ул. Пушкинская, 175А

ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»

Панорама «Оборона Севастополя» — монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853—1856 гг.
Исторической основой его создания послужили события обороны города в период Крымской войны 1853–1856 гг. между Россией и созданным против неё военным союзом, куда входили Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия). С осени 1854 года главные усилия союзников сосредоточились в Крыму с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Оборона города продолжалась с 13 (25) сентября 1854 г. до 27 августа (8 сентября) 1855 г. За это время неприятель предпринял шесть бомбардировок города и два штурма. Стойкость защитников Севастополя потрясла весь мир.

50-летие обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. широко отмечалось в Российской империи. Был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны под председательством великого князя Александра Михайловича. В 1901 году Комитет принял решение о создании Панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев. Заказ на создание Панорамы в 1901 году получил художник Ф. А. Рубо.

Франц Алексеевич Рубо (1856—1928), выдающийся русский художник-баталист, мастер панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств. Будучи французским подданным, он почти не знал земли своих предков. Прожив почти всю жизнь в Мюнхене, Рубо посвятил Германии, как и Франции, лишь несколько пейзажных полотен. Все его творчество связано с Россией и ее героической военной историей. В 1901 году в одном из писем он сам определил свою творческую принадлежность: «Хотя я и не русский подданный, родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование … Я исключительно всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим причинам меня следует считать русским художником».
Родился Франц Алексеевич Рубо 3 июня 1856 года в Одессе. Среди многочисленных иностранцев, населявших Одессу, были артисты, художники, ученые, но больше всего коммерсантов. Одним из таких переселенцев и был отец будущего художника, мелкий коммерсант, приехавший из Марселя и до конца дней живший в России. В 1865 году девятилетний Франц Рубо был определен в школу рисования и черчения, открытую в том же году Обществом любителей искусств. Среди преподавателей школы были известные архитекторы и художники. Окончив школу, он мечтает продолжить образование и в 1878 году уезжает в Мюнхен и поступает в Баварскую академию художеств в класс польского живописца-баталиста Ю. Брандта.

Живя и учась за границей, он ежегодно приезжал на родину и всякий раз обязательно посещал Кавказ. Художника волновала могучая природа Кавказа, он пишет этюды, делает бытовые зарисовки, которые затем использует для работы в своей мастерской в Мюнхене.

По окончании академии в 1883 году он получает заказ на создание 17 картин для Тифлисского военно-исторического музея «Храм Славы». Картины, написанные в разные годы в течение почти 10 лет повествуют о важнейших событиях 200-летней войны на Кавказе и о среднеазиатских походах русской армии. На тему одной из картин серии художник создал свою первую панораму «Штурм аула Ахульго» (1888 г.), которая открыла новую страницу в его даровании. К этому времени в западноевропейском искусстве панорама как вид монументальной живописи достигла расцвета. Ее изобретателем считается шотландский художник Роберт Баркер, который в 80-е годы XVIII века создал круговое изображение родного города Эдинбурга, которое было написано акварелью на бумаге, наклеенной на холст.

Первая панорама Ф. А. Рубо демонстрировалась в Мюнхене и Париже и принесла ее создателю заслуженную славу: он был удостоен звания профессора Баварской академии художеств и ордена. Молодому художнику представлялась возможность повезти свое произведение в Берлин и Вену, но он отказался, надеясь показать его в России. В 1896 году панорама «Штурм аула Ахульго» была выставлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленно-художественной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон по проекту архитектора В. В. Шене. Панорама воспроизводила один из решающих эпизодов Кавказской войны - взятие русскими войсками резиденции Шамиля в селении Ахульго 22 августа 1839 года, привлекла всеобщее внимание и вызвала восторженные отзывы. Известный художник Н. Н. Каразин назвал ее «чудом искусства». И когда в августе 1901 года встал вопрос о создании панорамы «Оборона Севастополя», заказ был передан Ф. А. Рубо как «известному мюнхенскому художнику».

Работа очень увлекла художника и 15 октября он приехал в Севастополь. Здесь Рубо тщательно ознакомился с материалами и архивными документами, собранными в музее Севастопольской обороны, прошел по местам бывших боев, осмотрел расположение оборонительной линии. Известно, что в Севастополе Рубо встречался с участниками и очевидцами обороны. Особенно важной для него была встреча с генерал-лейтенантом Ф.Э. Келлером, который 6 июня 1855 года (этот день отображен в панораме) участвовал в ожесточенной схватке с врагом, решившей исход сражения.
Для создания этюдов и зарисовок в распоряжение художника было выделено обмундирование и оружие периода обороны, а в качестве натурщиков привлекались около двух взводов пехоты и отделение матросов. Одетые в форму того времени, солдаты и матросы не только позировали художнику, но и изображали отдельные моменты боя, работу у орудия, штыковую атаку, переноску тяжестей и т. п. Рубо широко пользовался фотографией, фиксируя отдельные моменты, а также делал зарисовки с натуры.

