ул. Пушкинская, 175А

Социальное неравенство в царстве флоры



1157

    В настоящее время комнатные растения нельзя назвать элементом роскоши или причудой зажиточных слоев населения. Комнатным растениеводством в той или иной степени занимается чуть ли не каждый второй. Цветы на подоконнике скорее норма, нежели отклонение от неё, они радуют глаз и являются привычным атрибутом домашнего уюта. Однако так было не всегда. Если говорить о мировой истории цветоводства, то рискнём предположить, что, вероятно, люди начали выращивать растения внутри жилища не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. В этой связи исследования, проведенные археологами, могут сообщить нам о том, что появление цветочных горшков случилось в Китае около 5 тысяч лет назад. Конечно, мы остерегаемся окунаться в такую глубокую древность. Доверяя авторитетному мнению историков, можно лишь сказать, что родоначальниками комнатного цветоводства являются китайцы. Традиция выращивать цветы дома наблюдалась и в Древней Греции, и в Древнем Риме. На территории Европы в зависимости от экономических и политических возможностей страны такое явление как домашнее цветоводство стало укореняться в быту в период с XVI по XIXвв.

Обратившись к книгам Элеоноры Басмановой «Старинный цветочный этикет» и «И Флора уронила к ним цветок...», а также к книге Натальи Григорьевой «Цветочный этикет» можно узнать о цветочной традиции в России XVIII – начала XX века. Эти книги увлекательно рассказывают о роли цветов и растений в жизни русского дворянства, рассматривая не только феномен домашнего цветоводства, но и особенности цветочного этикета, а также роль питомцев флоры в игровых, бальных и свадебных традициях.

В России комнатное растениеводство имеет свою историю длиною почти в два века. «В допетровской Руси растений в домах, теремах не держали. Особенности климата часто не позволяли осуществить такую задачу чисто практически. Маленькие окна даже в царских палатах, темные в дневное время комнаты не способствовали популярности подобного отношения к природе. Травы и цветы знали и использовали в практических, лечебных и магических целях. Но в качестве предметов интерьера, украшения парадной одежды и причёски и тем более в качестве подарка цветы до XVIII века в России не были известны» – сообщается в книге «Старинный цветочный этикет». Отечественная история комнатного цветоводства во многом опиралась на европейский опыт. Прежде всего, возникли так называемые оранжереи. Дословно оранжерея – это «сооружение для выращивания апельсинов». Такую роскошь, разумеется, мог себе позволить только королевский двор. Позже в оранжереях стали выращивать растения, которые служили украшением на время проведения торжеств, парадных обедов и других подобных праздничных приёмов. По завершении мероприятий катки и горшки с померанцевыми и миртовыми деревьями возвращались обратно в императорские дворцы. Лишь во второй половине XVIII века с началом строительства в Петербурге новых зданий с более крупными окнами и увеличением световых потоков возникла реальная возможность для разведения растений в комнатных условиях.

Со временем растения начали проникать в жилые помещения и становиться частью домашнего быта. Но широкому распространению комнатного цветоводства препятствовало несколько аспектов: во-первых, большинство растений были привозными и диковинными, в связи с этим стоили недешево, во-вторых, опыт разведения и ухода за комнатными цветами отсутствовал, поэтому позволить себе такую «безделицу», которая могла просто-напросто зачахнуть в петербургском или московском климате могли исключительно богатые дома. Вновь обратившись к книге «Старинный цветочный этикет» найдём такое замечание о цветочных предпочтениях: «В это время в цветочных домах выращиваются самые разные цветы, но наибольшее предпочтение отдаётся незабудкам, гелиотропу, гортензиям, герани, гвоздике, небольшим пальмам и плющу». Говоря о том, как социальное и экономическое неравенство отражалось в цветочной аранжировке домашнего пространства, можно привести следующую цитату: «Магнолии, мирты, гранатовое и кофейное дерево, цветущая сирень и акация выращивались в кругу богатых и знатных. Бегония, традесканции, бальзамины и герань – преимущественно в бедных слоях. Самые же бедные могли позволить себе одну лишь герань. Поэтому её можно было встретить буквально повсюду – и в ремесленной мастерской, и в монастырской келье, и в доме мелкого петербургского чиновника».

В этом смысле литература своеобразное зеркало русского быта. Приметы времени отражаются в каждой детали художественного произведения, нужно лишь внимательнее читать эти знаки. Так, например, быт почти всех бедных и «лишних» людей в произведениях А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского украшает скромный комнатный цветок – герань: «Дома застает он мертвую тишину. Слышно только, как жужжат комары да молит о помощи муха, попавшая на обед к пауку. Окна завешены кисейными занавесочками, сквозь которые краснеют блекнущие цветы герани» (Чехов А. П. «Лишние люди»). Многие выдающиеся деятели искусств имели страсть к домашнему цветоводству, среди них: П. И. Чайковский, А. А. Фет, Н. И. Шишкин, В. Г. Белинский и другие. Интересный «анекдот», иллюстрирующий трепетное отношение Белинского к цветам, зафиксировала в своих воспоминаниях о критике Авдотья Панаева:

«Мы жили на Арбате. Белинский нанял себе комнату от жильцов - против нашего дома, во дворе - и пригласил нас на новоселье пить чай. Комната была у него в одно окно, очень плохо меблированная. Я вошла и удивилась, увидя на окне и на полу у письменного стола множество цветов.

Белинский, самодовольно улыбаясь, сказал:

- Что-с, хорошо?.. А каковы лилии? Весело будет работать, не буду видеть из окна грязного двора. Любуясь лилиями, я спросила Белинского:

- А должно быть, вам дорого стоило так украсить свою комнату?

Белинский вспыхнул (он при малейшем волнении всегда мгновенно краснел).

- Ах, зачем вы меня спросили об этом? - с досадою воскликнул он. - Вот и отравили мне все! Я теперь вместо наслаждения буду казниться, смотря на эти цветы.

Панаев его спросил:

- Почему вы будете казниться?

- Да разве можно такому пролетарию, как я, дозволять себе такую роскошь! Точно мальчишка: не мог воздержать себя от соблазна!

Во второй половине XIX века в России увлечение цветами приобрело огромную популярность. Цветочные мотивы использовались в декоре пространства и одежды, цветы были источником вдохновения для художников, поэтов и даже композиторов, активно развивался цветочный этикет. Комнатным цветоводством увлекались люди разного достатка и положения – от членов императорской семьи и аристократии до мелких чиновников. Ещё больше удивительных фактов и историй о русском комнатном цветоводстве и цветочном этикете вы сможете узнать, ознакомившись с книгами из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Басманова Э. Старинный цветочный этикет. Москва, 2011.

Басманова Э. Б. "И Флора уронила к ним цветок...". Москва, 2010.

Григорьева Н. Цветочный этикет. Москва, 2005.

Текст © Филатова Анастасия


Поделиться:

Рубрики блога:

Коллекция растений


Подбор литературы