Это растение интересует цветоводов не только как «поставщик» зелени для добавки к букетам, но и как красивое лиственное растение с изящными, ажурными, словно кружева, побегами.
Аспарагус (лат. Asparagus) – представитель семейства спаржевых растений (ранее относился к лилейным) в природе насчитывает более 300 видов, некоторые из которых выращивают в домашних условиях уже более 100 лет.
Asparagus asparagoldes (спаржевидный) имеет овальные ложные листья и плоды, источающие запах апельсина. Asparagus densiflorus (густоцветный) «поставляет» цветочным магазинам зелень для букетов. Сорт Мейера отличается прямыми или слегка изогнутыми ростками, длиной до 60 см и обильно покрытыми листьями. Asparagus falcatus (серповидный) – быстро разрастающаяся «вьющаяся спаржа» с метровыми побегами, а потому особенно подходящая для зимнего сада. Asparagus setaceus (щетинистый) выделяется очень нежными игольчатыми листочками. Раньше это растение часто использовали при составлении букетов, тем более, что в конце лета после цветения у него иногда завязываются красные ягодки.
Именно эта всем знакомая «ёлочка», которую бабушки к 1 сентября на местных рынках используют для оформления цветочных букетов из гладиолусов и астр, и есть спаржа!!! Многие садоводы даже не подозревают, что она растёт у них на приусадебном участке.
Спаржа – многолетнее двудомное растение. В диком виде встречается по всей территории Средней и Южной Европы. В России растет от Краснодарского края до Сибири. На женском растении после цветения появляются красные ягодки, в которых находятся семена. Мужские образуют больше побегов-ростков, но они грубее, тоньше и менее вкусны, чем у женских.
Съедобными у спаржи являются молодые побеги, отрастающие от корневища весной, а зеленая вегетативная масса в пищу не употребляется и нужна только для фотосинтеза. Если растение выращивается в качестве овоща, то срезать веточки нельзя, именно они помогают кусту весной образовать молодые побеги.
После легкой бланшировки спаржу можно добавлять в любые салаты, использовать в приготовлении супов. Она, как черешковый сельдерей, везде хороша.
Спаржа была источником вдохновения и восхищения на протяжении веков. Различные ее воплощения в искусстве и литературе демонстрируют ее универсальность как символа и предмета. Будь то натюрморты, кулинарные тексты или ботанические иллюстрации, спаржа остается любимым и вдохновляющим овощем.
«Если бы я был царь, всегда бы ел спаржу!», – говорил герой в повести А.И. Куприна.
И.А. Гончаров «Обломов»: «Как вдруг этот барин, — разбирала она, — станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…».
Аппетитнее всего спаржа описана в рассказе английского писателя У. С. Моэма «Завтрак»: «Появилась спаржа. Она была необычайных размеров, сочная и аппетитная. Аромат растопленного масла щекотал мои ноздри, как запах дымящихся тельцов, сжигаемых благочестивыми иудеями, щекотал ноздри Иеговы».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»: «Вот это так спаржа! В Петербурге за этакую спаржу рублик серебрецом платить надо. Покойный братец сам за нею ухаживал! Вон она, Бог с ней, толстая какая!».
Как модель спаржа очень «фотогеничная», ее часто можно увидеть на холстах и фотографиях. Известна история о необычном натюрморте Эдуарда Мане. В 1880 году Шарль Эфрусси — известный меценат и коллекционер купил у художника маленький натюрморт «Пучок спаржи». Эфрусси был настолько доволен работой, что вместо условленных 800 франков послал Мане 1000. Мане ответил изысканно. «На сдачу» он отправил покупателю крохотный (169 × 219 мм) холст «Спаржа» с изображением лишь одной веточки, приложив записку: «Одной вам не хватает».
Сама по себе история не заслуживала бы упоминания, если бы этот единственный стебелек не был истинной жемчужиной, без сомнения утверждающей стилистику новейшей живописи. Но на тот момент вряд ли Мане мог вообразить, что его картина-шутка будет храниться в музее!
Нестандартность – это уникальность, которая придает изюминку не только людям и их творениям, но и цветам, и букетам. В наши дни создатели съедобных букетов собирают оригинальные композиции из ягод и сладостей, раков и мясных изделий, фруктов и овощей, в том числе из спаржи. Но раньше терминов флорист, а тем более фуд-флорист не было.
Флористика как отдельная профессия появилась довольно поздно. Да и названия для нее долгое время не было. Людей, которые работали с цветами и растениями, называли по-разному. И обязанности у них могли быть различные. Флористику и цветочный дизайн никак не отделяли от цветоводства, садоводства и торговли цветами. Никаких учебников и учебных пособий не было. Лишь в 17 веке в Италии появились небольшие книги, посвященные цветоводству и цветочному оформлению садов и интерьеров.
В России история флористики в основном повторила все то, что было в Европе. Сначала цветами просто украшали все, что считали нужным: цветы ставили к иконам во время церковных праздников, с их помощью защищали жилище от нечистой силы, их дарили любимым людям, ими «убирали» дворцы правителей.
У царя Алексея Михайловича в Кремле были оранжереи с экзотическими цветами, привезенными из-за границы. Позднее – в начале 18 столетия – стали уже целенаправленно сочетать, например, стили оформления интерьера и украшающих его цветочных композиций. К этому времени с легкой руки Петра I цветоводство стало в России довольно популярным и прибыльным занятием. Царь, любивший все необычное и яркое, сам с удовольствием благоустраивал в Летнем саду Санкт-Петербурга грядки с «заморскими» растениями.
Флористика как отдельная, особая профессия утвердилась на Западе только к середине 20 века. Правда, тогда более популярным было название «фитодизайн». Тогда же начали появляться и специальные учебные заведения.
В СССР после Великой Отечественной войны было много специалистов, работавших с цветами и другими растениями. Но слово «флорист» у нас почти не использовали. Зато было много «озеленителей», «цветоводов» и «декораторов». В ходу также были термины «аранжировщики цветов» или позднее «фитодизайнеры». Их произведения вполне могли конкурировать с работами западных мастеров. Цветочные композиции украшали залы для дипломатических приемов и холлы гостиниц, аэропорты и учебные заведения. С их помощью оживляли спортивные соревнования, художественные выставки, показы мод…
Растения – не только прекрасные помощники в оформлении интерьера и букетных композиций. Они улучшают микроклимат, создают благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Общение с ними отвлекает от стрессов и спасает от повседневных забот, сближает нас с природой. Кроме того, они обладают способностью улучшать и очищать воздух.
Несколько крупных комнатных растений в больших кадках с землей могут существенно повлиять на повышение влажности воздуха. Поскольку в большинстве наших домашних служебных помещений воздух очень сухой, особенно во время отопительного сезона, то и здесь они играют положительную роль. Кроме того, растения выделяют кислород, пусть даже в небольших количествах, и поглощают вредные вещества.
В российском «Квалификационном справочнике должностей» строчка «флорист» появилась только в 2009 году. Сейчас флористы могут обмениваться опытом на международных выставках и соревнованиях.
Независимо от того, как ранее называлась их профессия, назначение у нее всегда было одно – дарить людям красоту и радость, делать мир более гармоничным и добрым, будь то букет из прекрасных лилий или из такого чудесного овоща, как спаржа.
Более подробно узнать о разновидностях растения аспарагус, способе его выращивания и уходе можно, ознакомившись с книгами из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Воронцов В. В. Комнатные растения от А до Я. Москва, 2013.
Герман М. Ю. Эдуард Мане. Москва, 2016.
Крюгер У.1000 прекрасных растений в вашем доме. Москва, 2000.
Рычкова Ю. В. Комнатные растения. Москва, 2005.
Туркан Д. Магия флористики. Москва, 2023.
Хейтц Х. В мире цветов. Калининград, 2001.
Текст © Татарова Марина