В мифологических представлениях восточных славян образы растений занимали особое место. Роль диких и культурных растений в жизни человека всегда была настолько велика, что со временем стал мифологизироваться не только растительный мир, но и всё, что обеспечивало его существование (земля, дождь, вода). Растения, прежде всего, связывались с идеей жизни и плодородия. В народных представлениях они часто одушевлялись и наделялись человеческими качествами. Они могли дышать, чувствовать, разговаривать, поэтому их нельзя было рвать, рубить или осквернять.
Верба
В народно-православной русской культуре до сих пор одним из самых значимых растений является верба, которая и дала название церковному празднику - «вербное воскресенье». Согласно Евангелию, после того как Иисус Христос воскресил Лазаря, он с учениками отправился в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху. Люди, узнавшие о сотворенном чуде, приветствовали его на улицах города и устилали его путь пальмовыми ветвями. С крещением Руси этот обычай был изменен с учетом христианских традиций, и на смену пальмовым веткам пришли ветви вербы.
О необычных свойствах вербы было известно ещё в дохристианские, языческие времена. Это дерево ассоциировалось с быстрым развитием, ростом жизненной силы и плодородия. Такие представления основывались на том, что верба раньше других распускала почки. Распустившееся дерево обозначало наступающую весну и, согласно мифам, передавало людям здоровье, силу и красоту.
В то же время в народных поверьях верба принадлежит к деревьям, проклятым Богом. По преданию, мучители Христа использовали её для изготовления штырей скреплявших крест. За это, по народным представлениям, верба подвержена точению червями, а в сухом дереве сидят черти.
Иван-да-Марья
Цветок Иван-да-Марья являлся у восточных славян символом купальских празднований (сам праздник в честь Ивана Купала совпадает с днем летнего солнцестояния). В некоторых местностях этот цветок называют «цветок Купавы», «купавка», «купальница». Происхождение цветка связано с древним фольклорным мотивом наказания брата и сестры за кровосмесительный брак.
В основе сюжета лежит история брата и сестры, разлученных в детстве. Они долго ходят по свету, встретившись, и не узнав друг друга, они влюбляются и женятся, и только позже узнают о своем родстве. От стыда и горя, превратившиеся в траву, цветы которой – синего и желтого цвета.
Этот цветок часто использовался в купальских песенных обрядах, в которых воспроизводился мотив противостоящих друг другу стихий – «огня» и «воды». В мифе Иван был связан с «жизнью» и «огнем», а Марья – со «смертью» и «водой». Во время обряда исполнялись песни о происхождении цветка, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер. В день летнего солнцестояния (считается, что в этот день природа достигает наивысшего расцвета) этому цветку приписывались магические силы, которыми старались воспользоваться. По обычаю за ними отправлялись девушки, однако иногда ходили и парни. Сорванные цветы клали в углы избы, чтобы избежать проникновения воров или бросали в печь, чтобы предостеречь жилье от молний во время грозы.
Папоротник (или кочедыжник)
Его срывали накануне Иванова дня ночью с обрядами и заговорами. Считалось, что он цветет огненным цветом раз в году, однако разыскать его непросто, так как он охранялся дьявольской силой. Само предание было основано на невидимом цветении папоротника.
Человека, находившего цветущий папоротник, ждало невероятное чудо. Он мог повелевать людьми, вплоть до правителей и нечистой силы. Он мог узнать, где находится клад и беспрепятственно войти в сокровищницу. Он получал способность знать прошлое и будущее, понимать язык животных, птиц и растений. Считалось, что цветок папоротника приносит удачу и счастье тому, кто его нашел.
Чтобы не пропустить момент цветения, за папоротником пристально следили. Как только цветок обнаружен, по преданию, его нужно сорвать и положить в мешочек, иначе он отделится от растения и будет блуждать по всему лесу. По дороге домой с сорванным цветком в руках запрещалось оглядываться, так как темная нечистая сила могла отнять его, используя колдовство. Предание о цветущем папоротнике лежит в основе сюжета Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Более подробно о других растениях, упоминающихся в русской мифологии, можно узнать, ознакомившись с книгами из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Москва, 2009.
Мифы народов мира : энциклопедия в 2 томах.Т. 2. Москва, 1980.
Русская мифология. Москва, 2007.
Терещенко А. В. История культуры русского народа. Москва, 2008.
Текст © Алентьева Алла