

- Так как нет предмета, который не входил бы в область военного дела, или не относился бы к нему более или менее, то касаться каждого следует из них лишь настолько, насколько это требуется его непосредственной связью с военным и морским делом.

- В разделах «Энциклопедии» собственно военных все сведения приводить лишь настолько подробно, насколько это требуется сущностью дела, и притом в возможно сжатой форме.

- He опуская из вида, при изложении военных вопросов, общей научной точки зрения, держаться, главным образом, отечественной, и на этом основании подробнее рассматривать только факты, относящиеся к боевой деятельности русской армии; остальные же излагать возможно кратко, причём, к вопросам и событиям, наиболее замечательным в военно-научном отношении, прилагать краткий библиографический указатель, которым читатель мог бы воспользоваться для дальнейшего самостоятельного изучения их.

Также редакция была вынуждена отказаться от чертежей, планов и карт, а также от мелких статей, информация из которых должна была включаться более крупные статьи по вопросам объединяющим связанные понятия. Решено было использовать значительное число аббревиатурных сокращений.

Первоначально «Энциклопедию» предполагалось издать в пяти томах, каждый том объёмом в 40 печатных листов. Однако ввиду совершенной невозможности уместить в заданные параметры требуемый массив информации уже после выхода первого тома было принято решение увеличить издание до восьми томов.

Первый том вышел в 1883 году, восьмой — в 1897 году. Каждый том состоял из четырёх выпусков; издание некоторых томов растягивалось на два года.

- прижизненное издание Веселаго Ф. Краткая история русского флота (1893)

Книга принадлежит перу известного русского историка военно-морского флота, генерала корпуса флотских штурманов Феодосия Фёдоровича Веселаго (1817-1895). Написанная на основе многочисленных архивных и мемуарных источников, книга до сих пор является важным источником для изучения истории русского военно-морского флота. Уникальность книги, подтверждаемая историками, состоит в том, что в ней сочетаются полнота изложения с глубиной и серьезностью анализа всех основных событий истории русского флота от древности до 1825 г.

- История русской армии и флота (1911) т.5,7,8 под редакцией Гришинского А.С., Никольского В.П., Кладо Н.Л.

«История» рисует картину постепенного развития русского военного дела. С особым вниманием издание останавливается на наиболее выдающихся боевых эпизодах, интересуясь в тоже время организацией, бытом, вооружением и боевой подготовкой наших войск, в связи с политической жизнью государства.

«История русской армии и флота» по своим размерам (до 170 печатных листов) значительно превосходит прежние издания этого рода.
Снабженная большим количеством иллюстраций и фотографий, она предназначалась для просвещения и русского офицерства, и русского общества
15-томное издание вышло в свет в Москве в 1911–1913 гг. под редакцией крупнейших специалистов по военному и морскому делу: полковников Генерального Штаба А.С. Гришинского и В.П. Никольского и профессора Морской академии полковника Н.Л. Кладо.
Издатели этого обширного труда ставили своей целью «нарисовать верную картину постепенного развития русского военного дела» от начала возникновения Российского государства до 1910 г., а также систематизировать историю русской армии и флота.
Эта грандиозная работа включает в себя разнообразные материалы: огромное внимание уделено в ней описанию военных походов; в то же время дается обстоятельная характеристика организации, быта, вооружения, боевой подготовки российских войск; рассматривается влияние политической жизни государства на развитие вооруженных сил.
История русской армии и флота изложена в строго хронологическом порядке.
Издание снабжено целым рядом художественных воспроизведений (217) с портретов и картин, рисующих жизнь армии и флота (изображения императоров, великих полководцев, различных деятелей военной истории, а также иллюстрации крупнейших сражений, в которых принимали участие российские войска).

