ул. Пушкинская, 175А

Хлеб в языке и фольклоре донских казаков

Автор статьи:
Екатерина Кутепова
1149
28 декабря 2024
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода и солнце. К ним можно отнести и хлеб — продукт человеческого труда, символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Он сопровождает нас от рождения до старости, являясь одним из основных продуктов питания и всегда присутствуя в рационе человека.

Во все времена люди в своей жизни отдавали хлебу дань уважения, считали его даром Божьим. Отношение к хлебу выражается в народном фольклоре, в том числе в фольклоре донских казаков: в пословицах, поговорках и сказках. Эта тема также нашла отражение в художественных произведениях донских писателей, где хлеб символизирует жизнь, плодородие и семейные ценности.



Чтобы хлеб вырос, нужно потрудиться. Весенние полевые работы начинались с хороводов. В некоторых станицах хороводная игра входила в трудовой процесс, была его неотъемлемой частью. Фольклорист В. Г. Головачев описывает общественный праздник — первый весенний выезд в поле в станице Провоторовской: «В поле становились одним большим станом, разжигали костры, повара заваривали кашу, а молодежь начинала водить хороводы. Взявшись за руки, парни и девушки двигались по кругу и пели:

Как на горе мак.
Под горою мак,
Мак, мак, маковушки.
Золотые головушки.
Станьте, станьте все в ряд!
Зелен мак!

Все вдруг приседали, а вожатый спрашивал старика в центре хоровода:

— Дедушка, не поспел ли мачок?
— Нет. — отвечал старик. — Только пахать собираюсь.

И снова звенела песня. А старик на вопросы вожатого не спеша рассказывал, как он готовил плуг, как пахал землю, как сеял мак, как затем мак взошёл, зацвёл, созрел, и теперь его можно собирать. Весь долгий трудовой процесс встаёт перед глазами молодых земледельцев, и радостно им браться за дело, так ярко опоэтизированное в песнях и танцах.

После хороводных игр все садились в круг есть «польскую» (от слова «поле») кашу, а потом уже разъезжались по своим участкам и приступали к работе».



В фольклоре донских казаков есть пословицы и поговорки о хлебе, например такие:

На пашне потрудился, так и хлеб уродился.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
Не замесишь густо, коли в амбаре пусто.
Повеселимся и спляшем, только землю вспашем.
Урожай бывает не от росы, а от пота.
В поле — казак вольный, а дома — хозяин хлебосольный.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
В том и честь — чужой хлеб задарма не есть!
Кому честь дорога, пообедает и без чужого пирога.
Для добрых коней овса не жалей!
Коня гони не кнутом, а овсом.
Не гладь коня рукой, а гладь овсом.
Кто атаман в стане, тому и блины в сметане.
Погулял бы казак в чужом стане, да дома блины в сметане.



«Цена хлеба и золотой кареты», так называется донская казачья сказка:

Жил в Москве богатый боярин, жил и не тужил. Вдруг пришёл указ от царя Петра Первого — ехать ему под турецкую крепость Азов, служить государеву службу. Собрался боярин в дорогу, велел заложить шестериком свою золотую карету. В пути остановился он в одном селе, а там как раз был сам царь. Он тоже ехал под турецкую крепость Азов. Увидал Петр Первый золотую боярскую карету и остановился. Вокруг него собрались знатные дворяне.
— Ну, как вы думаете, - спросил их царь, — что она стоит? Какова ей цена?
Стоят дворяне, друг на друга поглядывают и никак не могут определить цену золотой кареты. Царь от них так и не дождался ответа. Позвал тогда к себе мужичков, что тут неподалеку стояли, и говорит им:
— Вот дворяне никак не могут определить, что стоил эта карета. Не знаете ли вы ей цену? Мужички подошли поближе.
— Знаем, — говорят они.
— Так скажите.
Одни из них вышел наперед, посмотрел на царя и на дворян и так начал свою речь:
— В доброе и хорошее житьё этой карете и цепы нет, а в трудное время она не стоит и черствой краюшки хлеба.
Дворяне начали тут над мужиком смеяться, а царь им говорит:
— Он сказал истинную правду, золотые кареты требуются только боярам да дворянам для праздных потех и глупых затей, а хлеб и государству, и народу нужен в любое время. Он всему голова, запомните это и никогда не забывайте.



В «Большом толковом словаре донского казачества» встречаются «хлебные» слова, например: калба́шка, зава́лушек, кула́га, заку́ска, кру́глик и другие. Что же они значат?

Калба́шка — небольшой круглый хлеб. «Паставила калбашку в печь» (поселок Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области).

Зава́лушек — кусочек залежавшегося хлеба. «Сели йисть, хлеба нету, тык фсе завалушки пасыбирали».

Кула́га — каша из пшеничной муки. «Пшанишную муку заваривали кипятком, патом в ниё дабавляли ягады» (хутор Нижнегнутов Чернышковского района Волгоградской области).

Заку́ска — изделие из теста, жаренное на растительном масле. «Набьють яиц, сахару паложуть, муки и раскатають тоничка-тоничка, патом режуть на лентачки, и тада как хош делай закуски» (хутор Парамонов Морозовского района Ростовской области).

Кру́глик — круглый пирог с начинкой. «Пирох жа пикём — ета назывался круглик, а пирох на хлеп гаварили» (посёлок Багаевский Багаевского района Ростовской области).

В рассказе Михаила Шолохова «Нахалёнок» помните, как отец привёз Мишке гостинец — чёрствый пряник… Ведь это тоже о ценности хлеба:

Для отца он — Минька. Для матери — Минюшка. Для деда — в ласковую минуту — пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, — «эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!»
А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы — Мишка и Нахалёнок.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Вот за глаза-то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец. Со службы принёс он сыну в подарок старый-престарый, зачерствевший от времени вяземский пряник и немножко приношенные сапожки. Сапоги мать завернула в полотенце и прибрала в сундук, а пряник Мишка в тот же вечер раскрошил на пороге молотком и съел до последней крошки...



И отзывающиеся болью в сердце строки из романа «Они сражались за Родину»:

В одном месте, обходя остановившуюся на дороге автоколонну, Звягинцев сорвал на краю поля уцелевший от пожара колос, поднёс его к глазам. Это был колос пшеницы «мелянопус», гранёный и плотный, распираемый изнутри тяжёлым зерном. Чёрные усики его обгорели, рубашка на зерне полопалась под горячим дыханием пламени, и весь он — обезображенный огнём и жалкий — насквозь пропитался острым запахом дыма.

Звягинцев понюхал колос, невнятно прошептал: — Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет, как от цыгана… Вот что с тобой проклятый немец, окостенелая его душа, сделал!

Он бережно размял колос в ладонях, вышелушил зерно, провеял его, пересыпая из руки в руку, и ссыпал в рот, стараясь не уронить ни одного зёрнышка, а когда стал жевать, раза три тяжело и прерывисто вздохнул.

За долгие месяцы, проведенные на фронте, много видел Звягинцев смертей, людского горя, страданий; видел разрушенные и дотла сожжённые деревни, взорванные заводы, бесформенные груды кирпича и щебня на месте, где недавно красовались города, видел растоптанные танками и насмерть покалеченные артиллерийским огнём фруктовые сады, но горящий спелый хлеб на огромном степном просторе за всё время войны довелось ему в этот день видеть впервые, и душа его затосковала. Долго шёл он, глотая невольные вздохи, сухими глазами внимательно глядя в сумеречном свете ночи по сторонам на угольно-чёрные, сожжённые врагом поля, иногда срывая чудом уцелевший где-либо возле обочины дороги колос пшеницы или ячменя, думая о том, как много и понапрасну погибает сейчас народного добра и какую ко всему живому без жалостную войну ведет немец.

Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнём зелёных разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха, а потом снова расстилалась по обеим сторонам дороги выжженная земля, такая тёмная и страшная в своей молчаливой печали, что временами Звягинцев не мог на неё смотреть.



Но любой войне приходит конец и пусть в каждом доме будет «запах горячего хлеба», как символ мира на нашей земле.

Над Доном во сне я лечу
В просторах бездонного неба
И там приземлиться хочу,
Где запах горячего хлеба,
Где пахнет парным молоком,
В лучах утром росная слякоть,
Арбуз разбивать кулаком
И пить его алую мякоть.
Хочу с городской суетой
Хотя бы на время расстаться,
Чтоб встретиться с той красотой
И там на всё лето остаться.

В. Малахов
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы