ул. Пушкинская, 175А

«Храм Флоры» Р. Дж. Торнтона





Роберт Джон Торнтон родился во второй половине 18-го века (1768 г. - 21 января 1837 г.) в семье английского поэта, эссеиста и критика Боннела Торнтона, основавшего свой собственный сатирический журнал.

Юный мистер Торнтон обучался в Тринити-колледже при кембриджском университете, где, прослушивая лекции о ботанике, вдохновился на изучение этого предмета. Восхищаясь достижениями Карла Линнея в области ботаники, Торнтон стал одержим рядом идей и начал прилагать все усилия для их осуществления. Задуманная в грандиозном масштабе, работа Торнтона должна была состоять из трех частей: диссертации о репродуктивном цикле растительных форм; объяснение системы растений Линнея, иллюстрированное ботаническими рисунками и портретами ботаников; и издание книги «Храм Флоры» (1807-1812 гг.), в которой должно было быть не менее семидесяти больших иллюстраций с экзотическими видами растений, расположенными в соответствии с системой классификации Линнея. И как присуще целеустремленному человеку он воплотил в жизнь все поставленные цели, но работа над изданием «Храма Флоры» стоила наибольшего труда.

Создание иллюстраций для неё осуществлялось в различных техниках - акватинта, меццо-тинто, точечная гравировка и штриховка с гравировкой или офортом, это требовало участия большого количества художников. Среди тех, кого Торнтон нанял для работы, были: Филип Рейнагл, выполнивший большую часть подготовительных рисунков, Авраам Петер (известный своими квази-готическими пейзажами), Сиденхэм Эдвардс и Питер Хендерсон, а также гравировщики Ричард Эрлом, Джеймс Колдуолл и Томас Берк. Из всего множества иллюстраций только изображение «розы» было создано по зарисовке Торнтона и доработано Ричардом Эрлом.

До конца 1700-х годов у ботанических иллюстраторов было принято размещать свои объекты на простом фоне, чтобы подчеркнуть научную структуру, или в сценах, помещающих растения в их естественную среду. В «Храме флоры» каждая иллюстрация – это отход от «стерильной» детальности в более глубокое, более темное содержание. Взору читателей предстают гротескные формы на фоне невероятных, драматических декораций. Рядом с иллюстрациями располагаются комментарии и цитаты известных ученых, а также поэмы и стихотворения, посвященные изображенным растениям. 

Идея, которую воплотил в жизнь Роберт Торнтон, была принята его современниками очень холодно и подвергнута критике – это был полный провал. Всё его состояние потрачено на бесконечные издательские расходы, а семья доведена до нищеты... На фоне сложившихся материальных трудностей Торнтон не смог включить в издание все 70 иллюстраций, а только 33. Также, чтобы поправить своё кризисное положение в 1811 году он натолкнулся на идею «Королевской ботанической лотереи», результатом которой, должен был быть розыгрыш призов различного уровня. В розыгрыше участвовали оригинальные рисунки, полные копии его работ, а также уменьшенные копии всех его изданий. Лотерея не увенчалась успехом, и состояние Торнтона так и не восстановилось…

Решение издавать «Храм Флоры» было самым безрассудным с точки зрения издательского дела и в то же время, самым поразительно красивым изданием ботанической иллюстрации, которое когда-либо печаталось в Англии и в мире. В настоящее время, оригинальные рисунки, подготовленные для издания «Храм Флоры» и напечатанные копии находятся в различных коллекциях и в частности представлены в Joel Oppenheimer Gallery.

Некоторые иллюстрации из книги «Храм Флоры» Р. Дж. Торнтона можно рассмотреть в сборнике К.Б. Графтона «Ботаническая иллюстрация. Мотивы & Идеи. Источник вдохновения для творческих личностей» из фонда Донской государственной публичной библиотеки.

Текст © Бондаренко Ирина

Поделиться:

Рубрики блога:

Коллекция растений


Подбор литературы