«Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ…»
А. А. Фет
Плющ - как вечнозелёное растение символизирует бессмертие, а вследствие своей цепкости – упорство в жизни и устремлениях. По одной из версий, представленных учёными - ботаниками, название растения происходит от кельтского слова «hedea» - шнур и «helisso» - виться.
Данное растение считается одним из самых древних декоративных культур, которое выращивалось еще в Древнем Риме. Встречается плющ в Западной, Центральной и Южной Европе, а также в Юго-Западной Азии. В России встречается на Черноморском побережье Кавказа, а также Крыму и Молдавии. Основной ареал произрастания - лиственные леса, преимущественно дубовые, реже буковые. Как присоски, корни растения цепляются за опору и оплетают всё вокруг.
Бесспорно, плющ самое распространенное и достаточно неприхотливое лиственное растение в комнатной культуре, которое прекрасно заполняет большие пространства и вписывается в любой интерьер. Если есть опора, то плющ непременно взберется по ней, независимо от того стена это, забор или даже обои. Единственная опасность этого растения – ядовитые плоды, при этом плющ - превосходный медонос. На Кавказе он цветёт в сентябре, мёд из него получается очень плотный, быстро «садится» (кристаллизуется) и имеет мятно-ментоловый привкус.
Символические значения
Плющ заключает в себе множество смыслов, зачастую прямо противоположных. Древние египтяне связывали его способность сохранять вечнозеленый облик с возможностью к возрождению, олицетворяя жизненную силу бога Осириса, который ежегодно воскресал из мёртвых.
В Древней Греции он служил эмблемой веселья и любви и являлся священным растением бога виноделия Диониса (у древних римлян Вакха).
Плющ был атрибутом музы комедии и лёгкой поэзии Талии. Её изображали с комической маской в руках и венком из плюща на голове. Также при различных торжествах и на пирах поэты украшали свои головы венками, сделанными из этого растения.
В античной лирике плющ, подобно виноградной лозе был символом вольности, чувственной любви и веселья.
…Там, кожей барсовой одетый, как в порфиру,
С тимпаном, с тирсом он являлся божеством.
То в играх хмелем и плющом
Опутывал рога, при смехе нимф, сатиру,
То гроздия срывал с изгибистой лозы,
Их связывал в венок, венчал свои власы,
Иль нéктар выжимал, смеясь, своей ручонкой
Из золотых кистей над чашей среброзвонкой,
И тешился, когда струей ему в глаза
Из ягод брызнет сок, прозрачный, как слеза.
Аполлон Майков. Вакх
В мифологии
О рождении единственного бога, имевшего двойственную природу – наполовину божественную, наполовину человеческую сложено множество мифов. В одном из них говорится, что Зевс, влюбившийся в прекрасную Семелу - дочь фиванского царя Кадма, пообещал исполнить любую ее просьбу. Тот час же девушку возненавидела богиня Гера (жена Зевса) и захотела ее погубить. Приняв образ старой женщины, Гера сказала Семеле, чтобы та попросила Зевса явиться в облике Громовержца. Царевна, поддавшись на уловку Геры, пожелала увидеть Зевса во всём его великолепии. Вот только Зевс знал, что ни один смертный не переживёт встречи с ним в этом обличье, но из-за данной клятвы был обязан исполнить желание любимой. Он явился перед Семелой в ослепительном блеске и сверкании молний, и она погибла, испепеленная пламенем. Но ребенок, которого ждала царевна, остался жив. Казалось, он тоже обречен на смерть, но разве мог погибнуть сын самого Зевса? Как по волшебству, в момент его рождения, отовсюду вырос густой зеленый плющ, защитивший своей прохладной листвой появившегося на свет бога Диониса.
⃰ ⃰ ⃰
Кельтская легенда о Тристане и Изольде передавалась из уст в уста. Трагическая история молодых влюбленных стала вдохновением для многих авторов, написавших свои версии этого романа, меняя даже финал, а художники выразили свои впечатления от истории на холсте, а композиторы создали неповторимые музыкальные произведения.
Но всё же, нас интересует другой факт, в этой истории на могилах влюбленных выросли и переплелись виноградная лоза и плющ - как символ их вечной любви.
В искусстве
Будучи символом бога Диониса, мастера греческой вазописи, создавая свои творения, изображали на них самого бога и его спутников – сатиров и менад в венках из плюща, а также украшали им тирс (жезл). Мраморные статуи, запечатлевшие различные воплощения бога, также изображают его с уже знакомыми нам символами, виноградной лозой и венком из плюща (см. представленные ниже изображения).
В христианской символике времен Средневековья, плющ означал упорство в следовании по избранному пути (например «в вере»), терпение, бессмертие души. Это значение передалось в последующие эпохи и отразилось в творчестве различных художников. Так, например, на картинах художника эпохи возрождения Бернарда ван Орлея в серии «Отдых на пути в Египет» можно найти неоднократное изображение плюща.
Другой знаменитый художник более позднего времени Альфонс Муха питал необычайную страсть к композициям, неотъемлемым атрибутом которых являлись растения. Это могли быть разного рода виньетки, орнаменты, афиши, портреты и многое другое, неудивительно, что на некоторых работах нам повстречалось изображение плюща.
В интерьере
Со второй половины 19 века плющ стал наиболее популярным среди вьющихся комнатных растений в России. Он обвивал колонны, стены, трельяжи, решётки и ширмы, легко менял направление роста, место крепления, был неприхотлив и годился для любых помещений. В период, когда Россию захватила мода на декорирование пространства, комнатные растения идеально дополнили пространство и стали неотъемлемой частью интерьера.
Сегодня плющ с удовольствием используют не только в качестве предмета интерьера, но и активно задействуется флористами для оформления свадебных церемоний и других праздничных мероприятий.
Большим плюсом содержания этого растения является его свойство очищать воздух. Плющ на 30-40% уменьшает содержание патогенных микробов в воздухе, поэтому его рекомендуется разводить в офисных и производственных помещениях, а также на объектах рядом с фабриками, заводами и автомагистралями.
Ещё, плющ вносит положительную энергетику в помещение. Считается, что он дает энергию и силу, а нерешительным людям – уверенность в себе.
Более подробно узнать о самом растении, способе его выращивания и уходе можно, ознакомившись с книгами из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Надежкин С.Н. Полезные, вредные и ядовитые растения. Москва, 2015.
Дополнительная литература из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Античная литература. Рим. Москва, 1999.
Античные орнаменты. Москва, 2009.
Гамильтон Э. Мифология. Москва, 2022.
Дзуффи С. Большой атлас живописи. Москва, 2002.
Еврипид. Трагедии. Москва, 1969.
Иван Лендл: Альфонс Муха. Москва, 2018.
Шедевры Северного Возрождения. Москва, 2010.
Шоу Г. Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и "Книги мертвых". Москва, 2021.
Текст © Бондаренко Ирина