Здесь же были сделаны контурные рисунки и эскизы композиции панорамы. Один из них - «Портрет двух офицеров». Слева в белом кителе - капитан 2 ранга в отставке Н. И. Костомаров. В период обороны лейтенант Костомаров командовал знаменитой батареей его имени впереди 4-го бастиона, которая подвергалась ежедневно такому обстрелу вражеской артиллерии, что могла действовать, как вспоминают очевидцы, только до полудня. К этому времени все орудия батареи были обычно уже сбиты, и их приходилось восстанавливать до следующего утра. Несколько раз распространялся слух, что Костомаров убит, но он остался жив. А в 1901 году в качестве начальника музея Севастопольской обороны оказал большую помощь Рубо в подборе нужных материалов.

Написав около 50 этюдов, Рубо выехал в Петербург, где в течение месяца создал эскиз будущей панорамы. Художник выполнил его тушью тонкой кистью на бумажной полосе длиной 11,5 метра и шириной 1,08 метра. В январе 1902 года эскиз был выставлен для обозрения в Зимнем дворце в Петербурге, привлек внимание военных специалистов, участников обороны, художников.

Рубо охотно принимал все дельные советы, но решительно возражал против того, чтобы выделить тех или иных генералов. В панораме, считал художник, следует изобразить один, самый яркий, по его мнению, день обороны - отражение штурма 6 июня 1855 года и показать зрителю события этого дня с Малахова кургана.
5 февраля 1902 года эскиз панорамы был утвержден. Собрав все необходимые сведения и проведя огромную подготовительную работу, Рубо уехал в Мюнхен, где с помощью своих коллег, художников Щенхена, Мерте и Фроша, а также 20 студентов Баварской академии около двух лет напряженно трудился над созданием панорамы.
Работы велись в предместье Мюнхена в специальном павильоне, построенном художником на собственные средства. Холст для живописного полотна шириной 6 метров был выткан в Брюсселе на фабрике Моммена и подвешен в павильоне на деревянном кольце диаметром 36 метров. Нижнюю часть холста прикрепили к тяжелому железному кольцу того же диаметра, чтобы создать нужное натяжение ткани. На цементном основании павильона но окружности проходили рельсы, по которым перемещались рабочие площадки художников. Лестницы и подвесные беседки помогали им передвигаться по огромному полотну панорамы.

Вначале художники нанесли на холст рисунок (в соответствии с утвержденным эскизом), а затем приступили к работе красками. Пейзажная часть панорамы была выполнена Леопольдом Шенхеном. Рубо осуществлял общее руководство работой и сам писал все наиболее сложные места.
Летом 1904 года панорама была закончена. Живописное полотно навернули на деревянный вал длиной 15 метров, сечением один метр, и поместили на двух сцепленных вместе железнодорожных платформах. В отдельном вагоне привезли модели предметного плана, весившие одиннадцать с лишним тонн. К этому времени в Севастополе по проекту инженер-подполковника Оскара Ивановича Энберга было построено специальное круглое здание с классическим порталом, облицованное инкерманским камнем. Купол поддерживался стропилами из литой стали общим весом 52,4 тонны. На крыше здания имелась небольшая площадка для осмотра города и окрестностей. В разработке проекта принимал участие известный архитектор Валентин Августович Фельдман.
3 сентября 1904 года Ф. А. Рубо с помощью своих учеников, впоследствии известных мастеров М. Грекова и М. Авилова приступил к подвеске картины и установке предметного плана. Художник проверил на месте общий цветовой строй картины, а затем «списал» предметный план с живописным полотном.

В ноябре 1904 года панорама была установлена.

Размер картины составлял 14 на 115 метров, натурные макеты занимали площадь 900 кв.м. Стоимость здания оценивалась в 115 000 рублей, картины – 85 000 рублей. Картина была укреплена на специальных подвесах и не прикасалась к стене. Свет поступал через большое кольцевое окно в крыше и отражался на картину полотняным рефлектором, укрепленным под потолком. Нижним краем картина сливалась с предметным планом, доходившим до подножия смотровой площадки, расположенной в центре помещения. На предметном плане Рубо поместил натуральные пушки, ядра, укрепления, макеты сооружений, фигуры людей.

Из Петербурга прибыла комиссия, но принять картину отказалась. От Рубо требовали исключить из композиции фигуру адмирала П. С. Нахимова и показать вместе него главнокомандующего князя М. Д. Горчакова, которого в день сражения 6 июня на Малаховой кургане не было. Предлагались и другие подобные «поправки».
После этой комиссии приехали еще три, но и их требования Рубо выполнить не согласился. Наконец 14 мая 1905 года, в обстановке назревающих в стране и, в частности в Севастополе, революционных событий, четвертая комиссия вынуждена была принять и открыть панораму, а 27 мая 1905 года панораму открыли для всеобщего обозрения.

Весной 1909 года картину свернули и увезли в Петербург для показа царю. Сам Николай II не рискнул ехать в революционно настроенный Севастополь, а решил под благовидным предлогом вывезти из города панораму и заставить Ф. А. Рубо внести в нее угодные правительству изменения.

Для временной установки масштабного живописного произведения неподалеку от Зимнего дворца, на Марсовом поле, специально отстроили деревянный павильон. Перед открытием царь в сопровождении свиты посетил панораму. Художнику было высказано неудовольствие по поводу нарушения им «высочайше одобренных и установившихся Официальных понятий». Имелось в виду, что вопреки желанию царя и других августейших особ, в панораме слишком много солдат и матросов, имеющих портретное сходство с героями обороны; опять встал вопрос о Нахимове. Сколько ни пытался Рубо доказать, что пользовался самыми достоверными источниками, ему дали понять, что если он не подчинится, то изменения внесут без него и в дальнейшем в его услугах вряд ли будут нуждаться. Пришлось фигуру П.С.Нахимова закрыть облаком дыма, снять портретное сходство некоторых героев. Однако князя Горчакова Рубо все-таки не нарисовал.

Когда Панорама по возвращении из Петербурга второй раз устанавливалась в павильоне на Историческом бульваре, оказалось, что необходимо вырезать большой кусок холста с осыпавшимся красочным слоем и заменить его вновь написанным фрагментом. Для выполнения работ  Рубо вновь прибег к помощи Авилова, Безродного, Добрынина, Ахикьяна, Лучуна и Мартыщенко.

В годы Гражданской войны и военной интервенции панорама несколько раз закрывалась. Осенью 1918 года интервенты Антанты намеревались забрать и вывезти панораму во Францию, но этому помешали рабочие Корабельной стороны.

 

В 1926 году М. Б. Греков поставил вопрос о необходимости реставрации картины. Он обратился к своему учителю Ф. А. Рубо с письмом, в котором просил его приехать в Советский Союз. Но художник был уже стар и болен, к тому же он только что пережил смерть любимой дочери. В ответном письме, благодаря за приглашение и сожалея, что приехать не сможет, выразил уверенность, что его ученики и сами справятся с этой работой. Реставрация под руководством М. Б. Грекова прошла успешно. Фигура П. С. Нахимова была восстановлена на прежнем месте.


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Положение в осажденном Севастополе городе становилось тяжелым. Участились налеты вражеской авиации, усилился артиллерийский обстрел. Перед партийными и советскими органами Севастополя встал вопрос об эвакуации панорамы. По воспоминаниям бывшего секретаря Севастопольского ГК ВКП(б) Б.А.Борисова, специальная комиссия после обследования пришла к выводу, что живописное полотно, провисевшее около 40 лет в помещении без отопления и освещения, без соблюдения режима влажности и других непременных условий для хранения живописи, было уже очень ветхим, пересохшим, имело много осыпей красочного слоя. При снятии и транспортировке морем картина могла погибнуть. Поэтому вопрос об эвакуации оставался открытым, но были приняты меры к противопожарной защите панорамы.


25 июня 1942 года пять самолетов Ю-87, спикировав, сбросили бомбы на панораму. Усилился артиллерийский обстрел, и несколько снарядов попало в здание. Немедленно были организованы спасательные работы. 3 июля 1942 года газета «Красный черноморец» писала: «Большая часть полотна была сорвана взрывами со стены и лежала на полу… Потолок - горел. Краснофлотцы тт. Волович, Маметов и Каверин, младший сержант Шек, краснофлотец тов. Мещеряков и другие самоотверженно спасали картину. Краснофлотцы сворачивали драгоценную, сухую, как порох, материю в трубку и выносили из пылающего здания… Потолок начал с треском обваливаться. Все покинули здание. Но на стене еще оставалась часть неубранной картины. Тогда мл.сержант тов. Шек бросился в огонь и ценой огромных усилий спас еще одну часть картины».


На завертывание холстов было выделено 200 одеял. Всего было сделано 36 рулонов, вес некоторых из них был так велик, что их с трудом грузили на машину.


Спасенные фрагменты панорамы под фашистским обстрелом ночью погрузили на последний надводный корабль, прорвавшийся в осажденный город, лидер эсминцев «Ташкент».

Корабль подошел к севастопольскому берегу в районе Камышовой бухты ночью. Несмотря на артобстрел и усиливавшийся ветер, команда сумела быстро принять на борт 2 000 раненых, женщин, детей и спасенные фрагменты панорамы.

Рейс оказался очень тяжелым. Корабль подвергался жестокой бомбардировке. Более 300 бомб сбросили на него фашисты. Экипаж «Ташкента» во главе с командиром В. Н. Ерошенко самоотверженно спасал корабль.

На помощь терпящему бедствие лидеру эсминцев из Анапы вылетели истребители 7-го истребительного полка. Чтобы ободрить людей на «Ташкенте», дать им почувствовать, что их защитники рядом, летчики снизили самолеты до бреющего полета. Пролетая низко над морем, они увидели полузатонувший корабль, палуба которого едва ли на полметра возвышалась над водой. Пассажиры и команда стояли на палубе так тесно, что трудно было поднять руку, чтобы приветствовать летчиков.


Пришла помощь и по морю из Новороссийска. С «Ташкента» были сняты пассажиры, и сам он взят на буксир. В тот же день спасенный корабль и его спасатели благополучно прибыли к месту назначения.


Первоначально фрагменты панорамы находились в одной из новороссийских школ. Здесь, по свидетельству старейшего художника-панорамиста Н. Г. Котова, их развернули, просушили и отправили дальше в глубь страны. В Новосибирске панораму вновь развернули и тщательно обследовали. Живопись, разрезанная на куски, сильно пострадала. В спешке холст не сматывали, а складывали. Это привело к большим осыпям красочного слоя. Полотну оказали «первую помощь»:  очистили от грязи, выровняли, промыли живопись специальной эмульсией и закрепили красочный слой рыбьим клеем с медом. После этого фрагменты сгруппировали и накатали на валы. Так панорама хранилась в Новосибирске, а в конце 1943 года была отправлена в фонд Третьяковской галереи. Из 1 610 кв. м. общей площади холста удалось спасти более 2/3 - 1 116 кв. м. с главными батальными сценами. На 86 кусках холста насчитали около 6 000 пробоин и других повреждений, покрытых грязью, песком и пылью.


В первые послевоенные годы встал вопрос о восстановлении панорамы. Обследование полотна показало, что полная его реставрация невозможна из-за слишком больших повреждений и утрат. Оставался единственный путь: по сохранившимся фрагментам, авторским эскизам и фотографиям создать новую панораму.

24 октября 1950 года было принято решение завершить все работы по воссозданию панорамы к столетию первой обороны Севастополя. Во главе творческого коллектива, которому предстояло вернуть к жизни шедевр Ф.А.Рубо, стал народный художник РСФСР академик Василий Ниолаевич Яковлев (1893-1953).
В 1953 году, после смерти В. Н. Яковлева, коллектив возглавил народный художник РСФСР академик П. П. Соколов-Скаля (1899-1961).
К группе старшего поколения художников, принимавших участие в восстановлении панорамы, относятся П. М. Шухмин, Б. Н. Беляев, В.И.Гранди, Г. А. Захаров, Н. Г. Котов, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А.П.Романов, Н. И. Фирсов. Беляев, Гранди, Котов и Фирсов уже принимали участие в панорамных работах, организованных М. Б Грековым.
В группу входили и более молодые художники, чье творчество только начиналось в 1940-1950-е годы: Ю. Н. Трузе-Терновская, Н. К. Соломин, А.П.Мерзляков, А. Ф. Суханов, Е. И. Лобанов, Б. Г. Коржевский, Б. Ю. Лоран. Все они воспитанники московских художественных вузов, ученики выдающихся советских живописцев П. Д. Корина, Е. И. Ефанова, В.Н.Яковлева.
Помогали художникам студенты института им. Сурикова: Лариса Чорбадзе, Вячеслав Филимонов, Олег Толстой, Кира Иванова. Много труда вложили и художники-моряки, старшие матросы И. Ефремов, Б. Бурлуцкий, Б. Беляев.
Военную консультацию осуществляла группа консультантов под руководством выдающегося военного деятеля адмирала флота Советского Союза профессора И. С. Исакова. Консультанты уточнили дислокацию неприятельского флота, позицию русских кораблей, принимавших участие в обороне Севастополя, направление и характер артиллерийского огня, расположение земляных и других укреплений воюющих сторон на тех участках, которые не удалось восстановить на полотне Рубо.
Кандидат военных наук А. Н. Кузьмин на основе архивных документов составил подробный развернутый план всех фортификационных сооружений Малахова кургана на 6 июня 1855 года - день сражения, изображенного в панораме. Большую помощь художникам оказали также кандидат исторических наук Б. И. Зверев и начальник музея Черноморского флота П.П.Болгари.
Рисунок панорамы восстанавливался по спасенным фрагментам старого полотна, фотографиям и старым буклетам. Очень ценными оказались английские фотографии, сделанные на другой день после взятия союзниками Южной стороны Севастополя. По ним художники уточняли картину разрушенного города.

