ул. Пушкинская, 175А

Мария Сибилла Мериан – натуралистка, сделавшая науку красивой





     Мария Сибилла Мериан (2 апреля 1647, Франкфурт-на-Майне, Германия – 13 января 1717, Амстердам, Нидерланды) одна из самых известных женщин в науке, немецкая натуралистка и художница. Её работы, в которых она детально изображала развитие и трансформацию насекомых в процессе метаморфоза способствовали развитию энтомологии в конце 17 - начале 18 веков.

Когда Марии было 3 года, её отец, известный художник, гравёр и издатель Маттэус Мериан скоропостижно скончался. Её воспитанием занималась мать Йоганна Сибилла Хейм и в дальнейшем отчим, художник натюрморта Якоб Маррель. Именно он разглядел в Марии талант и занялся её обучением живописи. Проживая в семейном доме во Франкфурте, девочка собирала насекомых и другие образцы для художественных композиций отчима. Вместе с матерью Мария занималась вышивкой шёлком, и поскольку этот материал был очень дорогим, семья решила самостоятельно производить его нити, и занялась разведением шелкопрядов. Сложно передать какой восторг этот процесс вызывал у девочки, с самого детства её поражало безграничное число форм и расцветок окружавших её растений и насекомых, а теперь у неё была возможность самостоятельно выращивать и изучать их.

С того времени, как Мария стала осознанно вести свои наблюдения, она всё переносила в рукописный журнал, который не оставляла в течение 40 лет. К тому моменту, когда она уже больше не могла держать кисть в руке, на страницах журнала было 317 великолепных акварельных иллюстраций (в настоящее время этот рукописный журнал хранится в Российской академии наук в Санкт-Петербурге).

В 1665 году Мария Сибилла Мериан вышла замуж за Иоганна Андреаса Граффа, ученика своего отчима. Через три года у пары родилась первая дочь Йоханна Хелена, и вскоре после этого семья переехала в Нюрнберг, родной город супруга. В течение следующих 14 лет Мария не прекращала работать и создала серию акварельных гравюр популярных цветов. Эти иллюстрации были опубликованы между 1675 и 1680 годами в трехтомнике Blumenbuch («Книга цветов»), который позже был переиздан с 36 иллюстрациями и предисловием как Neues Blumenbuch («Новая книга цветов»).

В 1678 году у пары родилась вторая дочь Доротея Мария. Не смотря на трудности материнства, в следующем году Мария опубликовала первый том Der Raupen wunderbare Verwandelung, und sonderbare Blumen-nahrung («Гусеницы, их чудесное превращение и своеобразное питание из цветов»). Второй том появился в 1683 г., в котором были показаны метаморфозы мотыльков и бабочек. Каждое насекомое было изображено на растительном источнике пищи или рядом с ним и сопровождалось текстом, описывающим стадию развития насекомого. Эта работа была отмечена за ее научную точность и за установление нового стандарта в научной иллюстрации.

Если научно-исследовательская жизнь Марии процветала, то отношения с супругом показались ей исчерпавшими себя, что привело к разводу и её переезду с детьми в Амстердам. Ещё одна из причин переезда именно в этот город заключалось в том, что в Амстердаме женщинам разрешалось открыть своё дело и обеспечивать себя самостоятельно, зарабатывая на жизнь. Попав в круг общения с энтомологами и коллекционерами, Мария познакомилась с различными образцами растений и насекомых из стран, в которых она никогда не бывала. Это знакомство поселило в ней желание отправиться в грандиозное путешествие.

Так, в 1699 году в возрасте 52 лет Мария вместе с младшей дочерью, которая также как мать питала любовь к науке, отправились в запланированную пятилетнюю экспедицию в Суринам, расположенный на северном побережье Южной Америки. Поселившись в Парамарибо, вместе с Доротеей они собирали, изучали и составляли иллюстрации растений, насекомых и других животных местных джунглей. Из-за жаркого климата находиться в этом месте для Марии стало невозможным и менее чем через два года её состояние вынудило их вернуться в Амстердам.

Вернувшись домой с богатым изобразительным материалом, она также собрала собственную коллекцию засушенных насекомых и растений Суринама. В 1705 году она опубликовала Metamorphosis Incorum Surinamensium («Метаморфозы насекомых Суринама»). Это самая значимая и признанная работа в ее карьере. Цветные иллюстрации в ней раскрашены вручную самой Марией и её дочерьми. Подобно предыдущей работе «о гусеницах», «Метаморфозы насекомых Суринама» изображала насекомых на растениях-хозяевах и вокруг них и включала в себя текст, описывающий каждую стадию развития. Эта работа была исключительной ещё и потому, что была одним из первых иллюстрированных рассказов о естественной истории Суринама.

В год смерти Марии Сибиллы Мериан ее акварельные работы были куплены Петром I. Лейб-медик и хранитель коллекций Роберт Арескин (1677–1718) по указу царя заплатил 3000 гульденов за две больших книги, в число которых входили 254 цветные иллюстрации. К 1741 году в Академии наук хранилось, по данным каталога Кунсткамеры,  восемь альбомов с оригинальными рисунками художницы. Впоследствии, Доротею Марию вызвали в Санкт-Петербург, где она работала у царя научным иллюстратором и стала первой женщиной, принятой на работу в Российскую академию наук. Старшая дочь - Йоханна Хелена, которая переехала со своим мужем в Суринам в 1711 году, также стала самостоятельным известным художником-натуралистом.

Труд Марии Сибиллы Мериан - великое наследие, её имя на века записано на страницы учебников, а до появления евро, её изображение и одна из гравюр были нанесены на купюру в 500 немецких марок.

В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится двухтомное издание, которое представляет собой собрание репродукций 50-ти полностраничных акварелей из творческой жизни М.С. Мериан под названием «Ленинградские акварели», изданное в Лейпциге в 1974 году.

С работами учёной можно ознакомиться, обратившись к ресурсам национальной электронной библиотеки, а также  "Обществу Марии Сибиллы Мериан", в котором, исследователями её трудов собрана  информация о её жизни, работе и многом другом.


Текст © Бондаренко Ирина

Поделиться:

Рубрики блога:

Коллекция растений


Подбор литературы