"...Знание своей родины, знание славной боевой деятельности армии и флота, создавших из маленького удельного княжества, окруженного со всех сторон мощными врагами, могучую Российскую Империю, которая стала занимает ныне площадь, равную 1/6 всей суши земного шара, столь же необходимо каждому образованному русскому, как знакомство его и с другими сторонами государственной жизни: промышленностью, политикой, торговлей, техникой, искусствами и т. п.
Только совокупность всех этих знаний, явится правильной основой для здорового народного мировоззрения, для выработки таких понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут верные пути к развитию и укреплению прирожденного чувства любви к родине и к воспитанию в каждом из нас веры в силы своего народа, своих армии и флота, являющихся ныне родными детьми нации, плотью от плоти и кровью от крови своего народа, со всеми его достоинствами и недостатками..."

- Руммель Ю.В. Отечественный флот как средство обороны и международной политики (1907)

В книге рассказывается о значении русского флота для обороны России и влиянии его на международную политику.

- Русский флот. Альбом 1892 года в картинах В. Игнациуса (1893)

Альбом "Русский флот" впервые увидел свет в 1892 году. Собранные в нем "портреты" кораблей принадлежат кисти В. В. Игнациуса - живописца и офицера, отдавшего Российскому флоту более 30 лет жизни и погибшего вместе со своим кораблем в Цусимском сражении.

Издание было подготовлено и выпущено по указу великого князя Александра Михайловича к 200-летию русского флота. Цитата из предисловия к альбому лучшим образом характеризуют идею его создания:
«Великая держава должна иметь могущественный флот… Настоящий альбом, представляющий собою типы наличных судов Русского флота, издан не для одних только специалистов морского дела; он предназначен для всего образованного русского общества, интересующегося состоянием вооруженных сил своего отечества. Глядя на эти снимки, каждый может воочию убедиться, что, вызванный к жизни и деятельности Державным кормчим 200 лет тому назад, Русский флот, совершенствуясь с каждым годом, блистательно олицетворяет собою мощные силы России. Гангут, Чесма, Наварин, Синоп, моря Балтийское и Черное — свидетели вечные наших морских побед!» В издании - 54 рисунка действовавших в то время судов с техническими характеристиками каждого.

- прижизненное издание адмирала. Посьета К. Вооружение военных судов (1857)

Константин Николаевич Посьет окончил Морской кадетский корпус мичманом в 1836 году; затем в чине лейтенанта флота выпущен из Офицерских Классов (1840). Участвуя в походе фрегата «Аврора» в Англию, Посьет получил задание от контр-адмирала Е. В. Путятина подготовить рапорт «О преобразовании русского артиллерийского учения на кораблях» (1844) .

В 1847 году вышла его книга «Артиллерийское учение», одобренная адмиралами Корниловым, Нахимовым и Лазаревым. В 1849 году Посьет выпустил книгу «Вооружение военных судов», за которую получил Демидовскую Премию Академии Наук. Применение в боевых действиях судов на Чёрном море «методик стрельбы Посьета» так способствовало успеху русской морской артиллерии у берегов Кавказа, что император Александр II наградил Посьета крестом «За покорение Кавказа». Кроме того, император и генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич пожаловали Посьету по именному перстню с бриллиантами.

В 1852—1854 годах Посьет принимал участие в экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина на фрегате «Паллада» в качестве старшего офицера и переводчика документов Русско-Японского (Симодского) мирного договора. Для этой экспедиции Посьет в совершенстве овладел голландским и японским языками. Исторические хроники этого события описаны в романе русского писателя И. А. Гончарова, с которым у Посьета завязалась крепкая дружба (однако больше И. А. Гончаров в морские походы не ходил).

В 1855 году Посьету было присвоен чин капитан 1 ранга, в 1856 году последовала командировка в Японию по делам Симодского договора. В 1860 году назначен флигель-адъютантом императора: введён в свиту Александра II. В 1870 году назначен попечителем великого князя Алексея Александровича.