Одновременно в Москве велись работы по воссозданию предметного плана.
В панораме Рубо предметный план был сделан из земли. В местах соединения с картиной ее посыпали сухими красками, которые не могли сохраняться долгое время. Земляная пыль, оседавшая на живописном полотне, портила впечатление от картины. Кроме того, такой предметный план невозможно было чистить.

Советские художники Б. Н. Беляев, Н. И. Фирсов и Б. Н. Котов в результате долгих творческих поисков создали особую огнеупорную мастику, в состав которой вошли лигнин, столярный клей, гипс или алебастр, рыбий (осетровый) клей и пенька.
Предметный план возводился на подстолье (деревянная рама), обтянутом холстом, на который в качестве грунта накладывалась мастика. Покрытая теми же красками, что и картина, она сливалась с живописью, и этим удалось достигнуть полной иллюзии незаметного перехода от натурного плана к живописи.

В процессе работы рождалось много новых технических приемов, композиционных решений, которые обогатили предметный план. Например, советские художники ввели жанровые сцены «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой».
На основе анализа живописного холста панорамы Рубо, сделанного в Третьяковской галерее, был составлен рецепт грунта и красок для новой панорамы.
Все подготовительные работы были закончены и можно было приступать ко второму этапу работы - написанию нового живописного полотна и созданию огромного, площадью почти в 1 000 квадратных метров, предметного плана.

В Севастополе в это время по проекту архитектора В.П.Петропавловского восстанавливалось разрушенное фашистами здание панорамы. Строителям во главе с прорабом В. В. Граббе предстояло реконструировать 1 600 квадратных метров фасада и заделать до трех тысяч крупных и мелких пробоин, восстановить металлический каркас крыши, провести все столярные, малярные и прочие строительные работы.
В новом здании были устранены недостатки старого: построен цокольный этаж для служебных помещений, утеплена крыша, оборудовано электроосвещение, установлены приборы для кондиционирования воздуха, что позволяло теперь поддерживать определенный температурный режим, необходимый для лучшей сохранности полотна.

Первыми в Севастополь выехали художники Н. Г. Котов, В. И. Гранди и Н. И. Плеханов. Они руководили оборудованием здания для навески полотна и установления предметного плана.

В начале 1954 года был сшит и навешен холст, к грунтовке его приступили 30 марта. О масштабах работ можно судить по тому, что на грунтовку было израсходовано более 200 килограммов осетрового клея, 400 килограммов цинковых белил, 110 килограммов олифы, свыше 1 000 куриных яиц и многое другое.

15 апреля 1954 года в Севастополь прибыла основная группа живописцев и стала наносить рисунок на холст. Для этого с помощью нивелира, помещенного в центре смотровой площадки, наметили на холсте линию горизонта. Она проходила на уровне глаз зрителя, стоящего на смотровой площадке. С 12 частей картона, выполненного в Москве, были изготовлены диапозитивы. Затем в центре смотровой площадки, принятом за центр Малахова кургана, установили проекционный фонарь с мощным объективом. Отбрасываемый на полотно рисунок точно сориентировали по сторонам света, в соответствии с истинным положением на местности. Контуры проекции рисунка обвели акварельными красками, сопоставили детали с картоном и фрагментами оригинала. К 10 мая 1954 года рисунок панорамы был закончен и художники приступили к живописным работам.
Кроме воссоздания цветового строя картины, предстояло решить еще ряд сложных задач. Одной из них было написание неба, так как эта часть полотна панорамы Рубо почти полностью погибла.

