1 июня 2024 - 30 июня 2024
Выставочная зона (2 этаж)
К 225-летнему юбилею А. С. Пушкина центр книжного культурного наследия подготовил книжную выставку «Собранье пёстрых глав» русской жизни: роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Современники рассказывали, что «… Пушкин пишет “Евгения Онегина” обычно с раннего утра, не вставая с постели. Приятели часто застают его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа».
«Пестрые главы», написанные «едва ли не вольнее строф “Дон-Жуана”» были облечены в стихотворную форму. Пушкин в этой форме видел новое качество своего романа, отличие его от романа прозаического. Один из наиболее образованных теоретиков литературы того времени, лицейский профессор Пушкина А. И. Галич в «Опыте науки изящного» (1825) так определял особенность романа, как эпического жанра: «Роман есть история героя, которая в его лице сосредоточивает всю занимательность». А. С. Пушкин отталкивался от подобного определения и в своем произведении хотел, по следам Байрона, создать в русской литературе новый тип романа. Автор был доволен своим созданием: «Это лучшее мое произведение», - писал он в январе 1824 года Л. С. Пушкину. «Все-таки он [“Онегин”] лучшее произведение мое», повторил он в письме к А. А. Бестужеву 25 марта 1825 года.
Несмотря на выгодные предложения, поэт решил издавать «Онегина» сам, на свой страх и риск. Как-то удалось «пролезть» цензуру и рукопись первой главы «Онегина» из Михайловского в Петербург повез брат Пушкина Лев Сергеевич (литературный секретарь поэта). Однако все хлопоты по изданию поэт возложил не на него. Левушка уже вышел из доверия. Конечно, хлопоты в цензуре, привезти-отвезти рукопись, - это может и Левушка. Но все материальные дела, все заботы о печати, о продаже книг – все это А. С. Пушкин поручает теперь своему доброму знакомцу Петру Александровичу Плетневу. Начиная с этой книги, он – главный издатель Пушкина.
П. А. Плетнев всячески торопил поэта с выпуском последующих глав романа и даже предлагал издать его целиком, зная, что многое у Пушкина уже готово. Но А. С. Пушкин не спешил. План романа часто менялся, а задуманный конец его требовал сложного и неторопливого решения.
Первая глава «Евгения Онегина» печаталась в типографии Департамента народного просвещения под присмотром одного человека – П. А. Плетнева. Можно сказать, что этот особый «пушкинский стиль» стал ведущим стилем для издания многих и многих книг его времени. Хороший, четкий набор, простые, но красивые обложки, ничего лишнего - вот отличительные черты этого стиля. Видимо, П. А. Плетнев был человеком со вкусом.
В марте 1833 года «Евгений Онегин» был полностью напечатан в типографии А. Ф. Смирдина. Контроль за тиражом издания на этот раз не принадлежал ни Пушкину, ни Плетневу. По условию Смирдин являлся издателем полного «Евгения Онегина», а не покупателем готового тиража его. Именно поэтому А. Ф. Смирдин впервые на книге А. С. Пушкина поставил свою торговую марку - «Издание книгопродавца Смирдина» - и напечатал книгу в собственной типографии.
Издал «Евгения Онегина» А. Ф. Смирдин весьма изящно, хотя и просто. По-видимому, большую часть тиража он выпустил в издательских переплетах, так как крайне редко встречаются экземпляры в печатных обложках, причем последние выполнены грубо, без обычной наборной рамки и украшений. На передней стороне оттиснуто только «Евгений Онегин», а на задней — «Продается в книжном магазине А. Смирдина. Цена 12 рублей». В какой-то мере такая обложка почти равна «немой» цветной обертке, в которой в то время выходили некоторые книги. Роман напечатан без посвящений, предисловия и без «Разговора книгопродавца с поэтом». В конце, после «Примечаний», напечатаны «Отрывки из путешествия Онегина.
- первое полное издание «Евгения Онегина», вышедшее в типографии А. Ф. Смирдина в 1833 году;
- первое посмертное издание собрания сочинений А. С. Пушкина, осуществленное трудами В. А.
Авторы выставки попытались проследить как издавался «Евгений Онегин» на протяжении каждого десятилетия XIX века.
В начале ХХ века наиболее популярным и пользовавшимся читательским спросом было великолепное издание «Евгения Онегина» с цветными иллюстрациями Е. П. Самокиш-Судковской. Книга впервые увидела свет в 1908 году в одной из лучших российских типографий - поставщиков императорского двора Товариществе Р. Голике и А. Вильборг. Изысканные акварели художницы выполнены в стиле салонного реализма, по своему замыслу их можно назвать театрально-постановочными. Рисунки Е. П. Самокиш-Судковской проникнуты романтично-идеализированным, сентиментальным настроением. В них проявилась авторская интерпретация пушкинского произведения, личностное понимание текста и образного ряда. Страницы текста украшены гравированными заставками, виньетками, рамками, заключающими в себе разные символические детали - аллегории искусств, любви и смерти. Е. П. Самокиш-Судковская часто использовала орнаментальные мотивы, что проявилось в обилии причудливых и роскошных гирлянд, украшающих заставки и концовки.
Книга выходила четыре раза, становясь от издания к изданию все роскошнее. Самый красивый и утонченный ее вариант вышел в тяжелейшее время между революцией и Гражданской войной, и, следовательно, большая часть тиража рисковала просто погибнуть в огне братоубийственной войны. Издание отпечатано на высококачественной бумаге верже в лучших традициях типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Гравированный титульный лист работы художника А. Н. Лео.
Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924) - выдающаяся художница, работавшая в техниках масляной живописи и графики. Она в первую очередь известна как книжный иллюстратор, много иллюстрировала произведения А. С. Пушкина. В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» Е. П. Самокиш-Судковская получила Высочайшую награду. В 1900-е годы рисовала для журнала «Нива», оформляла его рождественские и пасхальные номера.
Александр Николаевич Лео (1868-1942) - выдающийся художник-график, литограф. Книжной графикой занимался с 1900 г. К концу 1910-х годов являлся главным художником типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Автор первого герба РСФСР.
Польский издатель Менахем Шольц печатал свои миниатюрные книги с цинкографических форм в варшавской типографии П. Ласкауэра и В. Бабицкого. Книги помещались в латунные либо серебряные медальоны, в переднюю крышку которых встраивалась линза.
- Бродский Н. Л. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». М. : Мир, 1932;
- Литературное наследство / [РАПП Ин-т ЛИЯ Комакадемии]. [Т.] 16-18 : [Александр Пушкин / отв. ред. П. И. Лебедев-Полянский]. М. : Журн.-газ. об-ние, 1934;
- Лотман Ю. М. Пушкин : биография писателя : статьи и заметки : «Евгений Онегин». Комментарий. СПб. : Искусство – СПБ, 2005;
- Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / пер. с англ. Е. М. Видре [и др.]. СПб. : Искусство-СПБ ; Набок фонд, печ. 1998;
- Овсянико-Куликовский Д. Н. «Евгений Онегин» // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений : [в 9 т.]. Т. 4 : Пушкин. СПб. : Изд. Т-ва «Обществ. польза» ; Прометей, 1909;
- Онегинская энциклопедия : [в 2 т.] / общ. ред. [и вступ. ст.] Н. И. Михайловой. М. : Рус. путь, 1999-2004;
- Пушкин на юге : труды Пушкинской конференции Одессы и Кишинёва / редкол.: З. А. Бориневич-Бабайцева, И. К. Вартичан, Г. Ф. Богач. Кишинёв : Штиинца, 1961.
Каталог выставки
Поделиться:
Смотрите также