В дальних плаваниях Посьет не только выполнял поручение императора — готовить Алексея Александровича в генерал-адмиралы русского Флота, что делал с «величайшим усердием»: великокняжеский гардемарин Алексей Романов — сын императора Александра II, — проходил без скидки на юный возраст все ступени флотского обучения от трюма до клотика: и драил палубу, и стоял на вахте ночью и днём, и был стажёром-дублёром на всех командных и исполнительских должностях. А кроме того, Алексей обучался и дипломатической работе. Ведь Посьет в своё время был помощником опытнейшего дипломата адмирала, члена Госсовета Е. В. Путятина. Вообще, миссия Посьета блестяще удалась.

Понимая опасности морских и речных плаваний, вице-адмирал Посьет основал Императорское Российское общество спасания на водах (1872) с Центральным советом в Санкт-Петербурге на Садовой улице, 50-б.

Назначенный на должность министра путей сообщения в 1874 году, вице-адмирал Посьет проявил себя как рациональный новатор: он добился «попудной премии» для российских производителей железнодорожных рельсов; было построено более 10 тысяч вёрст железных дорог — более 1/3 общей протяжённости, утверждён первый общий устав Российских железных дорог (1885),

По инициативе Посьета началось строительство Морского канала и Морского порта Санкт-Петербурга. Финский залив перестал иронично называться «Маркизовой лужей» («в честь» бывшего морского министра маркиза де Траверсе): Посьет собрал лучших инженеров-путейцев, организовав их на создание грандиозного гидротехнического сооружения, отныне делавшего Санкт-Петербург портом мирового значения. Это «чудо» появилось 16(27) мая 1885 года. Параллельно шла реконструкция транспортных каналов Мариинской судоходной системы, связывающей Петербург с внутренними морями — Ладожским и Онежским озёрами, Архангельском, Вологдой, Великим Новгородом, Старой Руссой.

Итоги проделанной Посьетом работы колоссальны: строились Владикавказская, Екатерининская, Пермская, Полесские, Привисленские, Сызрано-Вяземская, Юго-Западные, Южные и другие железные дороги. Всего сеть российских железных дорог увеличилась более чем на 9000 км, утверждён Общий УСТАВ железных дорог, флаг Министерства путей сообщения (1885), создана сеть железнодорожных училищ, построены новые здания вокзалов, строилась Самаро-Златоустовская железная дорога — головной участок Транссиба. 8 сентября 1888 года первый поезд пришёл в Уфу, пройдя Златоуст и Челябинск.

В то же время, устроены новые каналы Очаковского бара, Керчь-Еникальского пролива (1876), Ново-Свирьский и Ново-Сясьский (1883), реконструированы каналы Сясьский, Свирский, открыт Морской Канал в Санкт-Петербурге (1885).

- прижизненное издание русского писателя Боголюбова Н. История корабля (1879)

Двухтомное издание книги написано русским писателем Николаем Петровичем Боголюбовым (1821-1898), бывшим моряком, внуком писателя А.Н. Радищева, старшим братом известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. Главная цель автора - «составить нечно вроде морской энциклопедии», в которой популярно и доступно для неподготовленного читателя излагается всеобщая история судостроения и судоходства. Издание содержит многочисленные рисунки в тексте.

- первое прижизненное издание офицера Российского императорского флота Конюшкова И.И. Учебник лоции. Курс морского корпуса (1913)

Иван Иванович Конюшков (1865—1919) — офицер Российского императорского флота, гидрограф, участник гидрографических работ побережья Дальнего Востока и на Балтике, генерал-майор Корпуса флотских штурманов. 

- Мореходные таблицы (1905)

Мореходные таблицы – это универсальный сборник таблиц и номограмм, предназначенных для решения штурманских задач. Применяются в качестве вспомогательного пособия или справочника.

Раритет мореходной тематики Российской Империи. Старинные, оригинальные мореходные таблицы являются навигационным справочником и учебным пособием. Были разработаны Главным Гидрографическим управлением Морского министерства Российской Империи с учетом замечаний и предложений штурманов и судоводителей флотов. Первые же были изданы в 1870г. 

- Витте А.Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (1907)

Витте, фон, Александр Густавович, капитан 2 ранга погиб на броненосце «Бородино» в Цусимском бою.

Кончил морской корпус и Николаевскую морскую академию, большую часть службы провел в плаваниях за границей.

С 1900 г. служил в ученом отделе главного морского штаба, при котором, по мысли его, создано было не существовавшее ранее мобилизационное отделение. В то же время Витте занялся вопросом о реорганизации флота.

В 1902 г. Витте был приглашен в Николаевскую морскую академию для чтения на курсе военно-морских наук лекций по морской администрации.

Разделив весь курс на 3 части:

1) устройство центральных учреждений у нас и за границей,

2) устройство портовых учреждений, организация флотов, учебных заведений, и

3) комплектование флота офицерами и нижними чинами, прохождение службы, резервы, мобилизация.

Витте успел обработать свой широко задуманный и интересный труд только вчерне: помешала война, с которой ему не суждено был вернуться.

Перед уходом на Восток он отдал на хранение 2 части рукописи, прося в случае его гибели издать ее; 1-я часть находилась у адмирала Рождественского и погибла на Суворове. Однако, у вдовы А. Г. Витте нашлись черновики, и труд его, несколько обработанный друзьями, появился в 1907 г. в печати.

Посмертный труд Витте являлся ценным пособием для каждого работающего по вопросам организации флота: он содержал в себе немало выписок из секретных дел архива морского министерства, данных об организации иностранных флотов, с освещением причин наш и их недочетов.

- Мельников Г.М. Дневные морские записки веденные на корабле «Уриил» во время плавания его в Средиземном море с эскадрою под начальством вице-адмирала Сенявина (1872)

Посмертное издание дневниковых записей Григория Михайловича Мельникова, служившего мичманом на корабле «Уриил «, входившем в Средиземноморскую эскадру. Охватывает период от подготовки эскадры к отплытию с Балтики до возвращения на родину. Это именно дневниковые записи, а не труд по истории, поэтому пусть не кажутся странными значительные пробелы в повествовании и пропуски периодов. Издание отпечатано тиражом всего 600 экземпляров.

- первое прижизненное издание Берга Н. Записки об осаде Севастополя (1858)

Николай Васильевич Берг (1823-1884) — поэт, переводчик, журналист, историк, близкий знакомый Н.А. Некрасова, участник Крымской кампании (1853-1856)

Был очевидцем осады Севастополя во время Крымской войны, что и нашло отражение в данных мемуарах. По словам самого автора, «Записки…» – это не история осады города, а «мемуары частного лица», полные ценных подробностей о повседневном быте защитников города, о ходе военных действий, в которых он сам принимал участие, о состоянии послевоенного Севастополя и мн. др. В издании также опубликованы рисунки Н. В. Берга.

- Погосский А. Оборона Севастополя. Беседы о войне1853-1885 для войск и народа (1902)

Александр Фомич Погосский (1816— 1874) — русский писатель, драматург, издатель. В 1831 году поступил на военную службу простым солдатом. После выхода в 1843 году в отставку служил в Департаменте корабельных лесов (до 1862 года)

Крылатым выражением стала фраза из книги А. Ф. Погосского «Солдатские заметки» (1855): «Плохой тот солдат, который не думает быть генералом, а еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет.

- Станюкович К.М. Беспокойный адмирал (1907)

Морские рассказы Константина Михайловича Станюковича проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром современники называли его Айвазовским слова.

Константин Михайлович Станюкович родился в1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Когда Константину Станюковичу было всего 11 лет, он принимал участие в обороне Севастополя осенью 1854 года: из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск, исполнял обязанности курьера при отце, а конце сентября семья Станюковичей эвакуировалась в Симферополь. Спустя два года был зачислен в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге – престижное военно-учебное заведение, а уже 26 августа  был награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853—1856 гг.». 5 ноября из Пажеского корпуса Станюкович был переведён в Морской кадетский корпус. Творческий путь Станюковича начался в 1859 году, когда было опубликовано его стихотворение «Отставной солдат» в журнале «Северный цветок», в котором автор публиковался еще долгое время. Именно в этом году Станюкович приобретает литературную известность. Во время его службы в военно-морском флоте Константин описывал свои впечатления от покорения Индокитая французами, за которым он наблюдал в течение месяца, пока служил гардемарином на клипере «Гайдамак». Его записки в итоге вылились в повесть «Вокруг света на «Коршуне».

Позже произведения писателя-мариниста стали публиковаться в крупнейшем и старейшем журнале военно-морской тематики - «Морской сборник». Позже в «Петербургском листке» сообщается о выходе в свет ранних морских рассказов Станюковича в книге «Из кругосветного плавания» в издании Вильгельма Генкеля.

Вплотную столкнувшись с миром железнодорожных дельцов во время своего пребывания в Таганроге, пишет комедию «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», которую потом запрещают к постановке распоряжением министра внутренних дел. 29 ноября в «Искре» под № 48 публикует фельетон «Русские американцы».

В мае 1885 года административным порядком Станюкович высылается в Сибирь на три года, туда же, за ним, последовала и его семья. Именно здесь, в ссылке, за тысячи километров от морей и океанов, Станюкович снова начинает писать на морскую тему, создавая те произведения о русских моряках, которые принесут ему мировую славу.

- Лукашевич, К.В. Оборона Севастополя и его славные защитники  (1912)

Издание предназначено для детей и «посвящается внукам Севастопольцев». Большая часть иллюстраций является воспроизведением с картин и рисунков из музея Севастопольской обороны в Севастополе, а также из «Художественного листка» В. Тимма. Богато иллюстрированная, популярно изложенная история Крымской войны (1853-1856) и обороны Севастополя (1854-1855).

16 октября 1853 года над Русской землей разразилась страшная гроза... На Русскую землю напал неприятель, и началась война. Триста сорок девять дней грудью отстаивали родную твердыню – Севастополь - герои-защитники. Здесь их полегло за одиннадцать месяцев более ста тысяч. Старики, молодые, богатые, бедняки покидали во время Крымской войны дома, семьи и шли в Севастополь на тяжкие труды и лише­ния, почти на верную смерть. О многих героях Севастополя рассказывает книга детской писательницы Клавдии Владимировны Лукашевич.

Клавдия Владимировна Лукашевич (1859, Санкт-Петербург — 16 февраля 1931, Ростов-на-Дону) — русская детская писательница, педагог-практик. Писала исключительно для детей — рассказы, повести, сказки, пьесы, биографии известных людей (В. А. Жуковского, Ф. И. Гааза и др.), составляла хрестоматии, сборники для чтения, занятий, развлечений, календари, сборники к семейным и школьным праздникам, посвящённые юбилеям писателей, историческим событиям.

В 1921 году Наркомпрос РСФСР счёл произведения Лукашевич не соответствующими духу времени, а через два года они начали изыматься из библиотек. В СССР её произведения считались проникнутыми мелкобуржуазной моралью и не представляющими художественной ценности. Декларировалось, что им присущи «сентиментальность, дидактичность, шаблонность ситуаций, схематичность характеров».

В начале XX века была единственным автором для детей, по популярности конкурировавшим с Лидией Чарской. Свою соперницу значительно превосходила по плодовитости и, по словам Н. Чехова, публиковала раза в два больше, чем следовало бы; к 1908 г. тираж её произведений перевалил за полтора миллиона. В сентябре 1906 года стала восприемницей новорожденного Дмитрия Шостаковича и привила маленькому Дмитрию любовь к чтению.

В годы Первой мировой войны (на которой, в ноябре 1916 г. погиб её сын Вячеслав Константинович Лукашевич (1886-1916) устроила приют для детей воинов, ушедших на фронт. В лазарете содержала на свои средства палату для раненых.

- Митропольский И. Синопский юнга. Повесть из эпохи обороны Севастополя (1917)

Иван Иванович Митропольский (1872 — после 1917) — детский и военный писатель, редактор, журналист.

Литературную деятельность совмещал с военной карьерой, служил офицером Перновского полка.

Позже в 1904 г. редактировал еженедельный, иллюстрированный журнал «Война с Японией», газеты «Столичная молва» и «Семафор» (1912), художественно-литературный и научный журнал «Живая мысль», общественно-литературный журнал «Летучая мышь» (1912—1913). Использовал псевдоним — М—ий, И.

Сотрудничал с рядом газет и журнал дореволюционной России, в частности, «Будильник» (1899), «Путеводный Огонек» (1907), «Кривое зеркало» (1910).

Состоял членом Общества деятелей периодической печати и литературы.

17-18 октября 1909 г. в качестве представителя Общества посетил в Ясной Поляне Л. Н. Толстого с целью граммофонной записи голоса писателя для выпуска пластинки специально для школ и народа.

- прижизненное издание Лобач- Жученко Б.М. Порт-Артур (1904)

Борис Михайлович Лобач-Жученко (1875 —1938) — русский и советский учёный в области механики, профессор Московского механико-электротехнического института имени М. В. Ломоносова, моряк, писатель, автор книг по истории механики, морского флота и авиации. Внук и приёмный сын украинской и русской писательницы Марко Вовчок, отец советского яхтмена Бориса Лобач-Жученко

- Кравченко В. Через три океана (1910)

Это воспоминания судового врача крейсера «Изумруд», а затем крейсера «Аврора», участника плавания так называемого «Догоняющего отряда» 2-й Тихоокеанской эскадры, похода самой эскадры после присоединения к ней отряда и Цусимского сражения во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Великолепная наблюдательность и явные литературные способности автора делают знакомство с его воспоминаниями поистине увлекательным чтением.

- Лаур Г. Цусима (1911)

В издании приведен очерк французского военного аналитика капитана Г. Лаура. Ошибочность многих и очень серьезных выводов этой работы зиждется как на «идеологической» предвзятости, так и на отсутствии системного подхода к анализу событий, т. е. многомерной оценки различных компонентов множества явлений громадного по масштабам боевого столкновения.
События и обстоятельства, связанные с боевым применением в этом сражении кораблей различных классов, послужили последующему качественному развитию военно-морской техники во всех ведущих морских державах.

- прижизненное издание Добротворского Л. Морские разговоры (1903)

Леонид Фёдорович (Теодорович) Добротворский (1856 —  1915) — русский контр-адмирал, участник Цусимского похода и сражения.

- прижизненное издание Жерве Б. Значение морской силы для государства (1922)

Борис Борисович Жерве (1878 — 1934) — российский военный теоретик и историк. Профессор. Капитан 1-го ранга (1917).

- прижизненное издание Шталь А. Служба штаба морских сил (1928)

Александр Викторович Шталь (1865 —  1950) — русский и советский военно-морской деятель, заслуженный деятель науки РСФСР (1944), вице-адмирал.

Военно-морской теоретик, практик и педагог. В 1885 году окончил штурманское отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте. С отличием окончил гидрографический отдел Николаевской Морской академии в 1890,  с присвоением звания штурманского офицера 1 разряда. Служил на боевых кораблях (1891—1894,1900—1903) и в береговых учреждения. В 1904 окончил курс военно-морских наук при Морской академии и был назначен штаб-офицером строевой части военно-морского ученого отдела Главного Морского штаба.

Активно выступал в печати с научными публикациями по актуальным проблемам строительства и организации флота. В 1905 капитан 2 ранга А. В. Шталь вошёл в состав комиссии при библиотеке Морского министерства как член по военно-морскому делу. Одновременно вёл курсы по штабной службе, истории флота в Николаевской Морской академии. В октябре 1910 капитан 1 ранга А. В. Шталь назначен помощником начальника Морской академии и занимал этот пост до конца 1921 внёс большой вклад в совершенствование учебного процесса и развитие научных исследований, создание новых учебников.

