ул. Пушкинская, 175А

Дом, где родился художник

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
3818
24 ноября 2020
Рыбак, занятый своим обычным делом, вдруг отвлёкся и с восхищением засмотрелся на радугу, – как не понять его эмоции! Эта картина, которой, среди прочих, всегда любуешься как в первый раз на втором этаже новочеркасского Музея донского казачества, очень напоминает Таганрогский залив Азовского моря. Да только вряд ли оно так; а вот «Мишкина балка», написанная в 1885 году, – это уж точно наше, родное: урочище в трёх верстах от столицы донского казачества.
Николай Никанорович Дубовской, художник из младшего поколения передвижников, родился в доме казака-сотника (в современном понятии – лейтенанта), в типичном донском курене, только устроенном по-городскому: нижний этаж каменный, второй – деревянный, с резными наличниками и карнизом. Галерея с трёх сторон, веранда, обращённая к саду, ставни… Любил мальчик забираться на крышу, откуда открывался вид на долину реки Тузлов и бесконечные степи, но рисовал – облака. (Интересная параллель: спустя много лет он по заказу земляков напишет известнейшее полотно «Туча надвигается»). Подростком его определили в Киевскую военную гимназию (там преподавал дядя, Аркадий Андреевич); домой юноша приезжал только летом. Но военная карьера Дубовского не привлекла, и как стипендиат Войска Донского в 1877 году он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств (мастерская пейзажной живописи М. К. Клодта).
О родном Новочеркасске Дубовской помнил всегда: принимал участие в создании «Общества донских художников», присылал на городские выставки свои работы. Дом, в котором жила его семья, ещё в 1892 году был продан: мать и две сестры уехали из города, и художник, редко навешавший Новочеркасск, останавливался либо у брата Евгения на Скородумовской (ныне Просвещения) – бок о бок с домиком Митрофана Грекова, – либо у племянника Валентина Евгеньевича на Мариинской (ныне Дубовского).
А в декабре 1913 года (Дубовскому тогда было сорок четыре) он отправил письмо в Новочеркасскую управу письмо, в котором предлагал городу и собственные картины, и коллекцию картин своих соратников: Шишкина, Ярошенко, Васнецова, Поленова, Владимира Маковского (его работ – особенно много), Мясоедова, Касаткина и других, – с оговоркой: я всё это передам «только после того, как будет… закончено в своей постройке здание Донского художественного музея».
Идея создать в городе музей и художественную школу принадлежала Дубовскому и другому известному на Дону художнику – пейзажисту Ивану Ивановичу Крылову, тоже готовому передать в него свои картины и этюды. Два года Николай Никанорович добивался от городских властей, чтобы они выделили специальное здание; даже подготовил устав музея!
Участок для строительства определили; племянник художника Валентин Евгеньевич Дубовской – главный архитектор Новочеркасска – выразил готовность составить проект дома безвозмездно (кстати, в Москве можно видеть немало его зданий в стиле модерн). Но грянули Первая мировая, революция, гражданская… А в начале 1918-го Николай Никанорович умер в Петрограде от паралича сердца.
Волю его так и не выполнили. Коллекцию, которая хранилась в Русском музее, доставили в город в 1946-м; её принял Музей донского казачества. И почти всю спрятал в запасниках: картины развешивать негде.
Дубовской, не принявший модернистских течений и лишь немного позволивший себе проявить симпатию к импрессионизму, был верен своей собственной правде восприятия пейзажа, и это здорово. Только ситуация в Новочеркасске сложилась таким образом, что самая большая в стране коллекция его работ долгое время была неизвестна. Положение спасло создание музея в здании Атаманского дворца (до 2001 года его занимала администрация города) – филиала музея истории Донского казачества: появилась возможность развернуть постоянно действующую выставку.
Осталось разобраться с улицей Дубовского. С какой это радости Мариинскую, а после революции – Коммунальную – назвали именем Дубовского? Логика проста: дом, где родился художник, всё-таки в стороне от центра (это по меркам Новочеркасска – «в стороне»; а по меркам мегаполиса – в двух шагах), Коммунальная же – в самом центре, и к тому же есть уважительная причина: здесь ведь жил племянник Валентин Евгеньевич Дубовской, предоставлявший приют своему дяде. Мало того: мемориальную доску к 100-летию художника укрепили на доме, принадлежавшем брату Николая Никаноровича; и только спустя восемь лет переставили туда, где она и должна находиться.
…Тихий, непарадный квартал Новочеркасска – Воспитательная улица (ныне Фрунзе) – прилегает к тузловским склонам и тянется параллельно проспекту Ермака, нацеленному на Войсковой собор. Здесь – своего рода архитектурный заповедник: скромные, но изящные кирпичные дома в стиле эклектики и модерна, затемнённые ветвями старых деревьев. И вот среди них – невзрачное серое гладкостенное здание, возведённое по принципу донского куреня: с «низами», отмеченными ставенками. Это и есть дом, где родился Николай Никанорович. То есть… почти тот самый дом. Дело в том, что в зиму 1951–1952 года в нём случился пожар. В результате частичной реконструкции и ремонта, которые проводились силами четырёх живших в нём семей, изменился главный фасад, исчезла деревянная резьба.
Единственное украшение – узорный металлический навес над входом.
Взобраться бы на крышу тёплым летним вечером да полюбоваться облаками, как поступал мальчик Коля – будущий художник! Но не стоит: хозяева не поймут.

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы