ул. Пушкинская, 175А

Выставка «История в романах»

10 января 2023 - 1 февраля 2023
Выставочная зона (2 этаж)

Художественное воссоздание событий и облика прошлого писателем отличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель всегда идет по пути творческого вымысла, без которого невозможно искусство; он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на исторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно исторических событий, эпохи, ее быта, отдельных деталей - строго базироваться на достижениях исторической науки, данных исторических источников.

Новый 2023 год центр книжного культурного наследия начинает с выставки «История в романах», представляя вниманию посетителей исторические художественные произведения прошлых веков.

В начале XIX века появилось множество романов, основанных на исторических событиях. Авторы преследовали определённую цель: погрузить читателя в какую-либо историческую эпоху. Как правило, это делалось при помощи фигуры центрального героя - личности романтической, противоречивой и бунтарской.

Большой вклад в создание нового для русской литературы жанра исторического романа внес Михаил Николаевич Загоскин (1761-1824). Первым таким романом оказался «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», появившийся в 1829 году. Первенство его не только хронологическое («Юрий Милославский» М. Н. Загоскина вышел в свет на полгода раньше булгаринского «Дмитрия Самозванца»). Загоскин в своем первом историческом романе сумел наиболее глубоко затронуть чувство национального самосознания, присущее любому социальному слою в России того времени.

Для М. Н. Загоскина написание «Юрия Милославского» стало своего рода творческим подвигом, испытанием всех его духовных и интеллектуальных сил. Вот как С. Т. Аксаков описывает состояние Загоскина в тот период: «Он был весь погружен в эту мысль; охвачен ею совершенно; его всегдашняя рассеянность, к которой давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что все ее заметили, и все спрашивали друг друга, что сделалось с Загоскиным? Он не видит, с кем говорит, и не знает, что говорит? Встречаясь на улицах с короткими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году».

В последующие несколько лет появилось множество исторических произведений, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1830) М. Н. Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Ф. В. Булгарина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии при Петре I», (1831-1833), «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова. В 1836 году появляется «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Русский исторический роман был создан.

Среди авторов исторических романов 30-х годов 19 века, как уже было выше отмечено, видное место занимает Иван Иванович Лажечников (1792-1869), который, по словам Белинского, приобрел у своих современников широкую известность и «громкий авторитет».

Сын богатого просвещенного купца, общавшегося еще с Н. И. Новиковым, он получил хорошее домашнее образование. Захваченный широким подъемом патриотизма в 1812 году, он сбежал из дому, участвовал в Отечественной войне, побывал в Париже. Впоследствии, в своих «Походных записках русского офицера», опубликованных в 1820 году, Лажечников сочувственно отмечал прогрессивные явления европейской культуры и протестовал, хотя сдержанно, против крепостного права. В дальнейшем он несколько лет служил в должности директора училищ; к 60-м годам его умеренный либерализм успел иссякнуть, ослабело и его дарование романиста, лишь опубликованные им воспоминания о жизненных встречах (с В. Г. Белинским и другими) представляют несомненный интерес.

Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события. Этими чертами отличается уже его первый роман «Последний Новик». Основным местом действия автор избрал Лифляндию, хорошо ему знакомую и, возможно, привлекавшую его воображение развалинами старинных замков.

Сюжет «Последнего Новика» романтичен. Автор сделал героя романа сыном царевны Софьи и князя Василия Голицына. В юные годы он чуть не стал убийцей царевича Петра. После свержения Софьи и удаления от власти Голицына Новику пришлось бежать за рубеж, спасаясь от казни. Там он возмужал и по-новому взглянул на обстановку, сложившуюся в России. Новик с сочувствием следил за деятельностью Петра, но считал невозможным свое возвращение на родину. Когда началась война между Россией и Швецией, Новик тайно стал помогать русской армии, вторгшейся в Лифляндию. Войдя в доверие к начальнику шведских войск Шлиппенбаху, он сообщал о его силах и планах командующему русской армией в Лифляндии Шереметьеву, способствуя победе русских войск над шведами. Так возникла драматическая ситуация в романтическом духе. Последний Новик - одновременно и герой и преступник: он тайный друг Петра, но знает, что Петр враждебно относится к нему. Коллизия разрешается тем, что последний Новик возвращается на родину тайно, получает прощение, но уже не чувствуя в себе силы для участия в петровских преобразованиях, уходит в монастырь, где и умирает.