Н. Г. Котов и Н. И. Плеханов провели огромную экспериментальную работу по подбору колеров, написали много этюдов. Г. А. Захаров скопировал тон неба с сохранившихся фрагментов, и при подборе красок использовались его выкладки.
Советские художники решили показать на панораме восходящее солнце и дать соответствующее освещение всей картине. Им удалось это сделать столь успешно, что С. Н. Сергеев-Ценский, одним из первых посетивший панораму, записал в книге отзывов: «Очень поразило меня небо над многострадальными бастионами, до того тонко переданы нюансы утреннего освещения».

Для написания жанровой части картины вся площадь живописного полотна была разделена на квадраты. Каждый художник писал определенный участок, в пределах которого старался довести живопись до возможного соответствия с оригиналом. Учитывая, что на полотне Рубо краски потемнели, тона подбирали более светлые.
Изучая архивные материалы, советские художники нашли много исторически достоверных фактов, которые Ф. А. Рубо, связанный условиями царского заказа, очевидно, не смог отобразить в картине. Советские художники внесли дополнения, не нарушая общей композиции панорамы. Так появились эпизоды: «Приезд Н. И. Пирогова на перевязочный пункт Малахова кургана», «Возвращение матроса Кошки на бастион», «Дети у мортиры», «Матрос Трофим Александров» и т. д. Всего новые эпизоды составили 244 квадратных метра полотна.

16 октября 1954 года, в год столетия первой героической обороны Севастополя, возрожденная панорама была открыта.

Источники:

Шебек Н. В. Панорама «Оборона Севастополя. 1854-1855» : очерк-путеводитель / Н. Шебек. Симферополь : Таврия, 1975.

Журавлева Н. С. «Работали топорами и минимальным пожарным инвентарем…» : неизвестные факты спасения Севастопольской панорамы // Военно-исторический журнал. 2018. № 12. С.62-67.

Заказать издания по теме в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Дубровин Н. Ф. Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг. "Русская Троя". Москва Москва : Яуза : Эксмо, 2014.

Дубровин Н. Ф. 349-дневная защита Севастополя. Санкт-Петербург : Русская Симфония : Библиотека академии наук, 2005.

Зайончковский А. М. Оборона Севастополя: подвиги защитников: краткий исторический очерк с иллюстрациями. Санкт-Петербург : Издание Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, 1904.

Лаговский А. Н. Оборона Севастополя: Крымская война 1854-1855 гг. Москва : Воениздат, 1939

Лукашевич К. В. Оборона Севастополя и его славные защитники: [для бесплатных народных библиотек и читален: для чтения воспитанников кадетских корпусов]. Москва Издание Т[оварищест]ва И. Д. Сытина, 1912.

Читать в Донской электронной библиотеке:

Берг Н. В. Записки об осаде Севастополя: с двумя планами. Москва, 1858

Бестужев-Лада И. В. Крымская война 1853-1856 гг.. Москва, 1956.

Героическая оборона Севастополя, 1854-1855: альбом. Москва, 1955.

Венков А. В. Казачество юга России в Крымской войне, 1853-1856 гг.: сборник документов. Ростов-на-Дону, 2017.

Дубровин Н. Ф. Восточная война 1853-1856 годов: обзор событий по поводу соч. М. И. Богдановича. Санкт-Петербург, 1878.

Кокорев В. А. Путь севастопольцев: рассказ. [Кронштадт, 27 августа 1856]

Парский Д. П. Севастополь и памятники его обороны: с 225 рисунками и портретами в тексте и 14 планами, картами и чертежами. Одесса, 1903.

Погосский А. Ф. Оборона Севастополя: беседы о войне 1853-1855 г.. Санкт-Петербург Фену и Жуковский, 1878.

Сборник известий, относящихся до настоящей войны. Санктпетербург, 1854-1859.

Сборник рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Санкт-Петербург, 1872-1873.

Слава Севастополя: сборник к пятидесятилетию Севастопольской войны. Москва, 1906.

Троицкий Д. И. Оборона Севастополя: очерк. Санкт-Петербург, 1909

Чернышевский Н. Г. Рассказ о Крымской войне по Кинглеку. Москва, 1935.

Эсадзе Б. С. Тверские драгуны на Кавказе: Восточная война 1854-1856. Тифлис, 1898.


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы