Ричард Форд "Канада"
Когда родители пятнадцатилетних Дела и Бернер, добропорядочные и скромные люди, решают внезапно ограбить банк, жизнь подростков полностью переворачивается. Отныне не только все пойдет у них иначе, они сами станут иными. Дел, прирожденный наблюдатель, разглядывает происходящее с ним и вокруг него с интересом ученого, пытаясь осмыслить суть и течение жизни, но ее водовороты увлекают его, затягивают, швыряют в полный хаос из событий и не-событий. Ограбление банка, три убийства, одинокая жизнь в прериях, встреча со странными и опасными людьми, словно явившимися прямиком из романов Достоевского – вовсе не этого ждал пятнадцатилетний мальчишка накануне обычного школьного года. Но вместо школы – путешествие в Канаду, мистическую и невозможную страну, столь обыкновенную и столь иную, в место, которое находится на грани всего – сна и яви, реального и ирреального, будничного и невероятного. «Канада» – это состояние души, внутренний побег. По какую бы сторону границы человек не оказался, он остается тем, кем был. Человек не меняется, потому что не он управляет судьбой, а судьба управляет им. Роман Ричарда Форда настолько эмоционально захватывающий, что сложно представить себе, что-то более совершенное. Форд по сути дал название доселе не названному состоянию души – канада. Романы больших идей – редкая птица в современной литературе, а "Канада" еще и полна завораживающе прекрасных описаний, поразительных мыслей, ироничных диалогов и тонких душевных перестроений.
Андрей Платонов "Чевенгур. Сокровенный человек. Котлован"
Андрей Платонов – один из самых значительных и самобытных прозаиков в истории русской литературы, писатель-философ, главным инструментом которого стал уникальный язык, отразивший исконную простоту мира и, как писал Валентин Распутин, «приземленную, как бы сознательно не поднимающуюся над землей мудрость». По словам Андрея Битова, «Платонов сумел написать свои тексты вот этим, каким-то дохристианским языком первобытного зарождающегося сознания. …Может быть, Платонова надо читать детям, может быть, они поймут это легче — и вовремя». В настоящем издании представлены наиболее известные и значимые произведения Андрея Платонова, в числе которых роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Сокровенный человек», «Ювенильное море», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Цветок на земле» и др.
Джонатан Франзен "Перекрестки"
Декабрь 1971 года, в Чикаго и окрестностях ожидается метель. Расс Хильдебрандт, священник одной из пригородных церквей, почти готов положить конец своему безрадостному браку, но тут выясняется, что и его жене, Мэрион, у которой есть собственные тайны, семейная жизнь тоже опостылела. Их старший сын, Клем, приезжает из университета домой, приняв решение, которое в скором времени потрясет Расса. Единственная дочь, Бекки, звезда школы, внезапно погружается в водоворот контркультуры, а третий из детей, Перри, продававший младшеклассникам наркотики, решает стать лучше. Каждый из Хильдебрандтов ищет свободы, а все остальные члены семьи мешают друг другу ее обрести.
"Перекрестки" не только напоминают Толстого или Флобера, но заставляют поверить, что большой реалистический роман конца XIX века был вершиной литературы как вида искусства. Антон Долин
В библиотеке с 7 октября 2022 г.
Данте Алигьери "Божественная комедия"
«Божественная комедия» — грандиозный памятник поэтической культуры и настоящая энциклопедия средневекового мировоззрения. В ней поэт совершает путешествие через три царства загробного мира и с удивительной наглядностью и ясностью изображения дает живую, запоминающуюся картину происходящего там. Читатель следует за Данте, созерцая все модели человеческой жизни и посмертной судьбы: одни персонажи навсегда погрязли в грехе, другие застигнуты автором на переходной стадии к добродетели, третьим дарован путь к совершенству. Гениальная структура «Божественной комедии» соотносится с воздушными сферами Розы Рая, где поэту уготована встреча с боготворимой им Беатриче.
Простой народ воспринимал поэму Данте буквально. Боккаччо рассказывал о двух жительницах Вероны, которые, заметив проходившего мимо Данте, обменялись многозначительными репликами. «Посмотри, — сказала одна, — вот тот, кто спускается в Ад и, возвращаясь оттуда, когда пожелает, приносит весть о пребывающих там грешниках. Другая ответила: «Должно быть, ты права: посмотри, как борода его курчава, и лицо его черно от дыма и копоти адского огня». В наши же дни историки и критики до сих пор не прекращают споры о том, чем является это великое произведение: «путеводителем» по загробному миру или попыткой познать непознаваемое, найти рациональное в иррациональном, показать людям путь от мрака и скорби к свету и радости.
Джеймс Кэмпбелл, Уилл Прайс "Книги. Всемирная история библиотек"
Самая известная и полная книга, рассказывающая историю библиотек как архитектурных объектов по всему миру. Богато иллюстрированный рассказ о возникновении и развитии книг от начала письменности и до наших дней. Книжные собрания всегда служили способом демонстрации культуры и образованности их владельцев. Каждая эпоха и культура формировала их так, чтобы они отражали приоритеты своего времени и рассказывали историю самой цивилизации. В какой-то момент слово библиотека стало означать не только сами книги, но и здания, где они находятся. В своей высшей форме библиотека - настоящее произведение искусства, сочетающее в себе живопись, скульптуру, интерьер и архитектуру. От проектов первых библиотек Древнего Рима до Национальной библиотеки в Париже архитекторы стремились превзойти друг друга, создавая новые и все более впечатляющие здания.
Харуки Мураками "От первого лица"
Новый сборник рассказов Харуки Мураками.
В целом он автобиографический, но "Кто может однозначно утверждать, что когда-то произошло с нами на самом деле?"
Все это воспоминания, но затронутые темы актуальны всегда.
Казалось бы, мы все уже знаем о Харуки Мураками. А вот оказывается есть еще истории, которыми автор хочет поделиться.
О чем они? О любви и одиночестве, о поиске смысла жизни, в них мистические совпадения, музыка, бейсбол. Воспоминания, бередящие душу и то, что вряд ли кому-то сможешь рассказать. Например, о том, что ты болтал за кружкой пива с говорящей обезьяной.
Или о выборе пути "Выбери я что-нибудь иначе, и меня бы здесь не было. Но кто же тогда отражается в зеркале?"
Вот такой он Харуки Мураками — с ним хочется грустить, удивляться чудесам, быть честным с собой, вспоминать собственные мистические совпадения в жизни. Захочется опять послушать Beatles, джаз и "Карнавал" Шумана.
В библиотеке с 30 сентября 2022 г.