С 1922 преподаватель, с 1934 начальник кафедры, с 1939 профессор кафедры военно-морской истории, в 1943—1947 старший преподаватель академии. Перу видного учёного принадлежат фундаментальные труды по истории военно-морского искусства, службе штабов, гидрографии, кораблевождению.

Книга А. В. Шталя посвящена организации службы штаба в военно-морских силах. Перу видного ученого Александр Викторовича Шталя (1865-1950) принадлежат фундаментальные труды по истории военно-морского искусства, службе штабов, гидрографии, кораблевождению. А. В. Шталь был удостоен многих российских наград, в том числе орденов Св. Владимира 3-й степени. Св. Станислава 1-й степени, а также французского ордена Почетного легиона (1910). В 1940 г. А. В. Шталю присвоено воинское звание вице-адмирала.

- Петров М. Морская оборона берегов в опыте последних войн России (1927)

В своей работе Петров М. выявляет условия целесообразности морской обороны берегов, останавливаясь на «единстве» стратегии морской и сухопутной, на зависимости её от политики, на влиянии географического элемента, на инженерном оборудовании морских театров, на совместных операциях армии и флота.

Петров Михаил Александрович (1885 — 1940) — российский и советский военно-морской деятель, теоретик, историк, капитан 1 ранга. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор.

В 1905 году окончил Морской кадетский корпус, в 1909 — Артиллерийские офицерские классы, в 1912 году — окончил Военно-морской отдел, а в 1913 году — окончил дополнительный курс Николаевской морской академии (1913).

В 1909 г. участвовал в заграничном плавании на крейсере "Аврора". Исполнял должность старшего флаг-офицера Штаба начальника УАО (1913), старшего флаг-офицера Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря (1913—1914). Помощник флаг-капитана по Распорядительной части Штаба командующего Флотом Балтийского моря (1915—1916). Капитан 2-го ранга (6.12.1915). Участвовал в первой мировой войне, старший офицер линкора "Гангут" (1916-17 гг.). Участвовал в разработке и осуществлении плана вывода кораблей из портов Эстонии и Финляндии в Петроград и Кронштадт в феврале-мае 1918 г.

Перешёл на службу в РККФ в 1918 году. Некоторое время исполнял обязанности начальника штаба Балтийского флота. Преподаватель Морской академии (1919). Начальник Оперативного управления Морских сил Республики (1920—1921). Начальник Военно-Морской академии (08.1921-28.04.1923). Уволен в отставку в 1924 году. Продолжал преподавательскую деятельность в Военно-морской академии.

В 1926 году вновь призван на флот. Начальник Учебно-строевого управления ВМС РККА. Автор первого в стране «Боевого устава Военно-морских Сил РККА» (1930 г.). В 1930 году арестован и осуждён по сфабрикованному обвинению. В 1932 году по ходатайству начальника Морских сил РККА В. М. Орлова и наркомвоенмора СССР К. Е. Ворошилова освобождён, работал в Управлении ВВС РККА. В ноябре 1937 года вновь арестован, расстрелян в 1938 (по другой информации — умер в заключении в 1940 году). Реабилитирован в 1957 году.

- Основы военно-морского дела (1940)

Издание было выпущено для подготовки командного и начальствующего состава РКВФ, не имеющего военно-морского образования. Книга состоит из 28 глав объединенных в разделы: военно-морская практика; военно-морская организация; боевая организация корабля; кораблевождение; боевые  средства РКВМФ и их использование (артиллерия, торпедное оружие, мины противолодочные средства, химические средства); военно-морская тактика (надводные корабли, подводные лодки, морская авиация, береговая оборона и др.)

Так же в экспозиции представлены журналы морских ведомств: «Морской сборник», «Русское судоходство», «Военный сборник», «Море», «Военный журнал», «Морской врач» , «Море и жизнь», «Краснофлотец».

Поделиться:
Подбор литературы