ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Романтик и бунтарь» к 225-летию немецкого поэта Генриха Гейне

1 декабря 2022 - 8 января 2023
Выставочная зона (2 этаж)

Когда в мир приходит поэт чуткой души, острого ума и живой, страстной, напряженной озабоченности судьбами своего народа и своих современников, литература обогащается творениями, которые не могут не перерасти государственные и календарные границы.

В честь 225-летия со дня рождения великого немецкого поэта Генриха Гейне (1797-1856) центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки представляет книжную выставку: «Романтик и бунтарь». В экспозиции представлены произведения Гейне XIX-начала XX века на немецком и русском языках, литература о творчестве поэта.

Христиан Иоганн Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе в обедневшей купеческой семье. Его отец Самсон занимался торговлей в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области, а мать Бетти была весьма образованной женщиной и увлекалась идеями Руссо.

Раннее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной наполеоновскими войнами. В это время из Франции в другие уголки Европы активно экспортировались либеральные идеи и принципы, которые так активно впитал в молодости Гейне. Он был благодарен французским властям за то, что они уравняли евреев в правах с другими народами.

Свое образование Генрих начал в католическом монастыре. В 13 лет поступил учиться в один из лицеев родного города, а в шестнадцатилетнем возрасте юноша был отдан на учебу в контору состоятельного банкира из Франкфурта. Затем молодой коммерсант постигал секреты торговли в фирме родного дяди Соломона в Гамбурге. Однако попытка сделать из него коммерсанта оказалась неудачной. Гейне решительно предпочитал стихи торговым операциям. Он успешно провалил доверенное дело по руководству маленькой компанией и даже не смог как надо вести бухгалтерские счета, что привело к конфликту с родственником.

При финансовой поддержке дяди Гейне поступил в Боннский университет, откуда вскоре переехал учиться в университет Геттингена. Именно в Геттингенском университете Генрих защитил диссертацию и получил звание доктора права. Тогда же он был вынужден принять лютеранство, так как иудеям дипломы не выдавали.

В 1821 году Гейне перевелся в Берлинский университет, где его глубоко впечатлила лекция по философии Г. Гегеля. В Берлине он выпускает свою первую книгу «Стиховторения» (1822). В 1827 году появилась знаменитая «Книга песен» - своеобразный роман в стихах, состоящий из пяти разделов «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Опять на родине», «Из «Путешествия по Гарцу» и «Северное море».

В 1824-1831 годах Гейне создает новый художественно-публицистический жанр путевого очерка, он работает над «Путевыми картинами» – крупнейшим, ярчайшим и вместе с тем наиболее противоречивым из своих прозаических творений. Это книга исканий и скитаний героя, дневник путешествия, выразительное изображение встреченных в пути людей и мест, соединение лирики и публицистики, авторские размышления о судьбе страны и стоящих перед ней задачах, об истории и современности, о поэзии и философии, о любви и природе. В книге воспоминания о несчастной любви перебиваются едкой политической сатирой на феодальную и филистерскую Германию. Политическая критика в «Путевых картинах» была настолько резкой, что возбудила против Гейне жестокую травлю и преследования. После июльской революции 1830 года Гейне переселяется в Париж и с головою уходит в кипучую общественную и политическую борьбу.

На выставке представлено издание «Путевых заметок» вышедших в Москве в 1937 году в издательстве «Художественная литература». Перевод Я. Металлова.

Добровольная эмиграция Гейне становится вскоре вынужденной, так как его смелая критика немецких порядков вызывает озлобление реакционных правителей Германии. В 1835 году выходит постановление Союзного сейма, ставящее под запрет все книги Гейне, в том числе и будущие.

В Париже в 1843 году Гейне сблизился с Карлом Марксом. Знаменитый философ был родственником поэта по материнской линии, о чем Гейне долгое время не подозревал. Маркс чутко и внимательно относился к поэту, выправляя ошибки его мировоззрения и способствуя его развитию в духе революционного демократизма.

В 1843-1844 годы Маркс и Гейне часто встречались и беседовали. Маркс читал стихотворения и поэмы Гейне задолго до их напечатания, и его строгая критика помогала Гейне выработать те новые качества, которые приобрела его поэзия в эти годы.

Когда Маркс был выслан из Парижа за свою деятельность в качестве редактора газеты немецких эмигрантов, он писал: «из всех людей, с которыми мне здесь приходится расставаться, разлука с Гейне для меня тяжелее всего». После отъезда из Парижа Маркс продолжает смотреть на Гейне как на своего близкого друга. К. Маркс и Ф. Энгельс и в дальнейшем живо интересовались судьбой Гейне, в особенности после того, как болезнь обрекла поэта на мучительную многолетнюю агонию.

Поэма «Атта Троль» о похождениях бурого медведя Атта Тролля и его семейства была написана 1841-1842 годах в духе комического «животного эпоса» и направлена про­тив немецких мешан и невежд, которые ненавидят прогресс, завидуют уму и таланту и выдают себя за либералов и социалистов, будучи на деле тупыми националистами. Забавный Атта Тролль становится чудовищно страшным, когда в нем проявляется становящийся человеконенавистником взбе­сившийся мещанин.

Поэма сложна по форме и представляет собой соединение романтичес­кой фантазии и гротеска с остросатирической, реалистической трактовкой современности. На­писанная точным и выразительным стихом, она полна злободневных споров о действительности тех лет, когда начался революционный подъем, предшествовавший волне европейских револю­ций 1848 года. Имя тяжеловесного резонера, «танцующего медведя» Атта Троля стало нарицательным. Маркс и Энгельс часто впоследствии называли «атта тролями» и «медведями» своих противников из лагеря немецких радикалов.

На выставке представлено прижизненное издание поэмы Heine H. Atta Troll: Ein Sommernachtstraum. Hamburg, 1847 (Атта Троль) и   Heine, Heinrich   Gedichte / von H. Heine. - Hamburg : Hoffmann und Campe, 1851; а также издание, вышедшее в издательстве «ACADEMIA» в 1936 году. Перевод поэмы выполнил Лев Пеньковский. Текст напечатан параллельно на немецком и русском языках. В книге помещены гравюры на дереве, выполненные художником Г. Ечеистовым.

Поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844 г.) - вершина политической поэзии Гейне. Это живой отклик на путешествие 46-летнего поэта на родину в Германию, спустя 13 лет вынужденной эмиграции. Гейне направлялся в Гамбург, чтобы проведать родственников. По дороге поэт проехал через несколько немецких городов, свои эмоциональные переживания и рассуждения он отразил в поэме.

Проблематика поэмы связана с прошлым и будущим Германии. Лирический герой высмеивает разные области жизни родины и надеется на её счастливое будущее. В предисловии Гейне признаётся в своей любви к отечеству. Он мечтает о всемирном господстве Германии: «Вся Франция станет нашей, вся Европа, весь мир – весь мир будет немецким!» Поднимает проблемы роли поэта в политической борьбе.

Поэма «Германия. Зимняя сказка» состоит из 27 глав. Они объединены сюжетом путешествия и зачастую связаны с определённым городом Германии. Гейне отправился в поездку поздней осеню 1843 и завершил путешествие в начале 1844 года. Порядок посещения городов Гейне отличается от описанного в поэме, в которой города расположены как будто в обратном порядке, по пути следования из Гамбурга в Париж, так что первый описанный город Ахен, а последний – всё-таки Гамбург.

Гейне начал писать поэму ещё в путешествии, а завершил через месяц после его окончания в Париже. «Германия. Зимняя сказка» была напечатана в сборнике «Новые стихотворения» осенью 1844 года. Гейне удалось обойти цензурные запреты, издав поэму вместе со стихами, так что вся книга превысила 20 печатных листов, а такие объёмные сборники не охватывались цензурой.

На выставке представлено два издания поэмы «Германия. Зимняя сказка»: в переводе В. М. Михайлова, просмотренного И. С. Тургеневым и исправленного по его замечаниям (Санкт-Петербург, 1906) и в переводе Юрия Тынянова (Ленинград, 1934).

В 1846 году Генриха Гейне сразил паралич спинного мозга. В 1848 году поэт в последний раз вышел на свежий воздух, а затем оказался прикован к постели, которую называл «матрасная могила». В период болезни его навещали друзья: Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Рихард Вагнер, Карл Маркс. Теоретик коммунизма, чьи портреты и цитаты украшают учебники истории, навещал своего друга до последних дней. Умер Генрих Гейне 17 февраля 1856 года.

Первое знакомство русского читателя с творчеством Гейне начинается с конца 1820-х годов, когда в журнале «Галатея» и в сборнике «Северная Лира» появляются первые переводы нескольких стихотворений из «Книги песен», выполненные Ф. Тютчевым. Подлинное увлечение творчеством Гейне начинается в 1840-х годах, когда почти все крупные и мелкие русские поэты переводят Гейне, когда во всех журналах можно встретить его стихотворения или даже целые циклы поэтических произведений.

Несколько превосходных переводов Тютчева и Лермонтова ввели Гейне в круг русской переводной поэзии. Ряд хороших переводов создали А. Плещеев, А. Фет и некоторые другие русские поэты.

Ф. И. Тютчев был лично знаком с Гейне. В 1827-28 годах, когда Тютчев состоял на дипломатической службе при Баварском дворе в Мюнхене, Гейне бывал у него дома, ухаживал за его свояченицей, называл Тютчева «лучшим из своих мюнхенских друзей» и в письме просил его деликатно походатайствовать перед министром фон Шенком о предоставлении Гейне кафедры немецкой литературы в Мюнхенском университете.

Среди изданий Гейне, представленных на выставке, произведение «Идея» в переводе П. И. Вейнберга, напечатанное в т. 157 журнала «Библиотека для чтения» за 1859 год, а также Полное собрание сочинений Г. Гейне под редакцией П. И. Вейнберга, неоднократно переиздававшееся в издательствах М. М. Стасюлевича, А. Маркса, М. Вольфа.

В разделе выставки, посвященном литературе о жизни и творчестве Г. Гейне, представлены работы известных литературоведов П. С. Когана, А. Дейча, Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. Лежнева и других.

Поделиться:
Подбор литературы