ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Собранье пёстрых глав» русской жизни: роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1 июня 2024 - 30 июня 2024
Выставочная зона (2 этаж)
К 225-летнему юбилею А. С. Пушкина центр книжного культурного наследия подготовил книжную выставку «Собранье пёстрых глав» русской жизни: роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роман в стихах был одним из любимых произведений поэта. А. С. Пушкин начал писать «Евгения Онегина», не надеясь увидеть это произведение в печати. Роман был задуман как сатирическое изображение современного общества, и поэт имел все основания полагать, что цензура не пропустит подобного сочинения. «...Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана - о печати и думать нечего; пишу спустя рукава. Цензура наша так своенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия -  лучше об ней не думать – а если брать, так брать, не то, что и когтей марать». – так писал А. С. Пушкин из Одессы 4 ноября 1823 года Петру Андреевичу Вяземскому.
Современники рассказывали, что «… Пушкин пишет “Евгения Онегина”  обычно с раннего утра, не вставая с постели. Приятели часто застают его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа».

«Пестрые главы», написанные «едва ли не вольнее строф “Дон-Жуана”» были облечены в стихотворную форму. Пушкин в этой форме видел новое качество своего романа, отличие его от романа прозаического. Один из наиболее образованных теоретиков литературы того времени, лицейский профессор Пушкина А. И.  Галич в «Опыте науки изящного» (1825) так определял особенность романа,  как эпического жанра: «Роман есть история героя, которая в его лице сосредоточивает всю занимательность». А. С. Пушкин отталкивался от подобного определения и в своем произведении хотел, по следам Байрона, создать в русской литературе новый тип романа. Автор был доволен своим созданием: «Это лучшее мое произведение», - писал он в январе 1824 года Л. С. Пушкину. «Все-таки он [“Онегин”] лучшее произведение мое», повторил он в письме к А. А. Бестужеву 25 марта 1825 года.

Первые главы романа писались довольно быстро, но общая работа над произведением заняла у Пушкина почти восемь лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 года в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 года в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней».
Несмотря на выгодные предложения, поэт решил издавать «Онегина» сам, на свой страх и риск. Как-то удалось «пролезть» цензуру и рукопись первой главы «Онегина» из Михайловского в Петербург повез брат Пушкина Лев Сергеевич (литературный секретарь поэта). Однако все хлопоты по изданию поэт возложил не на него. Левушка уже вышел из доверия. Конечно, хлопоты в цензуре, привезти-отвезти рукопись, - это может и Левушка. Но все материальные дела, все заботы о печати, о продаже книг – все это А. С. Пушкин поручает теперь своему доброму знакомцу Петру Александровичу Плетневу. Начиная с этой книги, он – главный издатель Пушкина.

15 февраля 1825 года книга появляется в продаже. Тираж 1-й главы составлял 2400 экземпляров. Для своего времени этот тираж был значительным. Хотя поэт и верил в успех своего «Онегина», и распродажа семисот экземпляров в первые же две недели как будто подтверждала эти надежды, но дальнейшее распространение книги застопорилось. За март продано было всего 235 экземпляров, а за последующие  4 месяца – только 161 экземпляр. Крайне высокая цена за каждую отдельную главу – пять рублей, несомненно, играла роль в деле распространения книги.
П. А. Плетнев всячески торопил поэта с выпуском последующих глав романа и даже предлагал издать его целиком, зная, что многое у Пушкина уже готово. Но А. С. Пушкин не спешил. План романа часто менялся, а задуманный конец его требовал сложного и неторопливого решения.
Первая глава «Евгения Онегина» печаталась в типографии Департамента народного просвещения под присмотром одного человека – П. А. Плетнева. Можно сказать, что этот особый «пушкинский стиль» стал ведущим стилем для издания многих и многих книг его времени. Хороший, четкий набор, простые, но красивые обложки, ничего лишнего - вот отличительные черты этого стиля. Видимо, П. А. Плетнев был человеком со вкусом.

С конца 1831 до первых месяцев 1833 года Пушкин жил в Петербурге. В ноябре 1831 года состоялось обещанное ему еще в Царском селе зачисление его на государственную службу в Коллегию иностранных дел. Оклад поэту был назначен всего в 5000 рублей ассигнациями в год. Это было мало, но зато государственная служба давала возможность А. Пушкину заниматься в государственных архивах, подбирая материал для задуманных исторических работ. А вот материальные дела поэта были далеко не блестящи.
В марте 1833 года «Евгений Онегин» был полностью напечатан в типографии А. Ф. Смирдина. Контроль за тиражом издания на этот раз не принадлежал ни Пушкину, ни Плетневу. По условию Смирдин являлся издателем полного «Евгения Онегина», а не покупателем готового тиража его. Именно поэтому А. Ф. Смирдин впервые на книге А. С. Пушкина поставил свою торговую марку -  «Издание книгопродавца Смирдина» -  и напечатал книгу в собственной типографии.
Издал «Евгения Онегина» А. Ф. Смирдин весьма изящно, хотя и просто. По-видимому, большую часть тиража он выпустил в издательских переплетах, так как крайне редко встречаются экземпляры в печатных обложках, причем последние выполнены грубо, без обычной наборной рамки и украшений. На передней стороне оттиснуто только «Евгений Онегин», а на задней — «Продается в книжном магазине А. Смирдина. Цена 12 рублей». В какой-то мере такая обложка почти равна «немой» цветной обертке, в которой в то время выходили некоторые книги. Роман напечатан без посвящений, предисловия и без «Разговора книгопродавца с поэтом». В конце, после «Примечаний», напечатаны «Отрывки из путешествия Онегина.