В романе обличается лицемерное, прикрытое маской патриархализма, бездушное крепостническое отношение лифляндских баронов к крестьянам и их нуждам. Автор при этом вполне мог рассчитывать, что читатель сумеет применить образы лифляндских помещиков-крепостников к русской действительности. Их черному миру противостоят в романе благородные люди: ревнители просвещения и подлинные патриоты И. Р. Паткуль, врач Блумен-трост, пастор Глюк и его воспитанница - будущая Екатерина I, дворяне - офицеры братья Трауферт, ученый библиотекарь, любитель естествознания Биг и другие. Большинство из них - лица исторические. Эти персонажи являются в романе носителями исторического прогресса. Все они восхищаются личностью Петра I, сочувствуют его деятельности, желают сближения Лифляндии с Россией.

«Ледяной дом» И. И. Лажечникова по праву считается одним из лучших русских исторических романов. Книга увидела свет в 1835 году - успех был чрезвычайным. В. Г. Белинский назвал И. И. Лажечникова «первым русским романистом».

Обратившись к эпохе правления Анны Иоанновны, точнее, к событиям последнего года ее царствования, Лажечников оказался первым из романистов, кто рассказал об этом времени своим современникам.

А. С. Пушкин так высказался о романе «Ледяной дом»: «…поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».

Одним из наиболее ценных экспонатов выставки является прижизненное издание «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкина (СПб., 1834). Экспонируется также первое посмертное издание Собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшее в Санкт-Петербурге в 1838 году, в 10 томе которого напечатан знаменитый «Арап Петра Великого».

Большой интерес представляют публикации исторических романов нашего земляка, писателя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905) «Лжедмитрий», «Архимандрит-гетман», «Ванька Каин». Романы Мордовцева, ставшие классикой русской исторической прозы, ярко и образно показывает известные события Смутного времени и последующие за ними происшествия.

На выставке представлена историческая проза малоизвестных сегодня авторов Полежаева П. В. «Престол и монастырь», «Фавор и опала», «Царевич Алексей»»; Филиппова М. А. «Патриарх Никон», «Осажденный Севастополь»; произведения Константина Масальского, Павла Свиньина, Петра Николаевича Петрова и других.

В начале 1820-х годов русская историческая проза сделала шаг к сближению с темами и проблематикой готического романа. Ливонские повести А. А. Бестужева (Марлинского) стали подтверждением этого тезиса.

В повестях «Замок Венден», «Замок Нейгаузен», «Замок Эйзен», «Ревельский турнир» писатель обратился к истории средневековой Прибалтики с ее жестокими феодальными устоями, самоуправством германских рыцарей, вторгшихся в Х в. на земли западных славян, пруссов, литовцев, латышей, эстов и принесших с собой разрушение и смерть. «Как железо легла рука саксов на вендов и раздавила их», – напишет историк об этом времени.

Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Любая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; номера журналов с его произведениями делалась общим достоянием, так что его произведения были самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и покупателей альманахов. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе. Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в литературе того времени совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

На выставке экспонируется роман Александра Александровича Бестужева «Замок Нейгаузен» (СПб.. 1838).

Большая часть представленных на выставке изданий ранее находилась в книжном собрании великой княгини Марии Павловны (1790-1858), третьей дочери императора Павла I и императрицы Марии Федоровны,

В 1804 году великая княгиня Мария Павловна вышла замуж за Саксен-Веймарского герцога Карла и переехала в Веймар. С 1826 г. великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская. На новой родине Мария Павловна широко занималась благотворительностью, активно поддерживала различные научные и художественные проекты. Все жизнь собирала книги на русском языке, формируя, таким образом, «русскую часть» собрания знаменитой библиотеки герцогини Анны Амалии.

В Донскую государственную публичную библиотеку книги поступили в 1947 году для восполнения части фонда библиотеки, утраченной в результате бомбардировок и изъятия фашистами ценных книг в период оккупации города Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны.

С цифровыми копиями отдельных представленных на выставке изданий можно познакомиться в Донской электронной библиотеке

Поделиться:
Подбор литературы