На книжной выставке можно увидеть издания романа «Евгений Онегин», напечатанные в разное время и в разных типографиях. Открывает выставку первые прижизненные издания глав романа, вышедшие в 1825-1830 годах в типографии Департамента народного образования. Среди экспонатов также:
  • первое полное издание «Евгения Онегина», вышедшее в типографии А. Ф. Смирдина в 1833 году;
  • первое посмертное издание собрания сочинений А. С. Пушкина, осуществленное трудами В. А.
Жуковского, П. А. Вяземского и П. А. Плетнева (1838). Тираж составлял от 10 000 до 13 000 экземпляров. Права на три дополнительных тома собрания (с 9 по 11-й) были выкуплены Ильей Глазуновым и Матвеем Заикиным.  На выставке представлен 1-й том.
Авторы выставки попытались проследить как издавался «Евгений Онегин» на протяжении каждого десятилетия XIX века.

В начале ХХ века наиболее популярным и пользовавшимся читательским спросом было великолепное издание «Евгения Онегина» с цветными иллюстрациями Е. П. Самокиш-Судковской. Книга впервые увидела свет в 1908 году в одной из лучших российских типографий - поставщиков императорского двора Товариществе Р. Голике и А. Вильборг. Изысканные акварели художницы выполнены в стиле салонного реализма, по своему замыслу их можно назвать театрально-постановочными. Рисунки Е. П. Самокиш-Судковской проникнуты романтично-идеализированным, сентиментальным настроением. В них проявилась авторская интерпретация пушкинского произведения, личностное понимание текста и образного ряда. Страницы текста украшены гравированными заставками, виньетками, рамками, заключающими в себе разные символические детали - аллегории искусств, любви и смерти. Е. П. Самокиш-Судковская часто использовала орнаментальные мотивы, что проявилось в обилии причудливых и роскошных гирлянд, украшающих заставки и концовки.

Книга выходила четыре раза, становясь от издания к изданию все роскошнее. Самый красивый и утонченный ее вариант вышел в тяжелейшее время между революцией и Гражданской войной, и, следовательно, большая часть тиража рисковала просто погибнуть в огне братоубийственной войны. Издание отпечатано на высококачественной бумаге верже в лучших традициях типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Гравированный титульный лист работы художника А. Н. Лео.

Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924) - выдающаяся художница, работавшая в техниках масляной живописи и графики. Она в первую очередь известна как книжный иллюстратор, много иллюстрировала произведения А. С. Пушкина. В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» Е. П. Самокиш-Судковская получила Высочайшую награду. В 1900-е годы рисовала для журнала «Нива», оформляла его рождественские и пасхальные номера.

Александр Николаевич Лео (1868-1942) - выдающийся художник-график, литограф. Книжной графикой занимался с 1900 г. К концу 1910-х годов являлся главным художником типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Автор первого герба РСФСР.

На выставке можно увидеть и самые необычные издания романа А. С. Пушкина. Например, самую маленькую книгу в Донской публичной библиотеке. И это тоже «Евгений Онегин» – юбилейное и самое маленькое из всех известных миниатюрных изданий романа, выпущенное к столетию со дня рождения поэта. Книга помещена в серебряный футлярчик (30 х 20 мм.). Это изящный предмет для истинных ценителей творчества А. С. Пушкина, готовых носить самое главное его произведение на цепочке у сердца.
Польский издатель Менахем Шольц печатал свои миниатюрные книги с цинкографических форм в варшавской типографии П. Ласкауэра и В. Бабицкого. Книги помещались в латунные либо серебряные медальоны, в переднюю крышку которых встраивалась линза.

Второй раздел выставки посвящен лучшим изданиям трудов выдающихся русских и зарубежных исследователей, посвященных «Евгению Онегину». В витринах : 
  • Бродский Н. Л. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». М. : Мир, 1932;
  • Литературное наследство / [РАПП Ин-т ЛИЯ Комакадемии]. [Т.] 16-18 : [Александр Пушкин / отв. ред. П. И. Лебедев-Полянский]. М. : Журн.-газ. об-ние, 1934;
  • Лотман Ю. М. Пушкин : биография писателя : статьи и заметки : «Евгений Онегин». Комментарий. СПб. : Искусство – СПБ, 2005;
  • Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / пер. с англ. Е. М. Видре [и др.]. СПб. : Искусство-СПБ ; Набок фонд, печ. 1998;
  • Овсянико-Куликовский Д. Н. «Евгений Онегин» // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений : [в 9 т.]. Т. 4 : Пушкин. СПб. : Изд. Т-ва «Обществ. польза» ; Прометей, 1909;
  • Онегинская энциклопедия : [в 2 т.] / общ. ред. [и вступ. ст.] Н. И. Михайловой. М. : Рус. путь, 1999-2004;
  • Пушкин на юге : труды Пушкинской конференции Одессы и Кишинёва / редкол.: З. А. Бориневич-Бабайцева, И. К. Вартичан, Г. Ф. Богач. Кишинёв : Штиинца, 1961.


Каталог выставки



Поделиться:
Подбор литературы